Рекомендации родителям и педагогам
материал на тему

Костюченко Наталья Григорьевна

Рекомендации родителям и педагогам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал подготовили:

   педагог-психолог МСОШ№30:  Костюченко Наталья Григорьевна,                

педагог-психолог лицей №2 :       Фёдорова Елена Михайловна

Информационно-методический центр

 "Рука помощи"
по профилактике суицидального поведения среди подростков на базе МСОШ№30 при поддержке

территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

 Что делать если?

(рекомендации для родителей и педагогов)

                2015

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

                                      А.С.Макаренко

Воспитание детей –        

          рискованное дело.

Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим.

                         Демокрит

Почему так часто нам бывает трудно понять друг друга? Почему нас нередко раздражают и слова и привычки самого дорогого и близкого человека? Это раздражение зачастую перерастает в неприятие и изливается в упреках и ссорах. И если нам, взрослым, бывает трудно понять друг друга, то стоит ли удивляться сложностям во взаимоотношениях с детьми? Мир  детства – это особый мир. И не каждый взрослый может войти в него. Детство - это мир нежной и трепетной души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно для взрослых. Как иногда хочется закрыть, запретить этот мир, чтобы видеть рядом с собой покладистых «маленьких взрослых», которые будут внимательно слушать каждое наше слово и выполнять все указания!

Дорогие мамы и папы, неважно, сколько лет вашему ребенку – два с половиной или двенадцать, ходит он в школу или нет, помните перед вами все еще ваш малыш.  Постепенно и очень медленно ребенок преодолевает трудности и неудачи. Понимать и уважать мир другого человека – это большой и трудный путь над самим собой. И только взрослые могут помочь ребенку в начале этого пути. Поэтому мы предлагаем Вам простые советы, что нужно «делать если» и что нужно «не делать», для того чтобы вашего ребенка не посетила «крайнее» желание – расстаться с самым дорогим – жизнью.

Возможными мотивами самоубийства могут быть:

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности, невозможность быть понятым;
  • действительная или мнимая утрата родительской любви, неразделенная любовь, ревность;
  • переживания, связанные со смертью, разводом или уходом из семьи родителей;
  • чувство вины, стыда, оскорбленное самолюбие, угрызение совести, недовольство собой;
  • боязнь позора, насмешек, нежелательная беременность, любовные неудачи;
  • страх наказания, нежелание принести извинения;
  • чувство мести, злобы, угроза, вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Вы можете заметить признаки готовящегося самоубийства у детей:

  • снижение успеваемости;
  • ограничение общения;
  • снижение уровня интересов;
  • подавленное настроение;
  • проявление раздражительности, угрюмости;
  • потеря аппетита или чрезмерное обжорство;
  • бессонница;
  • суицидальные высказывания, угрозы суицида;
  • приведение своих дел в порядок;
  • прощание с друзьями и выражение благодарности.

К внешним факторам, формирующим суицидальные намерения, относятся конфликт, психотравмирующая ситуация.

К внутренним факторам относятся:

  • чувство одиночества;
  • беспомощности;
  • неверие в свои силы и возможности;
  • комплекс неполноценности;
  • тяжелые болезни, инвалидность;
  • реальные или мнимые неудачи;
  • депрессия.

Мифы о суициде

Неправда, что:

  • Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение еще никем не доказано.
  • Самоубийство совершают психически неполноценные люди. Исследования показали: 80-85% суицидентов были вполне здоровыми людьми.

  • Самоубийство невозможно предсказать. Период кризиса – явление временное и в этот момент человек нуждается в душевной теплоте, помощи, поддержке. Получив это человек отказывается от своих намерений.
  • Если загрузить ребёнка  работой, то ему некогда будет думать о самоубийстве.
  • Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству».
  • Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда этого не повторит снова

ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ

  • Не ожидайте от ребенка младшего школьного возраста понимания:

    всех логических связей;

    абстрактных рассуждений и  

    объяснений.

  • Не проявляйте повышенного беспокойства  по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
  • Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями, родственниками.
  • Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен, займитесь чем-то другим.
  • Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем ребёнок приучится самостоятельности.
  • Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!»
  • Не надо критиковать ребенка  в присутствии других людей.
  • Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание.

«Делайте!»

  • Радуйтесь вашему ребенку.
  • Разговаривайте с вашим ребёнком  

         заботливым, успокаивающим,  

         ободряющим тоном.

  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Будьте терпеливы.
  • Говорите медленно.
  • Спрашивайте «что» и «почему».
  • Если ребенок не умеет еще читать или читает плохо, каждый день читайте ему.
  • Не скупитесь на похвалу.
  • Поощряйте общение с другими детьми.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  • Старайтесь, чтобы ваш ребёнок вместе с вами готовил обед, Гуляйте с ним, играйте, пусть он поможет вам ухаживать за цветами, вешать полки.
  • Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравиться делать ребенку.
  • Будьте примером для ребёнка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
  • Не теряйте чувство юмора.
  • Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

«Не делайте!»

  • Не перебивайте ребенка, не говорите, что все поняли, не отворачивайтесь, пока ребёнок не закончил рассказывать, - другими словами не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
  • Не задавайте слишком много вопросов.
  • Не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов.

Для формирования антисуицидальных установок следует:

  • постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями;
  • вселять уверенность в свои силы и возможности;
  • проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием;
  • осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками;
  • не предъявлять к ребенку завышенных требований;
  • не сравнивайте ребенка с окружающими;
  • повышайте самооценку ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
  • используйте наказание лишь в крайних случаях, не унижая ребенка;
  • вселяйте оптимизм и надежду на лучшее.

Желаем удачи в общении с вашим беспокойным подростком!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет персонала. Тема: Как работать с агрессивными детьми: рекомендации для родителей и педагогов

Цель: повысить педагогические навыки общения с агрессивными детьми. Коррекционная работа с ребенком должна вестись парал­лельно работе со взрослыми, его окружающими, - родителями и педагога...

Рекомендации для родителей и педагогов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков.

Рекомендации для родителей и педагогов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков....

Рекомендации родителям и педагогам.

Конкретные практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников....

Рекомендации родителям и педагогам по профилактике суицида

Данный материал рекомендован для использования с целью профилактики суицида среди несовершеннолетних. Он может быть использован как родителями, так и педагогами при работе с детьми....

Как преодолеть феномен выученной беспомощности. Рекомендации родителям и педагогам

Расскажите родителям и педагогам, что такое выученная беспомощность, как она проявляется и формируется у детей. Дайте рекомендации, которые помогут предотвратить развитие выученной бесп...

Рекомендации родителям от педагога-психолога «Как бороться с враньем ребенка»

Если ребёнок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли        справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребён...

Рекомендации родителям и педагогам

Рекомендации родителям и педагогамКак преодолеть трудности поведения ребенка1. Устанавливайте правила. Правила должны быть изложены четко и определенно (например, все должны мыть руки перед едой, убир...