Рабочая программа (Старшая группа)
рабочая программа на тему

Пиркулиева Зарема Хамишевна

Рабочая программа воспитателя старшей группы (от 5 до 6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_starshaya_gruppa.doc295 КБ

Предварительный просмотр:


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа 883»

(ГБОУ Школа 883)

125480, город Москва, улица Планерная, дом 5, корпус 2; телефон: 8(495)495-84-28; 8(495)495-52-45

ИНН/КПП: 7733853690/773301001 ОРГН: 1137746793579 E-mail: 883@edu.mos.ruСайт: sch883sz.mskobr.ru


«ПРИНЯТО»                          «СОГЛАСОВАНО»                           «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим советом              Заместитель директора            Директор ГБОУ Школа № 833

ДО №1; ДО№2; ДО№3                                                                                              

Протокол № 1            .                 .………../Кляпка О.В../              …………../Куклева Л.А./

От «30» августа 2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

(ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч. 1, п. 1: «Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой…»

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, на основе примерной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

 

Воспитатели: Багаутдинова С.Н.

                                                                                                                      Пиркулиева З.Х.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ:

1. Пояснительная записка……………………………………………......стр.

1.1. Цели и задачи Рабочей Программы…………………………….........стр.     

    1.2. Нормативные документы……………………………………………...стр.

2. Психолого – возрастные   и индивидуальные особенности

 детей   5 – 6    лет. …………………………………………………………стр.

2.1.  Организация  воспитательно - образовательного процесса  ……….стр.

2.2. Режим  дня……………………………………………………………..стр.

2.3. Основные  виды  организованной  образовательной деятельности…………………………………………………………………стр.

    2.4.  Развивающая предметно-пространственная среда

     средней  группы……………………………………………………………стр

3. Планируемые результаты освоения Программы детьми …………стр.

3.1. Система мониторинга достижений детей …………………………….стр.

   3.2.  Перспективный план по взаимодействию с родителями…………….стр.

    3.3. Формы осуществления преемственности в образовательном

    Комплексе…………………………………………………………………….стр.

       Список методической литературы…………………………………..стр.

        ПРИЛОЖЕНИЕ:

Комплексно – тематическое планирование образовательной  деятельности

                                             

 1.Пояснительная записка

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.    Эти цели реализуются   в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Рабочая программа воспитателя разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для работы с детьми    старшей   группы.

 

 

  1.1. Цели и задачи Рабочей Программы 

Целью Программы является развитие личности детей дошкольного возраста 5-6 лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Задачи Программы:

-  Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

-  Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

-  Обеспечение преемственности образовательной программы дошкольного и начального общего образования;

-  Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-  Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-  Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

-  Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

-  Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

                                         

1.2.    Нормативные документы:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72. 2
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  •  Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного 4 *Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
  •   Образовательная программа ДО

2. Психолого –  возрастные   и индивидуальные особенности детей 5 – 6    лет.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё

поведение, придерживаясь роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.  Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.

 Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

          Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала.  Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);                                           2) от художественного образа к природному материалу  (ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

           Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения

предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.

Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

         Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливыйчестныйзаботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

 

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. 

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени). 

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком. 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. 

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов. 

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

 

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действийи поступков.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствованиетехники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

 

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

ИТАК!  Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

2.1.  Организация воспитательно - образовательного процесса

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно - эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Воспитательно-образовательный процесс, строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Модель образовательного  процесса в  СТАРШЕЙ  группе   на  неделю

Направления развития ребёнка

1-я половина дня

2-я половина дня

Физическое развитие и оздоровление

  • Приём детей на воздухе в тёплое время года
  • Утренняя гимнастика
  • Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)
  • Закаливание в повседневной жизни (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)
  • Специальные виды закаливания
  • Физкультминутки
  • Образовательная деятельность по физ. культуре
  • Прогулка в двигательной активности
  • Гимнастика после сна
  • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
  • Физкультурные досуги, игры и развлечения
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Занятия хореографией
  • Прогулка (индивидуальная работа
  •  по развитию движений)

Познавательно-речевое развитие

  • Познавательная образовательная деятельность
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Экскурсии по участку
  • Исследовательская работа, опыты и экспериментирование
  • Проектная деятельность
  • Развивающие игры
  • Интеллектуальные досуги
  • Занятия по интересам
  • Индивидуальная работа

