Место учебно-исследовательской и проектной деятельности в массовой образовательной практике.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Е. А. Марочкина учитель истории МБОУ «СОШ№36» г. Астрахани.
Место учебно-исследовательской и проектной деятельности в массовой образовательной практике.
г. Астрахань, Российская Федерация
Происходящие изменения в современном обществе и общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблемы [1, с. 4]. Поэтому необходимо учить детей проектной и исследовательской деятельности, у всех детей закладывать основы той и другой деятельности, постепенно приучать их к самостоятельной работе. Важным стимулом организации проектной и исследовательской деятельности в классе для учителя являются новые идеи в образовании, в частности требования ФГОС второго поколения. В современных условиях для основной школы поставлена задача – «учить ученика учиться в общении» [2, с. 9]. Поэтому мы решили так организовать внеурочную деятельность школьников, чтобы они участвовали в проектной и учебно-исследовательской деятельности. Учились общаться с окружающими людьми: со сверстниками, старшеклассниками, родителями, ветеранами. Именно школьный музей Боевой славы предоставляет такую уникальную возможность. Создание школьного музея «Боевой Славы» началось несколько лет назад с проектных работ учащихся по истории отдельных битв Великой Отечественной войны и сбора информации (документы, фотографии) о дедах и прадедах наших учеников. Собственными силами учителей: Романовой О.Е., Эльдара Потеева и учащихся МБОУ «СОШ№36» был создан музей Боевой Славы. Главная цель - научить детей создавать экспозиции, проводить экскурсии, вести поисковую и исследовательскую работу. При музее Боевой Славы создан кружок «Юный экскурсовод», занятия в кружке помогают ребятам определиться с выбором дальнейшей профессии: музейные работники, экскурсоводы. На занятиях дети постигают науку общения, как руководить группой, устанавливать и сохранять необходимый контакт с экскурсантами, изучают основы ораторского искусства, совершенствуют своё речевое мастерство. Они с удовольствием разрабатывают и проводят экскурсии в школьном музее Боевой Славы, а также виртуальные экскурсии. В 2014 – 2015 учебном году мы принимали участие в областном конкурсе экскурсоводов, где заняли призовое III место (Каражанова Э., диплом III степени). Важнейшим из направлений, на данный момент, является работа с архивами России, по изучению деятельности эвакогоспиталя, находившегося в старом здании нашей школы в годы войны. Например, в областном конкурсе «Истории дыхание живое» 2014г., где была представлена история нашей школы, результат - диплом II степени. Наш музей не ограничивается поисково-исследовательской и экскурсионно-просветительской деятельностью. Накоплен огромный опыт по различным формам работы, многие из которых стали традиционными: уроки мужества, вахты Памяти, тематические выставки, благотворительные акции, ярмарки, конкурсы, викторины, исследовательские работы и проекты на военную тематику. Например, в нашей школе учится Короткова Анна - правнучка героя СССР - Смирнова П.М. Её проект по теме: «Спасибо деду за победу!» содержит уникальную информацию о Смирнове П.М. Такой широкий спектр работы музея, позволяет привлечь к активной деятельности многих школьников, и превращает музей в центр патриотического воспитания в школе. В 2014г. наш школьный музей «Боевой Славы» занял III место в городском смотре - конкуре историко-патриотических музеев. Серьезным стимулом для исследовательской деятельности стало празднование 70-летия Великой Победы. На одном из музейных занятий, дети получили задания расспросить своих прабабушек и прадедушек о суровом военном времени. Дети брали интервью у своих родственников, записывали воспоминания очевидцев событий, рассматривали семейные фотоальбомы, работали с документами. Такое исследование помогло глубже проникнуть в историю своей семьи и Родины. Собранный материал мы оформили в виде брошюры «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». За проделанную работу, получили Почётную грамоту от Всероссийского Совета Ветеранов (III место в конкурсе). Также в нашей школе действует научное общество учащихся- НОУ. Наше НОУ имеет ёмкое название «ПОИСК» (П- познание, о – открытие, и – исследование, С – совершенствование, к – креатив). Сейчас во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. На смену человека-исполнителя приходит человек-творец, человек-исследователь. Научно-исследовательская деятельность и участие в научно-практической конференции (создаёт атмосферу научного поиска, формирует умение грамотно и компетентно излагать результаты исследований). Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей [3, с.7]. Наши результаты: в 2014 – 2015 г. Сычева Валентина, ученица 9 класса, получила диплом III степени в конкурсе исследовательских работ VI Андреевских чтений. Учащиеся 5 - 6 классов выступают на ШНПК с проектами. Например, проект «Мое генеалогическое древо». Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).
Цели проекта:
1) формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь;
2) знакомство с новыми фактами из истории семьи;
3) выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.);
4) обучение составлению родословного древа или таблицы.
Практический результат проекта: составление собственного генеалогического древа. Презентация может проходить в форме «научной конференции», где в роли исследователей-специалистов в области генеалогии выступают учащиеся, подготовившие проект. Участники делают мини-сообщения, а также обмениваются мнениями, выясняя, кому удалось собрать больше информации об истории своей семьи (по числу поколений, по датам рождения, по объему собранной информации). Вывод: в ходе проектной и исследовательской деятельности обучающиеся приобретают навыки: самостоятельно планировать свою деятельность по этапам, собирать и анализировать информацию, оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия. Самостоятельно изучают исторические документы, поводят социологический опрос, анализируют и обобщают собранный материал
Список использованной литературы: 1. Панов В.И. Одаренные дети: выявление—обучение—развитие // Педагогика. 2001. № 4. 2. Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе// Школьный психолог, 2008. №18, с.6 -7 3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. - М.,2000..
© Е. А. Марочкина, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 2 (практика)
Вторая часть презентации содержит примеры конкретных учебных проектов для урока или внеклассного мероприятия по литературе...
Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века на уроках искусства (от теории к практике)
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном ...
Апробация модели формирования у обучающихся навыков проектной деятельности в условиях образовательных организаций основного общего образования
Пакет документов апробации...
Статья на тему: "Организация проектной деятельности при массовом выборе проектов"
1. Актуальность статьи 2. Организация учебно-исследовательской работы3. Перечень особых умений по организации работы школьников...
Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).
В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...
Надбитов Р.К. Образовательные практики в учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия. Статья в журнал "Исследователь". 2020 г.
Публикация в журнале...
СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учр...
- Мне нравится (1)