Протоколы школьного методического объединения учителей иностранного языка 2014-2015 учебного года
материал на тему
Протоколы школьного методического объединения учителей иностранного языка 2014-2015 учебного года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_mo_no_1.doc | 30.5 КБ |
protokol_mo_no_3_.doc | 96 КБ |
protokol_mo_no_5_.docx | 36.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол №1
заседания методического объединения
учителей иностранного языка
МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
от 29 августа 2014 года
Всего членов МО – 7 человек
Присутствовало на заседании – 6 человек
Отсутствовало – 1 человек
Повестка дня:
- Рассмотрение и обсуждение рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности на 2014 – 2015 учебный год.
- Информирование о курсах повышения квалификации.
- Рассмотрение и обсуждение рабочей программы по английскому языку индивидуального обучения ученика 10 В класса Ляхова Кирилла на 2014 – 2015 учебный год.
По первому вопросу члены МО рассмотрели и обсудили рабочие программы по предметам и внеурочной деятельности на текущий учебный год.
По второму вопросу выступила В. М. Прохоревич, методист школы. Она проинформировала учителей МО о курсах повышения квалификации, сроках и предполагаемом количестве слушателей. Валентина Михайловна обратила внимание членов МО, что ежегодное повышение квалификации является обязательным условием профессионального роста учителя в свете требований ФГОС, а также при прохождении аттестации учителем.
По третьему вопросу учителем Духовниковой Л.И. для обсуждения была представлена программа индивидуального обучения ученика 10 В класса Ляхова Кирилла на 2014 – 2015 учебный год.
Решили:
- Утвердить рабочие программы по предметам и внеурочной деятельности на 2014 – 2015 учебный год.
- Принять информацию о курсах повышения квалификации к сведению, направлять на курсы повышения квалификации по желанию членов ШМО.
- Утвердить рабочую программу по английскому языку индивидуального обучения Ляхова Кирилла на 2014 – 2015 учебный год.
Руководитель ШМО: С.В.Сумникова
Секретарь ШМО: Л.И.Духовникова
Предварительный просмотр:
Протокол №3
заседания методического объединения
учителей иностранных языков
МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2с углубленным изучением отдельных предметов»
от 07 ноября 2014 года
Всего членов МО – 7 человек
Присутствовало на заседании – 6 человек
Отсутствовало – 1 человек
Повестка дня:
1. Отличительные особенности традиционного и личностно ориентированного развивающего обучения.
2.Методы формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся.
3.Круглый стол
«Какие способы повышения работоспособности ученика на уроке мы используем?».
Ход заседания:
По первому вопросу выступила Шитикова О.Н., которая ознакомила членов МО с отличительными особенностями традиционного и личностно ориентированного развивающего обучения.
Традиционное обучение | Развивающее обучение
|
• Слушать и воспринимать учебный материал. • Конспектировать, работать с книгой, воспроизводить учебный материал. • Применять знания на первом и втором уровнях усвоения
| • «Видеть» и формулировать проблему. • Анализировать факты. • Работать с различными пособиями. • Выдвигать гипотезы. • Осуществлять проверку правильности гипотезы.
|
Развивающие технологии реализуют принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.
Традиционные и личностно ориентированные технологии обучения
Традиционные технологии обучения — технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, по образцу
| Личностно ориентированные технологии обучения — технологии, обеспечивающие учет возможностей и способностей обучаемых, создающие необходимые условия для развития их индивидуальных способностей |
Цель: информирование, просвещение учащихся, организация их репродуктивных действий с целью выработки общеучебных умений и навыков | Цель: создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей |
Основные признаки • Просвещение обучающихся (трансляция готового учебного содержания, изложение нового материала (монолог учителя). Диалог между учащимися нормативно исключен, навыки общения у учащихся специально не формируются. • Доминирование обучения над учением (три основные функции учителя: информирующая, контролирующая и оценивающая). • Единообразие в содержании и формах ученической деятельности. • Регламентированное исполнительство (ученик — объект воздействия учителя). • Ориентация на формирование личности с заданными свойствами. • Превознесение внешних показателей (процент успеваемости, обеспеченность учебного процесса сопутствующими дидактическими атрибутами). При этом не акцентируется внимание на внутренних показателях, связанных с изменениями, происходящими в сознании школьника, с развитием его интеллектуальных способностей. • Надзор вместо управления (инспектирование с целью проверки качества работы школы и отдельных учителей, соответствие их деятельности нормативным актам, отражающим в основном лишь внешние условия жизнедеятельности школы. Процесс управления основывается на манипуляции человеком). • Обучение по готовым образцам, правилам, алгоритмам. • Запоминание и воспроизведение (ориентация на память). • Тренировочные упражнения построены по заданному образцу. • Осуществление индивидуального подхода — учет индивидуальных особенностей ребенка с целью освоения им социального опыта (знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах и обязательных для каждого ученика)