Социально-личностное развитие

  • Утренний приём детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
  • Формирование навыков культуры еды
  • Этика быта, трудовые поручения
  • Дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к занятиям
  • Формирование навыков культуры общения
  • Театрализованные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе
  • Эстетика быта
  • Тематические досуги в игровой форме
  • Работа в книжном уголке
  • Сюжетно-ролевые игры

Художественно-эстетическое развитие

  • Образовательная деятельность по музыкальному воспитанию
  • Эстетика быта
  • Экскурсии
  • Проектная деятельность
  • Образовательная деятельность в изостудии
  • Музыкально-художественные досуги
  • Индивидуальная работа

Образовательная деятельность в режимных моментах:

Формы организации образовательного процесса  

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования, игровые ситуации, досуг,  спортивные игры  и упражнения , спортивные праздники, развлечения, виды гимнастик, недели здоровья;

Игровая

Сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, создание игровой ситуации, режимные моменты с использованием литературного произведения, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, театрализованные игры, режиссерские игры;

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктивного детского творчества, реализация проектов, опытно-экспериментальная деятельность, выставки, мини-музеи;

Чтение художественной литературы

Чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, театрализованная  деятельность, самостоятельная художественно-речевая  деятельность, викторины,  КВН, вопросы и ответы, презентации книг,   выставки в книжном уголке,  литературные праздники,  досуг;

Познавательно-исследовательская

Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, исследование, реализация проекта, игры сюжетные с правилами, интеллектуальные игры (головоломки викторины, задания, шутки, ребусы, кроссворды, шарады,  конструирование, увлечение);

Коммуникативная

Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление  и отгадывание  загадок, игры (сюжетные с правилами, театрализованные), игровые ситуации и постановки;

Трудовая

Дежурство, поручение,  задание самообслуживание, совместные действия, экскурсии, коллективный труд; труд в природе

Формы проведения непосредственно образовательной деятельности (НОД)  

Виды

Содержание заданий

Комплексное  

На одном НОД  используются разные виды деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие

Тематическое  

 НОД построена по одной общей тематике , направлению , проектной деятельности.

Экскурсия

Организованное целевое посещение детских садов комплекса, школы, школьного музея,  школьной и районной библиотек,  военной части, целевые познавательные  экскурсии по району.

Коллективное задание

Коллективные познавательные мероприятия:  эксперименты, собрание коллекций, создание  мини -  музея в группе, совместные игры, проекты, труд в природе,  выставки, конкурсы ..

Занятие-труд

Оформление помещений,  высадка рассады, работа в огороде, труд на экологической тропе,  посадка цветов и уход за клумбами....

Интегрированное  

НОД  включает в себя разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех направлений, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного. (Один вид деятельности наполняет содержанием другой)

НОД – творчество

Творчество детей в специально созданной  обстановке: в музее, мастерской, ИЗО - студии, театральной студии, музыкальном  зале… Творческие виды деятельности заканчиваются выставками, конкурсами, альбомами…

НОД – посиделки

Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов  деятельности

НОД – сказка

(Театрализованная деятельность)

Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой

Заседания, конференции  

«интервью)

Дети задают вопросы, дискутируют, спорят, делают выводы, задают задачи и решают их.

НОД– эксперимент

Дети экспериментируют, делают опыты с бумагой, тканью, песком, снегом, водой, разными материалами…..

НОД – конкурс

Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими

НОД – рисунки-сочинения

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам, иллюстрирование собственных и коллективных сочинений.

НОД – беседа

Беседы взрослых с   детьми, детей со сверстниками , обсуждение вопросов детей с родителями…

Комбинированная НОД, детско-родительский проект

В процессе проведения НОД или проекта сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.) Трансляция разных видов детской деятельности  для родителей…

                     

2.2.   РЕЖИМ ДНЯ – холодный период   года

                                            Режимные моменты

       Время

Прием детей в группе (игры, общение, индивидуальная работа, беседа с родителями)

Самостоятельная  деятельность в группе  (привитие культурно-гигиенических навыков)

Утренняя гимнастика  ( традиционная.игровая, сюжетная, с использованием  элементов дыхательной гимнастики)

    7. 00-7.30

     7. 30-8.15

     8.15-8.25

Подготовка к завтраку мытье рук, гигиенические процедуры)

Завтрак ( Закрепление навыков еды, выполнение правил этикета за столом.)

