Развитие творческих способностей на уроках черчения.
статья на тему

Развитие  творческих способностей на уроках черчения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_na_urokah_chercheniya.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ  НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ

                                                                  Не мыслями надо учить, а учить мыслить.

                                                                                                                                                     Э.Кант

                                                                                                                                                                 

         

          Одна из задач образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий для каждого возможность реализации своих личных планов.  

         У каждого ребенка есть способности и талант.

У психологов складываются разные точки зрения как о природе способностей, так и о самом понятии «ТВОРЧЕСТВО» применительно к интеллектуальному развитию ученика.

Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий.

Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу.  На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создать новое, оригинальное.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей учеников:

1 - Определенный фонд знаний и умений, их качество и степень их обобщенности.

2 - Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения.

 Именно эти качества являются основой продуктивного мышления.

3 - Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций, которые он способен производить в процессе учебно-познавательной деятельности.

4-Владение приемами поисковой и творческой деятельности.

       Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые с точки зрения развивающего обучения нуждаются в определенной корректировке и усовершенствовании. С этой точки зрения большой интерес представляют наметившиеся новые подходы к использованию познавательных задач как наиболее эффективного средства развития творческих способностей.

       Задача- это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса.

Именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако практика показывают, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя. Школьники ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. И великолепным способом решения данной проблемы являются познавательные задачи, развивающие способности детей, задачи, которые вызывают повышенный интерес и готовность их решать.

        Для развития у учащихся пространственного видения и интереса к черчению широко использую занимательные задачи. Особой популярностью использую задачи на нахождение по двум проекциям третьей. По условию ученику трудно представить третью проекцию. На помощь может прийти МЕТОД  АЛГОРИТМОВ. Суть его в том, что простейшие решения вначале объединяются в общую схему, а из нее находится множество других решений.

       Действительно, если классу предложить задачу (рис.1), то ученики, вероятнее всего, дадут следующие варианты решения (рис.2). Из них составляется алгоритм (рис.3), по которому нетрудно найти и другие варианты решения (рис.4).

Другой пример. Задано условие (рис.5).

Требуется показать 8 вариантов решения.

По правилу проекционной связи устанавливаем, что большой квадрат на фронтальной проекции относится к такому же квадрату на горизонтальной проекции, а малый квадрат на плоскости фронтальной к малому на горизонтальной. Возвращаясь к вариантам первой задачи, можно объединить решение 2 и 3 и 2 с 6 (рис.6). Для лучшего восприятия учениками надо показать наглядные изображения (рис.7). На их основе представляем алгоритм этой задачи (рис.8). А на его основе отыскиваем возможные варианты решения задачи (рис.9).

Для закрепления можно предложить еще одну задачу (рис.10).

Исходные варианты (рис.11) объединяются в алгоритм, который для данного случая может быть упрощенный (рис.12) и сложный (рис.13). Решений у задачи очень много. На рис.14 приведены лишь некоторые из них.

К различным конкурсам и олимпиадам по черчению предлагаем одну из задач, условия которых заданно на рис.15.

Алгоритмы даны на рис.16. Их использовать при подведении итогов соревнования

           

                                                                                                                                                 

Рассматривая задачи по черчению с элементами проектной деятельности, важно подчеркнуть, что речь идет преимущественно о графических элементах,  поэтому, в свою очередь, было бы неправильным подменять черчение проектированием.

 Анализ графической деятельности, сопутствующей конструированию, архитектурному проектированию и дизайну как наиболее близким к черчению видам творчества, позволил выявить основные направления в разработке творческих задач.

Среди них центральное место отводится задачам, связанным с техническим конструированием, так как обращение к нему дает возможность использовать примеры из многих приоритетных направлений научно-технического прогресса. Изучение известных видов работы, рекомендуемых при обучении конструированию, показало, что наиболее близкими логике черчения и посильными для школьников являются:

восполнение недостающего звена конструкции (доконструирование) ;

конструирование по техническим условиям (с предметно- графическими опорами).

