Мастер-класс для учителей информатики «Учить учиться»
материал на тему

Бакланова Анастасия Викторовна

Мастер-класс для учителей информатики«Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baklanova_a.v._master-klass.rar1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для учителей информатики «Учить учиться»

«Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики»

Выступление

учителя информатики

МБОУ СОШ №9

Баклановой Анастасии Викторовны

2016

             


   Уважаемые коллеги, здравствуйте!

- Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

-Тема моего Мастер-класса «Учить учится».

Цель мастер- класса: познакомить коллег с моделью смешанного обучения «перевёрнутый класс»  и возможностью её применения при обучении информатики.

Задачи мастер-класса:

 - Обобщение опыта работы учителя информатики.

- Передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

 -Совместная отработка методических подходов учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класс проблемы.

               Почему я назвала свой мастер класс «Учить учиться» поскольку развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые  запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

Как это сделать? Современные учителя находятся в поиске различных методов и средств, чтобы стимулировать учеников на изучение предметов. Я не исключение.

Я обратила внимание на такую форму обучения как «перевернутый урок» или «перевернутый класс» как форма смешанного обучения. Что здесь «смешивается»?

Под «смешанным обучение» предполагают традиционную классно-урочную систему и обучение с использованием дистанционных форм. Т.е. ученикам на дом даётся доступ к электронным ресурсам (видеоурокам, презентациям и не только видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал  и  т.д.) по теме, которая будет разбираться на следующем уроке.

Т. е. знакомство с новой темой дети должны сделать дома, а в классе совместно с учителем и одноклассниками её изучить и исследовать, выяснить вопросы, на которые не смогли ответить самостоятельно. Таким образом, при построении обучения по модели «перевёрнутый класс» учитель становится не источником знаний, а консультантом и организатором учебной деятельности.

Познакомлю вас с фрагментом урока, проведенного по данной модели.

Фрагмент учебного занятия в 5 классе по теме «Информация вокруг нас» (УМК Л. Л. Босовой)

Формы организации учебной деятельности:   фронтальная, парная, индивидуальная.

Перед началом урока детям раздаются листы оценки.

Активность на уроке,

правильность ответов.

Оценка по шкале

от 0 до 5 баллов

Творческое задание

Тест

Итоговая отметка

Подготовка учащихся к уроку

На предыдущем уроке учащимся было дано задание.

  1. Перейдите по ссылкам и ознакомьтесь с материалом.

http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/30/informatsiya_vokrug_nas.ppt

  1. Продолжите фразу:
  1. Информация – это ………………………………………………………………………………………………………………. (это знания и сведения об окружающем нас мире, полученные из разных источников).

  1. Действия с информацией – это действия, связанные с…………………………………………………..

             Поэтому урок начинаем с обсуждения выполненного задания. Задача текущего этапа урока – проверить степень осмысления учащимися материала.

- Назовите виды информации по форме восприятия?

- Приведите примеры. ( органы чувств человека)

- Назовите виды информации по форме представления? Приведите примеры.

(числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация)

Для применения изученного материала даю учащимся выполнить задания в рабочей тетради: № 2, №3.

 К каждому следующему заданию происходит усложнение материала. И, наконец, предлагаю выполнить творческие задания №4.

Задания ученики могут выполнять самостоятельно или в паре (формирование коммуникативных УУД, причем предлагаем право выбора)

Проверяем задания, и предлагаю детям  оценить  творчество друг друга (по 5-ти бальной шкале). Проверка может осуществляться по-разному (взаимопроверка, учителем, по эталону и т.д.)

          Итак, с помощью наших органов чувств, мы получаем сигналы из внешнего мира и познаем его.

Чтобы проверить, на сколько учащиеся усвоили материал, предлагаю контроль в виде теста, рассчитанного на 3 минуты (http://metodist.lbz.ru).

Рефлексия может осуществляться по-разному:

  • С помощью устных ответов на вопросы учителя:

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Какие задания вам было выполнять легко и интересно? Почему?

- Какие задания вам не понятны, вы затруднялись в их выполнении в начале урока?

  • Например, в виде таблицы

Активность на уроке,

правильность ответов.

Оценка по шкале

от 0 до 5 баллов

Творческое задание

Тест

Итоговая отметка

Какие УУД формировались на уроке и подготовке к нему?