| Основные признаки • Личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, чем взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. • При использовании личностно ориентированного подхода педагог прилагает основные усилия для развития в каждом ребенке уникальных личностных качеств, а не для формирования у детей социально типичных свойств. • Применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-познавательном процессе, предполагающее установление субъект-субъектных отношений между педагогами и учащимися. • Осуществление личностно ориентированного подхода — учет индивидуальных особенностей с целью развития индивидуальности ученика, становления и проявления его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, стиля жизнедеятельности
|
Сравнительная характеристика индивидуального и личностно ориентированного подходов
Параметры сравнения
| Индивидуальный подход
| Личностно ориентированный подход
|
Теоретико-методологическая основа | Идеи традиционной педагогической парадигмы | Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии |
Цель использования
| На основе учета индивидуальных особенностей учащихся способствовать формированию знаний, умений и навыков, а также социально ценных качеств | На основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности
|
Содержательные аспекты применения
| Когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания образования
| Субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития |
Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования
| Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъект-объектных отношений
| Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъект- субъектных «помогающих» отношений |
Критерии анализа и оценки эффективности применения
| Основные критерии — обученность учащихся; сформированность знаний, умений и навыков; воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей | Главный критерий — развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт
|
По второму вопросу выступила Духовникова Л.И., которая ознакомила учителей с методами формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся. Она отметила, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Именно поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Мы формируем и развиваем у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, также знакомим с алгоритмом исправления ошибок. Ученики учатся выполнять инструкции, чётко следовать образцу. Таким образом, мы формируем у учащихся регулятивные универсальные учебные действия. Регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью. Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности.
В рамках занятий по коммуникативной линии данного курса учитель знакомит детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. В реальной практике не все педагоги любят применять групповую, парную работу на уроках. Почему? Многие учителя наивно полагают, если дать групповое или парное задание, то все пойдет само собой. На уроке очень часто возникает излишний шум, ссоры, некоторые из детей абсолютно не участвуют в работе. Это происходит на наш взгляд только потому, что школьниками не освоены модели деятельности в паре, в группе. Необходимо формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.
Задача ценностной линии – сформировать у ребёнка нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл. У учащихся формируются первые представления о ценностях жизни, строится ценностная диаграмма класса.
Таким образом, в руках у педагогов появился инструмент, который позволяет грамотно формировать у детей универсальные учебные действия.
Одним из непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования на наш взгляд является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.
А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект (ученик) хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий сознательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы.
В школьной практике широкое применение получили проблемные ситуации, возникающие при несоответствии известного и требуемого способов действия. Учащиеся сталкиваются с противоречием в том случае, когда их побуждают выполнять новые задачи, новые действия старыми способами. Поняв несостоятельность этих попыток, они убеждаются в необходимости овладения новыми способами действий.
Создание проблемных ситуаций на уроках дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий, так как «следующий этап работы в классе – решение поставленной задачи. Дети высказывают разные предложения, как можно решить поставленную задачу. Если дети быстро предлагают удачное (результативное) решение, дело учителя решить, можно ли переходить к следующему этапу урока. Если учитель не сомневается в том, что большинство детей понимают суть открытия (или это предложение сделано практически одновременно многими детьми), то можно двигаться дальше. Однако иногда возникает ситуация, когда суть хорошей идеи понимают один - два человека в классе, а остальные ещё не готовы воспринять её. Тогда учитель должен намеренно «нейтрализовать» догадавшихся детей, заставляя тем самым остальных продолжать додумывать» А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва в книге «Урок в развивающем обучении» отмечают: «На этом этапе работы учителю важно обеспечить участие каждого ребёнка в совместных действиях по удержанию и решению учебной задачи»
На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок на наш взгляд нужен сегодняшнему ученику. Урок, на котором учитель учит ребёнка учиться, обучает деятельности. А. А. Леонтьев отмечает «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» .
