Контрольно-измерительный материал
методическая разработка на тему

Землянко Наталья Викторовна

Контрольно-измерительный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx69.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Контрольно-измерительный материал.

Методики исследования речевых процессов, которую можно использовать в качестве мониторинга, предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста с целью уточнения структуры речевого дефекта, оценки степени выраженности нарушения, отслеживания динамики речевого развития. За основу методики взяты речевые пробы экспресс-диагностики  Фотековой Т.А.

Экспресс – диагностика содержит задания и пробы, которые выявляют актуальный уровень речевого развития младших школьников, и соответствует заданиям речевой карты. Данная диагностика состоит из шести серий.

Серия №-1 – Исследование звукопроизношения – содержит пробы на обследование произношения звуков через отраженное проговаривание предложений. (Максимальное количество баллов за всю серию – 100)

Серия №-2 – Исследование фонематического слуха – содержит пробы, направленные на проверку состояния фонематического восприятия, сформированности фонематических представлений, фонематического анализа. (Максимальное количество баллов за всю серию – 100)

Серия №3 -  Исследование слоговой структуры - содержит пробы, направленные на проверку состояния  слогового состава слова, сформированности слогового анализа. (Максимальное количество баллов за всю серию – 100)

Серия №4 – Исследование словаря -  содержит пробы, направленные на выявление объёма словарного запаса детей. (Максимальное количество баллов  за всю серию – 100)

Серия №5 - Исследование грамматического строя речи – содержит пробы, направленные на  проверку навыков словообразования, словоизменения и согласования. (Максимальное число баллов за всю серию – 100)

Серия № 6 – Исследование связной речи – содержит два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ рассказа. (Максимальная оценка - 100 баллов)

       При обработке полученных данных абсолютное  значение переводится в процентное выражение. Расчёт результатов обследования: 1 балл = 1%.

           Высчитывая процентное выражение успешности каждой серии, можно вычертить индивидуальный речевой профиль: 1 –звукопроизношение; 2 – фонематический слух; 3 –слоговая структура; 4 –словарь; 5 –грамматический строй; 6 - связная речь.

Речевые пробы и система их оценки

Серия №-1 – Исследование звукопроизношения. (Максимально - 100 баллов).

1. Исследование состояния звукопроизношения. (Максимально - 50 баллов).

Инструкция: повторяй за мной предложения.

Собака ест мясо.                                                        Сима и Сеня весело смеялись.

У Зои заболели зубы.                                              У Зины зимой зябнет нос.

Курица с цыплятами около колодца.              У Маши  новая шуба и шапка.

Жук жужжит.                                                             Щёткой чищу я щенка.

Девочки и мальчики скачут  как мячики.         Лампа упала со стола.

Лида и Лена гуляли на улице.                             У Раи на руке рана.

Рита с Риммой варят рис.                                    Яша ел сладкие яблоки.

Ёжик у ёлки наколол гриб на иголки.            Юра играет в хоккей клюшкой.

Катя кладёт кубики в пакет.                                Гена купил книги в магазине.

Тихон покупает духи для мамы.                         Дина будет доктором.

У кота пушистый хвостик.

Нарушения других звуков

Оценка результатов: 2,5 балл –  правильное воспроизведение пробы;

                                            2 балла –    нестойкое употребление звука;

                                             1,5 балла –  неправильное воспроизведение предложения

                                                          при сохранном изолированном звуке;

                                              0 баллов –   неверное воспроизведение пробы.

2. Исследование навыка дифференциации звуков во фразе. (Максимально – 50 баллов)

Инструкция: повтори.

[с - ш] У Саши шесть стёклышек.                                     [з - ж] У Зои  жёлтый зонт.

[ш - ж] У кошки лежат ложки в лукошке.                     [с - з] Соня отдала Зое зайку и сачок.

[сь - ч] У Сонечки семечки.                                                 [ть - ч] Надо чинить выключатель.

[ ч - щ] Часовщик чинит часы.                                           [ч - ц] Чайка отличается от цапли.

[ч - ш] Чебурашка пьёт из чашки.                                     [с - ц] Лисица сцапала курицу.

