Воспитание музыканта-пианиста. Развитие самостоятельности.
статья на тему
В этой работе уделяется внимание одному из главных вопросов воспитания - развитию самостоятельности. Именно эта задача является краеугольной в воспитании музыканта-пианиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_muzykanta-_pianista._razvitie_samostoyatelnosti.doc | 87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ
МУЗЫКАНТА-ПИАНИСТА.
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
Тема «Воспитание музыканта-пианиста» широка и многообразна, она включает в себя множество других тем, в которых переплетаются воспитание и искусство, обучение и осмысление места искусства в жизни детей.
В данной работе уделяется внимание одному из главных вопросов воспитания -- развитию самостоятельности. Именно эта задача является краеугольной в воспитании музыканта-пианиста. Основной упор делается на достижение мастерства через развитие способности к самомотивации, самообучению и самостоятельности. Мне хочется показать, как развитие одних способностей помогает развитию других. Особое место в докладе уделяется взаимоотношениям родителей, детей и учителей.
Воспитать музыканта-пианиста – это значит развить в ребенке творца, воспитание его в этическом и эстетическом плане, приобретение ребенком тех качеств, которые позволят в дальнейшем быть успешным, а в будущем, независимо от рода деятельности, успешным в жизни.
В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» Г. Нейгауз пишет: «Я думаю, что задача укрепить и развить талантливость ученика, а не только научить его «хорошо играть», т.е. сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более стойким (продолжать не буду), есть реальная, диктуемая законом нашего времени и самого искусства в любое время диалектически оправданная задача.»
Я согласна с известным педагогом Т.Смирновой, что первоочередной задачей должна стать такая – понять особенности характера и склонности ученика, разобраться в индивидуальных проблемах ребенка и постараться совместными усилиями решить их.
Так ребенок - «торопыжка» не умеет выслушивать до конца, он обрывает на полуслове и сразу переходит к действиям. Ему не важно, что он до конца не понял, что ему надо делать, он не стремится понять почувствовать, проанализировать. Ему не важен результат. Ему важен процесс, чтобы побыстрее сделать и освободиться. «Вы просили – я сделал; как могу, так и делаю; лучше, чем могу делать не собираюсь».
Из-за того, что такой ребенок не вдумывается, не может представить конечного результата, не видит цели и не ищет путей для ее осуществления, обучение идет медленно, с большим трудом. Основная цель обучения и воспитания таких детей – развить необходимые для обучения виды мышления, развить произвольное внимание.
Дети с «комплексом отличника» старательны, внимательны, исполнительны, приветливы, но при этом скованы в движениях, закрепощены в эмоциях. Они теряются, если от них требуется хоть немного творческого отношения. Им необходимы конкретные задания и постоянные указания. Таких детей увлекает не сама музыка, не процесс игры, а другое – быть хорошей ученицей.
- Возьми любые три клавиши.
- А какие брать?
-Любые.
- А можно я сыграю «до»?
и т.д.
по любому пустяку они спрашивает разрешения: «Можно я возьму ноты, можно поменять подставку, можно я Вас спрошу и т.д.»
у таких детей нужно снять комплекс «отличника», убедить, что мы учимся не за оценку, не потому, что я задаю задание. У них следует развить самостоятельность мышления, давать больше творческих заданий. Очень хорошо поговорить с родителями таких детей, объяснить, что такой вышколенный ребенок приносит радость только в детские годы, а, вырастая, страдает от целого ряда комплексов и проблем на работе и дома.
Расписать красочно, образно, с подробностями, так, чтобы родители серьезно задумались. Если родители осознают проблему и захотят решать ее, то можно начинать совместную работу.
Работа с детьми с сильно выраженным «комплексом неудачника» начинается с перестройки ребенка и родителей на оптимистическое восприятие жизни. Следует постоянно вызывать у них сильное чувство радости даже от самой маленькой победы.
С детьми с плохой координацией движения следует направить все силы на развитие координации. Можно придумать специальные упражнения, чтобы им было интересно заниматься каждый день.
Освободив постепенно учеников от проблем, замечаешь, насколько облегчается и ускоряется процесс обучения.
Важно, чтобы дети поверили в себя, и нашли сильную мотивацию для занятий музыкой. Участие в общественной жизни школы, музицирование в кругу друзей – одна из сильнейших мотиваций. Нет мотивации – никакой «ремень» не поможет.
