Летопись моей школьной библиотеки в истории города
проект на тему

Кононова Светлана Сергеевна

Сетевой исследовательский проект

«Летопись моей  школьной библиотеки в истории города»

(храним прошлое, живём настоящим, творим будущее)

 

«Школа – это, прежде всего, книга,

а воспитание – прежде всего,

 слово, книга и живые человеческие отношения»

                                                            В.А. Сухомлинский

Школьная библиотека – аптека для души, сердце школы, ключевая цель которой – пробудить душу ребенка, помочь ему найти собственный путь в жизни, творчестве, помочь ему сформироваться как личность. Разный народ ходит в библиотеку. Бывает, ученик на уроке не проявляет особенных успехов, а в библиотеке вдруг проявляется какой-то интерес: или к журналам, или к достижениям техники, или к домашним животным и так далее. И пусть эти знания, может быть, не потребуются сегодня – завтра на уроке, но я уверена, обязательно дадут свои ростки в будущем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letopis_moey_shkolnoy_biblioteki_v_istorii_goroda.docx737.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Российская Федерация, Костромская область,

городской округ г. Шарья

ул. 1Микрорайон, д. 7.

Контактный телефон: 8 (49449) 5-17-88.

Адрес электронной почты: School6_57@mail.ru

Сетевой исследовательский проект

«Летопись моей  школьной библиотеки в истории города»

(храним прошлое, живём настоящим, творим будущее)

C:\Documents and Settings\Мастер\Рабочий стол\Проект Библиотека\буквоешка.jpg

«Школа – это, прежде всего, книга,

а воспитание – прежде всего,

 слово, книга и живые человеческие отношения»

                                                            В.А. Сухомлинский

Школьная библиотека – аптека для души, сердце школы, ключевая цель которой – пробудить душу ребенка, помочь ему найти собственный путь в жизни, творчестве, помочь ему сформироваться как личность. Разный народ ходит в библиотеку. Бывает, ученик на уроке не проявляет особенных успехов, а в библиотеке вдруг проявляется какой-то интерес: или к журналам, или к достижениям техники, или к домашним животным и так далее. И пусть эти знания, может быть, не потребуются сегодня – завтра на уроке, но я уверена, обязательно дадут свои ростки в будущем.

Современные читатели хотят, и книги современные читать, новые, красочные. Когда мы получили новые книги, приобретённые на деньги Гранта, наши читатели не выходили из библиотеки, ведь о некоторых писателях и книгах, они даже не слышали.

«В библиотеке не просто читаешь – живёшь в мире книг, они захватывают, они не так безмолвны. Там прекрасно всё, особенно тишина. Нигде нет такого рода тишины, как в библиотеке – с шорохом перелистываемых страниц, с тихим разговором на выдаче. В библиотеке – живая тишина. От неё не покой, а лёгкое возбуждение, торжественный лад».                                                                                                    С. Соловейчик

В повседневной работе библиотекарь постоянно решает множество задач, связанных с воспитанием юного читателя, развития различных знаний, умений школьников, оказание помощи в саморазвитии учащихся. К профессиональным знаниям и умениям добавляются многие другие черты. И одна из них определяет судьбу – любовь к своей профессии, любовь к самой библиотеке, ко всему тому, что в ней происходит. Если есть такая любовь, то библиотека превращается в родной дом, где проходит вся жизнь, где каждый день готовишся к приёму дорогих гостей – читателей. Что и сколько должен уметь и знать библиотекарь? Ответить можно кратко, одним словом: «Всё».

Так всё начиналосьC:\Documents and Settings\Мастер\Рабочий стол\Проект Библиотека\Зоя Ивановна\2.jpg

Родным домом библиотека стала для Зои Ивановны Некипеловой, которая проработала в школьной библиотеке 50 лет.

Трудно представить, сколько поколений учеников с благодарностью вспоминают, как помогала она подобрать нужные книги для доклада, как предлагала прочесть что-нибудь очень интересное, как немедленно отыскивала материал для урока. Если нужно, то наготове были и доброе слово, и совет, и утешение, и вразумление.