   8.25 - 8.35

    8.35-8.50

Самостоятельная деятельность привитие культурно-гигиенических навыков, организационный момент к НОД)

   8.50 - 9.00

Непосредственно - образовательная деятельность(физкультминутка во время занятий по мере необходимости,  двигательная разминка во время перерыва между занятиями 2-3 мин.).

Игры, самостоятельная деятельность

   9. 00 – 9.25

 9. 35 – 10.00

10.20-10.45

   10.00 10.10

Второй завтрак (соки, фрукты, кефир)

  10.10 – 10.20

Подготовка к прогулке ( привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания).

Прогулка (подвижные игры, упражнения в основных видах движения, игры с двигательными игрушками, хороводные игры, самостоятельная деятельность,)

   10.45-10.55

10.55-12.15

Возвращение с прогулки ( развитие навыков самообслуживания, мытье лица и рук до локтей)

 12.15 - 12.25

Подготовка к обеду( беседа о культуре поведения за столом)

Обед (Создание обстановки для  приема пищи с удовольствием).

12.25-12.35

    12.35-12.50

Подготовка ко сну формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, создание спокойной обстановки для засыпания)

 Дневной сон (создание условий для полноценного сна).

12.50-13.00

13.00-15.00

Постепенный подъём. (Гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам, воздушные, водные процедуры )

15.00-15.20

Подготовка к полднику, полдник (Закрепление навыков самостоятельной еды, выполнение правил поведения за столом.)

15.10-15.25

Игры, индивидуальная работа, общение, дополнительное

                                                                                   образование ,  досуги…

15.25-16.45

Подготовка к прогулке

Прогулка (подвижные игры, наблюдение,  свободная деятельность детей)

16.45-16.55

    16.55 – 18.15

Подготовка к ужинумытье рук, гигиенические процедуры)

 Ужин.(Закрепление навыков самостоятельной еды, выполнение правил поведения за столом.)

18.15-18.30

18.30-18.45

Сенсорные развивающие  игры с воспитателем), (самостоятельные игры, индивидуальная работа, общение, работа с родителями, уход домой)

   18.45  -19.00

                             

РЕЖИМ ДНЯ – теплый  период   года

                                            Режимные моменты

       Время

Прием детей на улице (игры, общение, индивидуальная работа, беседа с родителями)

Самостоятельная  деятельность в группе  (привитие культурно-гигиенических навыков)

Утренняя гимнастика  ( традиционная.игровая, сюжетная, с использованием  элементов дыхательной гимнастики)

7. 00-8.00

     8.00 -8.15

8.15-8.25

Подготовка к завтраку мытье рук, гигиенические процедуры)

Завтрак ( Закрепление навыков еды, выполнение правил этикета за столом.)

8.25 - 8.35

    8.35-8.50

Самостоятельная деятельность привитие культурно-гигиенических навыков, организационный момент к НОД)

8.50 - 9.00

Непосредственно - образовательная деятельность(физкультминутка во время занятий по мере необходимости,  двигательная разминка во время перерыва между занятиями 2-3 мин.).

Игры, самостоятельная деятельность

9. 00 – 9.25

9. 35 – 10.00

10.20-10.45

   10.00 10.10

Второй завтрак (соки, фрукты, кефир)

10.20 – 10.30

Подготовка к прогулке ( привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания).

Прогулка (подвижные игры, упражнения в основных видах движения, игры с двигательными игрушками, хороводные игры, самостоятельная деятельность,)

10.45-10.55

10.55-12.15

Возвращение с прогулки ( развитие навыков самообслуживания, мытье лица и рук до локтей)

12.15- 12.25

Подготовка к обеду( беседа о культуре поведения за столом)

Обед (Создание обстановки для  приема пищи с удовольствием).

12.25-12.30

  12.30-12.50

Подготовка ко сну формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, создание спокойной обстановки для засыпания)

 Дневной сон (создание условий для полноценного сна).

