Музыкальное мышление. Презентация.
презентация к уроку по теме

 Юсупова Илюза Исламовна

Развитие музыкального мышления у учащихся младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_myshlenie._prezentatsiya_uroka.pptx1.64 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие музыкального мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках фортепиано» Педагогический проект Проект подготовила: Преподаватель фортепиано Юсупова Илюза Исламовна МАУДО «Детская школа искусств» г. Покачи Октябрь 2017 г.

Слайд 2

Цель проекта Активизация процесса развития музыкального мышления учащихся на основе использования игры по слуху и подбора аккомпанемента как приоритетных форм музицирования в классе фортепиано.

Слайд 3

Задачи проекта Обучение знаниям и умениям –концентрировать внимание, вычленять основные элементы музыкального языка, оперировать фактурными и аппликатурными формулами ; Развитие внутреннего слуха ; Формирование навыков подбора аккомпанемента. Формирование потребности в музицировании ; Расширение музыкального кругозора и образно-интонационного словаря; Воспитание волевых качеств – усидчивости, внутренней дисциплины, добросовестности и трудолюбия. Р азвитие и совершенствование музыкальных способностей – чувства ритма, ладового чувства, музыкальной памяти, гармонического слуха ; Р азвитие творческой и познавательной активности учащихся.

Слайд 4

Музыкальное мышление как психологический феномен: В общем виде мышление (англ. – thinking ; немец. – denkens ; франц. – pensee ) определяется как процесс обобщённого отражения действительности, возникший из чувственного познания на основе практической деятельности человека . Музыкальное мышление – это процесс моделирования отношений человека к реальной действительности в интонируемых звуковых образах. Оно возникает в процессе и как результат активного, эстетически окрашенного взаимодействия со звуковой реальностью.

Слайд 5

Принципы развития музыкального мышления 1. Целостная система воспитания, развития, образования, с использованием универсальных средств стимуляции творческо-познавательной деятельности обучающегося. 2. Принцип интеграции знаний различных предметов. 3. Гармонизация учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей развития обучающегося. 4. Принцип доминирования фортепианного искусства .

Слайд 6

Методы обучения В основу модели положен синтез теории и практики. В раздел теории входит изучение основных элементов музыкального языка – мелодии, гармонии, музыкальной формы, фактуры. В практической работе используются разнообразные виды творческих заданий и упражнений. Ведущий принцип организации учебного процесса – позитивный контакт учителя и ученика.

Слайд 7

Методы обучения Общая дидактика исходит из того, что процесс обучения должен состоять из следующих элементов: - ознакомление с фактами; - обобщение новых знаний; - их закрепление; - усвоение навыков и знаний; - связь теории и практики; - проверка достигнутых результатов.

Слайд 8

Ключевые факторы в формировании музыкального мышления: Музыкальное произведение играет роль многоуровневой информационной структуры, а практическая музыкальная деятельность выступает как конкретный механизм обработки этой информации.

Слайд 9

Игра по слуху Игра по слуху выступает в нашей модели как связующее звено между внутренними слуховыми ощущениями учащегося и его ориентировкой на клавиатуре. Умение играть по слуху также способствует развитию музыкальной памяти и практическому освоению различных тональностей, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на процесс музыкального мышления .

Слайд 10

Формирование навыка игры по слуху 4. Фортепианно-технические упражнения 5. Творческие задания Ключ к содержательному наполнению игры по слуху как вида исполнительской деятельности лежит в обращении к разным уровням и этапам музыкально-мыслительного процесса.

Слайд 11

Подбор аккомпанемента Владение навыком подбора аккомпанемента является одной из форм развития гармонического слуха, логического музыкального мышления , музыкальной памяти.

Слайд 12

Формирование навыков аккомпанемента Способствует развитию музыкального мышления

Слайд 13

Уровни и компоненты музыкального мышления Телесность; Прошлый опыт – память ; Мышление – действия ; Мышление – музыкальная коммуникация; Мышление – художественный смысл Содержание и значение уровней музыкального мышления можно представить следующим образом:

Слайд 14

Уровни музыкального мышления: Телесность При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. Именно этим частотам соответствует музыкальная метроритмика, и именно они наиболее подвержены перестройке . Изменения дыхания и пульса, мышечного тонуса, соответствующего ходьбе и танцевальным движениям, являются основными телесными реакциями на музыкальное воздействие . Поскольку музыка всегда сочетает в себе ритмические, звуковысотные , темповые и тембровые показатели, постольку частота дыхания и пульса, биоритмы мозга и неосознаваемая вокализация всегда будут создавать богатую и уникальную картину неосознаваемых двигательных реакций человека при восприятии музыки .