[щ -сь] У щуки усищи.                                                         [л - р] Клава рвала  спелые груши.

[д – т, дь - ть] Дети гостили в деревне.                              Там собака Линда сторожила дом.

[к - х] Катя на кухне.                                          [в - ф] Фарфоровая ваза стоит в столовой на буфете.

[к - г] У Кати Гагариной короткие косы.                     [ц - ть] Тиме в окошко светит солнце.

[ш - щ] У Миши Щукина хорошие товарищи.          [б - п] Борин папа купил машину Победу.

Нарушения других звуков

Оценка результатов: 2,5 балл – правильное воспроизведение пробы;

                                            0 баллов – неверное воспроизведение пробы.

Серия №2 – Исследование фонематического слуха. (Максимально – 100 баллов).

1. Исследование возможности воспроизведения слогов. (Максимально – 20 баллов).

Инструкция: послушай и повтори за мной слоги.

А: са – ша – са                        Б: за – за – жа – за

     ца – са  - ца                            ча – ча – ща – ча

     ба – па – па                            ка – га – га – ка

     тя – ча – тя                             па – пя – па – пя

     ра – ла – ра                             ря – ля – ря – ря

Оценка результатов: 2 балла – правильное  и точное воспроизведение каждой из проб;

                                       1 балл – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления;

                                       0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование возможности воспроизведения слов. (Максимально - 20 баллов)

Инструкция: послушай и повтори за мной слова

  • день – тень
  • мишка – миска                      
  • бочка – почка
  • кот – год – ход
  • том – дом – ком

Оценка результатов: 4 балла – правильное  и точное воспроизведение каждой из проб;

 2 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления;                        0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование возможностей воспроизведения предложений. (Максимально - 20 баллов)

Инструкция: послушай и повтори за мной предложения.

  • Мама расчёсывает волосы перед зеркалом.
  • Регулировщик регулирует движение.
  • Водопроводчик чинит водопровод.
  • Чистильщик чистит обувь.

Оценка результатов: 5 баллов – правильное  и точное воспроизведение каждой из проб;

                                                2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного    предъявления;

                                        0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование фонематических представлений. (Максимально - 20 баллов).

Инструкция: назови слова, которые начинаются со звука [а], [о], [у], [к], [с].

Оценка результатов:

4 балла – правильное  и точное воспроизведение каждой из проб;

2 балла – выполнение пробы с помощью логопеда;

 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

5. Исследование возможности фонематического анализа. (Максимально – 20 баллов)

Инструкция: назови в словах все звуки по порядку.

  • Мак, утка, кит, кошка, капуста.

Оценка результатов: 

4 балла – правильное  и точное воспроизведение каждой из проб;

2 балла – выполнение пробы с помощью логопеда;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Серия №3 – Исследование слоговой структуры. (Максимально – 100 баллов)

1. Исследование возможности называния картинок. (Максимально – 25 баллов)

Инструкция: назови картинки.

  • Дерево, аквариум, милиционер, мотоциклист, скатерть.

Оценка результатов:

 5 баллов – правильное  и точное выполнение каждой из проб;

2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления;

 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование возможности воспроизведения слов. (Максимально – 35 баллов)

Инструкция: повтори за мной слова.

  • Строительство, серпантин, часовщик, репетиция, сквозняк, дерево, аквариум, милиционер, мотоциклист, скатерть.

Оценка результатов:

3,5 балла – правильное  и точное воспроизведение каждой из проб;

 2 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления;

0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование возможности воспроизведения предложений. (Максимально – 20 баллов)

Инструкция: послушай и повтори за мной предложения.

  • Мама расчёсывает волосы перед зеркалом.
  • Регулировщик регулирует движение.
  • Водопроводчик чинит водопровод.
  • Чистильщик чистит обувь.

Оценка результатов:

 5 баллов – правильное  и точное воспроизведение каждой из проб;

2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления;

0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование навыка слогового анализа. (Максимально – 20 баллов).

А. Инструкция: подели слова на слоги.

  • Кит, вишня, виноград, смородина.

Б. Инструкция: подбери слова, состоящие из 1-го слога.

В. Инструкция: подбери слова, состоящие из 2-х слогов.

