Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе
статья на тему
Материал подготовлен для выступления на методическом объединении учителей физкультуры и ОБЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkulturno-ozdorovitelnaya_rabota.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
И
СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
Педсовет, 2014
Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде все всё знают – и как сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто бы всё больше и лучше, но результат получается – сами знаете какой… Увы, касается это и наших детей. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска.
В этой связи перед школой встают сразу две задачи. Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение. А во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет или наркотиков.
В течение 4-х лет (2000-2003 г.г.) в рамках Комплексной научной программы РАО сотрудниками Института возрастной физиологии выполнялась работа по оценке состояния здоровья, условий и образа жизни учащихся общеобразовательных школ на селе, что позволило получить дополнительные данные об организации учебной и внеучебной деятельности сельских школьников.
Результаты исследования показали, что школьная среда в сельских школах организована несколько хуже, чем в городских. Это связано с недостатками инфраструктуры и кадрового потенциала на селе. Педагогические коллективы городских и сельских школ обладают примерно одинаковым уровнем здоровьесберегающей активности.
Есть такая наука о здоровье – ВАЛЕОЛОГИЯ. Она помогает понять необходимость быть здоровым, учит правилам здорового образа жизни, способам достижения гармонии с собой, с окружающими людьми и природной средой. Ведь здоровье – это, по определению Всемирной организации здравоохранения, состояние полного физического духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Именно поэтому в системе работы учителей так важен валеологический аспект.
Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания. Для понимания роли учителя в валеологическом воспитании вспомним легенду.
У древнего бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей научить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами, ищет единственное средство от всех болезней сразу. А Гигиена просвещает людей, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной. Педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье.
Итак, одна из задач преподавателя – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.
Можно ли обучить детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Ещё в начале ΧΧ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внёс понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.
Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400 – 2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4 – 2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Всё это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Актуальность организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе подтверждают статистические показатели:
- 25-30% детей, пришедших в 1-й класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
- 90-92% выпускников средних школ не осведомлены о своих болезнях, они попросту не знают, что они больны;
- Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
Между тем, здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Даже великие философы – Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах отмечали уникальные возможности спортивных занятий в воспитании всесторонне развитой личности.
Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. В рамках этой работы в школе организуются различные физкультурные кружки, секции, проводятся игры. Соревнования, экскурсии, туристические походы, спортивные праздники и т.д.
Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этики, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.
Быть здоровым – выгодно биологически, т.к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Также здоровье выгодно экономически – здоровые люди долго сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, её обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребёнок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательность, заряжая окружающих своей положительной энергией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в специальной (коррекционной)школе-интернате
Оздоровительные мероприятия в режиме дняучащихся.1.Беседы в классах о режиме дня школьника и его значении для укрепления растущего организма, о порядке проведения утреннейгимнастики до занятий, физкул...
Физкультурно-оздоровительная спортивная секция "Атлет". Опыт работы
Занятия в физкультурно-оздоровительной спортивной секции "Атлет" приносят большую помощь обучающимся. При регулярных занятиях ребята укрепляют свои мышцы, наращивают мышечную массу, развивают вынослив...
План организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе
планирование и организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе для учителей....
«Формирование навыков здорового образа жизни школьников через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, уроков физической культуры в общеобразовательной школе».
«Формирование целостного отношения к физической культуре в процессе взаимодействия семьи и школы» Тезисы: - формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ве...
Программа организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе.
Составляющая физического воспитания в школе является: внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздаровительная работа. В рамках этой работы в школе практикуются разнообраз...
Программа физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в коррекционной школе 8 вида.
Составляющая физического воспитания в коррекционной школе является: внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. В рамках этой работы в школе практикую...
«Проект внедрения физкультурно-оздоровительного комплекса «ГТО» в основном звене общеобразовательной школы, через спортивный праздник, посвященный 9 мая»
Актуальность темы продиктована снижением уровня здоровья нации....