Личностные:

- Условия для получения знаний и навыков, условия для творчества и самореализации, освоение новых видов самостоятельной  деятельности.

Регулятивные:

- Умение ставить личные цели и определять учебные цели

- Умение принимать решение

- Осуществление индивидуальной образовательной деятельности

Познавательные:

- Поиск информации, фиксация (запись), структурирование, представление  информации

- Создание целостной картины мира на основании собственного опыта.

Коммуникативные:

- Умение выражать свои мысли

- Общение в цифровой среде

- Умение работать в паре.

               Можно и нужно ли переворачивать все и сразу? Конечно, нет. Учиться по данной модели должны быть готовы и ученики. Поэтому переход должен быть постепенный. И, на мой взгляд, начинать с 5-6 класса не более 10% уроков по тем темам, которые будут доступны ученикам для самостоятельного изучения, где у них есть какие-то знания или они имеют жизненный опыт.

Задание на дом не должно ограничиваться только просмотром ресурсов, обязательно нужно давать задание на осмысление просмотренного материала: составить конспект, подготовить вопросы для обсуждения в классе, найти ответы на вопросы учителя, выполнить задание и т. д. 

Т. е. учебная работа дома должна подразумевать анализ и  синтез учебного материала.

Какие ресурсы может использовать учитель при подготовке урока?

  1. Свои собственные записи видеоуроков, презентаций.
  2. Использовать готовые (например на сайтах http://videouroki.net, http://infourok.ru/,  http://interneturok.ru), видеосюжеты, документальные фильмы и т. д. Все это при желании можно найти в Интернете.

Проблемы и сложности, которые возникают или могут возникнуть.

  1. На первых этапах порядка 10% учащихся добросовестно отнесутся к вдумчивому выполнению задания (и это хорошо). Поэтому учителю необходимо придумать какой-то мощный стимул, чтобы ребёнок добравшись до компьютера не увлекся игрой или общением в сети, а просмотром учебного материала.
  2. Могут возникнуть технические сложности (отсутствие доступа в интернет дома) особенно в сельской местности. В этом случае учитель должен организовать просмотр в школе или сбросить информацию на накопители.
  3. Учителю потребуется в 2 раза больше времени для подготовки урока.

Теперь Вашему вниманию предлагаю сконструировать часть урока по шаблону (приложение).


Приложение

Тема урока:________________________________________________________

На предыдущем уроке учащимся было дано задание.

  1. Материал для самостоятельного изучения учащимися (презентация, электронный учебник, видео-урок и т.д.):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Продолжите фразу:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вопросы учителя по теме для учащихся:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задания для закрепления изученного

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие УУД формировались на уроке и подготовке к нему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Подростковая культура". Мастер-класс для эстонских учителей

Мастер-класс  для делегации из русскоязычных школ Эстонии  на тему...

Мастер-класс "Создание сайта учителя"

Предлагаю презентацию, там все понятно и доступно.Дополнительно раздаточный материал (гадание и репки+рефлексия), буклет, к сожалению, не закачивается.Методичку не отдам... Но! можно договориться. Пиш...

мастер -класс на конкурс "Учитель года"

Мастер - класс на конкурсе "Учитель года". Тема "Сотовый телефон: "за" и "против" ....

сетификат( мастер-класс на ОМО учителей начальных классов)

мастер-класс на ОМО учителей начальных классов...

Мастер- класс в 11 классе на тему "Учимся писать сочинение"

Данный мастер- класс направлен на то, чтобы помочь учащимся 11 класса писать сочинения....

Мастер-класс на ШМО учителей начальных классов «Виды работ с текстильным материалом на уроках ручного труда в начальной школе»

Данный мастер-класс я проводила на объединенном ШМО учителей начальных классов. Я поделилась своим опытом работы с детьми ОВЗ в области создания кукол-оберегов из мешковины. Дети откликаются с большим...

Мастер - класс для учащихся-волонтеров 7 класса Учимся на примерах из мультфильмов разбирать конфликтные ситуации и отрабатывать позиции медиатора

Мастер - класс для  учащихся-волонтеров  7 классаУчимся на примерах из мультфильмов разбирать конфликтные ситуации и отрабатывать позиции медиатора Цель: формирование позиции медиатора ...