12.50-13.00

13.00-15.00

Постепенный подъём. (Гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам, воздушные, водные процедуры )

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник (Закрепление навыков самостоятельной еды, выполнение правил поведения за столом.)

15.25-15.45

Игры, индивидуальная работа, общение, доп.ельное  образование ,  досуги…

15.45-16.45

Подготовка к прогулке

Прогулка (подвижные игры, наблюдение,  свободная деятельность детей)

16.45-16.55

16.55 – 18.15

Подготовка к ужинумытье рук, гигиенические процедуры)

 Ужин.(Закрепление навыков самостоятельной еды, выполнение правил поведения за столом.)

18.15-18.30

18.30-18.45

Сенсорные развивающие  игры с воспитателем), (самостоятельные игры, индивидуальная работа, общение, работа с родителями, уход домой)

18.45  -19.00

2.3. Основные виды  организованной  образовательной деятельности.

РАСПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

День недели

Виды образовательной деятельности по ФГОС ДО

Образовательная деятельность

ПОНЕДЕЛЬНИК

Социально-коммуникативное развитие (ФЦКМ)

Художественно-эстетическое развитие   (музыка)

Речевое развитие (художественная литература)

Игровая деятельность в течение дня

1. Формирование целостной картины мира

2. Музыка

2 половина дня.

Художественная литература

Дидактические и развивающие игры

ВТОРНИК

Речевое развитие (Развитие речи)

Художественно-эстетическое развитие

(аппликация, лепка)

Речевое развитие (художественная литература, театрализованная деятельность)

1.  Развитие речи

2. Аппликация/ лепка

2 половина дня.

Художественная литература

Театрализованная деятельность

СРЕДА

Познавательное развитие (РЭМП)

Физическое развитие  

Речевое развитие (художественная литература)

Социально-коммуникативное развитие

(совместная трудовая деятельность)

1.  Развитие элементарных математических представлений

2. ФИЗО

2 половина дня.

Художественная литература

Труд

ЧЕТВЕРГ

Художественно-эстетическое развитие

(рисование)

Художественно-эстетическое развитие   (музыка)

Физическое развитие  

Познавательное развитие- (Конструирование/экспериментирование ) Социально-коммуникативное развитие

   (ОБЖ – игровые этюды)

1. Рисование

2. Музыка

3. ФИЗО (улица)

2 половина дня.

Художественная литература

Игры на цвето и свето ощущения - (сенсорика)

ПЯТНИЦА

Физическое развитие  

Речевое развитие (художественная литература)

1. ФИЗО

2 половина дня.

Художественная литература

Досуги

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей

 (далее - образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие

направлено:

- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

-патриотическое в-е

-общение, досуги, игры

-Досуги

-проектная д-ть

-коллективный труд

-творчество

-ОБЖ

Познавательное развитие

предполагает

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

-  развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,  части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др,

-  о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

-проектная д-ть; -эксперимент,

-РЭМП

-Опытно-экспериментальная д-ть

-Конструирование

-Традиции, культура, история -Родины….

-Экология

Речевое развитие

включает владение речью,  как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

 -развитие речевого творчества;

-  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

-развитие связной речи

-речевое творчество

-чтение детской литературы

Художественно-эстетическое развитие

Предполагает:

-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

-становление эстетического отношения к окружающему миру;

-формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

 -стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

-Музыка

-Рисование

-Лепка,

-Аппликация

-Творчество

(самост)

-Дизайн

-чтение детской литературы

-Ручной труд

-Досуги

Физическое развитие

включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

-двигательной,  в том числе,  связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- способствующих:  правильному формированию опорно-двигательной системы организма,  развитию равновесия,  координации движения,  крупной и мелкой моторики обеих рук,  а также с правильным,  не наносящим ущерба организму, выполнением  основных  движений  (ходьба,  бег,  мягкие прыжки,  повороты  в обе стороны),

-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

-становление целенаправленности и саморегуляции  в двигательной сфере;

 - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

-ФИЗО

-Досуги

-Соревнования

-Подвижные игры

-Спортивные игры

           

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с основной программой «От рождения до школы» - Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

Линии развития

Задачи

Методическая литература

Социально-коммуникативное

развитие

- направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

-Веракса Н. Е., Веракса А. Н ПР Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 5-7 лет./Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

-Комарова Т. С., Зацепина М. Б.        ПР Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада.