После начального этапа «индивидуальной коррекции» приходится заниматься с детьми одинаковыми проблемами, решение которых необходимо всем детям. Например, развитием многоаспектного внимания. Игра на фортепиано без развитого многоаспектного внимания практически невозможна. Попробуйте перечислить все аспекты, которые необходимо держать во внимании первокласснику при воспроизведении нотного текста: 1)…2)… и т.д. А что должно находиться в поле внимания ребенка при исполнении произведения: 1)…2)…3)…
Картина ясна: 1) или мы системно, последовательно развиваем многоаспектное внимание ученика, и он начинает внимательно играть; 2) или не требуем от него того, что он не в состоянии сделать.
Все мы понимаем пользу развития многоаспектного внимания для юных пианистов. Но и в жизни повседневной такое внимание повысит уровень их профессиональной деятельности.
Объяснив это родителям и детям, мы найдем еще одну мотивацию для занятий музыкой. Обязательно перед началом новой работы объясните детям и родителям для чего мы будем трудиться и какую пользу принесут эти занятия для всей последующей жизни ребенка начиная с сегодняшнего дня. Вот тогда дети будут осознанно работать для себя, а родители возьмут под контроль эту работу для себя, а не потому, что так учительница велела.
Мы постоянно слышим и говорим о необходимости развития творческих способностей и гораздо реже о развитии самостоятельности. Без самостоятельности творчество не может ни зародиться, ни существовать.
Воспитание ученика-пианиста должно начинаться с развития самостоятельности и умения самовыражаться. Ребенку необходимо создать условия, в которых он будет уважаем за то, что имеет свои мысли, свои чувства, свои идеи. Нашим уважением к личности ученика мы научим его уважать и себя, и других людей.
Самоуважение ориентирует поведение ребенка на самовоспитание и самообучение.
Вот одни из основных направлений в воспитании пианиста-ученика.
- Индивидуальная коррекция, которая позволит ребенку обучаться легче и быстрее, а, значит, и с желанием.
- Развитие чувств, интеллекта.
- Формирование личностных качеств, обеспечивающих развитие таланта музыканта-пианиста. (Трудолюбие, самоуважение, самостоятельность, стремление к совершенству).
На деле же обучение строится «по образцу»: показ, разъяснение, что и как делать. В период подготовки к экзамену мы забываем о самостоятельности.
Почему так важно учить детей самостоятельности?
Во-первых, пьесы, выученные под чутким руководством учителя, с муками и для него и для ученика, забываются сразу после «сдачи», и работа над новыми пьесами начинается опять с нуля. Есть такая присказка: проще сделать самому, чем другого научить. И если учитель все делает за ученика, то ученики остаются беспомощными и неспособными к самостоятельной деятельности.
Во-вторых, выполнение чужих указаний вообще редко кому доставляет удовольствие, а такой метод работы, как натаскивание, совершенно не воспитывает навыков самостоятельной работы. Дети становятся ленивыми и сами делать ничего не хотят.
Истинно педагогический подход заключается в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Нам не стоит постоянно расшифровывать текст ученику.
Мы должны научить его пользоваться «ключом», чтобы ученик делал это сам, а также научить его поиску новых «ключей» в предстоящей работе.
Нам необходимо ясно себе представлять, какие знания, советы, методы получит от нас юный музыкант для того, чтобы использовать их в своей дальнейшей работе уже без нашей помощи. Не мучиться над отдельным пассажем, а предложить все методы работы над любыми пассажами. Не сетовать на ошибки в тексте, а один раз и навсегда научить правильному анализу текста. Получив в руки такие «ключи», ребенок научится работать не только в области музыки, но и овладеет правильным подходом к любому виду деятельности, будет готов самостоятельно разрабатывать новые методы, наиболее удобные для себя, для быстрого выполнения поставленных задач.
Откуда берутся усердные ученики? Какие же задачи должен решить педагог, чтобы воспитать ученика, способного к самостоятельной работе?
1. Заложить в эмоциональную память детей, что им бесконечно хочется, нравится заниматься разучиванием пьес и этим активировать их к работе над домашним заданием.
2. Выработать и перевести в привычное ощущение , что инициатор занятия – ученик. Учитель выполняет просьбы детей.
3. Развивать волевые качества.
