Типовая программа учебной дисциплины ОП.06 Логистика по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям)
учебно-методический материал (11 класс) на тему
Рекомендовано Экспертным советом при ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов города Москвы учебно-методический центр по профессиональному образованию учреждений СПО. 2013 году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Типовая программа учебной дисциплины | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Логистика
Москва
2012 г.
Типовая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 100701 «Коммерция (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 100000 Сфера обслуживания.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО Политехнический колледж №39
Разработчик:
Пикалова С. В., руководитель структурного подразделения методистов, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО Политехнический колледж №39
Рекомендовано Экспертным советом ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ в качестве типовой программы по учебной дисциплине
Протокол от «09»апреля 2013 г. Рег. №3
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
- ПАСПОРТ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛОГИСТИКА
1.1.Область применения программы
Типовая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 100000 Сфера обслуживания.
Типовая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по повышению квалификации и переподготовки агентов коммерческих и менеджеров по продажам.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять логистические цепи и схемы, обеспечивающие рациональную организацию материальных потоков;
- управлять логистическими процессами организации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- цели, задачи, функции и методы логистики;
- логистические цепи и схемы, современные складские технологии, логистические процессы;
- контроль и управление в логистике;
- закупочную и коммерческую логистику.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
в том числе: | |
практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 19 |
В том числе: | 4 15 |
подготовка рефератов; подготовка докладов и сообщений | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Логистика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Логистика: понятие, цели, задачи. Основные этапы развития. Логический подход к управлению материальным потоком. Финансовые и информационные потоки в логистике. Экономический эффект от использования логистики. Особенности логистики в различных отраслях. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов на тему: «Предпосылки становления и развития логистики в России»; «Логистика и конкурентоспособность организации»; «Сущность логического подхода»; «Современная концепция логистического управления». | 4 | ||||
Раздел 1 Методологические и функциональные основы логистики | 18 | ||||
Тема 1.1 Методы логистики | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ||
Назначение и классификация методов логистики. Общая характеристика методов решения логистических задач. Сравнение традиционного и системного подходов к управлению материальными потоками. Системный подход: преимущества и принципы. Математический, графический, статистический методы в логистике. Использование моделирования в логистике. Экспертные системы в логистике. Задача «сделать или купить в логистике». Методы АВС и XYZ. | |||||
Практические занятия: Решение ситуационных задач по использованию методов логистики для обеспечения рациональных перемещений материальных потоков. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов, сообщений на тему: «Методы логистики и моделирование ситуации для их использования». | 1 | ||||
Тема 1.2. Функции логистики | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ||
Функции логистики. Понятие логической функции. Логическая цепь. Логические операции и их группы. Основные логические функции и их распределение между участниками логического процесса. Функции логистики на уровне предприятия. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства. Организация управления предприятием со службой логистики. Функции логистики на различных уровнях. | |||||
Практические занятия: Решение ситуационных задач по управлению товарными потоками. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на тему: «Логистика на уровне международных экономических отношений» | 2 | ||||
Тема 1.3. Информационное обеспечение логистики | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Информационная логистика: понятие, виды и задачи. Принципы построения информационных систем в логистике. Информационные технологии в коммерческой логистике. Идентификация товаров в современных условиях. Защита информации и информационная безопасность в логистике. Современные информационные системы в логистике. Принципиальная схема информационно-логистических потоков предприятия. Система входящих и исходящих информационных потоков службы логистики. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на тему: «Логистические операторы. Принцип выбора поставщика логистических услуг» | 2 | ||||
Тема 1.4. Прогнозирование требований и стратегия в логистике. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Проблемы прогнозирования в логистике. Методы прогнозирования и их краткая характеристика. Прогнозирование технико-экономических показателей и динамических рядов (экстраполяция и экспоненциальное сглаживание). Оценка точности прогнозирования в логистике. Логическая стратегия: понятие, роль, ключевые вопросы. Влияние внешней и внутренней среды на логическую стратегию фирмы. Цели разрабатываемой логистической стратегии. Цели разрабатываемой логистической стратегии. Тактическое планирование в логистике. Цели и задачи оперативного планирования. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на тему: «Понятия логистической стратегии и прогнозирования». | 1 | ||||
Раздел 2. Логистика в товаропроводящих сетях | 18 | ||||
Тема 2.1. Логистика закупок | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Функции, цели и задачи закупочной логистики. Логические принципы построения отношений с поставщиками. Логическая технология поставок «точно в срок», отличие от традиционных закупок. Контроль поставок. Рейтинг поставщика. Классификация ресурсов. Системная интеграция службы закупок со службами продаж и производства. Управление закупками и спрос. Проблема контроля управления закупками. Системы MRP и KANBAN. Исследование операций в закупочной логистике. | |||||
Практические занятия: Решение ситуационных задач по применению приемов и методов закупочной логистики и оценка поставщиков | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений, докладов на тему: «Интернет-площадки – оправданный подход к логистике закупок». | 2 | ||||
Тема 2.2 Распределительная логистика | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
