«Адаптация учащихся при переходе в новую школу: трудности и пути их решения»
консультация на тему
«Адаптация учащихся при переходе в новую школу:
трудности и пути их решения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_na_temu.adaptatsiya_uchashchihsya_pri_perehode_v_novuyu_shkolu.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Адаптация учащихся при переходе в новую школу:
трудности и пути их решения»
Цель:
- формирование представлений о причинах трудностей адаптационного периода в новую школу
Задачи:
- проанализировать ожидания детей от перехода из одной школы в другую;
-наметить пути взаимодействия педагогов по преодолению трудностей периода адаптации в классе
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительное слово:
-Переход ребенка в новую школу – это сильный эмоциональный стресс. Он неизбежно сопряжен с рядом проблем. Ребенка, пришедшего впервые в новую школу, встретит незнакомый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научится выполнять требования школьной дисциплины, которые отличаются от его прежней школы, новые обязанности, связанные с учебной работой.
У ребенка возникает множество вопросов: «Как меня примут?», «Понравятся ли мне учителя?», «Как подружиться с ребятами?». Первое время ребенок сравнивает старую школу с новой, старые требования с новыми. Поэтому от учителей, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей потребуется помощь в адаптации и создании благоприятных условий для общения и обучения ребенка в новой школе.
Основная часть:
Адаптация понятие широкое и включает в себя:
Адаптацию социальную – к социальной среде, к взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса;
Адаптацию психологическую – построение взаимоотношений;
Адаптацию педагогическую – требования учителей, объем материала, учебный план, система построения урока и т.д.;
Адаптацию к эргономическим – рабочий стол, освещенность, удаленность от классной доски и др.
Школьная адаптация имеет две стороны:
- Приобретение учебных знаний и умений, овладение соответствующими учебными операциями и приспособление к условиям учебы (учебная адаптация);
- Включение в коллектив в качестве полноправного его члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных социальных ролей. (интернализация- процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом)
-Рассмотрим трудности, возникающие в процессе адаптации.
Обратной стороной адаптации ребенка к школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:
- Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды;
- Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т.д.
Дезадаптация, или нарушение адаптации выражается:
- Неуспешность обучения;
- Нарушение школьной дисциплины;
- Конфликты с учителями и одноклассниками;
- Асоциальное поведение ученика;
- Эмоциональный дискомфорт (вспышки гнева, высокая тревожность, страхи, избегание, подавленное настроение, часто плачет, внутренняя напряженность);
- Соматическая ослабленность организма (тошнота, головная боль, снижение иммунитета, ощущение усталости и т.д.).
Этот период достаточно сложный для ребенка и благодаря эмоциональному участию и внимательное отношение к ребенку позволит сделать процесс адаптации к новым условиям обучения менее болезненным.
Несколько рекомендаций
- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения;
- Не говорите ребенку, что он хуже всех;
- Честно и терпеливо отвечайте на его вопросы;
- Старайтесь каждый день общаться с ребенком;
- Найдите время провести его с ним;
- Подчеркивайте, что вы им гордитесь за его первые шаги к самостоятельности;
- Оценивайте его поступки, а не его личность;
- Ребенок относится к себе так, как относится к нему взрослый;
- Не сравнивайте ребенка с другими;
- Отмечайте самые маленькие достижения ребенка;
- Поддерживайте инициативу ребенка, его попытки преодолеть трудности;
- Давайте возможность ребенку высказаться!
- Интересуйтесь его взаимоотношениям с одноклассниками и учителями.
Признаки успешной адаптации
- Ребенку нравится ходить в школу;
- Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле;
- У него появляются новые друзья.
Стоит помнить, что ребенку необходима Ваша помощь, в одиночку со стрессом справится очень сложно.
Одна из задач - способствовать гармоничному развитию учащихся, и поэтому стоит помочь ребенку адаптироваться к новым условиям вместе.
Подведение итогов мероприятия
-Всем педагогам необходимо понимать и осознавать проблемы, которые возникают в этот период обучения, и их причины.
В заключение разрешите вручить вам памятки в виде детской ладошки. Пусть они будут вам напоминанием о том, что мы не имеем права выпустить из своей большой ладони детскую, т. е. оставить ребёнка без поддержки, понимания.
Памятка для педагогов
- Каждый день спрашивайте воспитанников «Как дела?». Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.
- Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнение.
- Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что должен делать, но знает, что в любой момент придёте на помощь.
- Чаще обнимайте, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так знает, что вы к нему хорошо относитесь.
- Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда ему это необходимо.
- Говорите со школьными учителями.
- Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерётся? Ему трудно?
- Сделайте всё, чтобы воспитаннику было спокойно, комфортно, чтобы со своими проблемами они шли к вам, а не к чужим людям и в сомнительные компании.
Тема: «Трудности адаптационного периода при смене образовательных учреждений и пути их преодоления»
Цель: формирование представлений о причинах трудностей адаптационного периода
Задачи: проанализировать ожидания детей от перехода из одной школы в другую; наметить пути взаимодействия педагогов по преодолению трудностей периода адаптации в классе
Ход мероприятия
Педагог:
Переход из одной школы в другую школу, т.н. «второй адаптационный период», несёт много проблем и огорчений. Снижается успеваемость, у школьников появляются осознанные и неосознанные реакции отторжения школы. А, казалось бы, должно быть всё наоборот: у ребёнка расширились его социальные связи. Но почему – то возникают проблемы.
Конечно, это связано с рядом объективных причин: смена одного учителя на нескольких, возможно увеличение школьной нагрузки, новая обстановка. Однако происходят изменения и внутреннего мира ребёнка. Давайте посмотрим, как меняются отношения школьника к окружающему миру, людям, какой вид деятельности вносит наибольший вклад в его развитие, какие физиологические изменения происходят в организме.
Младший школьный возраст (7-11 лет) | Подростковый возраст (11 – 15 лет) |
Особенности социальной ситуации (Отношения ребёнка к окружающему миру) | |
Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых. | Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых |
Ведущая деятельность (деятельность, которая носит наибольший вклад в развитие) | |
Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством | Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому. |
Особенности системы ценностей | |
Ребёнок одностороннее судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам | Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т. п. |
Физиологические способности | |
Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга | Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме |
Таким образом, изменяются социальные отношения (преобладает стремление к общению со сверстниками), критерии оценки успеха, на поведение ребёнка оказывают влияние физиологические изменения. В результате этих изменений в 5 классе накапливается целый клубок противоречий, школьных затруднений, что оказывает воздействие на результаты учёбы, на отношения со взрослыми и сверстниками. Проблемы, возникающие в 5 классе, являются постоянными предметом изучения педагогов и психологов. Однако пути их решения пока не найдены. Задача взрослых (родителей, педагогов) – постараться создать условия для сглаживания проблем. Взрослые должны понимать, осознавать причины их возникновения и оказывать всяческую поддержку учащихся.
Поэтому целью сегодняшнего собрания является создание плана мероприятий по предупреждению школьной дезадаптации пятиклассников.
Выявлены ряд проблем в адаптационный период:
- Трудности при взаимодействии с учителями.
- Тревожность при ответах у доски.
- Страх перед контрольными работами.
- Необходимость писать и думать в задаваемом учителем темпе.
- Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.
Вывод:
-знакомство с будущим классным руководителем;
-ознакомление классного руководителя с психолого-педагогическими картами учащихся;
- посещение будущим классным руководителем уроков и внеклассных мероприятий;
-организация и проведение адаптационной недели, на которой уроки в классе давали учителя-предметники;
-проведение классного часа «Я и мои друзья» с приглашением будущего классного руководителя;
Сводная таблица ожиданий четвероклассников при переходе в пятый класс.
