Доклад: «Активизация познавательной деятельности в условиях введения ФГОС».
статья на тему
Что ценнее всего для человека? «Здоровье»,- не задумываясь, скажет каждый, а мне хочется добавить: «Мысль». Насколько удивительна, заманчива, всесильна наука математика. Это простое открытие я сделала для себя, будучи студенткой СГПИ. И с тех пор каждый урок я пытаюсь приблизить ребят к тому, чтобы они осознали это гораздо раньше в своей жизни. Вот почему ведущая идея в моей педагогической и математической практике – максимально раскрыть перед ребенком спектр приложений математических знаний, основная задача – передать свою увлеченность предметом воспитанникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saifutdinova.doc.docx | 52.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: «Активизация познавательной деятельности в условиях введения ФГОС».
Сайфутдинова Лариса Григорьевна учитель высшей категории МОБУ СОШ с. Верхние Услы saifutdinova.l@yandex.ru.
Что ценнее всего для человека? «Здоровье»,- не задумываясь, скажет каждый, а мне хочется добавить: «Мысль». Насколько удивительна, заманчива, всесильна наука математика. Это простое открытие я сделала для себя, будучи студенткой СГПИ. И с тех пор каждый урок я пытаюсь приблизить ребят к тому, чтобы они осознали это гораздо раньше в своей жизни. Вот почему ведущая идея в моей педагогической и математической практике – максимально раскрыть перед ребенком спектр приложений математических знаний, основная задача – передать свою увлеченность предметом воспитанникам.
По проблеме активизации познавательной деятельности в свое время печаталось много трудов. В данной работе я предлагаю несколько приемов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса.
Все предложенные приемы рождались постепенно в течении многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть – из книг, методических пособий, часть придумана автором этой статьи. Но все они прошли проверку временем, нравятся ребятам и мне как учителю.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и к урокам вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в то же время не злоупотребляющих трудолюбием ребят. Нравится ребятам, когда учитель дает задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся. Любят ребята всех возрастов, когда уроки оживлены задачами-шутками, заданиями на внимание. А сочинительство задач, сказок – это целый раздел в методике работы с детьми. Большой арсенал игр предлагает нам телевидение. Это и «Счастливый случай», и «Поле чудес», и «Звездный час». Перечислю еще ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся.
- Групповой метод при решении задач. Работа в парах.
- Различные формы работы с книгой.
- Использование всевозможных видов поощрений (жетоны, слова, вручение удостоверений «лучшему математику», дифференциация домашнего задания).
- Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений.
- Использование на уроках элементов историзма, занимательности (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-кроссворды).
- Использование проблемных ситуаций.
- Изложение материала блоками.
- Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задач, связь науки и практикой; анкетирование, тестирование.
- Наблюдение за речью, рецензирование по схеме-плану и др.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Принятие стандартов второго поколения продиктовано этими изменениями. Проведение обучения на основе технологии АМО (активные методы обучения, о которых я узнала из курса «Активные методы обучения») приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение. Эти эффекты применения технологии АМО полностью отвечают современным требованиям школьного образования, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса. Эффекты, которые позволяют достигать применение технологии АМО: повышение мотивации и познавательной активности обучающихся, рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своей учебной деятельности, качественное освоение обучающимися новых знаний и умений, приобретение обучающимися универсальных навыков и готовности к их практическому применению в реальных ситуациях, формирование уважительного отношения к окружающим людям, другим культурам, развитие умения аргументированного и корректного ведения дискуссии, увлеченность, творческий настрой, товарищеские взаимоотношения обучающихся, мотивирующее действие атмосферы урока на педагога, сохраняющее работоспособность и хорошее настроение, эффективный мониторинг учителем хода и результатов образовательного процесса, применение АМО делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты. Таким образом, процессы воспитания, развития и социализации личности наполняют весь образовательный процесс, каждое мгновение школьной жизни обучающегося. Создание такой методологической базы обеспечивает полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков. А это значит, что выпускник будет реально подготовлен к выходу из школы и успешной адаптации в самостоятельной жизни. Эти результаты применения данной технологии, без сомнения, позволяют отнести АМО к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федеральных государственных стандартов образования второго поколения.
Использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми. Смена напряженной работы веселыми разминками, когда учитель не только не запрещает, но наоборот, выступает в роли организатора такого поведения во время урока, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и качественного обучения. Положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный настрой учителя поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения, а также его новая роль (не начальника, а старшего товарища) – оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день.
Хороший план – половина дела, но остается и вторая половина – реализация плана урока. Уход от традиционной формы обучения и переход к использованию активных методов обучения может на первых порах вызывать определенные трудности с соблюдением графика урока. Увлеченность обучающихся и педагога процессом, несомненно, хороша, но при потере контроля может привести к невыполнению плана урока. Поэтому учителю важно мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап и обеспечить достижение целей всего урока.
Использованная технология эффективна, т.к. скучный урок математики превратится в увлекательное путешествие с виртуальными сказочными героями. Данный урок будет способствовать тому, что ученики увидят математику в «новом свете», поймут необходимость изучаемого материала в жизни. АМО оживляют урок, позволяют детям расслабиться, получить удовольствие от учения, размывает границы стандартного урока, позволяет детям посмотреть на математику с другой стороны, как на увлекательную науку, а также позволяют развить незаменимые общечеловеческие качества, которые воспитывают полноценную личность, способную жить в социуме.
Внеклассное мероприятие по математике. Математический турнир
Цели:
- Фронтальное повторение учебного материала по математике
- Повышение познавательной активности у учащихся
- Развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос.
В игре принимают две команды из 9-10 класса по 8 человек.
Ход турнира
- Вступление. Девиз.
- Представление команд, жюри, хранителя времени.
- Первый тур. Разминка.(Брейн-ринг).
- Второй тур. Блиц.(Счастливый случай).
- Третий тур. Исторический.(Клуб знатоков).
- Четвертый тур. Конкурс капитанов.(Бизнесмен).
- Математические шарады.
- Итоги.
1.Внимание! Сегодня ребята, мы проводим «Математический турнир». На этом турнире принимают участие две команды, которые будут состязаться в знании вопросов по алгебре, геометрии, экономике. Девиз нашей встречи: «Математика – без границ». Я надеюсь, что во время турнира члены команд и болельщики узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше. Как известно, в любом конкурсе участвуют жюри, которые оценивают работу его участников. Сейчас я представлю членов жюри (назвать их). Время, предоставленное участникам конкурса для ответов на вопросы, будет ограничено. Ответственную роль «хранителя времени» мы возлагаем на …. Прежде чем начать турнир, представлю тех, кто будет принимать в нем участие. Справа от меня команда «Круг», слева от меня, команда «Квадрат».
2.Представление команд.
Итак, церемония представления участников турнира окончена. Начинаем нашу игру.
Запись на доске: «Сегодня с нами те, кто хочет учиться с увлечением. Все, кто любит тайны, загадки, приключения. Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив.
3.Первый тур. «Разминка».(Брейн-ринг).
- Как переводятся с латинского языка слова градус, минута, секунда.
- Дайте определение степени с дробным показателем.
- В какой книге в каком году впервые встречается слово «тригонометрия», что оно означает в переводе с греческого.
- Что вы знаете о Карле Гауссе.
- Где впервые встречается понятие «функция» и как оно переводится с латинского языка.
- Кто такой Диофант.
- Что такое терцина.
- Сформулируйте определение геометрической прогрессии.
- Как читается теорема косинусов.
- Перечислите основные тригонометрические тождества.
- Как читается формула для решения тригонометрического уравнения tg x = a
- Дайте определение функции, убывающей в промежутке.
4. Второй тур. «Блиц». (Счастливый случай).
Команда 1.
- 1% от 1000 рублей. (10 руб.)