По третьему вопросу выступила Масликова Н.Н., которая поделилась с коллегами материалами по теме «Пути повышения работоспособности ученика на уроке»
Наталья Николаевна отметила, что формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
Основная цель обучения в школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования. Что такое современный урок? Эта проблема, которая стоит перед нами, учителями. Что важнее содержание или форма проведения урока? Многое делается для того, чтобы с первых минут начала урока овладеть активным вниманием учащихся. С этой целью каждый учитель сразу включает детей в активную познавательную деятельность: проводит небольшие по объему фронтальные самостоятельные работы, устный счет и таким образом привлекает всех детей к активной работе на уроке. Определенное значение для поддержания рабочего настроя учащихся имеет поэлементное усвоение учебного материала, т. е. подразделение его на небольшие законченные элементы, и последовательная отработка их до полного усвоения. Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением. В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению. В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся. Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Об организации таких уроков писал Амонашвили. Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба. В условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Заслуживает внимания коллективная форма познавательной деятельности. Что же собой она представляет? Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. Итак, работа в парах. Здесь общее задание делится между членами микрогрупп. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4-х человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке чисто тоже проводится по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою значимость — он тоже выполняет посильную часть общей работы. Как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал? С этими проблемами постоянно сталкивается учитель при подготовке и проведении урока. Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии. В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа. Передо мной, как учителем, отметила Наталья Николаевна, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Я считаю, отметила Наталья Николаевна, что если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время. Когда видишь горящие глаза учеников на уроке, то чувствуешь и понимаешь слова Л.С. Выготского, основоположника развивающего обучения, который писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только-то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика". Решили:
Руководитель МО: С.В.Сумникова Секретарь МО: Л.И.Духовникова
|
Предварительный просмотр:
Протокол № 5
заседания методического объединения
учителей иностранных языков
МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
от 24 марта 2015 года
Всего членов МО – 7 человек
Присутствовало на заседании – 7 человек
Отсутствовало – 0 человек
Повестка дня:
1.Технологические карты как один из путей повышения эффективности урока в условиях перехода на ФГОС нового поколения
2. Формирование рефлексивных навыков обучающихся – одно из условий развития личностных качеств школьника.
3.Предоставление обучающимся выбора форм итогового контроля по теме с предпочтением защиты творческих работ.
Ход заседания:
По первому вопросу выступила Масликова Н.Н., которая познакомила с технологической картой урока.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Структура технологической карты:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
- межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
- этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволит администрации школы:
- контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Апробация новейших разработок показала следующие результаты:
- значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
- появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
- школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Создание технологической карты позволяет учителю:
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Преимущества технологической карты:
• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
• освобождается время для творчества учителя;
• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.
.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся Диктует. Дает:
Организует:
Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями о… Высказывают свое мнение. Осуществляют:
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Структурные элементы учебного занятия
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
По второму вопросу « Формирование рефлексивных навыков обучающихся – одно из условий развития личностных качеств школьника» выступила Суворова Л.В.
Людмила Вячеславовна отметила, что согласно «Закону 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014, Глава VII, Статья 66», необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний в процессе aнализa и оценки поступков, отношений и кaчеств окружающих его людей и сaмого себя. Знания о самом себе являютcя важным фактором стaновления личности. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение нa основании своих действий, поступков, т. е. определяют уровень рaзвития рефлексии, которая и являетcя одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у млaдших школьников в процессе учебной деятельности. Поэтому этот период является чрезвычайно важным для психического развития ребенка.
В психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия- (от позднелат. rеflеxiо — обращенный назад) — 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний
Рефлексия — это не только самопознание, самопонимание, она включает такие cферы как познание, переживание и действие.
О. Г. Бырдина считает, что сфера познания начинается с интереса к себе, понимание себя, знания о самом себе. К сфере переживания мы относим способность анализировать и оценивать чувства и отношения, как свои, так и чужие. В сфере действия младший школьник развивает ценностное отношение к другим, к миру, к себе.
Развитие рефлексии это не стихийный процесс, а поэтапная, планомерная работа, которая предполагает содержательность всех ее компонентов постепенно. Для этого разработана программа развития рефлексии у детей, предполагающая дифференцированную работу со школьниками в зaвисимости от уровня развитости их рефлексивных умений («группа поддержки», «группа развития», «группа сопровождения»). Данная программа проходила в три этапа: установочно-ориентированный, развивающе-продуктивный, итогово-прогностический.
Целью развивающе-продуктивного этапа являлось обеспечение индивидуальной рефлексивной деятельности учеников. Обучающиеся выполняют более сложные рефлексивные задaния, упражнения и игры, требующие оcознанности и оcмысленности рефлексивной деятельности, при этом использовались такие приемы как «Обратная связь», «Эмпатическое слушание», «Самоконтроль». Школьникам cо слабо развитой познавательной рефлексией предлагались задания для развития умения анaлизировать процесс познaния, и упражнения «Следопыты», «Лови ошибки», Мудрые совы». Детям cо слабо развитой чувственно переживаемой рефлексией дaвали задaния для развития умения aнaлизировaть свои переживания и свое эмоциональное cостояние в процессе познания, использовались упражнеия «Метод пяти пальцев», «Коллекционер ощущений», «На поляне настроения» и др.
По третьему вопросу выступила Духовникова Л.И., которая ознакомила с видами итогового контроля обучающихся. Она отметила, что существует оценка личностных, метапредметных результатов:
Личностные результаты.