-Т.В. Смирнова «Игровые занятия по формированию представлений о себе. Для младших дошкольников»- -О.Л. Князева Р.Б. Стёркина «Я, ты, мы» (социально-эмоциональное развитие детей от 3-7 лет)

- Н.В. Клюева Ю.В. Касаткина «Учим детей общению»

Познавательное

развитие

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.   Формирование познавательных действий,  становление сознания,  развитие воображения и творческой активности.  Формирование первичных представлений  о себе, других людях,  объектах окружающего мира.  Представлений   о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Формирование представлений   о малой родине  и  Отечестве.   Представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля,  как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

-Веракса Н. Е., Галимов О. П. ПР        

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

- Павлова Л. Ю.        ПР Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром

- Дыбина О. В.        ПР Занятия по ознакомлению с окружающим миром .

- Помораева И. А., Позина В. А.        ПР  Занятия по формированию элементарных математических представлений

- Варенцова Н. С.  ПР  Обучение дошкольников грамоте.

- О.А. Скоролупова комплект методических пособий по ознакомлению с окружающим миром: «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

- О.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: транспорт, космос, правила дорожного движения и др.»

- Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»

Речевое развитие

-  включает в себя:  овладение речью,  как средством общения и культуры.  Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

-Гербова и др. ПР Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 года

  - Гербова В.В   ПР Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.

- Гербова В. В.        ПР Занятия по развитию речи детском  саду.

Помораева И. А., Позина В. А.        ПР Занятия по формированию элементарных математических представлений в подгот. к школе группе детского сада

Варенцова Н. С.        ПР Обучение дошкольников грамоте. Конспекты

Пензулаева Л. И.        ПР Оздоровительная гимнастика для детей 3-7

Гербова В. В.        ПР Развитие речи в разновозрастной группе детского сада- Варенцова Н. С.              ПР Обучение дошкольников грамоте.

- Гербова В. В.        ПР Развитие речи в разновозрастной группе детского сада

Художественно-эстетическое развитие

- развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 -   Куцакова Л.В.  ПР Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.

- Комарова Т. С.        ПР Занятия

по изобразительной деятельности

- Куцакова Л.ВПР Занятия по конструированию из строительных  материалов в ДС.

- Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в д/с» (подготовительная группа)

- Е.В. Баранова А.М. Савельева«От навыков к творчеству.Для занятий с детьми 2-7лет.»

-Лыкова И.А. «Цветные ладошки»

-М.Б.Зацепина  «Музыкальное воспитание в д/с для занятий с детьми 2-7лет.»

- М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в д/с для занятий с детьми 2-7лет.»

- О.Радынова «Музыкальные шедевры»

Физическое

развитие

- включает в себя,  приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость,  способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма.  

Развитие  равновесия, координации  движений,   крупной и мелкой моторики обеих рук,  а также,  с правильным, не наносящим  ущерба организму, выполнением основных движений.    ( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны и др )

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции  в  двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

- Пензулаева Л. И   ПР Оздоровительная гимнастика для детей

3-7лет.

- С.Н.Теплюк «Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада»

- «Физическое  воспитание в д/с. Для занятий с детьми 2-7лет.»

- Н.И. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников 2-7 лет»

-Т.А. Тарасова Л.С. Власова «Я и моё здоровье»,  «Физическое  воспитание в д/с. Для занятий с детьми 2-7лет.»

- Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду.»

  2.4.  Развивающая предметно-пространственная среда   старшей  группы

         Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного отделения,  создается педагогами для   развития индивидуальности каждого ребенка,  с учетом его возможностей, уровня активности и   интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.

         

 Условия формирования развивающей предметно-пространственной среды ДО.