Г. Инструкция: подбери слова, состоящие из 3-х слогов.

Оценка результатов:

5 баллов – правильное  и точное выполнение  каждой из проб;

2,5 балла – выполнение пробы с помощью логопеда;

 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Серия №4 – Исследование состояния словаря. (Максимально – 100 баллов)

1. Исследование состояния номинативного словаря (Максимально 50 баллов):

А. Предмет и его части:

Инструкция: назови предмет и части, из которых он состоит.

  • чайник
  • кукла
  • машина
  • стул
  • сапог

Оценка результатов:

 2 балла – правильное выполнение пробы;

 1,5 балла –выполнение пробы с ошибками;

 1 балл – название предмета и его частей присутствует лишь в импрессивной речи ребёнка,

 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б. Объяснение лексического значения слов.

Инструкция: объясни, что такое?

  • огород
  • подоконник
  • клумба
  • поезд

Оценка результатов:

2,5 балла – правильное выполнение пробы;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

В. Обобщающие понятия: 

Инструкция: послушай и назови одним словом.

  • яблоко, груша, банан
  • олень, волк, барсук
  • берёза, дуб, осина
  • ручка, ластик, тетрадь
  • самолёт, такси, автобус

Оценка результатов:

2 балла – правильное выполнение пробы;

 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Инструкция: назови предметы, относящиеся к:

  • мебели
  • инструментам
  • насекомым
  • обуви
  • грибам

Оценка результатов: 

2 балла – правильное выполнение пробы;

 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Г. Подбор слов-предметов к словам- признакам:

Инструкция: про что могу сказать?

  • увлекательное
  • хорошее
  • морозный
  • звонкая
  • холодное

Оценка результатов: 

2 балла – правильное выполнение пробы;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование предикативного словаря (Максимально – 20 баллов)

Инструкция: скажи, кто как голос подаёт?

  • утка
  • петух
  • гусь
  • лошадь
  • ворона

Оценка результатов:

 2 балла – правильное выполнение пробы;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Инструкция: скажи, кто как передвигается?

  • лошадь
  • ворона
  • рыба
  • человек
  • черепаха

Оценка результатов:

2 балла – правильное выполнение пробы;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование словаря признаков: (Максимально 10 баллов)

Инструкция: подбери к словам-предметам слова-признаки (по 5 – 6 слов)  

  • осень (какая?)
  • друзья (какие?)
  • вечер (какой?)
  • ведро (какое?)

Оценка результатов:

2,5 балла - подбор не менее 5-и слов-признаков;

1,5 балла – подбор не менее 3-х слов-признаков;

 0,5 балла – подбор 1-го, 2-х слов-признаков;

 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование словаря антонимов. (Максимально – 10 баллов)

Инструкция: скажи наоборот.

  • день, весна, мороз
  • большой, низкий, широкий
  • сесть, говорить, ссориться
  • расстегивать, входить, наливать
  • темно, далеко, быстро

Оценка результатов:

2 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб;

 1 балл – самостоятельное выполнение пробы с 1 – 2 ошибками;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

5. Исследование словаря синонимов: (Максимально – 10 баллов)

Инструкция: как сказать по-другому?

  • лётчик
  • шофёр
  • врач
  • печальный

Оценка результатов:

2,5 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб;

1,5 балла – самостоятельное выполнение пробы с 1 – 2 ошибками;

1 балл – выполнение с помощью логопеда;  

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Серия №5. Исследование грамматического строя речи. (Максимально – 100 баллов)

1.Исследование навыков словообразования: (Максимально – 50 баллов)

А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Инструкция: назови ласково.