Когда возникает ситуация, где работу нужно будет сделать через силу,_можно повысить самооценку учеников следующими словами: «Мы все устали и могли бы бросить это дело. Слабовольные люди так бы и сделали. Но Вы сильные, Вы бросать не привыкли. Чудо Вы мое!» Здесь важны не сами слова, а их воздействие на эмоциональную сферу.
В подсознательную память закладываются приблизительно следующие установки:
а) на позитивные личностные качества;
б) утверждение их лидерской позиции в желании заниматься;
в) показ, что с нежелающими заниматься и бездельниками я не занимаюсь.
Домашнее задание лучше давать по ходу урока, по мере освоения новых навыков и знаний.
1.Научились чему-нибудь – и сразу получают рекомендации: каким образом, с какой целью нужно работать над этим дома.
2.В конце урока помочь вспомнить ход всего урока и помочь составить домашнее задание.
3. Попросить рассказать, в какой последовательности и какими способами они будут его выполнять.
Таким образом, очень быстро вспомнить основные моменты урока, посвященные методам, формам, приемам, зная которые, ребенок дома сможет работать самостоятельно.
Умение составить план домашней работы и знать, как его выполнить – есть основа самообучения.
Не жалейте на это времени, учите детей самостоятельности. В таком сложном деле помощниками должны стать родители. Наш успех в преподавании почти во всем зависит от семьи. Воспитание учеников начинается с установления тесного контакта с родителями. Мы должны открыть им глаза на их ребенка, а они нам на нашего ученика.
Некоторые дети с раннего возраста начинают отстаивать свое право на самостоятельность. Это большое счастье! Родителям повезло, им не надо ставить ребенка на путь «сам» и все вытекающие «само…». Достаточно только поддерживать, похваливать любую инициативу.
Погасить инициативу осень просто, стоит только раз поругать или посмеяться над неудачами ребенка. Он и задумается, а стоит ли? Часто бывает, что вместо заданной работы по трудным программным произведениям, ученик приносит новые пьесы по музицированию, выученные им самостоятельно. И вместо похвалы получает выговор: «Лучше б ты учил то, что надо, а не приносил всякую ерунду! Садись, давай хоть здесь учить то, что надо». И учитель учит всю программу на уроке, т.е. делает всю работу за ученика.
И тогда ребенок поймет, что пусть лучше учитель (мама, другие взрослые) все сам делает, так проще жить. А все ли из нас, взрослых откажутся от бесплатной домработницы – легко, удобно, приятно.
Ребенок подсознательно понимает, что учитель всю ответственность за него взял на себя, и он может жить беспечно, сосредоточиться на других задачах: как получить побольше удовольствия для себя и как улизнуть от того, что не доставляет ему радость.
Беспечная жизнь – дело заманчивое, да и обвинить в своих неудачах есть кого – учитель (родитель) виноват. Он не заставил, не проследил – вот я такой и получился.
С ясельного возраста надо воспитывать волевые качества – основу самостоятельности и всех «само…», а не заменять волю ребенка своими волевыми усилиями.
Когда учитель (мама) – и воля и совесть ребенка, - то в нем эти качества не развиваются. Он понимает, что заниматься, выполнять то, что требуют, он должен для тех, кто требует и может наказать, но не для себя. Для себя – другие задачи: добывание удовольствий. Естественная стимуляция к деятельности – страх наказания или получение обещанного вознаграждения. А если никто не накажет, а подарок уже получен? Значит, и делать ничего не надо. Но даже если появиться желание сделать что-либо трудоемкое, то вряд ли уже сможет. Для этого нужна сильная воля, которой как раз и нет.
Ребенок не может понять, что постоянные напоминания, упреки, наказания делаются ради него, для его благополучия. А даже понимая, что все делается для его пользы, не может выдерживать постоянное понукание и принимать его с благодарностью. Он воспринимает требования и просьбы как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться. Конфликт обостряется.
Выход прост: с самого раннего возраста разговаривать с ребенком, объяснять почему, для чего нужно заниматься, что это принесет лично ему и окружающим людям. Особое внимание следует уделить воспитанию волевых качеств, способности к самомотивации. Дать почувствовать радость от процесса и результата самостоятельной работы.
