Специфика работы с "особенными" детьми
презентация к уроку на тему
Инклюзивное образование- тот результат, к которому должны стремиться все образовательные учреждения. В образовании детей с ОВЗ необходимо не только знать нормативную базу, но и особенности психолого-физиологического состояния ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_tsvety_zhizni.pptx | 404.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ОВЗ в школе! Опрятных, красивых, умных детей учить всегда легче и приятнее. Трудно, а иногда и не преодолимо обучение детей имеющих: нарушение познавательной сферы, речи, лабильность эмоций. А еще!!!!!! Физические особенности развития, которые нарушают их нормальную жизнедеятельность.
«Инклюзия-это не история про жалость» У детей нет барьеров. Все барьеры в головах у взрослых, которые очень долго жили в мире без инвалидов. А инвалиды жили в другом мире. В детском коллективе должна чувствоваться атмосфера абсолютного равенства, сплоченности. А достигнутым результатом будут теплые отношения, главенствующая взаимопомощь. Большое направление работы должно проводится по отношению к родителям. Мало рассказать родителям о инклюзии, нужно показать ее плюсы!
Что дает обычным детям инклюзивное образование? Пример: Если ребенок находится в коррекционном детском садике, где никто не разговаривает, откуда у него возьмется речь? А попадая в инклюзивную среду и видя, как дети говорят, он потянется за ними, все процессы пройдут быстрее. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки Возникает безбарьерное мышление Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него.
Образовательное пространство или инклюзивное образовательное пространство? Благодаря инклюзии каждый ребенок реализует свое конституционное право на образование. В школе должны быть «пропитаны» все инклюзией (и даже технический персонал). Происходит оптимальный процесс коммуникации в группе из 25 здоровых детей, где должны присутствовать не более 3-4 ребят с инвалидностью. Ребята помогают осваивать творческие навыки детям с инвалидностью, тем самым совершенствуются еще больше.
Зачем вообще его учить, ведь он всё равно не станет полноценным человеком? Бетховен был глухим - создал гениальные произведения. Билл Гейтс, который страдает аутизмом- создал огромную компанию, как Microsoft . Кристи Браун диагноз ДЦП (работает только одной левой ногой)- стал художником и новеллистом. Стефен Хокинг , парализован практически полностью-физик и математик мирового уровня, считается вторым по величине ученым 20 века после Эйнштейна.
Ограниченные когнитивные способности Является создателем первых в истории кинематографа звукового и музыкального мультфильмов. Американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер, основатель компании « Walt Disney Productions », которая к настоящему времени превратилась в мультимедийную империю « The Walt Disney Company ». УОЛТ ДИСНЕЙ
Трудности в обучении детей с ОВЗ Им необходимо уделять слишком много времени. Затруднения передвижения по зданию. Большая часть школ в нашей районе не оборудованы всеми нужными приспособлениями для детей с ОВЗ. Ориентируясь на большую массу детей, учитель не уделяет должного внимания в полном объеме детям с ОВЗ.
Работа с родителями. Влияние родителей на процесс обучения. Содержание работы с родителями предлагается планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка Для детей с ОВЗ, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определенных вопросов: включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Общение с родителями, их консультирование. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития. Сформировать адекватную самооценку. Родители должны быть помощниками в образовательном пространстве В минуту трудную всегда ценнее золота поддержка.
Под умственной отсталостью следует понимать такое состояние, при котором наблюдается достаточно выраженное стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшей в результате органического поражения центральной нервной системы. Умственная отсталость затрудняет обучение и воспитание детей. Делает особенно сложным процесс формирования их личности.
Виды умственной отсталости: проявления, особенности взаимодействия, обучения. Умственная отсталость (УО)-определение (МКБ-10). Состояние задержанного или неполного умственного развития познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности. Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.
Особенности! Умственная отсталость является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы. Эмоции умственно отсталых людей не так многогранны и сложны, как у людей с нормальным интеллектом. Важно отметить, что умственная отсталость не имеет тенденции к прогрессированию – т.е. уровень недоразвития интеллекта стабилен, а иногда интеллект даже повышается со временем под влиянием обучения, воспитания.