  • книга    
  • воробей
  • стул
  • ковер
  • ведро
  • хлеб
  • гриб
  • топор
  • белка
  • скамейка

Оценка результатов: 

1 балл – правильное и точное выполнение пробы;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б. Образование названий детёнышей:

  • у лисы
  • у козы
  • у утки
  • у собаки
  • у свиньи

Оценка результатов:

2 балла – правильное и точное выполнение пробы;

1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

В. Образование глаголов префиксальным способом:

Инструкция: рассмотри картинки и назови действия мальчика (Г.А. Каше, серия VI, 109-112)

  • наливает
  • переливает
  • выливает
  • подошёл
  • вышел

Оценка результатов:

2 балла – правильное и точное выполнение пробы;

1 балл–   выполнение пробы с помощью логопеда;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Г. Образование относительных прилагательных:

  • скамейка из дерева
  • тетрадь из бумаги
  • сумка из кожи
  • шуба из меха
  • сок из моркови

Оценка результатов:

2 балла – правильное и точное выполнение пробы;

1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Д. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: у собаки хвост (голова, ухо) собачий (собачья, собачье), а у лисы - …

  • у лошади
  • у медведя
  • у льва
  • у тигра
  • у овцы

Оценка результатов:

2 балла – правильное и точное выполнение пробы;

1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2.Исследование навыков словоизменения (Максимально – 50 баллов)

А: образование существительных множественного числа:

Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.

  • одно ухо, а много – это …
  • утёнок
  • стул
  • ведро
  • книга  

Оценка результатов:

2 балла – правильное и точное выполнение пробы;

1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б.предложно-падежные формы:

Инструкция: ответь на вопросы по картинкам.

  • Куда идут девочки? Где лежит лекарство?
  • Откуда выйдут девочки? Откуда возьмём лекарство?
  • Где висит одежда? Где лежит торт?
  • Откуда снимем пальто? Откуда возьмём торт?
  • Куда прячутся ребята? Где сидит ученик?
  • Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?
  • Где сидит ёжик? Где находится крючок?
  • Откуда вылезет ёжик? Откуда вынем крючок?
  • Где летает змей? Где сияет радуга?
  • Где находится волк? Где стоит заяц?

Оценка результатов:

 1 балл – правильное и точное выполнение пробы;

 1 балл– выполнение пробы с 1 ошибкой;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

В.падежные конструкции

Инструкция: ответь на вопросы.

  • Кого ты видел в зоопарке?
  • Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?
  • К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?
  • Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес?
  • На чем катаются дети?

Оценка результатов:

 2 балла – правильное и точное выполнение пробы;

1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Г.Согласование прилагательных с существительными:

Инструкция: договори слово.

  • портрет краси…
  • стаканчик бумаж…
  • улыбка приветли…
  • дни тёпл…
  • окно гряз…

Оценка результатов:

2 балла – правильное и точное выполнение пробы;

1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Д.Согласование существительных с числительными:

Инструкция: посчитай по два и по пять.

  • дом
  • окно
  • ведро
  • дерево
  • кукла

Оценка результатов:

 2 балла – правильное и точное выполнение пробы;

1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда;

0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Серия № 6 - Исследование связной речи. (Максимально 100 баллов)

1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик и заяц». (4 картинки) или по другой серии из 3 –4 картин. (Максимально 50 баллов)

Инструкция: посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и постарайся составить рассказ.

Оценка проводится по трём критериям:

А Критерий смысловой целостности: 

20 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья;

15 баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов;

5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён;

 0 баллов – отсутствие описания ситуации.

Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания:

20 – баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

15 балл – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления;

 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов – рассказ не оформлен.

В Критерий самостоятельности выполнения задания: 

10 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

5 баллов – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

 2,5 балла – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.

2.Пересказ прослушанного рассказа  (максимально 50 баллов)

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать по памяти.

Горошины.

        В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Оценка проводится по тем же трём критериям, что и для рассказа по серии картинок:

А Критерий смысловой целостности: 

20 баллов –пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья;

 15 – баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов;

5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершён,  либо допускается дополнение посторонней информации;

0 баллов –невыполнение.

Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания:

20 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

15 балл –пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления;

5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов – пересказ недоступен.

В Критерий самостоятельности выполнения задания: 

10 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

5 баллов – пересказ с минимальной помощью (1 –2 вопроса) или после повторного прочтения;

2,5 балла –составление пересказа по наводящим вопросам;

 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.

  Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.


Результаты мониторинга школьников.

