Доклад: «Общая характеристика социально - профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями»
учебно-методический материал на тему
Общая характеристика социально - профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_sa-oobrazovaniyu.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Тема: «Общая характеристика социально - профилактической работы с
несовершеннолетними правонарушителями»
Общая характеристика социально - профилактической работы с
несовершеннолетними правонарушителями
Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.
В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) – это такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия нарушают установленный в стране порядок.
Все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Преступление – это противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно – процессуального права.
Проступок – это тоже противоправное, виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другими отраслями права.
Правонарушения в форме проступка проявляются у несовершеннолетних в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.
Подросткам в возрасте от 14 до 18 лет присуща как корыстная, та и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный «детский» характер, поскольку совершаются из-за озорства, любопытства, немотивированной агрессии. На сегодняшний день к несовершеннолетним правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды.
Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга пред своей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можно отнести разборки, которые сопровождаются нецензурной бранью, телесными повреждениями, насилием.
Основное содержание работы социального работника с несовершеннолетними правонарушителями – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью (поиска помощи адресатом) и принцип предложения помощи (движения помощи к адресату). Приступая к работе с несовершеннолетними, нельзя проявлять прямолинейность. Подростки – отнюдь не пассивный объект социальной работы; их дезорганизующая активность весьма велика и заставляет с собой считаться. предложение любой помощи со стороны социального работника «перевесить» негативное и недоверчивое отношение к нему подростка. Социальные работники только в том случае добиваются успеха, если создают вначале своеобразный костяк своих единомышленников среди несовершеннолетних, вовлекая всех остальных в общую деятельность. Эти две разные задачи – формирование ядра своих единомышленников и влияние на наименее поддающихся – приходится решать одновременно.
Но эти задачи социального педагога не исчерпываются; он обязан постоянно поддерживать доверительные отношения с несовершеннолетними, расширяя арсенал своих средств воздействия. Социальный педагог, контактируя с подростком, реализует его ярко выраженную и неудовлетворенную потребность в неофициальном и доверительном общении с умным взрослым, придерживающимся общепринятых моральных принципов, помогающим постигать смысл жизни и ценности человеческих взаимоотношений.
В общении с подростками педагогам важно продемонстрировать, что он вовсе не старается абсолютизировать себя и свои возможности и всегда готов принять к сведению опыт своего младшего партнера по общению, т.е. самого подростка, считаясь с ним. Доверительные отношения с подростками исключают традиционные методы – получение, морализирование, тотальный контроль, строгую регламентацию. Основным механизмом взаимодействия становится умение устанавливать контакт и способность принимать подростка таки, каков он есть.
Начало профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями подразумевает изучение причин деформации личности и их истоков; затем социальный работник сосредоточивает свои усилия на том, чтобы воспрепятствовать перерастанию многочисленных последствий дезадаптации в социально – психологические патологии.
С самого начала нужно учитывать особенности подросткового возраста. Трудный подросток, даже на словах готов «исправиться», не всегда испытывает внутреннюю потребность сделать это. Но уже сам факт его согласия контактировать с социальным работником, его приход, например, в центр психолого-педагогической помощи или спортивную секцию может свидетельствовать о том, что у него зародились сомнения в целесообразности его привычной жизни, смутное желание «что-то предпринять».
Педагог может не только инициировать многие социальные начинания, но и пробудить инициативу самого подростка, направленную на изменения в самом себе, желание работать над этим – в союзе ли с социальным работником или используя тот потенциал, который имеется на той территории, где проживает подросток. Так возникает определенный, предметно обозначенный мотив, позволяющий перейти к психокоррекционному воздействию - последовательному преобразованию потребности в деятельность. На этом этапе педагог совместно с социальным педагогом, психологом и др. помогает обрести конкретные навыки этой деятельности, расширить ее возможности.
Хорошо, если после этого подросток начинает заниматься реальным делом, например, становится членом производственной бригад, посильно трудится в мастерской с пользой для себя, своей семьи и т.д. – при этом меняется его самосознание, отношение к себе и другим, проявляются положительные эмоции и чувства, в том числе ответственность, удовлетворенность, самоопределение, идентификация себя с обществом, частью которого ему предстоит стать. Словом, возникает иная, качественно новая позиция, способствующая развитию, а не деградации, ориентирована не на узко личностные, а общественные, общечеловеческие ценности.
