Технология развития критического мышления
презентация к уроку на тему
Презентация даёт представление о методах и приёмах технологии развития критического мышления для применения на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.ppt | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Что такое «критическое мышление»? Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт; Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода; Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее; Мышление рефлексивное
Результаты, к которым приводит использование технологии критического мышления Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу; Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой; Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими; Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека; Развитие умения анализировать полученную информацию
Технология развития критического мышления Технологические этапы Фаза 1 Вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации) Фаза 2 Реализация смысла (получение новой информации) Фаза 3 Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Урок развития критического мышления Сами формулируем проблему Анализируем информацию Аргументируем выводы Выслушиваем мнения других Обсуждаем результаты
Некоторые стратегии технологии развития критического мышления
Стратегии технологии развития критического мышления Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии Инвентаризация Верите ли вы… Ключевые слова Читаю – думаю Кластер Таблица ЗХУ ИНСЕРТ Заполнение таблиц Дневник двойной записи Эффективная лекция «Тонкие» и «толстые» вопросы Зигзаг (мозаика) Фишбоун (рыбья кость) Поиск в тексте ответов на вопросы Ответы на вопросы Синквейн, диаманта, хайку Таблицы, кластеры, фишбоуны Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Последнее слово за мной Перекрёстная дискуссия Общая полемика Десятиминутное сочинение Выходная карта Применение
Стадия «Вызов» «Понятийное колесо»
Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе. Тема «Что такое общество»
Стадия «Вызов» Стратегия ЗХУ «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали
Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе. Тема «Причины и начало Первой мировой войны» «З» знаем Мировая война – война, в которой принимает участие много стран Первую мировую войну начала Германия Первая мировая война велась за колонии Россия принимала участие в первой мировой войне «Х» хотим узнать Героев Первой мировой войны Основные события Первой мировой войны Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны Кто победил в войне «У» узнали Антонина Пальшина – одевшись в мужское платье, воевала, была ранена, получила орден от Брусилова Летчик Нестеров – протаранил австрийский самолет и сам при этом погиб В Первой мировой войне участвовал правнук героя Севастопольской обороны адмирала Корнилова капитан Федор Корнилов
Стадия «Реализация смысла» Стратегия «Инсерт» («Условные значки») I – interactive самоактивизирующая N – noting (диалоговая) « » – уже знал S – system системная разметка « + » – новое E – effective для эффективного « – » – думал иначе R - reading & чтения и « ? » – есть вопросы T – thinking размышления
Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе. Тема «Великие географические открытия и их последствия» Значки Ключевые слова Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость – Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары
Графические организаторы: «Кластеры» выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.
Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2 Графические организаторы: «Кластеры»
Приём «Фишбоун» («Рыбная кость») Проблема: Выводы: Причина: Причина: факты: факты:
Фишбоун на уроке истории в 6 классе Тема «Феодальная раздробленность на Руси» Причины распада Древней Руси Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Раздробленность на Руси была неизбежна Не был определен порядок наследования киевского престола Междоусобные войны и борьба за киевский престол Рост и развитие городов Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности
SWOT - анализ Сильные стороны strengths Слабые стороны weaknesses Угрозы threats Возможности Opportunities Тема/ понятие/ факт
SWOT – анализ на уроке экономики в 9 классе Тема «Типы экономических систем» эффективное распределение ресурсов; стимулирует НТП; создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность создает социальное неравенство; не решает социально-экономические проблемы (инфляция, безработица) не развиты такие отрасли как ЖКХ В результате социального неравенства возможны социальные потрясения в обществе; Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами; Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства - свободный выбор поставщиков, сырья, товаров и т.п.; - многообразие форм собственности; - свободная конкуренция; использование наиболее эффективных технологий; самостоятельность производителей Рыночная экономика
Стадия «Рефлексия» Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинства М – «минус», отрицательные черты, недостатки И – «интересно», возможности для развития П М И
Стадия «Рефлексия» Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинства М – «минус», отрицательные черты, недостатки И – «интересно», возможности для развития П Было интересно работать в группе над созданием небольшого проекта Оригинальная работа, все понятно и интересно Мы занимались творчеством Понравилось, что урок прошел в необычной форме М Не было таких моментов Немного шумно, не все группы старались на 100% Нам не достались цветные стикеры И Интересно составлять кластер, т.к. столкнулись с этим 1 раз Работа в группе. И смотреть на работу других людей. Ой, вы не поверите все
Диаманта Тема (существительное) Определение (2 прилагательных) Действие (3 глагола) Ассоциации (4 существительных, переход к антонимичным понятиям) Действие (3 глагола) Определение (2 прилагательных) Антоним теме (существительное)
Диаманта Язычество Древнее, жестокое Почитают, преклоняются, обожествляют Многобожие, идол – храм, единобожие Верят, крестятся, молятся Православное, единое Христианство
Синквейн 1 строка – тема или предмет 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза из четырех слов 5 строка – «смысловой синоним»
Синквейн Человек эпохи Возрождения Человек Всемогущий, Богоподобный Творит, Восхищает, Воспевает Венец созданья – мера всех вещей Титан Россия в 1900-1917 гг Россия царская, самодержавная воюет, подавляет, свергает эпоха мировой войны, революции, гражданской смуты сдвиг в российском обществе Богатство Богатство материальное, нематериальное получать, выиграть, заработать богатство – вода, пришла и ушла Изобилие
Стадия «Рефлексия» Урок обществознания в 11 классе Тема «Культурная жизнь общества» «Понятийное колесо» субкультура контркультура элитарная религиозная молодежная массовая авторская народная духовная материальная Виды культур
Выводы Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности
Данная работа представляет собой описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....
Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"
В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....