№ ___ Ф.И. ______________________________                                                                          дата проведения мониторинга   _______________

1.Звукопроизношение

Max = 100

2.Фонематический слух Max = 100

3.Слоговая структура слова     Max = 100

звукопроизношение

Max = 50

диф-ция

Max = 50

воспроизведение

Max = 60

представления

Max = 20

анализ

Max = 20

называние

картинок

Max = 25

воспроизведение

слов

Max = 35

воспроизведение

предложений

Max = 20

анализ

Max =  20

1.

2.

1

2

3

А.

Б.

4.Словарь

Max  = 100

5.Грамматический строй

Max = 100

6.Связная речь

Max = 100

предметы

Max = 40

действия

Max = 20

признаки

Мах = 20

антонимы

Мах = 10

синонимы

Мах =10

словообразование

Мах = 50

словоизменение

Мах = 30

согласование

Мах = 20

рассказ

Мах = 50

пересказ

Мах = 50

А

Б

В

Г

А.

Б.

В.

Г.

Д.

А.

Б.

В.

А.

Б.


Индивидуальный речевой профиль ребёнка с ОНР

Норма речи:

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

100%

95%

90%

85%

80%

75%

70%

65%

60%

55%

50%

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

1

2

3

4

5

6

       Итоговый контроль за сформированностью  навыков письма и чтения у учащихся, полученных в процессе  коррекционного обучения, проводится в форме контрольных диктантов и списываний, проверки навыков чтения. Для оценки используется  система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допускаемых ошибок. ( Л.А Фотекова, Т.В.Ахутина  «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов». М..Аркти. 2002 г.).  По результатам мониторинга логопед заполняет протоколы отслеживания динамики состояния письма и чтения на каждого ребенка, из  которого наглядно видно динамику речевого развития, свидетельствующей о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.

   Для 1 класса

Инструкция: напиши, пожалуйста, своё имя

            буквы: Б, К, 3, Ц, Е, Ч

           слова: мама, стол, ствол.

45 баллов -   не более 1 ошибки в написании или незнание одной буквы,

30 баллов -  незнание 2-3 букв или их неточное написание,

15 баллов -  не более 4 ошибок дисграфического характера (зеркальность, смешение букв по фонетическому или артикуляционному сходству) или до 5 иных ошибок,

0 баллов - более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыков письма.      

  Для 2 класса.

45 баллов -   не более 3 ошибок, связанных с нарушением с правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку,

30 баллов -   допускается до 5 погрешностей недисграфического характера и\или 1-2 дисграфического,

15 баллов -   до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и\или не более 5 дисграфических.

0 баллов - множественные дисграфические и орфографические ошибки.

Для 3 класса.

45 баллов не более 2 ошибок связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

30 баллов - допускаются до 3 погрешностей недисграфического характера,

15 баллов - до 5 орфографических ошибок и\или не более 2 дисграфических,

0 баллов - множественные дисграфические и орфографические ошибки.

Максимальный балл за письмо - 45 баллов.

Обработка результатов

                                              Х = ∑ баллов ∙ 100%         

                                                                   45                                X – процент выполнения.  

При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Высчитав процентное выражение успешности выполнения задания, можно вычертить индивидуальный речевой профиль. Для простоты и удобства оформления результатов обследования мы использовали протоколы письменной речи. 

Протокол отслеживания динамики состояния письменной речи младших школьников.
Ф.И. ребенка______________________________________________________

Н — начало года                С — середина года                К — конец года

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

 списывание

  диктант

      чтение

                  Контрольные тексты для оценки сформированности письма.

  1. 1 класс (конец обучения)

                                                     Диктант

                                                      Гроза

Стоит тёплый летний день. По небу плывет большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.

30 слов, 82 согласных, 59 гласных, 5 мягких знаков.

                                Списывание (с печатного текста)

                                                        Ежик

Тёплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий ёжик. Он стал искать пищу.

18слов, 47 согласных, 37 гласных, 2 мягких знака.

                                            Списывание (с рукописного текста)

                                                         Журавль

Жил на болоте журавль. Он построил избушку. Журавлю стало скучно жить одному. Он позвал в гости цаплю.

19слов, 57 согласных, 39 гласных, 2 мягких знака.