Распределительная логистика: понятие, задачи, назначение, принципиальное отличие от традиционных сбыта и реализации. Логическое моделирование сбыта. Каналы распределения и товародвижения. Распределительная логистика и маркетинг. Взаимосвязь распределительной и закупочной логистики. Основные условия поставки в договорах купли-продажи. Логический сервис. Последовательность формирование системы логического сервиса. Понятие и методы расчета уровня логического сервиса. Исследование операций в распределительной логистике. Сокращение издержек в распределительной логистике в зависимости от развития инфраструктуры товарного рынка. | |||||
Практические занятия: Решение ситуационных задач по определению месторасположения распределительного центра. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на тему: «Посредники на внутреннем рынке и в международной логистике. Влияние времени логистического процесса на конкурентоспособность предприятия». | 2 | ||||
Тема 2.3. Логистика товаропроводящих систем | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Логистический подход к организации товародвижения. Логистика в звеньях товародвижения. Служба логистики на предприятиях торговли. Проблемы развития логистики в современных условиях. Эффективность применения логистики в торговле. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на тему: «Логистика товаропроводящих систем». | 2 | ||||
Раздел 3. | Грузопереработка на складе и транспорте | 15 | |||
Тема 3.1. Транспорт в логистике | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Понятия и задачи транспортной логистики. Транспортные коридоры и транспортные цепи. Транспортные терминалы. Критерии выбора вида транспорта. Выбор вида транспорта на базе анализа полной стоимости. Решение о создании собственного парка транспортных средств. Транспортные услуги, их виды. Выбор перевозчика. Расчет транспортных затрат. Методы снижения затрат на транспорт. | |||||
Практические занятия: Решение ситуационных задач по составлению маршрутов и графиков доставки товаров автомобильным транспортом | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на тему: «Выбор вида транспорта на базе анализа полной стоимости. Расчет транспортных затрат» | 1 | ||||
Тема 3.2. Логистика хранения и складской грузопереработки. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Склад: определение, классификация, функции. Роль складов в логистике. Определение места расположения склада на обслуживаемой территории. Принятие решения о пользовании наёмного склада. Принципы логистической организации и моделирование складских процессов. Принципиальная схема материальных и информационных потоков на складах. Логистика поступления грузов на склад. Входной контроль поставок товаров на складе. Размещение товаров на складе. Отборка и отпуск заказов со склада. Грузовые единицы в логистике. Современные складские технологии. | |||||
Практические занятия: Решение ситуационных задач по организации работы на складе, рациональное перемещение материальных потоков на складе | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на тему: «Принципы логической организации складских процессов; управление товарными потоками на складах; анализ эффективности деятельности склада». | 1 | ||||
Тема 3.3. Управление запасами | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ||
Материальный запас: понятие и виды. Определение оптимального размера запаса. Сокращение транспортно-заготовительных расходов, как средство сокращения запасов. Взаимосвязь с другими функциями логистики. Страховые запасы. Основные системы контроля состояния запасов. Системы управления запасами. ABC и XYZ анализ в управлении запасами. | |||||
Практические занятия: Решение ситуационные задач по управлению товарными запасами, размещению товарных запасов | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на тему: Определение системы управления запасами с фиксированным размером заказа и фиксированным интервалом времени. | 1 | ||||
Всего: | 57 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Организация коммерческой деятельности и логистики».
Оборудование учебного кабинета:
- Рабочий место преподавателя
- Рабочие места учащихся по количеству обучающихся в группе
- Шкафы, стеллажи
Технические средства обучения:
- Видеопроектор и универсальная интерактивная доска.
- Компьютеры для преподавателя и учащихся с выходом в интернет
- Многофункциональное устройство
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Рыжова И.О., Турков А.М.. Логистика в торговле, учебное пособие.: - М. Академия, 2011.
- Рыжова И.О., Турков А.М. Практикум по логистике.:- М. Академия, 2011.
- Шехтер Д. Сандлер Г. Логистика. Искусство управления цепочками поставок.:- М., Претекст, 2008.
Дополнительные источники:
- Галанов В.А.. Логистика. Учебник..:- М. Форум, Инфра-М, 2007.
- Киршина М.В. Коммерческая логистика.:- М., ЦЭМ, 2001.
- Корсаков А.А. Основы логистики.:- М., МЭСИ, 2005.
Интернет-ресурсы
- www.logistics.ru (Логистика. Отраслевой портал)
- www.consultant.ru
- www.garant.ru
- поисковые системы
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения:
| Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защитах практических работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и др. видов текущего контроля. |
Знания:
| Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защитах практических работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и др. видов текущего контроля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы построения АИС» для специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) (Программирование в компьютерных системах)
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ дисциплины «Основы построения АИС»для специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) (Программирование в компьютерных системах) СОДЕРЖАНИЕ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.15 (профильные) "Математика" специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...
Контрольно-оценочные средства для оценки результатов освоения части МДК 02.01 «Экономическая теория» Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 100701 «Коммерция (по отраслям)»
Контрольно-оценочные средства для оценки результатов освоения части МДК 02.01 «Экономическая теория» Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 100701 «Комме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ" для специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)»
Программа учебной дисциплины по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО 230401, входящим в состав укрупненной группы профессий Информационные системы (по отраслям)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» по ППССЗ специальности: 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» (по отраслям) (Базовый уровень) II-IV курсы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.04 «Техническая ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» по ППССЗ специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (базовый уровень) III курс
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01. «Эконо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 04 ИСТОРИЯ для специальности технологического профиля 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям). Рабочая программа разработана с уч...