- Единица измерения скорости на море. (узел)
- Третья буква греческого алфавита. (гамма).
- Чему равна сумма чисел от -200 до 200. (нулю).
- Кто автор первого учебника арифметики. (Магницкий).
- Чему равен 1 пуд. (16 кг).
- Назовите наибольшее отрицательное целое число.(-1)
- Площадь квадрата 49 см . Чему равен его периметр.(28 см).
- Как найти неизвестное вычитаемое. (из уменьшаемого вычесть разность).
- Наука, изучающая свойства фигур на плоскости. (планиметрия).
- Как называется первая координата точки.(абсцисса).
- Разделите 100 на половину. (200)
- Как называется функция у=кх+ в. (линейная)
- Вычислите кубический корень -64. (-4)
- Чему равно число п. (3,14)
- Как называется функция, графиком которой является парабола. (квадратичная)
- Что означает в переводе с французского языка слово кило. (тысяча)
- Что не имеет длины, ширины, высоты, а можно измерить. (время, температура).
- Одна 24 часть суток. (час)
- Сумма длин сторон многоугольника. (периметр)
Команда 2.
- Как называется сотая часть числа. (процент)
- Как найти неизвестное делимое. (частное умножить на делитель)
- Назовите единицу массы драгоценных камней. (карат)
- Чему равно произведение чисел -100 до 100. (нулю)
- Первая женщина-математик. (С.В.Ковалевская)
- Наименьшее натуральное число. (единица)
- Три в квадрате – 9, четыре в квадрате – 16. А чему равен угол в квадрате. ( 90 )
- Наука, изучающая свойства фигур в пространстве. (стереометрия)
- Как называется вторая координата точки. (ордината)
- Периметр прямоугольника равен 64 см. Чему равна сторона квадрата с тем же периметром. (16 см)
- Как называется знак корня. (радикал)
- Найдите корень уравнения х=-8. (корней нет)
- Как называется функция у=ах+вх+с. (квадратная)
- Вычислите квадратный корень из 289. ( 17 )
- Одна четвертая суток. ( 6 часов )
- Длина окружности. ( С=2пr)
- Выражение в–4ас называется… (дискриминант)
- Равенство, содержащее неизвестную. (уравнение)
- Рационально или иррационально число п. (иррационально)
- График обратной пропорциональности. (гипербола)
5. Третий тур. «Исторический».(Звездный час).
Перед вами имена шести великих математиков. (сигнальные карточки). На доске:
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
Архимед | К. Гаусс | Лобачевский | Евклид | Ф. Виет | Эратосфен |
Вопрос 1. Уважаемые участники игры! Многие знаменитые математики мира на протяжении двадцати веков старались решить величайшую проблему: «Сколько прямых, параллельных данной, можно провести через заданную точку. Кто разрешил эту проблему. ( Лобачевский).
Вопрос 2. Кто впервые систематизировал геометрические сведения. (Евклид)
Вопрос 3. Кто придумал метод, с помощью которого можно находить простые числа в их естественном порядке. (Эратосфен).
Вопрос 4. Вслед за кем мы часто горделиво восклицаем: «Дайте мне точку опоры и я переверну землю». (Архимед).
Вопрос 5. Кому принадлежат слова «Математика – царица наук, арифметика – царица математики». (К. Гаусс).
Вопрос 6. Кто открыл формулу Герона для вычисления площади треугольника. (Архимед).
Вопрос 7. Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступление. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но он не был выдан инквизиции. В своем городе он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Но главным делом его жизни была математика. Он мог несколько ночей не спать, решая очередную задачу. Кто из математиков был на волоске от пламени на костре. (Ф. Виет).
6. Четвертый тур. «Конкурс капитанов.(Бизнесмен).
1. Что нужно иметь, чтобы получить дивидент.(акции).
2. Как называется дело, приносящее доход.(бизнес, предпринимательство, коммерция).
3. Что помогает увеличить продажу товаров.(реклама).
4. Как называются деньги иностранного государства.(валюта).
