Памятка для педагогов "Методы психологической поддержки выпускников на экзамене"
консультация на тему
Материал подготовлен для методического объединения учителей трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интерната.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_pedagogov.docx | 63.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Методы психологической поддержки выпускников на экзамене
- Создание стабильной эмоциональной обстановки в классе.
- Кабинет должен быть чистым, ухоженным, желательно с комнатными цветами.
- Столы должны соответствовать возрасту выпускников, удобно располагаться и хорошо освещаться.
- Температура воздуха в классе должна быть умеренной.
- Хорошо, если в классе будет висеть эстамп или картина в желто-фиолетовых тонах.
- У выпускников должна быть возможность во время экзамена выпить воды.
- Формирование позитивного психологического настроя во время экзамена.
- Начало общения – улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.
- Одежда учителя не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной).
- Словесные установки должны повышать уверенность учеников в себе.
- Необходимо подбадривать учащихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.
- Наблюдайте за самочувствием каждого ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
- Приёмы, мобилизующие интеллектуальные возможности.
- Перед экзаменом или во время него выпить несколько глотков воды.
- Физическое упражнение «Перекрёстный шаг» влияет на гармонизацию работы полушарий. Выполняем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно, навстречу противоположной руке. Можно сделать это сидя. Обязательное условие – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
- Приём: рисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Аналогичное упражнение: рисовать «Горизонтальную восьмёрку».
- Приём «Энергетическое зевание»: во время зевка обеими руками нужно массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Достаточно 3 – 5 зевков.
- Упражнение «Каракули» - учащимся предлагается взять карандаш, закрыть глаза и в течение нескольких минут хаотично водить карандашом по бумаге; затем открыть глаза, рассмотреть каракули и постараться найти в них какие-либо образы, после чего их прорисовать.
- Приёмы мышечной релаксации.
- По очереди напрягать на 10 – 12 сек. разные группы мышц, потом сбросить.
- Наиболее простой способ — расслабление рук.
- Мышечная релаксация:
- для лица: собрать губы в одну точку, задержать, расслабиться;
- для спины и плечевого пояса: поднять плечи максимально вверх, подержать, опустить;
- для рук: сжать кисти в кулак, разжать; максимально растопырить пальцы рук, расслабиться;
- для ног: упереться пятками в пол, максимально поднять носки, напрячься, сбросить напряжение; упереться пальцами ног в пол, максимально поднять пятки, напрячься, сбросить напряжение.
- Упражнение «Кинг-Конг»
- Фаза напряжения. Положение рук в этом упражнении напоминает громадную обезьяну Кинг-Конг. Руки согнуты в локтях и расположены перед грудью, кисти рук не соприкасаются, глаза прикрыты. Дышите спокойно и равномерно. Сожмите пальцы рук в кулак, напрягите все мышцы рук – кулаков, предплечий, плеч. Кулаки сжимаются так сильно, что все мышцы рук начинают дрожать. Дышите спокойно и равномерно. Напрягите мышцы до боли.
- Фаза расслабления. Расслабьте все мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленно вдохните и выдохните. Откройте глаза.
- Упражнение «Муха» (снятие напряжения с лицевой мускулатуры): сесть удобно, руки свободно положить на колени, плечи и голову опустить, глаза закрыть; мысленно представить, что на лицо пытается сесть муха, она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза; задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
- Упражнение «Лимон» (управление состоянием мышечного напряжения и расслабления): сесть удобно, руки свободно положить на колени ладонями вверх, плечи и голову опустить, глаза закрыть; мысленно представить себе, что в правой руке лежит лимон; медленно сжимать его до тех пор, пока не «выжали» весь сок; расслабиться; повторить упражнение левой рукой, двумя руками.
- Приёмы успокаивающего дыхания.
- Наиболее простой способ — это дыхание на счет. Примите удобную позу, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета — выдох.
- Ровное дыхание в среднем темпе: вдох через нос, выдох через рот (2 - 5 мин.)
- Сесть удобно, глубокий вдох через нос (4 – 5 сек.), задержка дыхания (2 – 3 сек.), выдох через нос как можно медленнее (противострессовое дыхание).
- Успокаивающее дыхание - короткий вдох, долгий выдох. Выдох должен быть в два раза длиннее вдоха.