Зоя Ивановна родилась 28 апреля 1932 года в городе Шарье. Окончила школу № 21, 7 классов. В 1949 году 23 сентября поступила на работу в школу № 1. Работала и бухгалтером, и секретарём, а затем перешла в библиотеку.C:\Documents and Settings\Мастер\Рабочий стол\Проект Библиотека\Зоя Ивановна\5.jpg

На начало открытия библиотеки книжный фонд составлял не более 300 книг. Постепенно количество книг увеличивалось, во многом благодаря стараниям Зои Ивановны.

Затем в 1957 году она поступила в пермский библиотечный техникум на заочное отделение, закончила его в 1959 году. В 1957 году было построено новое здание на улице Полярников, переехала и Зоя Ивановна с библиотекой. Фонд библиотеки состоял из 1419 экземпляров книг.

В 1967 году уже в новом здании продолжала работу библиотекарем, оттуда в мае 1987 года ушла на пенсию, но продолжала работать с учебным фондом.

«В дни «Книжкиной недели» ребята – активисты были организаторами утренника для 2 – 5 классов, на котором  школьники читали стихи о книгах, подготовили литературный монтаж.C:\Documents and Settings\Мастер\Рабочий стол\Проект Библиотека\Зоя Ивановна\3.jpg

Зоя Ивановна часто проводит беседы о правилах пользования каталогом, знакомит читателей с новыми произведениями. В библиотеке всегда под рукой список новинок литературы. Большую работу проводит библиотекарь по профориентации».

В. Голубцов (Молодой ленинец, 3 апреля 1979 год).

В то время школьные библиотеки комплектовали художественной и методической литературой. Систематически Зоя Ивановна на педсоветах знакомила с новинками литературы. Проводила мероприятия под названием «книжкина неделя». Проводились инсценировки по сказкам для учащихся начальных классов, читательские конференции для учащихся средних и старших классов. C:\Documents and Settings\Мастер\Рабочий стол\Проект Библиотека\Зоя Ивановна\4.jpg

Любая новинка, информация из журналов, книг была использована в работе и предложена учителям.

Совместными усилиями Зои Ивановны и учительского коллектива проводились литературные вечера. Устраивались конкурсы чтецов, где ребята читали не только стихотворения известных писателей, но и свои стихи.

Вся работа Зои Ивановны прошла на виду у детей и учителей, не раз отмечалась грамотами: грамоты ГОРОНО, ОБЛОНО, Министерства Просвещения РСФСР.

Продолжение традиций

С 1987 года заведующей библиотекой в нашей школе работает Светлана Сергеевна Кононова.        Основной фонд документов составлял 16359 экземпляров. Выписывалось более 40 наименований периодических изданий.

Интервью учениц 9 «Г» кл Наташи Бессоновой, Марии Нестеровой, Полины Шевцовой:

«Из интервью изнали, что родилась Светлана Сергеевна в п. Зебляки 6 ноября 1956 года. Закончила 10 классов, затем костромское культурно-просветительное училище. Работала сначала во взрослой библиотеке с. Ивановское, потом в Районной библиотеке в городе Шарье. В школу перешла работать с огромным удовольствием.C:\Documents and Settings\Мастер\Рабочий стол\Света.jpg

Вопрос: Как Вы считаете, каким должен быть библиотекарь?

Светлана Сергеевна: Библиотекарь – это не просто хранитель книг, а человек, доброжелательно настроенный и к детям, и взрослым, умеющий найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.  Разговорить молчуна, найти подход к замкнутым и стеснительным, расположить к себе любого.

Светлана Сергеевна считает важнейшим делом – научить детей разностороннему и качественному чтению, помочь сформировать художественный вкус. Любой ученик, озорник, двоечник, придя в библиотеку, может участвовать в её делах.

Координация усилий библиотекаря, педагогов и родителей помогает целенаправленной работе по воспитанию грамотного читателя. Для пропаганды книги и приоритета чтения развиваем и укрепляем связи с публичными библиотеками.

Вопрос: Светлана Сергеевна Вы часто бываете в начальной школе, и маленькие ученики приходят к вам постоянно, объясните, пожалуйста.