                       2 класс (конец обучения)

                                            Диктант

                                                    Кувшинки                                                                                                                                                                             На далёком лесном озере расцвели чудесные кувшинки. Их стебелёк был высоко поднят над водой. На стебельке виднелся большой круглый цветок. Он был очень красив на фоне тёмной воды. Как золотой шарик рядом с большими зелёными тарелками листьев. Высокие сосны любовались красивыми цветами. Словно золотые кораблики плывут по гладкой воде озера.

54 слова, 173 согласных, 121 гласная, 6 мягких знаков.

Списывание (с печатного текста)

                                                  Цветёт черёмуха                                                                                                                                                                                 Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу.

53 слова, 165 согласных, 121 гласная, 2 мягких знака.

Списывание (с рукописного текста)

Лягушка

Жила-была на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Однажды она сидела на сучке, высунувшись из воды. Лягушка наслаждалась тёплым мелким дождиком. Дождик моросил по её лакированной спинке. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Это были утки. Они спустились в болото. Лягушка спряталась.

50 слов, 151 согласный, 113 гласных, 4 мягких знака.

3 класс (конец обучения)

Диктант

Лето

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий

прыжок и оказалась на вершине сосенки. Ежик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные воробьи.

68 слов, 227 согласных, 157 гласных, 6 мягких знаков.

                                                            Списывание (с печатного текста)

                                                                     Мышь-малютка

Мышь-малютка — самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. Мышка-малютка ловко лазает по высоким стеблям, листьям, кустам. В высокой траве зверёк сплетает из травинок чудесное гнёздышко-шалашик. Оно подвешено на стебельке высоко над землёй. Не страшен мышке ветер и мороз. Утеплила она гнёздышко внутри мягкими былинками. Скоро там появятся крошечные мышата.

66 слов, 218 согласных, 155 гласных, 6 мягких знаков.

Списывание (с рукописного текста)                                                                                                                                                                   Енот

Живёт енот в дупле, а ночью бродит по болотам, берегам речек и озёр. Шёрстка у него длинная и густая. На хвостике окраска кольцами то светлее, то темнее. На морде шерсть чёрная с белой оторочкой.

Поймает енот лягушку, рака, мышь, ящерицу и сначала пополощет их в воде. За это прозвали его енотом-полоскуном. Енот и жёлуди, и орехи, и ягоды тоже моет. Заодно и лапки помоет перед едой.

                                                    (По А. Тамбиеву)

70 слов, 167 согласных, 145 гласных, 4 мягких знака.

                                        4 класс (конец обучения)

                                                               Диктант

                                                        Бабочки на дорожке

             Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь — и только разноцветные камешки под ногами

звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.

Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.

Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки прочь с нагретой солнцем тропинки.

82 слова, 234 согласных, 183 гласных, 6 мягких знаков.

Слова для справок: вверх, обратно.

                                                             Списывание (с печатного текста)

На берегу речки меня встречает маленький куличок. Песок исчерчен его следами. Следы пересекаются, сходятся в тропинки. Иду по следу и у куста вижу гнездо. В гнёздышке два яичка. Кулички кружат вокруг меня. Один отбегает от гнезда и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает.

Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёмухе — всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улетели, бросили свои гнёзда. Погибла и кладка куличков.

                                    (По Ю. Фролову)                                                                         79 слов, 232 согласных, 179 гласных, 1 мягкий знак.

                                                        Списывание (с письменного текста)

                                                                           Берёза

Как чудесно гулять в светлой берёзовой роще. Подойдешь к берёзке, прижмёшься щекой к бересте и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачивается от ветра, радует своей красотой.

Жизнь у берёзы не лёгкая. И сок из неё цедят, и ветви на веники вяжут, и бересту дерут. На туески.

Состарится берёза, рухнет на землю, придавит лесную траву. Сгниёт древесина и превратится в труху. Упадёт сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, берёзка тянет листики- ладошки из старого пня.

(По Ю. Фролову)

78 слов, 231 согласная, 172 гласных, 7 мягких знаков.