Слайд 15

Уровни музыкального мышления: Прошлый опыт – память С этим уровнем связан музыкальный опыт и личные эталоны восприятия , хранящиеся в памяти, а также значения элементов музыкального языка. К нему можно отнести также образы пережитых ранее психологических ситуаций, актуализируемые в процессе музыкального мышления . Прошлый опыт является обязательным компонентом и при формировании , совершенствовании музыкальных движений. Сохраняются в памяти и минуты высокого духовного подъема в момент осознания художественного смысла музыки, становясь впоследствии эталоном музыкального восприятия.

Слайд 16

Уровни музыкального мышления: Мышление – действия К этому уровню относятся все мыслительные акты, которые связаны с физическими движениями при активном музицировании . Речь идет не просто о гармонии умственного и физического развития на музыкальной основе, хотя и это немаловажно. Музыкальные движения становятся способом , инструментом вхождения в смысловые структуры музыки, причем способом, ярко выраженным вовне, и по тону поддающимся педагогическому контролю . Движения при игре на музыкальных инструментах, движения при певческом звукообразовании, дирижировании , танце – эти традиционные виды движений на уроках музыки последнее время дополняются новыми, такими как пластическое интонирование, двигательное моделирование, пантомима. Главная ценность и новых, и традиционных способов в том, что они отражают не конкретное содержание музыкального образа, а пе-редают основные свойства движения звуковой ткани.

Слайд 17

Уровни музыкального мышления: Мышление – музыкальная коммуникация Данный уровень музыкального мышления более остальных опирается на обобщенный опыт понимания музыки в данной культурной традиции, выраженной в системе норм и эталонов. Музыкальное искусство хранит эмоциональную, духовную информацию. Одна из его функций заключается в передаче этой информации от одного человека к другому, от поколения к поколению. Информация запечатлевается в системе значений музыкального языка. Особенно важно это положение в свете функциональной разделенности музыки на композитора – исполнителя – слушателя .

Слайд 18

Уровни музыкального мышления: Мышление – художественный смысл. Данный уровень музыкального мышления обусловлен адекватным пониманием элементов музыкальной речи.

Слайд 19

Список литературы : Артоболевская, А. «Хрестоматия маленького пианиста». Учебное пособие. – СПб, 2006 . Баренбойм , Л.А. Фортепианная педагогика. – М., 2007. Богоявленская , Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002 . Винокурова , Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы. – Астрахань, 2008. Карнаухова , Т.И. Формирования умений подбора по слуху и транспонирования в процессе инструментальной подготовки учителя музыки. – М., 1990. Суслова , Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. – М., 1999. Шатковский , Г.И. Развитие музыкального слуха. – М., 2010. Ядова , И.В. Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано. – СПб, 2005.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальная обусловленность музыкального мышления

музыкальное мышление как потребность духовного общения, как средство единения людей...

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

Выступление на научно - практической конференции "Формирование музыкального мышления"

Предлагаемый материал - это выступление на научно - практической конференции...

Проект "Развитие музыкального мышления учащихся ДШИ на примере кантиленных пьес".

   В проекте представлены эффективные пути развития музыкального мышления учащихся через анализ интеллектуальной деятельности и культуры музыкального исполнительства кантилены....

Презентация к проекту "Развитие музыкального мышления учащихся ДШИ на примере кантиленных пьес".

   На основании данного проекта разрабатываются и реализуются новые формы организации деятельности учащихся, педагогов и их взаимодействия с родителями, а также психолого – педагогиче...

Постижение музыкального произведения личностью в процессе музыкального мышления.

laquo;Музыка легко передает ощущения массы, скорости, ускорения, силы, направления, а, следовательно, обладает способностью воссоздавать любые виды движения» Подобные ощущения движений в обыден...