Светлана Сергеевна: Убеждена, что именно в начальных классах закладывается прочный фундамент знаний, эстетического вкуса, потребность к ежедневному общению с книгой, самообразованию, саморазвитию. Поэтому большое внимание уделяю работе в начальном звене. Разработана программа библиотечных часов. Развитие читательского интереса продолжается и в индивидуальной работе.

Расскажите ещё о своей работе.

Светлана Сергеевна: Для развития понимания, воображения, фантазии широко применялись и применяются активные формы работы:

 «День доброго общения» - экскурсия в библиотеку для 1 классовP1010275

«В этом таинственном лесу» - урок путешествие (структура книги) 1 класс

«Загадочный калейдоскоп» - познавательная игра  3 класс

«Там на неведомых дорожках» - КВН по сказкам А.С. Пушкина 4 класс

«Экологический кубик» - конкурс поговорок и пословиц 4 класс

«Мой край задумчивый и нежный» - познавательная игра 7 класс

«Неиссякаемые родники народной поэзии Поветлужья» - интнгрированный урок 8 класс

«Что значит человеческая жизнь» - диалог поколений 11 класс

«Свобода! Это?» - диспут 10 класс

«Моя Мадонна» (Н. Гончарова и А.С. Пушкин) – литературно-музыкальная композиция 9 класс

«Колесо истории» - интегрированный урок 6 класс

Опираясь на лучшие образцы русской литературы, продолжается работа по нравственному воспитанию учащихся (литературные часы, обзоры и беседы по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова). Литература, направленная на нравственное воспитание ребёнка пропагандируется не только среди учащихся, но и их родителей. Работая с периодикой, стараемся развивать в детях художественный и эстетический вкус:журнал «Мурзилка» - рубрика «Галерея искусств», журнал «Детская роман-газета» - рубрика «Русский музей» позволяют познакомить читателей с лучшими образцами творчества русских художников. Эмоциональным откликом на наиболее интересные мероприятия становятся стихи, рисунки, сказки написанные школьниками. Большая роль в развитии читательского интереса отводится семье.

Продолжается традиция сопровождать предметные недели, проходящие в школе, выставками. Это традиционные виды: выставка-просмотр, выставка-викторина, выставка-вопрос. При проведении таких выставок используются фонды 1городской и детской библиотек. Важной частью работы является систематическое проведение уроков информационной грамотности, где учащиеся получают библиотечно-библиографические знания. Основной принцип работы с учащимися старших классов – сформировать знания, умения и  навыки работы с различными видами источников информации.C:\Documents and Settings\Мастер\Рабочий стол\Света2.jpg

На протяжении многих лет работал клуб «Ассоль», организованный совместно с 1городской библиотекой. Надолго запомнились  вечера, игры, устные журналы, конкурсы, в которых ребята принимали  участие с огромным удовольствием. Сколько было прочитано дополнительной литературы, подготовлено художественных номеров, инсценировок, пошито костюмов, сколько было выступлений перед младшими школьниками, сверстниками, воспитанниками д/с№15, сколько было интересных встреч.класс

Продолжая традицию Зои Ивановны, до сих пор используется такая форма работы, как чтение вслух. Ибо чтение вслух способствует созданию у школьников образных представлений, воздействует на эмоциональную сферу восприятия. Оно помогает заинтересовать ребёнка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно.P1010286P1010286

Вопрос: Что самое трудное в вашей работе?

Светлана Сергеевна: Самое трудное в нашей работе сказать читателю: - «Нет. Такой книги у нас нет».

Говорят, что в библиотеке должно быть тихо, а я люблю, когда в библиотеке слышны детские голоса, родной смех. Люблю, когда самые маленькие мои читатели долго стоят возле полок, с завистью смотрят на книги для старшеклассников, повзрослев, они обязательно придут за ними.

Многие наши  вчерашние читатели, приходившие с мамой за ручку, сегодня ведут сюда своих детей и внуков, передавая им читательскую эстафету. Это просто здорово!»

