статья "Проектная деятельность на уроках химии"
статья на тему

Новые современные технологии обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_na_urokah_himii.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                        ДовыденкоТ.М. учитель химии                                                                                                                                    

                                                                                         МБОУ Забитуйская СОШ.

                                                                             

                                                                                            Всякое знание остается мертвым,

если в учащихся не развивается

инициатива и самостоятельность:

учащегося нужно приучать

 не только к мышлению, но и к хотению.

М. Планк.

     

Проектная деятельность на уроках химии.

XXI век – это век новых интерактивных технологий, который требует от учителя как использования новых методик, знания современных технологий, так и применение современной техники на уроках

Важный принцип разработки и реализации технологии обучения на практике – это принцип целостности, который предполагает достижение гармоничного взаимодействия всех элементов педагогической системы. Поэтому кроме современной техники на помощь учителю приходят современные образовательные и педагогические технологии.

Выпускник современной школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социуме. На современном этапе в работе школы важно обеспечить развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, прививать навыки самостоятельной работы. Перед школой, наряду с формированием системы знаний, стоит задача развитие творческой личности ученика. Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, то есть превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.В арсенале педагогических средств и методов, обеспечивающих способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, особое место занимает метод проектов.. Сегодня мы возвращаемся к нему в рамках задачи гумманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в активного субъекта процесса обучения, полагая, что технология проектирования является одним из вариантов организации процесса продуктивного обучения.                                                   С      

      Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно--деятельностный подход в обучении. Метод проектов в дословном переводе - путь замысла или способ планирования. Этот перевод позволяет очень точно и просто обозначить смысл исследуемого явления.

Под методом проектирования понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной цели, системы приемов, определенных технологий познавательной деятельности. Участники проектирования творчески походят к делу и при этом развивают самостоятельность ребенка: самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизацию, самоанализ, самокоррекцию, самоконтроль. Развитее самостоятельности ребенка, учет его индивидуальных особенностей, постановка его в позицию субъекта обучения, а не объекта – это главные идеи личностно ориентированного обучения. Метод проектов – один из главных методов личностно ориентированного обучения, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития.

   В этих условиях возрастает роль естественнонаучных дисциплин, которые вносят весомый вклад в формирование научного мировоззрения учащихся, ценностно- ориентированного представления об окружающем мире. Химия, как естественнонаучный предмет с большим количеством практических и лабораторных работ, повышает интерес учащихся к изучению веществ, а использование новых технологий дает толчок к новым исследованиям. Это способствует формированию необходимых умений и навыков для всестороннего развития личности.

 Метод проектов реализует различные виды деятельности учащихся. Это постановка цели, сбор информации и её обработка, проведение исследовательской и оформительской работы. Проект тематический представляет коллективную работу учащихся по изучению определенного аспекта темы по группам, где каждый несёт ответственность за свою деятельность. Каждый отстаивает свою точку зрения и подтверждает её аргументами. Итогом является создание отчета в форме устного журнала, презентации, конференции. Например, можно подготовить и провести научно-практическую конференцию «Пищевые добавки - за и против» или сделать социальный проект «Спирты приносят пользу или вред». Большой интерес у учащихся вызывает работа, связанная с проверкой телевизионной рекламы. Например, действительно ли «Ренни» понижает кислотность и таким образом борется с  изжогой или правда, что зубная паста с кальцием укрепляет зубы. Проектная деятельность стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, предполагает владение определенной суммой знаний, дает возможность показать практическое применение знаний.Метод проектов реализует различные виды деятельности учащихся.Метод проектов можно применять в виде самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени,.Современный проект учащегося - это ди актическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность исследовать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.

1. Исследовательский проект .

Исследовательский проект может быть по содержанию:

- монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета),

-межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, физика-биология, химия-биология),

- надпредметным (например, "). Выполняется он в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских. Такие проекты полностью подчинены логике научного исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсужден неполученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

2.Текущий проект.

В текущих проектах на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения).

3.Творческие проекты.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, обусловленному логикой, принятой группой и интересами участников проекта. В данном случае следует договариваться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматической постановке, спортивной игре, шоу-празднике, экспедиции, арт-мастерских и т.д.) Оформление результатов творческого проекта требует четко продуманной структуры в виде сценариев, планов, опорных конспектов статей, репортажей, комментариев и пр., дизайна и рубрик альманахов, газет, журналов, альбомов и т.д.

3.Игровых проекты.

В игровых проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием и характером проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, приключенческо-игровая.

4.Информационные проекты.

Информационные проекты еще называют теоретическими. Этот тип направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта обозначается следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства массовой информации, базы данных, в том числе и зарубежных партнеров, интервью, анкетирование, проведение "мозговой атаки") и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),результат(статья, тезисы, реферат, доклад, видеофильм), презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.д.).