Асоциальная деятельность подростков еще не означает неосознанного стремления к совершению преступлений. Личность такого подростка поражена лишь частично: грубым и беспощадным с “чужими”, он может оставаться внимательным и чутким с теми, кого любит и уважает; у него еще долго сохраняется возможность посредством развития новых интересов, связей, деятельности расширять и углублять позитивные стороны своей личности, менять свои убеждения, способы достижения целей.
Здесь важно лишь одно: не опоздать, воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона его жизни целиком и полностью не превратила бы в его суть, образ жизни и мыслей, не стала бы отвечать его возрастным и индивидуальным потребностям.
Профилактическая деятельность государственных органов социальной защиты населения, других служб и общественных объединений в борьбе с девиантным поведением, должна стать всеохватывающей, чтобы посредством специальных профилактических мероприятий исключить возможность возникновения всякого рода нежелательных ситуаций.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной работе, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных социально-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Социально-профилактическая концепция позволяет успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний подход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воздействия», а поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, социальные условия, оказывающие воздействие на личность.
Бесспорно, что процесс перевоспитания, как и в целом, профилактика правонарушений, выступает, с одной стороны, как процесс приобщения личности к культуре - материальной, интеллектуальной и нравственной, а с другой - как процесс индивидуального развития, коррекции поведения личности. Научно-техническая революция и последствия ее в сфере социальной жизни привели к тому, что появилась возможность более эффективно управлять процессом перевоспитания личности. Это расширение сферы осуществляется:
- во-первых, за счет качественных изменений субъекта перевоспитания, так как воспитательно-профилактическое воздействие в настоящее время осуществляют не только педагоги, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, но и силы общественности, производственные коллективы, учреждения культуры, печать, радио, кино, телевидение;
- во-вторых, это происходит за счет углубления и расширения воспитательных и профилактических задач, поскольку общественное производство, социально-политическая и культурная жизнь активно способствуют эффективной организации всей системы профилактики правонарушений, в частности среди несовершеннолетних, с учетом изменяющихся условий, особенностей различных возрастных групп, их занятости.
Многие издержки, упущения в воспитании являются следствием того, что нет должной системы в области индивидуальной работы, организации воспитательно-профилактического процесса с конкретными правонарушителями. Важно при этом преодолеть ограниченное понимание самого индивидуального подхода, который нередко сводится к учету частных особенностей юношей и девушек, имеющих отклонения в поведении. «Индивидуальный подход, - писал А. С. Макаренко, - не означает возню с уединенной капризничающей личностью. Под флагом индивидуального подхода не следует протаскивать мещанское индивидуалистическое воспитание. Беспомощен тот педагог, который потворствует недостаткам ученика, слепо следует его капризу, подыгрывается и сюсюкает вместо того, чтобы воспитывать и переделывать его характер... Индивидуальный подход в том и заключается, чтобы применительно к его индивидуальным способностям и склонностям сообщить ему качество личности, определяемое общественным характером воспитания».
Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к нему.
Это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей, общественности и коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют, таким образом, интересы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную личность окружающей среды. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать профилактические методы, обеспечивающие:
- выработку нравственного сознания;
- формирование навыков и привычек позитивного поведения;
- воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям;
- социальное оздоровление микросреды.
Однако надо иметь в виду, что перевоспитание личности правонарушителя несовершеннолетнего возраста, выработка положительных навыков и привычек, волевых усилий связаны с различными, особыми сферами психологической деятельности, опираются на определенные физиологические факторы, специфика которых не может не учитываться при выборе методов профилактики.
В структуре индивидуальной профилактики правонарушений можно выделить следующие основные задачи:
- своевременное выявление лиц с социально-отклоняющимся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;
- изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с целью не допущения конфликта молодого человека с обществом, устранения способствующих ему причин и условий;
- разработка программы индивидуального и группового воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя и окружающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения;
- организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведением, реагирование на «срывы» и поощрение позитивных сдвигов.
Перевоспитание - процесс сложный, требующий огромных усилий, напряжения, использования разнообразного арсенала профилактического и нравственного воздействия, так как приходится иметь дело с наиболее запущенными в педагогическом, воспитательном отношении людьми, которым не смогли дать позитивных навыков поведения ни семья, ни школа, ни трудовой коллектив. Работа с ними нуждается в особом умении выделить потенциальные возможности личности и повлиять на человека в нужном направлении, помочь его исправлению и перевоспитанию. Успех здесь во многом зависит от того, как сам подросток стремится к устранению негативных сторон в своем поведении, социальном образе жизни.