Чтобы ученик мог самостоятельно работать над произведением, он должен четко знать все этапы работы, определять характер произведений, расставлять собственную нюансировку, отрабатывать желаемое звучание. Пробовать, решать, менять, находится в состоянии постоянного творческого поиска. Тогда домашняя работа приобретает совершенно другой характер. Из отсиживания за инструментом положенного времени, неохотного выполнения частично вспоминаемых рекомендаций (не своих, а чужих) превращается в процесс самообучения – единственно результативный метод. Только при «подключении собственной головы» значительно сокращается время и улучшается качество обучения. Здесь работает один из основных педагогических принципов – принцип сознательности и активности учащегося в процессе развивающего обучения.
Сравните два подхода к процессу обучения.
1.Я хочу ежедневно сделать свою работу и для этого я обращусь к учителю и воспользуюсь его помощью.
2.Я должен выполнить указания учителя, чтобы он оценил точность их выполнения.
В первом инициатива идет от ученика. Его интересует предмет и качество его деятельности.
Во втором – ученика интересует только получение «отметки» за выполнение учителем же «навязанной» работы.
Инициатива идет от учителя.
С первых уроков предпочтительна такая форма общения с учеником, которая повышает и позволяет развивать его инициативность. Учитель не старается «впихнуть» знания в ученика, а ученик старается получить знания от учителя. Для этого требуется знание характера ученика, умение быть незаметным лидером, чтобы он был уверен, что делает все сам: и придумывает, и знает, и решает. Темп и характер урока зависят от личности ученика.
Суть взаимоотношений проста: учитель помогает ребенку в реализации его желаний. Чем они сильнее, тем больше потребность у ученика получить знания от учителя.
Позиция такая: если ты попросишь, то я не откажу тебе, мне приятно помочь старательному ученику.
Здесь важно умение учителя вызывать, разжигать, формировать желания ребенка с учетом его возможностей. Так ребенок понимает, что его желания осуществимы. Благодаря этому формируются необходимые для работы качества: вера в себя, в свои силы, в свою успешность.
Следует ненавязчиво раскрыть перспективы, ближайшие планы, заинтриговать, провоцировать возникновение новых и новых желаний. При этом ученик не должен догадываться о том, что-то, что он так хотел сделать, было предложено Вами.
Ребенок постепенно приобретает опыт с положительным результатом, позитивное отношение к занятиям.
Как доказать ребенку, что ему многое доступно? Доказать – значит объяснить просто, доступно, дать серию эффектных, приятно звучащих упражнений, которые увлекли бы ученика как импровизационная игра и привели к ощутимому результату прямо на этом же уроке, чтобы он поверил, что и дома у него все получится.
Объясняя ребенку, что для реализации его желаний нужно не абстрактное – много трудится, а конкретное – как достичь желаемого результата наиболее простым, оптимальным способом, с наименьшими затратами, можно четко определить предложенный ему ход действий:
- от практической деятельности – к практическим выводам, которые нужны для опоры и удобства;
- анализ своей работы, позволяющий находить правильное решение и ставить перед собой новые задачи;
- поиск решения поставленных перед собой новых задач.
Такой подход к занятиям приводит к хорошим результатам, а они, в свою очередь, дают еще большее желание, веру в успех.
В музыкальных школах часто происходит по-иному. Ребенок не может самостоятельно установить межпредметную связь и использовать знания, полученные на теоретических предметах в игре на инструменте. Многие теоретические знания, нужные в работе над произведениями уже в первом классе, ученик получает только в старших классах (основные функции лада, обращение трезвучий и т.д.)
На примере этюда Майкопара можно показать ученику 2 класса методы и приемы, которые позволяют моментально запомнить нотный текст наизусть. Ребенок сразу, за короткое время получает результат, видит, к чему приводит правильная, эффективная работа.
Когда на уроке ребенок почувствует и радость, и удивление, и удовлетворение, и восхищение своими способностями, тогда у него появится надежда на дальнейшие успехи.
Важно, чтобы у ученика разыгралось желание получить знания, чтобы он сам попросил меня их отдать, а не уговаривала их взять. Конечно, ученику придется много «попотеть» над развитием способности думать, анализировать, искать суть, опорную точку, которые помогут ему не только в разучивании определенной пьесы и в данное время, а в работе над любой пьесой, да и в любой последующей работе.
Задержу внимание на работе над этюдом. Такая работа над произведением, когда получаемый материал преподносится сначала как нечто фантастическое, невозможное, удивительное, а потом ребенку рассказывается, как он может сам со всем справиться, схожа с показом фокуса и раскрытием его секрета. Попробуйте, покажите фокус и Вы увидите, что ребенок начнет Вас уговаривать: «Я тоже так хочу! Научите меня!»
