Выступление на МОТема: Естественно-математическое образование – новые ценности, приоритеты, технологии.
статья по теме
Тема: Естественно-математическое образование – новые ценности, приоритеты, технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvenno-matematicheskoe_obrazovanie_-_pedtehnologii.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Естественно-математическое образование – новые ценности, приоритеты, технологии.
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.
Э.Кант
Перед каждым учителем стоит вопрос: каким образом следует построить образовательный процесс, чтобы выпускник мог легко ориентироваться в быстро меняющемся мире? На этот вопрос мы находим ответ в концептуальной идее модернизации процесса образования: обучать деятельности через формирование комплекса деятельностных компетенций при ориентации на потребности, возможности, способности и другие личностные качества учащихся, т.е. на максимальное развитие личности ребенка, его активности и творчества.
Современные дети – это уже не «чистый лист», на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания, ее обилие не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую для него информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний, т.е. речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.
В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых стараемся «напичкать» стандартным набором готовых знаний. Часто говорим: «Даю важные вещи, а им не интересно». Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?
Чего наши воспитанники ждут от нас? Знаний для жизни. Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Для этого мы должны предлагать задания на практическое использование школьных знаний. Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использовать.
Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как изменить отношения между учителем и учеником, привести их в соответствие? Какой метод позволяет это сделать?
Метод проектов, которому вчера много внимания уделялось на педагогическом совете.
Метод проектов позволяет создать на уроке исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный интерес.
Покажу на примерах, как учащиеся вовлекаются в исследовательскую работу на уроках математики.
- Геометрия, 8 кл., тема «Площади многоугольников» (см. разработку).
- Алгебра, 8 кл., тема «График квадратичной функции». При выяснении взаимного расположения графиков функции вида , , часть класса получает задание построить графики функций , , , . Другие строят графики функций , , , . Затем кто-то из учеников демонстрирует, что у них получилось.
После этого учащиеся выдвигают гипотезу о том, что не надо каждый раз строить новую параболу, достаточно передвинуть ее вдоль одной из осей; проверяют эту гипотезу и доказывают.
Потом предлагаю (Проблему) построить график функции
- Геометрия, 9 класс, тема «Движения». Учащиеся выполняют практическую работу по параллельному переносу осевой и центральной симметрии. (На химии – симметрия кристаллов). Результатом этой деятельности может стать исследовательская работа «Природа симметрии и симметрия природы».
Сравнительные особенности традиционной и нетрадиционной педагогик.
Параметры сравнения | Традиционная педагогика | Инновационная педагогика |
Цель | Формирование знаний, умений, навыков | Развитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты |
Интегральная характеристика | «Школа памяти» | «Школа развития» |
Преобладающий тип и характер взаимоотношений | Субъект-объектный | Субъект-субъектный |
Девиз педагога | «Делай как я» | «Я вместе с тобой», «Не навреди» |
Характер и стиль взаимодействия | Авторитарность, монологичность, закрытость | Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность |
Формы организации | Фронтальные, индивидуальные | Групповые, коллективные |
Методы обучения | Иллюстративно-объяснительные, информационные | Проблемные: проблемное изложение; частично-поисковый, эвристический; исследовательский, рефлексивный |
Ведущий принцип | «Продавливание» | «Выращивание» |
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником | Репродуктивный, воспроизводящий | Продуктивный, творческий, проблемный |
«Формула обучения» | Знания – репродуктивная деятельность | Проблемная деятельность – рефлексия – знания |
Способы усвоения | Заучивание, деятельность по алгоритму | Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия |
Функции учителя | Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний | Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся |
Позиция ученика | Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту | Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности |
Самым главным результатом использования проектной технологии является то, что она позволяет формировать ключевые компетенции выпускника:
- искать;
- думать;
- сотрудничать;
- адаптироваться.
Уверена, что стимулирование мотивации учащихся, включение их в творческую, познавательную, исследовательскую деятельность является очевидным фактором успешности в обучении, отраженной в моей концепции, сущность которой заложена в следующей модели:
Как действует данная модель, приглашаю посмотреть на уроке в 11 «А» классе в ноябре месяце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме:Формирование социальной компетентности на уроках географии
Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме"Формирование социальной компетентности на уроках географии"...
Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме:"Организация предметной недели - на примере недели географии"
Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме: "Организация предметной недели- на примере недели географии"...
Выступление на МО естественно-математического цикла "Санитарно-гигиенические требования в кабинете информатики и ВТ"
МО естественно-математического цикла 2 ноября 2015г.Санитарно-гигиенические требования в кабинете информатики и ВТВыступление Мотовиловой Н.И....
Выступление на ШМО естественно-математического цикла. Доклад на тему: « Пути формирования навыков и умений самостоятельной работы на уроках биологии».
Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомнюДай мне действовать самому, и я научусь...Китайская мудрость...
Выступление на ШМО естественно-математического цикла. Доклад на тему: «Развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии».
*Влияние на познавательный интерес учащегося осуществляет влияние и на успеваемость обучения и на всю личность школьника в целом.Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании ег...
Выступление на ШМО естественно-математического цикла. «Использование технологии критического мышления на уроках химии».
laquo;Использование технологии критического мышления на уроках химии»...
Выступление на ШМО естественно-математического цикла. "Технология проблемного обучения".
Технология проблемного обучения...