Оценка навыков чтения  

  1 класс

мак

нож

день

пила

ем

юг

юла

курица

дерево

собака

сапоги

голубика

флаг

йод

цирк

стул

крик

шмель

блеск

ствол

ванна

диван

забор

индюк

Оценка производится по трем критериям

1-й класс (начало обучения)

  • Критерий скорости чтения

15 баллов — высокая скорость чтения, соответствующая 15 и более словам в минуту;

10 — средняя скорость чтения, от 8 до 14 слов в минуту;

5 — низкая скорость чтения, 7 и менее слов в минуту;

0 — отсутствие навыка чтения.

  • Критерий способа чтения

15 баллов — чтение целыми словами;

10 — послоговое чтение;

5 — побуквенное чтение;

0 — отсутствие навыка чтения.

  • Критерий правильности чтения

15 баллов — допущено не более трех ошибок с самокоррекцией;

10 — не более 6 ошибок на уровне слова или слога;

5 — до 10 ошибок на уровне слова, слога и буквы;

0 — множественные ошибки на уровне слога и буквы, отсутствие навыка чтения.

    2-й класс

  • Критерий скорости чтения

15 баллов — высокая скорость чтения, от 60 слов в минуту и выше;

10 — средняя скорость чтения, от 45 до 59 слов в минуту;

5 — низкая скорость чтения, от 30 до 44 слов;

0 — очень низкая скорость чтения, 29 и менее слов в минуту.

  • Критерий правильности чтения

15 баллов — не более 3 ошибок с самокоррекцией;

10 — не более 6 ошибок на уровне слова, большая часть исправлена самостоятельно;

5 — до 6 ошибок на уровне слова и слога, без саморрекции;

0 — множественные ошибки на разных уровнях.

  • Критерий понимания смысла прочитанного

15 баллов — полное понимание смысла прочитанного;

10 — неполное понимание;

5 — фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;

0 — отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.

3-й класс

  • Критерий скорости чтения

15 баллов — высокая скорость чтения, 90 и выше слов в минуту;

10 — средняя скорость чтения, от 70 до 89 слов в минуту;

5— низкая скорость чтения, 50-69 слов в минуту;

0 — очень низкая скорость чтения, 49 и менее слов минуту.

  • Критерий правильности чтения

15 баллов — не более 3 ошибок с самокоррекцией;

10 — до 5 ошибок, частично с самокоррекцией;

5 — до 6 ошибок без коррекции;

0 — множественные ошибки.

  • Критерий понимания смысла прочитанного

15 баллов — полное понимание смысла прочитанного;

10 — неполное понимание;

5 — фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;

0 — отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.

Балл за чтение складывается из суммы оценок по каждому критерию.

Максимальная оценка соответствует 45 баллам.

          X – процент выполнения.                           Х = ∑ баллов ∙ 100%         

                                                                                                          45               

             Контрольные тексты для сформированности навыка чтения вслух.

Текст для чтения вслух 1 класс (конец обучения)

           Живая шляпа

Шляпа лежала на комоде. Котёнок Васька сидел на полу, возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то упало на пол. Они обернулись и увидели на полу шляпу.

Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит: — Шляпа живая!

(Н. Носов)

54 слова, 252 знака, 108 гласных, 141 согласных, 3 мягких знака.

                                                2 класс (1 полугодие)

                                               Муравей и голубка (басня)

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

(Л. Толстой)

  1. слов, 287 знаков, 123 гласных, 158 согласных, 6 мягких знаков.

               2 класс (2 полугодие)

                                                       Купание медвежат

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки. И вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и быстро забрался на дерево. Из чащи вышла на берег большая бурая медведица со своими двумя весёлыми медвежатами.

Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Весной вода в реке была студёная. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился прямиком в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом выполоскала в воде, как первого.

(По В. Бианки)

  1. слов, 475 знаков, 201 гласная, 268 согласных, 6 мягких знаков.

                                                     3 класс (1 полугодие)

                                                           Петух и наседка

Во дворе наседка водит за собой пушистых цыплят.

Она теперь не просто курица. Она мамаша большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей.

Была щупленькая и гладенькая, а теперь растопорщилась, распушилась. Вдвое стала себя толще.

Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.

Приблизится было к цыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги. Изогнутые шпоры на лапах.

Этот петух никогда и людей-то не боялся. Орёл!