Теперь можно брать другое произведение и начинать вместе думать, почему его легко запомнить. Предлагаю рассмотреть мелодические, ритмические, гармонические, фактурные особенности. Сопоставить отдельные элементы и найти что-либо подвластное музыкальной логике. В каждом отрывке произведения обязательно будет что-то свое, что и будет «ключом», опорной точкой для запоминания. Можно записать все действия, которые производим на уроке. Эти записи помогут в самостоятельной работе. Можно попросить рассказать, как он будет действовать дома в работе над другими произведениями. Ученик рассказывает, а я похваливаю его за каждую мысль, уточняю, подсказываю, предлагаю.
Главное, чтобы ребенок почувствовал, что идет беседа двух профессионалов. Даже если ученик еще не умеет ясно излагать свои мысли, преподаватель должен с уважением, не перебивая, со вниманием выслушивать ребенка, постараться понять, что он пытается сказать, похвалить и сделать все, как Вам надо, но чтобы ребенок не почувствовал, что Вы его учите. Ученик хочет почувствовать, что он сам хорошо мыслит и Вы с ним согласны, вот поэтому и пересказываете его мысли, но грамотной речью. В силу того, что это его мысли, то ему кажется, что и фразы, произносимые Вами, это его фразы.
Теперь я хочу рассказать о тетради-дневнике, так как отвожу ей большую роль в переводе ребенка на самообучение.
В моем классе я стараюсь, чтобы тетрадь (дневник) вели все дети. Она предназначена для ведения записей вовремя домашних заданий – это основной момент в домашней работе. Для ведения тетради-дневника мы вместе с учеником придумываем правила. С учеником, а не с учениками, потому, что мы придумываем их индивидуально. Правила очень приблизительны и могут изменяться, упрощаться или усложняться, постепенно добавляться или сокращаться. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка: его характера, возраста, уровня развития.
Основное содержания правил:
1. Прежде, чем начать играть произведение, ученику следует подумать, над чем он сейчас будет работать (поставить перед собой задачу), а затем представить, какие методы помогут выполнить намеченное им более результативно и с наименьшими затратами времени.
2. Заниматься по намеченному плану или менять его в процессе работы, т.е . искать наиболее результативные методы, формы, приемы.
3.Во время работы не забывать записывать:
а) успехи в выполнении намеченных задач или проблемы;
б) вопросы к преподавателю по возникшим затруднениям;
в) примерный план работы на завтрашний день.
- По каждому произведению надо вести подробную конкретную запись. Разучиваешь хоть два такта – напиши, каким образом ты это делаешь, какими приемами пользуешься.
Саму форму записей лучше делать краткой, символичной.
Для меня главное, не как записывают, а что думают при этом, что могут рассказать на уроке о своих домашних занятиях. Конечно, сначала ребенок тратит много времени на записи, но не больше, чем на бездумное «просиживание» за инструментом « положенного времени». Из простого проигрывания всех произведений несколько раз и выполнения общих заданий, данных учителем (выучить наизусть, доработать пьесу), домашние занятия превращаются в выполнение конкретных целей. Их ребенок определяет сам. Ученик дольше засиживается за инструментом, отрабатывая небольшие отрывки из произведений. К домашним занятиям ребенок станет относиться легче, радостнее, спокойнее. Умение анализировать и планировать свою деятельность помогает ребенку в любом деле. Перевести ребенка на самообучение и саморазвитие – задача непростая, но разве есть что-либо более полезное и важное из того, что мы можем дать ученикам. Хорошо не только ученику, но и преподавателю. Представьте, какое удовольствие заниматься с детьми, которые все понимают, все сами учат, в Вас видят друга и сотрудника. Больше не приходится повторять одно и то же из урока в урок. Исчезает скука и однообразие, появляется интерес и некий азарт.
Большую роль в переводе ребенка на самообучение и самостоятельность может сыграть этап «шлифовочной» работы над произведениями, если перевести эту работу в домашнюю подготовку.
Работая над интерпретацией, ученики сами придумывают сюжет, характер, ищут нужные им приемы звукоизвлечения. Все это безгранично расширяет спектр детской фантазии и готовит основу для самостоятельной домашней работы.
Главная помощница в процессе выведения ребенка на самообучение и самоуправление – «игра» на индивидуальных уроках по фортепиано.
