Памятка для педагогов "Методы психологической поддержки выпускников на экзамене"
консультация на тему

Савельева Светлана Анатольевна

Материал подготовлен для методического объединения учителей трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интерната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_pedagogov.docx63.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Методы психологической поддержки выпускников на экзамене

  1. Создание стабильной эмоциональной обстановки в классе.
  • Кабинет должен быть чистым, ухоженным, желательно с комнатными цветами.
  • Столы должны соответствовать возрасту выпускников, удобно располагаться и хорошо освещаться.
  • Температура воздуха в классе должна быть умеренной.
  • Хорошо, если в классе будет висеть эстамп или картина в желто-фиолетовых тонах.
  • У выпускников должна быть возможность во время экзамена выпить воды.
  1. Формирование позитивного психологического настроя во время экзамена.
  • Начало общения – улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.
  • Одежда учителя не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной).
  • Словесные установки должны повышать уверенность учеников в себе.
  • Необходимо подбадривать учащихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.
  • Наблюдайте за самочувствием каждого ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
  1. Приёмы, мобилизующие интеллектуальные возможности.
  • Перед экзаменом или во время него выпить несколько глотков воды.
  • Физическое упражнение «Перекрёстный шаг» влияет на гармонизацию работы полушарий. Выполняем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно, навстречу противоположной руке. Можно сделать это сидя. Обязательное условие – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
  • Приём: рисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Аналогичное упражнение: рисовать «Горизонтальную восьмёрку».
  • Приём «Энергетическое зевание»: во время зевка обеими руками нужно массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Достаточно 3 – 5 зевков.
  • Упражнение «Каракули» - учащимся предлагается взять карандаш, закрыть глаза и в течение нескольких минут хаотично водить карандашом по бумаге; затем открыть  глаза, рассмотреть каракули и постараться найти в них какие-либо образы, после чего их прорисовать.

                                     

  1. Приёмы мышечной релаксации.
  • По очереди напрягать на 10 – 12 сек.  разные группы мышц, потом сбросить.
  • Наиболее простой способ — расслабление рук.
  • Мышечная релаксация:
  1. для лица: собрать губы в одну точку, задержать, расслабиться;
  2. для спины и плечевого пояса: поднять плечи максимально вверх, подержать, опустить;
  3. для рук: сжать кисти в кулак, разжать; максимально растопырить пальцы рук, расслабиться;
  4. для ног: упереться пятками в пол, максимально поднять носки, напрячься, сбросить напряжение; упереться пальцами ног в пол, максимально поднять пятки, напрячься, сбросить напряжение.
  • Упражнение «Кинг-Конг»
  1. Фаза напряжения. Положение рук в этом упражнении напоминает громадную обезьяну Кинг-Конг. Руки согнуты в локтях и расположены перед грудью, кисти рук не соприкасаются, глаза прикрыты. Дышите спокойно и равномерно. Сожмите пальцы рук в кулак, напрягите все мышцы рук – кулаков, предплечий, плеч. Кулаки сжимаются так сильно, что все мышцы рук начинают дрожать. Дышите спокойно и равномерно. Напрягите мышцы до боли.
  2. Фаза расслабления. Расслабьте все мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленно вдохните и выдохните. Откройте глаза.
  • Упражнение «Муха» (снятие напряжения с лицевой мускулатуры): сесть удобно, руки свободно положить на колени, плечи и голову опустить, глаза закрыть; мысленно представить, что на лицо пытается сесть муха, она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза; задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
  • Упражнение «Лимон» (управление состоянием мышечного напряжения и расслабления): сесть удобно, руки свободно положить на колени ладонями вверх, плечи и голову опустить, глаза закрыть; мысленно представить себе, что в правой руке лежит лимон; медленно сжимать его до тех пор, пока не «выжали» весь сок; расслабиться; повторить упражнение левой рукой, двумя руками.

  1. Приёмы успокаивающего дыхания.
  • Наиболее простой способ — это дыхание на счет. Примите удобную позу, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета — выдох.
  • Ровное дыхание в среднем темпе: вдох через нос, выдох через рот (2 - 5 мин.)
  • Сесть удобно, глубокий вдох через нос (4 – 5 сек.), задержка дыхания (2 – 3 сек.), выдох через нос как можно медленнее (противострессовое дыхание).
  • Успокаивающее дыхание - короткий вдох, долгий выдох.  Выдох должен быть в два раза длиннее вдоха.
  • «Растопить узоры на стекле»:  глубоко вдохнуть, не поднимая плеч. Медленно выдохнуть, как будто вы собираетесь растопить снежные узоры на стекле. Повторите несколько раз.
  • Техника «глубокого дыхания диафрагмой» - сделать максимально глубокий вдох (весь воздух направляем в живот - надуваем живот, грудь не задействуем), максимально более долгий выдох через сжатые губы.