Перечисленные виды учебной работы активизируют обучение черчению, поскольку они наиболее тесно связаны с использованием графических изображений. Кроме того, они отличаются относительной простотой в сравнении с конструированием по схеме или по собственному замыслу.

Учитывая рекомендованное выше содержание учебной деятельности, удалось разработать задачи с элементами не только конструирования, но и проектирования в области архитектуры и дизайна.

ТВОРЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ  по  ЧЕРЧЕНИЮ

 с элементами проектной деятельности

           

     

 ДИЗАЙН

ТЕХНИКА

           

АРХИТЕКТУРА

                                                       

ЗАДАЧИ

на  разработку  конструкторских  решений

С  выполнением

чертежей    деталей

С  выполнением

чертежей  сборочных  единиц

                                      2.1-  при  «доконструировании»

                   ( восполнение  недостающего  звена  конструкции)

                                      2.2- при  «переконструировании»

            ( усовершенствование  конструкции  на  основе  анализа  прототипа)

                       

2.3- при  конструировании  по  техническим  условиям

( с  предметно- графическими  опорами)

ТВОРЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ  ПО  ЧЕРЧЕНИЮ,

развивающие  общую  готовность  учащихся

к  проектной  деятельности

Задачи  с  неполными  данными  на  моделирование  формы

1.1          Начальное  обучение  творчеству

1.2- по техническому

рисунку с    недостающими

на нем линиями

1.3 – по чертежу с

недостающими на

нем линиями

1.4- «круглой» детали по

элементам сечения, вхо-

дящего в состав разреза,

и положению секущей

плоскости.

1.5- «круглой» детали по

элементам  ее внешнего

и внутреннего контура

и положению оси

1.6- по видам и габаритам других изображений

1.7- по виду с последующим добавлением элементов и

габаритам другого вида

1.8 - по разрезу и габаритам видов

1.9 - по сечению  и  габаритам  главного  вида

1.10 - по  описанию

1.11 - на  развертки

ТВОРЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ  ПО  ЧЕРЧЕНИЮ  С  ЭЛЕМЕНТАМИ

ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А Р Х И Т Е К Т У Р А

Д И З А Й Н

1 – Разработка  и  выполнение  черте-

      жа  фасада  простейшего  здания

      по  его  плану.

2 – Разработка  плана  здания  по  его

      изображению  в  перспективе  или

      в  аксонометрии.

3 – Разработка  плана  здания  по  его

      фасаду.

4 – Проработка  внешнего  вида  зда-

      ния ( фасада).

5 – Проработка  плана  здания.

6 – Проектирование  простейшего

      здания (например, садовый  домик)

      по  техническим  условиям.

7 – Разработка  и  выполнение  черте-

      жей  простейших  архитектурных

      композиций  (фронтальных,

      объемных) на  примере  комбина-

      ций  из  геометрических  тел.  

1 – Доработка  элементов  формы

      (преимущественно наружных)

      заданного  объекта (с предметно-

      графическими  опорами).

2 – Разработка  внешней  формы

      группы  предметов  по  стилис-

      тическим  признакам  одного  из

      них.

3 – Улучшение  эстетических  

      качеств  объекта  на  основе  

      анализа  конструкции.

4 – Художественное  конструирова-

      ние  простейших  объектов  по

      техническим  условиям.

Задачи  включенные  в  схему  практически  связаны  с  доработкой  объекта,  с  усовершенствованием  его  конструкции, с  разработкой  конструкций  по  техническим  условиям.

Защита  творческого  проекта  проводится  на  научно-практической  конференции  в  школе  или  в  конце  учебного  года.  

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....

Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе

Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания  для учащихся 1-8 класса....

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

Данный урок способствует изучению строения и формы вулканов, развитию  логического мышления, анализу, развитию речи, творческих способностей,воспитанию умения правильно действовать в экстре...

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Публикация "Развитие творческих способностей на уроках истории"

В публикации предложены различные упражнения, игры, которые помогут педагогу развить творческие способности ученика....

Развитие творческих способностей на уроках черчения

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В психолого-п...