Ребенок одновременно играет три роли: ученика, учителя и родителя. Вспомните хотя бы ведение дневника. Играя роль учителя, они дают задания сами себе, контролируют, оценивают свою работу, записывают задание на завтрашний день. В роли родителя – заставляют себя сесть за инструмент, следят за временем домашних занятий, хвалят или наказывают. Без роли ребенка тоже не обойтись.
Тот ученик, который относится к себе с уважением, делает задание в полную силу, а тот, кто еще не оценивает себя высоко, занижает к себе требования.
Моя работа заключается не в том, чтобы заставить ученика насильственными методами выполнять положенную по программе норму, а менять ему взгляд на себя, научить его уважать себя и свои способности, развивать волевые качества, т.е. заниматься вопросами воспитания личности в процессе музыкального обучения.
Моя задача – создать благоприятную почву, необходимые условия и оказывать всяческую помощь при переходе на самовоспитание и всех входящих в него «само».
Каковы же эти условия?
1. Уважение личности – основа взаимоотношений между людьми. Уважая меня, ребенок слушается моих советов, принимает их, как свои. Мои убеждения (через осмысление их ребенком) становятся его убеждениями. Вот он и стремится действовать согласно своим убеждениям.
От степени Вашего уважения к ребенку зависит его самоуважение, без которого невозможно самовоспитание.
Если Вы неуважительно относитесь к ребенку (считаете его маленьким, глупеньким, несамостоятельным и т.д.), то и ребенок относится к себе так же, а значит позволяет себе все то, в чем мы его упрекаем.
Изменить его несерьезное, ленивое отношение к выполнению своей работы можно фразой – «Это недостойно тебя! Я не верю, что ты не способен на большее.»
Такие и подобные замечания не обижают ребенка, так как дают ему почувствовать, что его уважают, высоко оценивают. Они активизируют в нем желание соответствовать поставленному уровню.
2. Развитие личностных качеств.
Без них невозможен процесс самосовершенствования. Перечислю основные:
1.культура чувств – понимание их и умение управлять эмоциями;
2. разумность – умение анализировать последствия, принимать разумные решения;
3.сила воли – определяющая возможность осуществлять разумные решения;
4.самостоятельность суждения.
Основные личностные качества определяют нашу успешность в жизни. Обладание ими позволяет избежать множества неприятностей и проблем.
Для чего же мы уделяем столько внимания вопросу воспитания ученика, развитию его личностных качеств, развитию самостоятельности, заставляем вести дневник-тетрадь, а, главное, размышлять самостоятельно?
Чтобы дети сами поняли и решили, чем им лучше и важнее заняться в своем саморазвитии. Чтобы четко осознали, перевели в теоретические знания и систематизировали то, что используют в практической деятельности. Чтобы на занятиях у детей развивалось мышление. Чтобы ученики чувствовали и осознавали себя умными, способными, талантливыми.
Дети должны верить и знать, что они очень многое могут сделать сами, многое понять, многого добиться, если приложат свои усилия.
Конечно, личностью не рождаются, личностью становятся. И задача учителя и родителей – способствовать детям в этой работе. Ведь для совершенствования приемов, навыков, мастерства нужно направить сознательную деятельность ребенка не решение и реализацию поставленных задач. Это и есть первый шаг к самостоятельному обучению и развитию.
Всему научить нельзя, да и не надо: ребенок сам пройдет свой путь благодаря саморазвитию, самосовершенствованию и остальным «само…», нам же дозволено подсказать.
«Нравственное воспитание человека должно начинаться не с улучшения нравов, а с изменения мышления и с утверждения характера». (И.Кант.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников
Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников...
Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников
Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников...
Самостоятельная работа как средство развития самостоятельности учащихся на уроках математики.
Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем пров...
Обеспечение организованного процесса физического воспитания путём целенаправленного развития, у учащихся самостоятельной деятельности по средствам учебно-методических комплектов
Развивая физические способности детей на занятиях по физической культуре, учитель должен организовать свою деятельность, главным образом на воспитание целостных ориентаций школьников на физическое и д...
Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.
Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся....
Доклад на тему: «Педализация как неотъемлемая часть обучения музыканта – пианиста»
Процесс обучения навыку педализации по опыту известных педагогов – музыкантов....
Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла "Проблема проведения самостоятельных работ и развития самостоятельности обучающихся"
В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляются к подготовке обучающихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружению обучающихся определённой...