Условия

Цели

1)    содержательно-насыщенная среда 

–  она    должна  включать  средства  обучения    (технические и информационные),    материалы   (в том числе расходные);   инвентарь,  игровое,  спортивное  и  оздоровительное  оборудование,  которые позволяют  обеспечить  игровую,  познавательную,  исследовательскую и творческую  активность всех категорий детей,  экспериментирование с материалами,  доступными  детям;  двигательную  активность,  в т ом  числе,  развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;   эмоциональное  благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным   окружением; возможность самовыражения детей;

2) трансформируемая развивающая среда

- должна обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости

от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей  детей;

3)полифункциональная

развивающая среда

- должна – обеспечивать возможность разнообразного использования

Составляющих  РППС

 (детской  мебели,   матов,   мягких  модулей,   ширм,  

природных материалов) в разных видах детской активности;

4) доступной для каждого ребенка

– должна обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5) безопасной для  использования и  охраны жизни и здоровья детей

– все элементы РППС должны соответствовать требованиям по

обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования интернетом.

3. Планируемые результаты освоения Программы

Старшая группа ( 5-6 лет)

Интегративное качество

«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.

Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).

Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.

Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.).

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, .кукольных спектаклей.

Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведением, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного _  персонажа.

Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения.

Проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста.

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли.

Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.

Речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории н рассказывать их сверстникам и взрослым.

Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы.

Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением

и планировать свои действия на основе первичных ценностных

представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы

 и правила поведения»

Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.

Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет.

Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех. кто слабее.

Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать сваи поступки и поступки сверстников.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детско саду, на улице.

В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взросло пользуется «вежливыми» словами.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные

и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Владеет элементарными навыками самообслуживания.

Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, между, рядом с, около и пр.).

Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Способен конструировать по собственному замыслу.

Способен использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи,

Проявляет образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.

Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта.

Может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.

Интегративное качество «имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.

Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому.

Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет.

Знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна.

Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

Интегративное качество «Овладевший универсальными  

предпосылками учебной деятельности»

Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение.

Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Способен сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут. Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений. Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми

умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

                           

   3.1. Система мониторинга достижений детей

Пункт 3.2.3., ФГОС ДО раздела III.«Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», гласит:
«при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей».

Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения программы

Объект

Форма (метод/методика)

Периодичность

Сроки

Ответственный

Физически  развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

методика определения физических качеств и навыков

1 раз в год

май

Физ.воспитатель, медсестра

Наблюдение (Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов / под ред. И.А. Бурлаковой, М.И. Степановой. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.)

2 раза в год

Октябрь, май

воспитатель, физ.воспитатель

Любознательный, активный

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» (источник: Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 640 с.)

1 раз в год

май

Психолог

Наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатель

Эмоционально отзывчивый

Методика «Что – почему – как» (Нгуен М.А.)

Методика «Отражение чувств» (Нгуен М.А.)

1 раз в год

Психолог

Наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатель

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Методика «Необитаемый остров» (источник: Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под.ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.)

1 раз в год

апрель

Психолог

Наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатель

Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Задание на учет мотивов героев в решении моральной  дилеммы

(модифицированная задача Ж. Пиаже)

1 раз в год

апрель

Психолог

Наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатель

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Методика исследования словесно-логического мышления

(по Я. Йерасеку)

1 раз в год

май

Психолог

Наблюдение

2 раза в год

Октябрь, май

Воспитатель

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

Методика «Какой Я?» (источник: Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 640 с.)

1 раз в год

март

Психолог

Наблюдение

2 раза в год

Октябрь, май

Воспитатель

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Рассказ по картинке (источник: Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов / под ред. И.А. Бурлаковой, М.И. Степановой. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.)

1 раз в год

апрель

Психолог

Наблюдение

1 раз в год

май

Воспитатель, педагог музыки, ИЗО и др.специалисты

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Тест простых поручений

1 раз в год

апрель

Психолог

Наблюдение

1 раз в год

май

Воспитатель

Мониторинг отвечает задачам Стандарта индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. Программа мониторинга отвечает экологическим принципам охраны и защиты прав ребёнка и его семьи, а также принципам конфиденциальности.
Мониторинг социокультурного развития и социализации ребёнка-дошкольника описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников

3.2.  Перспективный план по взаимодействию с родителями

Цели партнерства с родителями:

  • Поддержка родителей,   законных представителей,     в воспитании детей, вовлечение семей в непосредственно  образовательную деятельность.
  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывая социальную ситуацию его развития. (ФГОС – раздел 3 п/п3.2.1.)
  • Создание системы психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Задачи партнерства с родителями:

 Формы работы

с родителями

- Создание условий ситуативно-делового общения педагогов, родителей и детей, на основе общей задачи и получения общего результата – рисунка, поделки, роли, игры, спектакля, праздника…..