А тут приблизился к цыплятам. И моргнуть глазом не успел, как налетела наседка, да клювом его — тюк, тюк, тюк!

Присел петух на свои шпоры, квакнул совсем по-лягушачьи: «Куа-а-ак!..»

И стремглав помчался под забор.

(Э. Шим)

96 слов, 533 знака, 219 гласных, 302 согласных, 12 мягких знаков.

3 класс (2 полугодие)

Корова и козёл (сказка)

У старухи были пятнистая корова и козёл. Корова и козёл вместе ходили в стадо. Корова всё время ворочалась, когда её доили. Старуха вынесла хлеба с солью, дала корове и потихоньку приговаривала: «Да стой же, матушка; на, на; ещё вынесу, только стой смирно».

На другой вечер козёл вперёд коровы вернулся с поля, расставил ноги и стал перед старухой. Старуха замахнулась на него полотенцем, но козёл стоял, не шевелился. Он помнил, что старуха обещала хлеба корове, чтобы стояла смирно. Старуха видит, что козёл совершенно не пронимается, взяла здоровую палку и прибила его.

Когда козёл отошёл, старуха опять стала кормить корову хлебом и уговаривать её.

«Нет в людях правды! — подумал козёл. — Я смирнее её стоял, а меня прибили».

Он отошёл к сторонке, разбежался, ударил в подойник, разлил молоко и зашиб старуху.

(По Л. Толстому)

129 слов, 629 знаков, 279 гласных, 342 согласных, 8 мягких знаков.

4 класс (1 полугодие)

Лежачий камень

Летела летом над цветущей поляной Иволга золотая, увидела Камень лежачий, свистнула:

Глупый ты, Камень! Всю жизнь на одном месте неподвижно лежишь, ничего-то не видишь и не знаешь. А я на далёком юге была, много различных чудес видела!

Промолчал Камень.

Пролетел зимой над белоснежной поляной Свиристель хохлатый, увидел Камень полузасыпанный и сказал:

         Глупый ты, Камень! Всю жизнь на одном месте торчишь, ничего не видишь. А я на прекрасном далёком севере вырос, много всевозможных чудес видел! Опять промолчал серый Камень, но про себя потихоньку подумал: «больше вашего я видел, хвастунишки пернатые! Зимой ко мне север сам в гости приходит, а летом юг. Знаю я и нестерпимую жару и невыносимый мороз. Видел лес и зелёным, и белым. Знаю и тебя непоседливую Иволгу, птицу летнюю, и тебя, Свиристеля, птицу зимнюю. А вот вы-то на одной земле каждый год бываете, а друг друга никогда не видели! Тоже мне путешественники знаменитые!»

И Камень ещё плотнее прижался к земле.

(Н. Сладков)

151 слово, 776 знаков, 325 гласных, 444 согласных, 19 мягких знаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый контрольно-измерительный материал в формате ГИА за курс алгебры 8 класса

Данный пакет материалов содержит: демоверсию, спецификацию и 2 варианта тестов для проверки знаий годового курса алгебры 8 класса. Рекомендуется учителям, которые хотят готовить к новой форме экзамена...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ  СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД....

Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....

Контрольно-измерительный материал по английскому языку за курс 6 класса в форме итоговой контрольной работы.

В ходе контрольной работы проверяются следующие умения:      - умение понимать на слух основное содержание текста  с опорой и без опоры на зрительную  наглядность...

Контрольно-измерительный материал Контрольной работы № 1 для учащихся 7 классов по теме: «Информация и информационные процессы»

Контрольно-измерительный материалКонтрольной работы № 1 для учащихся 7  классов по теме: «Информация и информационные процессы»     Контрольная работа приведена в ...

Контрольно измерительный материал для 6 класса . Контрольная работа Человек в социальном измерении

Контрольно измерительный  материал  для  6 класса . Контрольная  работа Человек в социальном измерении...

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения геометрического материала учащимися с интеллектуальными нарушениями" 5 класс

Данная разработка поможет педагогам, работающим в специальных (коррекционных) школах дял детей с интеллектуальными нарушениями провести итоговое тестирование обучающихся по геометрическому материалу в...