Светлана Сергеевна – профессионал, имеющий свой творческий стиль. Ей свойственны постоянное стремление к совершенствованию мастерства, ответственность за результаты своего дела, требовательность к себе и своим воспитанникам. Результаты ее труда убедительны:

2003 год – финалист Всероссийского конкурса «БиблиОбраз». Став финалистом конкурса, она получила Грант 600 тысяч рублей, который позволил переквалифицировать библиотеку в новый статус. Были увеличены площади, занимаемые под медиацентр, установлены компьютеры и другая аудио,- видеотехника, оборудованы рабочие места для пользователей.

2006г - участие в фестивале  «С книгой по жизни». В том же 2006 году принимала участие в муниципальном Форуме в номинации «Инновационная деятельность образовательного учреждения», представляла опыт по теме «Роль школьного библиотечного медиацентра в управлении качеством образования».

2007г - галерея презентаций «Моя библиотека», 2008г - конкурс «Читаем всей семьей», 2009г - лучший библиотечный  Проект

2009 год – победитель конкурса на «Лучшую школьную библиотеку» в рамках приоритетного национального проекта в образовании.C:\Documents and Settings\Мастер\Рабочий стол\Кононова\P1012270.JPG

Учителя – предметники широко используют оргтехнику при проведении уроков, а учителя начальных классов и классные руководители при проведении внеклассных мероприятий и другой внеурочной деятельности.

Светлана Сергеевна щедро делится накопленным опытом с коллегами города, области. Она активно участвует во всех ведущих методических семинарах, проводимых по линии школьных библиотек. Оказывает содействие воспитанию информационной культуры участников образовательного процесса, способствует введению инновационных методов в работу школьных библиотек. Распространение опыта работы «Анализ работы, проблемы и перспективы развития библиотечного медиацентра» 2007г, « Различные формы и методы проведения уроков», «Основы информационной культуры» 2008г, «Проектная деятельность на базе библиотечного медиацентра», «Чтение как ресурс повышения образования» 2009г.  Выступления на родительских собраниях: «Роль чтения в формировании личности ребёнка», «Читаем всей семьёй», «Семейное чтение – основа основ».E:\МАСТЕР\Учительские папки\Смирнова Елена Валерьевна\Смирнова Лена не трогать\аукцион фото\100_2663.jpg

Она активно участвует во всех ведущих методических семинарах, проводимых на базе опорной школы: семинары «Пути совершенствования техники чтения», «Создание единого муниципального фонда учебников».

Её читатели активно участвуют в исследовательских проектах: «Влияние двигательной активности на здоровье подростков»,   «Жизнь и творчество Виктора Смирнова», «Круг моих чтений», «Ветлужская сторона: говоры и фольклор», «Правила личной гигиены», «Вся правда о курении», «Роль витаминов в жизни человека», «Полезен или вреден шоколад», «Интерактивный салон «ЧитайКа».D:\Проекты\Проект школа№6\Фото для проекта\P1010276.JPG

Постоянно повышает своё образование по темам «Информационные технологии в практике работы учителя», «Партнерство в образовании» 2007г.

Светлану Сергеевну отличает деликатность, доброжелательность в обращении со взрослыми  и детьми, её ценят за порядочность и компетентность, уважают за профессионализм и преданность детям.

 Поиск и творчество, психолого-педагогическая эрудиция и наблюдательность, аналитическое мастерство и требовательность  - вот составляющие её успеха.

Живём настоящим

На сегодняшний день книжный фонд ШБМ составляет 13905 экземпляров, фонд учебников 5480, цифровые информационные ресурсы – 386. Имеется: 3 компьютера HELIOS, сканер EPSON PERFECTION 1670, принтер hp Laserjef 1300, цветной телевизор TOSHIBA, видеомагнитофон SONV, стериосистема DVD SC – DV 290 Tecynics, ламинатор FXL 95, проектор, принтер Canon, брошюровальная машина Fellowes. Com, ноутбук.Изображение 226

В условиях недостатка комплектования активно используем ресурсы Интернета, чтобы получить информацию для своих читателей.