  1. Приёмы самонастройки и аутотренинга.
  • Не нужно накручивать себя и говорить «Все плохо, я ничего не помню, я ничего не знаю». Выбирать надо, например, формулировку «Все хорошо, я все помню и знаю».
  • Негативные мысли «Все плохо, я ничего не помню, я ничего не знаю» заменить на позитивные, но не «У меня всё получится», а «Я сделаю всё, что от меня зависит».
  • Аутогенная тренировка (3 - 5 мин.)
  1. Сядьте удобно, закройте глаза, спина прямая, руки на коленях.
  2. Мысленно проговорите: «Я спокоен».
  3. «Правая рука тяжёлая» (5 - 6 раз)
  4. «Я спокоен».
  5. «Левая рука тяжёлая» (5 - 6 раз)
  6. «Я спокоен. Я готов. Я собран. Я уверен в успехе».
  7. Сожмите кисти в кулак, откройте глаза, глубоко вдохните и выдохните.

  1. Снятие эмоционального напряжения.
  • Проведение пробного экзамена.
  • Снижение важности экзамена.
  • Перед экзаменом выполнить физические упражнения, рассказать анекдоты, посмеяться.
  • Сжать пальцы в кулак, большой палец загнуть внутрь. Когда сжимаете — выдыхайте, когда разжимаете — вдыхайте. Выполнить 5 раз. Сжимайте с усилием, не торопитесь. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается.
  • Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать другой  рукой. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.
  • Слегка помассировать кончик мизинца.
  •   Упражнение «Улыбка» - Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы, потом сбросить.
  • «Точечный массаж» - Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами.
  • Левостороннее дыхание - Пальцем зажимаем правую ноздрю. Дышим левой ноздрей спокойно, неглубоко.

  1. Если выпускник не справился со стрессом, с тревогой, «перенервничал»

(это может выразиться в следующих состояниях: паника, беспокойство, тревога, страх, беспомощность, ступор, апатия, растерянность и т.п.)

Необходимо:

  • В острой стрессовой ситуации, которая характеризуется внезапностью и кратковременностью,  лучшим первоначальным приёмом является взятие «паузы».
  • Сосчитать до десяти.
  • Слегка смочить виски, лоб, артерии на руках холодной водой.
  • Выпить немного воды.
  • Заняться дыханием. Медленно вдохнуть воздух носом и на некоторое время задержать дыхание. Выдох осуществляется постепенно, так же через нос.
  • Покинуть помещение, в котором возник острый стресс.
  • Отвлечься, внимательно рассматривая окружающие предметы.
  • Встать, ноги на ширине плеч, наклониться вперед и расслабиться. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксировать  это положение 1–2 минуты, после чего очень медленно поднять голову (так, чтобы она не закружилась).

  • Помощь психолога, медицинского работника.
  1. Снятие последствий стресса после экзамена.
  • Дыхание уступами (смех, плач) – 3 – 4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов.
  • Умыться холодной водой.
  • Медленно пить холодную воду большими глотками.

C:\Users\психолог\Downloads\holiday-203.jpg.

Педагог-психолог: Савельева С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая поддержка выпускников

Рекомендации по оказанию  родителями психологической поддержки одиннадцатиклассникам в период итоговой аттестации...

Психологическая поддержка выпускникам, сдающим ЕГЭ. Советы родителям.

Выпускные экзамены — один из важнейших этапов в жизни человека, вомногом определяющий будущее. Современным старшеклассникам предстоититоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена, кото...

Психологическая поддержка выпускникам, сдающим ЕГЭ. Советы родителям.

Выпускные экзамены — один из важнейших этапов в жизни человека, вомногом определяющий будущее. Современным старшеклассникам предстоититоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена, кото...

Конспект выступления. Психологическая поддержка выпускников в период итоговой аттестации.

Использование данного материала возможно на МО педагогов-психологов, в котором детально рассмотрена деятельность школьного психолога по подготовке учащихся к итоговой аттестации....