- «Растопить узоры на стекле»: глубоко вдохнуть, не поднимая плеч. Медленно выдохнуть, как будто вы собираетесь растопить снежные узоры на стекле. Повторите несколько раз.
- Техника «глубокого дыхания диафрагмой» - сделать максимально глубокий вдох (весь воздух направляем в живот - надуваем живот, грудь не задействуем), максимально более долгий выдох через сжатые губы.
- Приёмы самонастройки и аутотренинга.
- Не нужно накручивать себя и говорить «Все плохо, я ничего не помню, я ничего не знаю». Выбирать надо, например, формулировку «Все хорошо, я все помню и знаю».
- Негативные мысли «Все плохо, я ничего не помню, я ничего не знаю» заменить на позитивные, но не «У меня всё получится», а «Я сделаю всё, что от меня зависит».
- Аутогенная тренировка (3 - 5 мин.)
- Сядьте удобно, закройте глаза, спина прямая, руки на коленях.
- Мысленно проговорите: «Я спокоен».
- «Правая рука тяжёлая» (5 - 6 раз)
- «Я спокоен».
- «Левая рука тяжёлая» (5 - 6 раз)
- «Я спокоен. Я готов. Я собран. Я уверен в успехе».
- Сожмите кисти в кулак, откройте глаза, глубоко вдохните и выдохните.
- Снятие эмоционального напряжения.
- Проведение пробного экзамена.
- Снижение важности экзамена.
- Перед экзаменом выполнить физические упражнения, рассказать анекдоты, посмеяться.
- Сжать пальцы в кулак, большой палец загнуть внутрь. Когда сжимаете — выдыхайте, когда разжимаете — вдыхайте. Выполнить 5 раз. Сжимайте с усилием, не торопитесь. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается.
- Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать другой рукой. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.
- Слегка помассировать кончик мизинца.
- Упражнение «Улыбка» - Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы, потом сбросить.
- «Точечный массаж» - Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами.
- Левостороннее дыхание - Пальцем зажимаем правую ноздрю. Дышим левой ноздрей спокойно, неглубоко.
- Если выпускник не справился со стрессом, с тревогой, «перенервничал»
(это может выразиться в следующих состояниях: паника, беспокойство, тревога, страх, беспомощность, ступор, апатия, растерянность и т.п.)
Необходимо:
- В острой стрессовой ситуации, которая характеризуется внезапностью и кратковременностью, лучшим первоначальным приёмом является взятие «паузы».
- Сосчитать до десяти.
- Слегка смочить виски, лоб, артерии на руках холодной водой.
- Выпить немного воды.
- Заняться дыханием. Медленно вдохнуть воздух носом и на некоторое время задержать дыхание. Выдох осуществляется постепенно, так же через нос.
- Покинуть помещение, в котором возник острый стресс.
- Отвлечься, внимательно рассматривая окружающие предметы.
- Встать, ноги на ширине плеч, наклониться вперед и расслабиться. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксировать это положение 1–2 минуты, после чего очень медленно поднять голову (так, чтобы она не закружилась).
- Помощь психолога, медицинского работника.
- Снятие последствий стресса после экзамена.
- Дыхание уступами (смех, плач) – 3 – 4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов.
- Умыться холодной водой.
- Медленно пить холодную воду большими глотками.
.
Педагог-психолог: Савельева С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Психологическая поддержка выпускников, участвующих в Едином государственном экзамене"
Рекомендации родителям в период подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ...
Психологическая поддержка выпускников
Рекомендации по оказанию родителями психологической поддержки одиннадцатиклассникам в период итоговой аттестации...
Психологическая поддержка выпускникам, сдающим ЕГЭ. Советы родителям.
Выпускные экзамены — один из важнейших этапов в жизни человека, вомногом определяющий будущее. Современным старшеклассникам предстоититоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена, кото...
Психологическая поддержка выпускникам, сдающим ЕГЭ. Советы родителям.
Выпускные экзамены — один из важнейших этапов в жизни человека, вомногом определяющий будущее. Современным старшеклассникам предстоититоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена, кото...
Конспект выступления. Психологическая поддержка выпускников в период итоговой аттестации.
Использование данного материала возможно на МО педагогов-психологов, в котором детально рассмотрена деятельность школьного психолога по подготовке учащихся к итоговой аттестации....