Для полного удовлетворения читательских и информационных запросов учащихся и педагогов, полноценного информационно – библиографического обслуживания  ШБМ развивает и укрепляет установившиеся партнерские связи с образовательными учреждениями,  публичными библиотеками, учреждениями культуры и организациями.

С целью осуществления информационного обеспечения по проблеме «одаренные дети» создаются картотеки, осуществляется распечатка и тиражирование наиболее значимых работ одаренных учащихся.D:\Медиацентр, библ1\фото библ\DSC00363.JPG

Для обеспечения условий для самореализации  интеллектуальных, творческих и социальных способностей учащихся предоставляем возможность использовать школьникам научно-познавательную, учебную, справочную литературу (энциклопедии, словари, справочники), учебные электронные издания, ресурсы сети Интернет. Данные фонды используют также педагоги школы для подготовки заданий школьных предметных олимпиад, «Интеллектуального марафона», предметных недель.

Для учащихся и педагогов проводятся выставки, позволяющие познакомиться с новыми фондами, даются консультации при подборке литературы для конкурсов проектов и научно-исследовательских конференций «Шаг в будущее». Особое внимание уделяем организации и проведению сетевых  Интернет - игр, конкурсов разного уровня.  

Удачными примерами, где сочетаются традиционные подходы и новые технологии, является проектная и исследовательская деятельность учащихся. Это хорошее средство активизации познавательной деятельности школьников, формирования общеучебных навыков (работа с книгой, текстом, электронными ресурсами, ресурсами Интернета), основ библиотечно – библиографической и информационной грамотности, способ формирования читательской культуры и расширения читательских интересов.C:\Documents and Settings\Мастер\Рабочий стол\для презент\Изображение 222.jpg

Ребята готовый материал оставляют для дальнейшего использования. Так накапливается база данных презентаций и проектов.

     С удовольствием принимаем участие в конкурсах на образовательном сообществе в «Сети творческих учителей».

Интернет проект с международным участием «Забытый памятник незабытой войны», посвященном 65летию Победы Великой Отечественной войне.  В номинации «Незабытые песни о незабытой войне». Исследовательский проект Песня о фонарике.

     К 65 летию победы приняли участие во Всероссийском детско-юношеском литературно-художественном конкурсе творческих работ «Я помню! Я горжусь» посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Работа «Детство опалённое войной» Буханова Анна 5 «В».

    Принимали участие на муниципальном и региональном уровне в акции «Ищу героя», в конкурсе «Без истока нет реки».

 Компьютеризация библиотеки позволила развернуть рамки источников информации на всевозможных носителях, повысить качество обучения, способствует развитию интеллектуального уровня учащихся, расширяя и углубляя полученные знания.C:\Documents and Settings\Мастер\Рабочий стол\для презент\Изображение 215.jpg

Возросла эффективность уроков и внеклассных мероприятий, отмечена положительная динамика качества обучения по отдельным предметам, установлено тесное взаимодействие учителей и учащихся.

У школьников повысилась мотивация к изучению отдельных предметов, появилась возможность участвовать в телекоммуникационных олимпиадах, проектах, конкурсах.

Неотъемливую часть нашей  работы составляет мониторинговое исследование по различным параметрам, что позволяет через информационные ресурсы ШБМ,  организовать работу по ступеням образования, а также влиять на содержание воспитательной работы в целом.

ШБМ - это как раз тот вариант модернизации, который в настоящее время, на наш взгляд, доступен и полезен для современной школы.

Творим Будущее

Читатели  нашей  школы писали сочинения на тему, «Какой Ты видишь библиотеку будущего». Приводим выдержки из сочинений.

 «...Библиотека будущего — это много компьютеров и места, чтобы ими пользоваться; разные зоны для тихих и шумных мероприятий; здесь можно встречаться с друзьями, читать журналы, делать домашнюю работу; здесь можно учиться и просто находиться, здесь есть место для того, чтобы думать и отдыхать; персонал — профессиональные сотрудники, приятные, дружелюбные и уравновешенные люди; помещения уютные, открытые, хорошо освещенные и красочные; библиотека — это искусство, культура и книги, это территория детства...»