Если по форме и цели индивидуальная профилактика правонарушений заключается в выявлении лиц, склонных к совершению антиобщественных проявлений, и принятии по отношению к ним мер воспитательного воздействия, то по существу она представляет собой организованный процесс перевоспитания отдельных лиц, осуществляемый в узкоспециальных целях, - не допустить совершения повторных правонарушений. При этом особое внимание должно быть обращено на следующие категории несовершеннолетних:
- возвратившихся из воспитательных колоний после отбытия наказания, поведение которых, однако, вызывает беспокойство;
- осужденных несовершеннолетних, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено;
- совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного либо административного воздействия или вследствие амнистии, а также совершивших общественно опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
- совершивших правонарушения, влекущие меры общественного или административного воздействия или применение мер воспитательного характера;
- употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества;
- ранее не судимых, но привлеченных не менее двух раз за год к административной ответственности либо повторному приводу для официального предостережения;
- злостно уклоняющихся от учебы;
- систематически занимающихся азартными играми, а также ведущих антиобщественный образ жизни.
Специфика индивидуальной профилактики, а также особенность самих объектов изучения и воспитательного воздействия требуют учета:
- психологических процессов (особенности воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия и др.), которые происходят в сознании правонарушителя при формировании антиобщественных взглядов, убеждений, привычек, при зарождении противоправных замыслов и осмыслении путей их реализации;
- уровня мировоззренческого и нравственного развития подростка-правонарушителя, моральных мотивов, присущих данному ребенку чувство стыда перед родными, знакомыми, боязнь наказания, осуждения коллектива и т. п.), которые, как правило, заставляют его сохранять в тайне свои антиобщественные взгляды, вести «двойную жизнь».
Поэтому не всегда удается своевременно выявить таких подростков, определить причины отклонений в их поведении, образе жизни, а значит, и вовремя оказать на них эффективное воспитательное профилактическое воздействие;
- характерных особенностей личности правонарушителя, уровня его сознания, движущие им мотивы, а также его поведение до и после правонарушения;
- обстоятельств, при которых у подростка возникли антиобщественные намерения, зрела и реализовывалась решимость совершить правонарушение или аморальный проступок;
- отрицательных факторов конкретной среды (ближайшее окружение в школе, в семье, на улице), вызывающих эти мотивы противоправного поведения.
Зачастую отрицательное воздействие на молодого человека микросреды, жизненных неурядиц продолжается в течение длительного времени, изменяет его личность, способствует становлению на антиобщественный путь. Своевременное вмешательство в этот процесс социального педагога может предотвратить негативное влияние на юношу или девушку, изменить их взгляды, убеждения, направить энергию в общественно полезное русло.
Когда становятся известны субъективные представления, цели и намерения ребенка, совершившего правонарушение, поняты и оценены мотивы, убеждения, ценности личности, можно приступать к комплексной разработке программы воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя.
Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития личности и совпадает с ее внутренними побуждениями.
Процесс внешнего профилактического воздействия, тогда как бы сливается с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения оказываются максимальными. Очень часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особенностями личности.
Список использованной литературы:
1. Голев А. Г. Педагогические аспекты антинаркологического воспитания учащихся: учеб. пособие / А.Г. Голев - Пятигорск, 2001.
2. Крутер М.С. Социальные предпосылки молодежной преступности в России // Академический юридический журнал. – 2002.
3. Мустаев Ф. А. Социальная педагогика: учебник для вузов / Ф.А. Мустаев. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
4. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях: учеб. – метод. пособие / Г.Н. Крайг. – М.: Либерия, 1999.
5. Мороз Е.И. Проблемные дети и дети – сироты / Е.И Мороз. – М.: НОРМА, 2002.
6. Социальная работа по профилактике и предупреждению насилия, агрессии в молодежной среде / К. Воль, Т. Сушемов. – М.: ВЛАДОС, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по работе с несовершеннолетними правонарушителями
Данный материал разработан для обмена опытом с социальными педагогами по работе с несовершеннолетними правонарушителями...
Обобщение опыта по теме: Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями школы-интерната №9
Определение содержания и видов социально-профилактической работы с подростками по предупреждению правонарушений в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....
Папка-раскладка по самообразованию.Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями школы-интерната №9
Определение содержания и видов социально-профилактической работы с подростками по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в специальной (коррекционной) общеобразова...
Специфика социально – профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями
В данной статье представлена специфика профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями....
Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении....
Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями
Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями...
Статья на тему «Зарубежный опыт ведения профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями».
Статистика правонарушений, законодательная база и информация о ведении профилактической работы с подростками за рубежом....