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их составляющей, модулем. Структура информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью:

- предмет информационного поиска;

- определение этапов с обозначением промежуточных результатов;

- аналитическая работа над собранными фактами;

-выводы;

- корректировка первоначального направления (по требованию);

- дальнейший поиск информации по уточненным направлениям;

- анализ новых фактов;

-обобщение;

- выводы;

- заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

5.Практические проекты.

Практические проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

6.Итоговый проект.

По результатам итогового проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способах их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

ПЛАН РА ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

I этап- подготовительный.

 Определение целей и темы проекта. Выбор темы -очень важный и трудный этап. Это процесс интенсивного размышления, серьезной интеллектуальной деятельности. Определяя тему, формулируется также проблема исследования. Тема определяет область исследования. Она имеет более широкий, чем проблема характер. В рамках одной темы может быть сформулировано несколько проблем. Определив для себя область исследования, и сформулировав проблему, следует конкретизировать тему самостоятельного учебного проекта:

Выбирая тему, необходимо помнить следующее:

1. Эта тема должна быть вам действительно интересна.

2. Результаты вашей проектной деятельности должны иметь реальное практическое значение (то есть, если это сценарий, то по нему можно сделать постановку, если это разработка участка, то он действительно должен быть разработан и засажен по вашему плану).

3. Материал собранный вами по теме должен быть полезен другим людям, заинтересованным в этом вопросе.

Представление темы проекта: готовя представление, то есть краткую информацию о выбранной теме, необходимо сделать так называемый "профиль темы". Для этого целесообразно продумать ответы на следующие вопросы:

1. Какова сфера вашего исследования?

2. В чем вы видите проблему, которую необходимо решить?

3. Как, исходя из этого, будет звучать формулировка темы?

4. Какова идея проекта? Что будет представлять собой конечный результат вашего проектирования?

5. Как и кем этот проект может использоваться в дальнейшем?

6. С кем вы собираетесь работать над проектом ?

7. Какая помощь вам потребуется?

Деятельность учащихся: обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, формируют рабочие группы.

Деятельность педагога: знакомит со смыслом проектного подхода, объясняет цели, мотивирует учащихся, наблюдает.

II этап-планирование.

Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.

Деятельность учащихся: формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха, устанавливают план действий.

Деятельность педагога: помогает в анализе и синтезе, предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает.

III этап-принятие решений.

 Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив ("мозговой штурм"), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюденияЦель информационного поиска- быстро и своевременно отыскать необходимую информацию, полезную при создании конкретного проекта. Для организации поиска: определяется сфера интересов, формулируется проблема, составляется список возможных вопросов и ключевых слов, которые связаны с данной проблемой, определяются виды изданий, в которых может быть достоверная информация по данной проблеме.В результате ознакомления с литературой составляется картотека или список полезных публикационных источников. На основе изучения источников, составляется "банк идей" по разрешению проблемы.

Деятельность учащихся: работают с информацией, проводят исследование, решают промежуточные задачи.

Деятельность педагога: наблюдает, консультирует, советует, косвенно руководит деятельностью.

IV этап-выполнение.

 Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.

Деятельность учащихся: анализируют информацию, оформляют проект.

Деятельность педагога: наблюдает, советует (по просьбе).

V этап-оценка результатов.

 анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.

Деятельность учащихся: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке, анализируют информацию.

Деятельность педагога: наблюдает, направляет процесс анализа (если необходимо), советует.

VI этап -защита проекта:

подготовка возможных форм представления результатов, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита, оценка, письменный отчет

Деятельность учащихся: защищают проект, участвуют в коллективной оценке путем обсуждения результатов,

Деятельность педагога: участвует в коллективной анализе и оценке результатов проекта, оценивая усилия учащихся, креативность, качество использования источников

Критерии  выполнения и защиты проекта:

При использовании метода проектов существуют два реальных результата проделанной работы. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в процесс "добывания знаний" и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора так и результаты собственной деятельности. Именно эта составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется лишь сам проект. Если он к тому же красочно оформлен или сопровождается макетом, видеороликом, то о личностном факторе на защите и вовсе не вспоминают.

Поэтому руководителю проекта можно посоветовать делать краткие записи-резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата - это собственно та видимая часть "айсберга", которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем усвоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Если проект выполнен плохо, повторять его просто невозможно, но оставлять такой пробел недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, а текущий заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необходимо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто, где и когда допустил ошибку. Ученик не понял, или педагог не смог объяснить?

Избежать таких результатов можно, если в ходе проектирования проводить  консультации, использовать другие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.

Существует множество подходов к оценке проектов. Наиболее удобной считают рейтинговую оценку. Выделяют пять критериев выполнения и пять критериев защиты проекта и каждый из них оценивается на 4 уровнях (0, 5,10, 20 баллов). Итоговая оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (естественно, для получения средней величины сумма делится на три).