Наташа Бессонова ученица 9 «Г» класса

Библиотека МОУСОШ № 6 будущего

Библиотека – кладовая знаний. Как приятно и полезно порой прийти, посидеть, почитать, подумать, ведь библиотека – место для осознания мира и человеческой души. C:\Documents and Settings\Мастер\Рабочий стол\Проект Библиотека\наташа.jpg

В современном мире мы чаще пользуемся интернетом, чем книгами, написанными ещё в 19 или 20 веке. Но ведь сейчас обычному школьнику и вовсе не понять, что хотели поведать человеку А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой.

Я хочу, чтобы в следующие годы в библиотеки  ходили как можно больше людей. Чтобы сама библиотека поддерживала людей в этом. В библиотеке будущего должно быть огромное множество интересных книг. Сами книги должны быть в отличном качестве, а не одна половина рассказа здесь, а конец – после содержания сзади. Должно быть много экземпляров, чтобы каждому хватило.

Не будем забывать, что 21 век – век компьютерных технологий. Хотелось бы, чтобы были компьютеры с высокоскоростным интернетом. Было бы интересно, если бы вместо книг были электронные планшеты (простите книги…), которые так удобно брать с собой, и можно поиграться на перемене.

И самое интересное – огромная электронная машина «Отличник». В уголке стоит такой аппарат, без которого в современном мире ну никак нельзя. Так вот, подходишь ты к аппарату, платишь монетку (о цене потом договоримся) и можешь найти всё, что тебе нужно через Интернет. Можешь напечатать задание на электронной клавиатуре и «полазить» по всяким справочникам, которые тебе будет предлагать «Отличник». А ещё, ты сможешь с помощью стилуса своим почерком написать на планшете задание, и робот за 2 минуты поможет тебе.  Это самая интересная вещь, которая поможет тебе в изучении различных предметав, будь то алгебра, геометрия, высшая математика для любознательных, химия, физика, русский язык (сочинения, шпаргалки, олимпиадные задания), литература.  И ещё, «Отличник» обладает встроенными качествами «3в1». Это принтер, сканер и копир. Такой «Отличник» понадобился бы даже дома, жаль, его на руки не выдадут в библиотеке.

Учитесь отлично вместе с библиотекой будущего!

Мария Нестерова ученица 9 «Г» класса

Библиотека МОУСОШ № 6 будущего

В настоящее  время в библиотеке много книг, но не всегда есть много экземпляров одной и той, же книги. Поэтому в библиотеке будущего должны быть компьютеры с выходом в интернет, что бы читатель мог найти дополнительную информацию о любой книге.C:\Documents and Settings\Мастер\Рабочий стол\Проект Библиотека\Изображение 1946.jpg

Если в данной библиотеке нет определенной книги, то благодаря интернету должна быть связь с другими библиотеками, возможно различных городов. Некоторые книги могут содержаться в планшетах, где много красочных иллюстраций к данному произведению.

Хорошо оснащенная библиотека будущего будет притягивать к себе своих читателей, людей, стремящихся к знанием, к научным открытиям.

Будущее Школьного библиотечного медиацентра, как библиотекарь, я вижу в том, чтобы создать комфортную среду для учащихся разного возраста, разных вкусов, взглядов, запросов. Я верю что «Величайшее сокровище – хорошая библиотека» (В.Г. Белинский) не устареет никогда, даже в век Интернета. Те, кто владеет «величайшим сокровищем» (библиотекари – в первую очередь) должны жить, уча детей читать книгу, воспитывая к ней любовь.

Дорогу осилит идущий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории города Нюрнберга.

История города Нюрнберга, история его названия и развития. Материал на немецком языке....

Спасо-Преображенский монастырь в истории города Рославля.

Эссе. Подготовила ученица 7 класса Филипченко Ангелина. Призер муниципального конкурса литературно-художественного творчества "Душа по капле собирает свет"(2010-2011г.)...

Страницы истории города Магадана

В презентации представлен материал по истории г. Магадана...

«Мой город – Таганрог. Из истории города».

Викторина-тест. Материал  к уроку на тему «Мой город – Таганрог. Из истории города»....

Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."

Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К.  Цель урока:  Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать,  как...