Умственная отсталость легкой степени (F70) Внешне могут не отличаться от здоровых людей. Память может быть достаточно хорошей. Часто зависимы от учителей или воспитателей, пугает смена обстановки. Распознают плохо эмоции, из-за этого могут возникать сложности при общении. Возможно проявление замкнутости или наоборот стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми. Могут осознавать свое заболевание и стараются скрыть его от окружающих. Независимости в сфере ухода за собой и в практических и домашних навыках.
Учебная сфера при легкой степени Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемост и и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо . Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей . В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности
Умственная отсталость умеренная ( F71) Речь развита частично. Можно развить элементарные навыки для самообслуживания. Словарный запас около 10-20 слов (используется для сообщения о своих желаниях и потребностях). Мышление бессистемное. Не проявляют никакой реакции на предметы или явления, которые не знают. Различают предметы, которые хорошо знакомы. Могут научиться вести счет видимых предметов, объединяют реальные вещи в группу. Заметны двигательные нарушения (неуклюжесть в походке, движения рук и ног запаздывают) Но это достижимо только в процессе долгого обучения.
Умственная отсталость тяжелая ( F72) Зачастую нарушено строение внутренних органов. Речь не развивается, она полностью нарушена (отдельные слоги, либо нечленораздельные звуки, повторяя их бесконечно). Не понимают обращенной речи. Передвигаются неуклюже, с отсутствием сбалансированных движений рук и ног. Дети малоподвижны. Нуждаются в уходе в течение всей жизни.
Диагностика УО IQ является важным, но не единственным критерием умственной отсталости. Оцениваются : бытовые навыки пациента, общее состояние психики, уровень социальной адаптации, перенесенные заболевания. ! Нестабильное эмоциональное состояние (из-за психотравмы ) может подавлять все остальные высшие психические функции. Есть место еще такому событию, как гипердиагностика (ошибочное медицинское заключение) (у детей лишенных опеки или проживающих в интернатах)
Как взаимодействовать? Залогом успешного и продуктивного взаимодействия при умственной отсталости является комплексное воздействие, т.е. применение не только медикаментов, но и индивидуальный подход к обучению, занятия со специалистами – все это необходимо для более успешной адаптации ребенка в окружающем мире. Многие родители затрачивают львиную долю усилий на развитие интеллекта, образование. В первую очередь, ребенка с УО необходимо обучать навыкам самообслуживания, общения, самоорганизации. В развитии и воспитании таких детей нужно применять различные коррекционные методы, которые разработаны отечественными и зарубежными дефектологами и широко освещены в специализированной литературе. Не нужно пытаться обучать ребенка с УО по обычной программе. Лучше начать с коррекционной, а потом уже, оценивая степень динамики, при необходимости, переходить на какие-то другие.
Когда речь идет об обучении умственно отсталых детей, имеется ввиду не столько усвоение знаний, умений и навыков, сколько развитие у ребенка высших психических функций, при помощи которых он и будет усваивать учебную программу. Л.С. Выготский отмечал, что «только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями».
Способы взаимодействия! В работе с детьми с УО широко используются арт-терапевтические методы, музыкальные средства, танец. Таким образом, не замыкаясь на вербальной подаче информации, мы находим больше путей и способов развития такого ребенка. Развивать эмоциональную сферу – изучать эмоции, узнавать, называть их, распознавать свое состояние и настроение окружающих людей. http://www.detivokrug.org/priemnym-roditelyam/124-o-diagnozah/384-umstvennaya-otstalost-mkb-10-uo
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы концертмейстера хореографии
Особенности музыкального сопровождения, педагогические функции концертмейстера, взаимодействие концертмейстера с хореографом....
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ МСКОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
АНАЛИЗ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКАХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬ...
Специфика работы концертмейстера на уроках вокала.
В статье отражена специфика работы концертмейстера на уроках вокала в детской музыкальной школе....
Специфика работы педагога с различными категориями семей
Каждый новый учебный год начинается с составления социального паспорта класса, школы, каждый год начинается с досадных недоразумений, касающихся определения категории семьи - полная/неполная, мать-оди...
Основные аспекты и специфика работы концертмейстера в условиях работы учреждения дополнительного образованияы
Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества и эстетические центры.ЦЕЛЬ РАБОТЫ - изучи...
Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)
Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...
Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)
Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...