№ | ФИО ученика | Ожидания позитивные | Ожидания негативные |
1 | Буду получать хорошие знания, учителя и родители будут помогать | Не хочу, чтобы ребята ушли в другую школу | |
2 | Буду получать интересные знания | У нас будет большая нагрузка | |
3 | У нас появятся новые школьные предметы | Я боюсь, что в класс придут плохие ребята | |
4 | Стану лучше учиться | Родители будут меньше помогать | |
5 | У нас появятся новые школьные предметы | Я боюсь проверки техники чтения | |
6 | У меня будут хорошие оценки | Боюсь, что не смогу учиться | |
7 | Я получу хорошее образование | Нас будут ругать родители и учителя | |
8 | Я буду учиться на «4» и «5» | Боюсь, что у меня не получится так, как я хочу | |
9 | Надеюсь на помощь от родителей | Боюсь, что не найду нужный кабинет и опоздаю на урок | |
10 | Я хочу получить нужные для жизни знания | Боюсь, что появятся новые предметы | |
11 | Хочу, чтобы учителя и родители меня понимали | Боюсь трудной программы | |
12 | Надеюсь, что получу новые знания и не буду бояться | Боюсь плохих оценок | |
13 | Жду интересных учителей | Родители будут ругать | |
14 | Хочу, чтобы были новые предметы. Хочу стать умнее | Боюсь, что буду плохо учиться! | |
15 | Хочу больше интересных праздников | Мне не нравятся отношения между мальчиками | |
16 | Я хочу познакомиться с новыми ребятами. Хочу стать самостоятельнее | Боюсь, что меня будут ругать родители | |
17 | Хочу, чтобы были интересные уроки | Боюсь, что не буду успевать писать на уроках | |
18 | Люблю походы на природу | Боюсь, что мне не будут помогать родители | |
19 | У меня будет интересная работа | Мне не нравятся отношения в классе | |
20 | Жду, что у меня всё будет хорошо | Будем ходить по разным кабинетам | |
21 | Жду от себя и других успехов в учёбе | Боюсь, что буду опаздывать из столовой |
Составлен план действий.
1.Учителям-предметникам обеспечить щадящий режим в период адаптации.
2. Помочь запомнить учащимся расположение кабинетов в школе.
3. Классному руководителю организовать мероприятия по сплочению вновь созданного детского коллектива.
4.Создать благоприятную обстановку для преодоления трудностей в период адаптации.
Подведение итогов мероприятия
Педагог:
Всем взрослым-педагогам, родителям, администрации – необходимо понимать и осознавать проблемы, которые возникают в этот период обучения, и их причины. Об этом мы сегодня и поговорили.
В заключение разрешите вручить вам памятки в виде детской ладошки. Пусть они будут вам напоминанием о том, что мы не имеем права выпустить из своей большой ладони детскую, т. е. оставить ребёнка без поддержки, понимания.
Памятка для педагогов
- Каждый день спрашивайте воспитанников «Как дела?». Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.
- Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнение.
- Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что должен делать, но знает, что в любой момент придёте на помощь.
- Чаще обнимайте, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так знает, что вы к нему хорошо относитесь.
- Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда ему это необходимо.
- Поговорите с каждым из школьных учителей хотя бы раз в год.
- Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерётся? Ему трудно?
- Сделайте всё, чтобы воспитаннику было спокойно, комфортно, чтобы со своими проблемами они шли к вам, а не к чужим людям и в сомнительные компании.
Памятка для педагогов
1.Каждый день спрашивайте воспитанников «Как дела?». Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.
2.Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнение.
3.Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что должен делать, но знает, что в любой момент придёте на помощь.
4.Чаще обнимайте, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так знает, что вы к нему хорошо относитесь.
5.Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда ему это необходимо.
6.Говорите со школьными учителями.
7.Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерётся? Ему трудно?
8.Сделайте всё, чтобы воспитаннику было спокойно, комфортно, чтобы со своими проблемами они шли к вам, а не к чужим людям и в сомнительные компании.
Памятка для педагогов
1.Каждый день спрашивайте воспитанников «Как дела?». Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.
2.Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнение.
3.Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что должен делать, но знает, что в любой момент придёте на помощь.
4.Чаще обнимайте, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так знает, что вы к нему хорошо относитесь.
5.Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда ему это необходимо.
6.Говорите со школьными учителями.
7.Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерётся? Ему трудно?
8.Сделайте всё, чтобы воспитаннику было спокойно, комфортно, чтобы со своими проблемами они шли к вам, а не к чужим людям и в сомнительные компании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу"
Памятка для родителей пятиклассников в период адаптации...
«Адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»
Родительское собрание «Адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»...
Доклад на тему « Проблема тревожности обучающихся в современной школе. Адаптация учащихся при переходе из младшего звена в среднее»
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени,который является частым симпт...
Социальная адаптация учащихся пятого класса к новым условиям обучения в школе»
Родительское собрание...
Родительское собрание в 5 классе «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников"...
Родительское собрание в 5 классе Тема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»
Родительское собрание в 5 классеТема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»...
ОБУЧЕНИЕ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ. ТРУДНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Обобщение педагогического опыта по второму иностранному языку...