- Обеспечение  условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей;

-  Собеседование родителей со специалистами

 ( руководители учреждений, педагог - психолог, учитель -логопед, методист ДО).

- Психолого-педагогическое просвещение родителей будущих воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семьи.

- Консультативная -  индивидуальная и подгрупповая помощь родителям: оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в обеспечении всестороннего гармоничного развития их детей. Выработка единого стиля воспитания и общения с ребенком в детском саду и семье.

- Мастер-классы педагогов с участием родителей и детей – «НАШИ УМЕЛЫЕ РУКИ».

- Повышение педагогической компетенции родителей. Активизация и обобщение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Создание детско-родительского клуба «ДИАЛОГ»

Задачи клуба:

1.Создание системы психолого-педагогического сопровождения ребенка;

3. Освоение современных педагогических технологий по работе с детьми;

4. Просветительская и партнерская работа с семьей.

5. Совместное планирование работы.

-Групповые мероприятия для родителей: консультации, семинары, Мастер-классы, веселые уроки, интеллектуальные игры, досуги…

-Подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с запросами, потребностями;

- Индивидуальное консультированиеродителей воспитанников.

- Открытые показы видов деятельности, дни открытых дверей.

- Творческие  и педагогические

МАСТЕР-КЛАССЫ  педагогов.

              3.3.  Формы осуществления преемственности в образовательном комплексе                             

Формы осуществления преемственности в образовательном комплексе могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДО и школа) ;

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДО и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДО и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДО и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДО и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДО и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• творческие мастерские;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ;

• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар) .

Результатом реализации программы сотрудничества ДО и НОО

должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

• гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся

•  развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

                                   

Список методической литературы

Основная образовательная программа: «От рождения до Школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А. Васильева

- О.В.Дыбина «Ознакомление с окружающим миром»;                  

   -Т.С.Комарова «Обучение рисованию»;

   - Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр»;

   - Т.Ф. Саулина «Правила дорожного движения»;

   - И.Ю. Бордачева «Безопасность на дороге»;      

   - О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой»;

   - И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических    

     представлений»;    

   - В.В. Гербова «Развитие речи»;

- О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»;

- Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала»;

- Л.И. Пензулаева «Физическая культура»;

- К.Ю. Белая «Основы безопасности»;

- «Л.Ю.Павлова «Сборник дидактических игр»;

- «И.Ю. Бордачева «Дорожные знаки»;

- М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание»;

- Т. С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова «Трудовое воспитание»;

- Н.Е. Веракса, О.П. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность»;

- Л. Бурмистрова, В. Мороз «Рассказы о деревьях»;

- Э.Л. Емельянова «Рассказы о домашних животных»;

- Л. Бурмистрова, В. Мороз «Рассказы о птицах»;

- Э.Л. Емельянова «Рассказы о специальных машинах»;

- Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность»;

- Э.Л. Емельянова «Рассказы о лесных животных»;

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа средней группы по программе "От рождения до школы" на 2015-2016 учебный год

В рабочей программе представлено тематическое планирование, перспективное планирование на учебный год, планирование по работе с родителями....

Рабочая программа старших классов

Рабочая программа для глухих и слабослышащих учащихся старших классов 7-9....

Рабочая программа (средняя группа) по программе М. А. Вераксы в соответствии с ФГОС

Раочая программа (средняя группа) по программе М. А. Вераксы, в соответствии с ФГОС...

Программа дополнительного образования "Рабочая программа для групп сверхпрограммных образовательных услуг "Изучение английского языка образовательной области Филология"

Данная рабочая программа может быть использована в кружках дополнительного образования по предмету "Английский язык" для учащихся 2-4 классов....

Рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа (старшая группа)...

Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Целью рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в возрасте от 5 до 6 лет, предусм...

Рабочая программа старшей логопедической группы

Рабочая программа старшей логопедической группы...