Критерии оформления и выполнения проекта.

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.

5. Качество отчета: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

Критерии защиты.

1. Качество презентации: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность, убежденность.

2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.

3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества группы: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность.

Примерные проекты:

1.В 8 классе на уроках химии учащиеся выполняли проект «Исследование качества воды». Цель проекта: ознакомиться с особенностью воды п.Забитуй, научиться простыми способами определять качество воды. В этом случае проектные группы были сформированы по желанию. В таких группах работа протекает более благоприятной и комфортной обстановке, поэтому сам процесс группового взаимодействия осуществляется легче. Здесь важную роль занимает координаторы проекта, которые организовали посещение библиотеки,  санэпидемстанцию. Проектные группы предоставили свой отчеты в виде компьютерной презентации, используемой на уроке.

2.В 10 классе (органическая химия) при изучении темы «Органические вещества», ребята работали над проектом «Создание производственного цикла по изготовления мыла». Цель проекта: проанализировать технологию производства мыла. За две- три недели до урока класс делится на три группы. В состав группа входят: историк (занимается сбором исторического материала, готовит теоретическую часть), химик- технолог (готовит опыты и продукт), экономист ( рассчитывает себестоимость продукта), маркетолог (подготавливает и проводит рекламную компанию). Итогом их работы стал отчеты в виде компьютерной презентации, используемой на уроке.

  3.  Составление паспорта химической реакции (8- класс, химия).

   Цель проекта: научить самостоятельно проводить химические реакции и        оформлять их по  определенному  плану. По мере работы даются В 8 классе (химия) уроки-конференции проводились в рамках проектной деятельности при изучении темы «Типы химических реакций». Основное условие такого урока: каждый ученик обязан высказаться по данной теме с дополнениями к основному докладу, или с найденными им интересными материалами. В результате этого урок прошел живо и эмоционально.

  4.Метод проектов можно использовать на занятиях элективного курса, как итоговое задание по предмету. Это позволяет учителю определить уровень усвоения материала, а учащимся творчески подойти к изучению предмета. При изучении элективного курса по химии  «Подбор и составление задач по химии» (краткое пособие по решению задач разных типов).

 5. На занятиях кружка «Юный химик» родилась идея популяризации химии. Для этого ребятам предлагалось выполнить несколько проектов:  «Выращивание кристаллов». Этти проекты показывают, что химия окружает нас везде, в том числе и в быту.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.

Проект завершается размещением лучших работ на сайте школы .Ведущую составляющую успешности выполнения проектов все-таки представляет не когнитивная, а воспитательная функция, хотя, естественно, огромную роль играет и функция развивающая.Важно помнить, что нельзя сразу давать учащимся проекты по всем предметам, ничего серьезного из этого не получится. Проект может быть межпредметным, когда на его долю выделяется содержание и учебное время сразу из нескольких учебных курсов. Это весьма удобно, частично устраняется перегрузка расписания, и у учителей появляются дополнительные час Нельзя допускать, чтобы одновременно в классе шли хотя бы два проекта по различным предметам, при таком подходе неизбежны путаница и снижение качества проекта

6.Составление паспорта «Явления в жизни растений» (6 класс, биология). Цель работы научить учащихся наблюдению за явлениями в природе и выявлять общие закономерности. Этот живописный проект очень нравится учащимся, он создает положительное эмоциональное настроение в классе.

7.В 6 классе (биология) в ходе изучения темы «Семя» ребята работали над проектом «Жизнь семян». Цель проекта: изучить изменения, происходящие с семенами во время их прорастания, определить оптимальные условия для их прорастания.

В 6 классе учащиеся не всегда способны сформулировать свои мысли в письменном виде, поэтому часть этапов проговаривают устно, во время защиты проекта. Таким образом, они учатся правильно оформлять и анализировать свою работу.

.

Список литературы

1.Иванов, Д.А. Управление качеством образовательного процесса / Д.А. Иванов. – М.: Сентябрь, 2007. – 208с.

2.Педагогические технологии / под общей ред. В.С. Кукушкина. – М.; Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ»: Издательский центр «МарТ», 2006. – 336 с.

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 368 с.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. – М.: НИИ   школьных технологий, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа к элективному курсу по химии 10-11 класс "Основы проектной деятельности на урокай химии"

Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 10 – 11 классов к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использов...

Активизация познавательной деятельности на уроках химии и внеурочной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках хими и внеурочной деятельности....

Проектная деятельность на уроках химии. Урок "Мыло" 11 кл.

В ходе урока стоит задача формулировать у учащегося понятие Мыло. Развивать у учащихся умение на основе наблюдений делать теоретические выводы, наоборот, на основе теоретических знаний предсказывать ...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...