5. Плата за кредит.(процент).
6. Какими понятиями обозначается экономическая помощь.(субсидия, субвенция, заем, кредит).
7. Уменьшение покупательской способности денег.(инфляция).
8. Посредник между покупателем и продавцом на бирже.(брокер).
9. Назовите понятие, которое объединяет все приведенные ниже слова: вексель, банкнота, чек, акция.(ценные бумаги).
10. А-В = С, если С- это прибыль, то что такое А и В.(А-доход, В-затраты или себестоимость).
11. Как вы понимаете, Карабас-Барабас был хозяином театра. Как на языке экономики можно назвать театр.(собственность).
7. Математические шарады.
Команда 1.
Из числа вы мой первый слог возьмите
Второй из слова голубцы,
А третьим лошадей вы поганите,
Мой пятый слог такой же, как и первый.
Четвертым будет блеянье овцы,
Последней буквой в алфавите является шестой.
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике раздел получишь ты такой.(тригонометрия).
Команда 2.
Что кружится, что ложится,
И на землю и на крыши,
И о чем поэт зимою
По ночам поэмы пишет.
Это первое словечко, а второе просто «на»
Ну, а третье, угадайте,
Что бежит по проводам.
Напиши, что получилось,
И прочти наоборот.
Не запутайся, читая,
Слово задом наперед.(снег-на-ток-котангенс).
Вопросы болельщикам.
- Как называется сторона треугольника, противолежащая прямому углу.(гипотенуза)
- Как называется одна 360 часть круга. (градус)
- Как называются две прямые, которые не пересекаются. (параллельные)
- Как называется хорда, проходящая через центр окружности. (диаметр)
- Чему равен корень 144. ( 12 )
- Как называются два угла, у которых одна сторона общая. (смежные)
- Как называется постоянная величина. (константа)
- Как называется уравнение вида ах+ вх+ с = 0. (биквадратное)
- Как называется график квадратной функции. (парабола)
- Что надо искать прежде, чем корни квадратного уравнения. (дискриминант)
- Вычислите 13. ( 169 )
- Какое число получится при умножении отрицательного числа на положительное.(отрицательное)
- Как называется результат операции сложения. (сумма)
- Древнегреческий математик, живший в 6 веке до н.э. именем которого названа знаменитая теорема. (Пифагор)
- Является ли число 3 простым. ( да )
- Чему равна сумма углов в квадрате. ( 360 )
- Какую часть часа составляет 20 минут. ( 1/3)
- Чему равна 1/ 4 часа. (15 мин.)
- Переведите на древнегреческий язык словосочетание «натянутая тетива». (гипотенуза)
- Чему равен 1 фунт. (400 гр.)
- Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности. (хорда)
- Чему равен объем 1 кг воды. ( 1 л )
- Что такое астролябия. (прибор для измерения углов на местности)
- Чему равна площадь круга. ( S=pr )
- Как найти неизвестный множитель. (надо произ. разделить на извест. множит).
8.Подведение итогов.
Пока жюри подводит итог нашего математического турнира в целом, подведем итоги и мы. Что нам дал этот конкурс. Мы проверили себя на смекалку, сообразительность. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад: « Главное – не победить, а участвовать». Надеемся, что это путешествие в историю математики – не последнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии"
Развитие познавательного интереса на уроке, эмоциональный момент урока, межпредметные связи на уроке химии, применение ИКТ...
Организация познавательной деятельности в условиях введения ФГОС (математика 5-6 классы)
Сегодня остро встал вопрос о развитии самостоятельности и творческой активности учащихся на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, подготовки и проведения различных видов в...
«Технология самооценки и самокоррекции учащихся - как средство активизации их познавательной деятельности, в условиях введения ФГОС»
В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образователь...
Познавательно-игровой сеанс "Круг" как форма организации образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО.
Познавательно-игровой сеанс "Круг" как форма организации образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО....
Статья " Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"
Система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых ...
Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования
Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...
Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования
Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...