1.Основными объектами оценки личностных результатов обучающихся являются внутренняя позиция, самооценка, личностная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы их выполнения.
2.Оценка личностных результатов обучающегося (ценностных ориентации, интереса, готовности к обучению, мотивации к обучению и, др.) осуществляется в ходе ежегодных мониторинговых исследований.
3.Мониторинговые исследования проводятся классным руководителем.
4. Информация, полученная по итогам мониторинговых исследований личностного развития обучающихся, является основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации программ развития, программ поддержки образовательного процесса.
5.Доступ к информации о личностном развитии обучающихся регламентирован.
6.Персональные показатели личностного развития выдаются обучающимся, ихродителям (законным представителям), учителям для принятия решений о траектории обучения и её коррекции.
7. При мониторинговых исследованиях персональная информация является конфиденциальной, для анализа используются данные, в которых персональная информация заменена на идентификаторы.
8.Оценивание сформированности личностных результатов проводится с учётом этических принципов охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.
Для оценки личностного развития применяются типовые методики:
- диагностика личностной готовности к школьному обучению дошкольников (самоопределение, дошкольная самооценка, смыслообразование);
- выявление сформированности Я- концепции и СО (самоотношение);
- выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности;
- определение уровня сформированное учебно-познавательного интереса;
- выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Оценка метапредметных результатов.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
•способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность; умение контролировать и оценивать свои действия; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
•умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение информации;
•умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
•логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий;
•умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка метапредметных результатов осуществляется в ходе проведения проверочных работ по предметам и комплексных работ на межпредметной основе.
Целью комплексной проверочной работы является оценка способности обучающихся работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.) и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.
В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий с учетом характера ошибок, допущенных обучающимся, учитель делает вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся и оценивается по 5-бальной системе. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.
В промежуточные и итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности коммуникативных и регулятивных действий.
Учитель в оценочных листах и листах наблюдений (находятся в Портфолио) оценивает достижение коммуникативных и регулятивных действий (с учетом уровневого подхода):
•повышенный уровень
•базовый уровень
•ниже базового уровень
Предметные результаты.
•Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процессаучебных предметов, представленныхв инвариантной части базисного учебного плана. Объектом оценки являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.
•В МБОУ Излучинская ОСШ УИОП № 2 принята 5-бальная шкала отметок «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно. «1» - начальной школе не ставится.
«5» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении промежуточных, итоговых работ обучающийся выполняет не менее 85% заданий базового уровня и не менее 65% заданий повышенного уровня.
"4" - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования и при выполнении промежуточных, итоговых работ обучающийся выполняет не менее 60% заданий базового уровня и 50% заданий повышенного уровня.
«3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой дли продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ обучающийся выполняет не менее 50% заданий базового уровня.
«2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ обучающийся, выполняет менее 40% заданий базового уровня.
Портфолио обучающегося как метод оценки
Портфолио - наиболее адекватный метод интегральной (накопительной) оценки. Портфолио (портфель достижений) сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
.В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, входят:
1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, исходя из различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:
•выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку;
•дневники читателя;
•выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
2) систематизированные материалы текущей оценки:
•отдельные листы наблюдений;
•оценочные листы;
•результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
•выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;
3) материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились.
В Портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности.
Портфель достижений сопровождается специальными документами: критерии оценки отдельных составляющих и портфеля достижения в целом.
Критерии оценок могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы, и контингента детей.
По результатам оценки классным руководителем делается вывод о сформированности у обучающихся универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний; сформированности основ умения учиться и индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.
Формы и сроки контроля.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточный, годовой, итоговый контроль. Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогами в течение всего учебного года и осуществляет проверку знаний обучающихся в соответствии с учебной программой.
При контроле педагоги имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний обучающихся по своему предмету.
Педагоги обязаны ознакомить с системой текущего контроля по своему предмету обучающихся и их родителей в начале учебного года.
Педагоги обязаны своевременно довести до обучающихся оценку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить оценку в классный журнал и дневник обучающегося.
Обучающимся, освобожденным на основании медицинской справки от занятий по физической культуре, не делается запись об освобождении. Оцениваются теоретические знания по предмету. Оценки по физической культуре выставляются на каждом уроке за любые слагаемые программного материала (усвоение контрольного двигательного умения, домашнее задание).
Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на обучающегося, его родителей (законных представителей) и школу.
В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки по предметам обязательной части (федерального компонента) учебного плана. Оценивание предметов в части, формируемой участниками учебного процесса (регионального и школьного компонента) регламентируется рабочими программами педагога. .
Годовая отметка выставляется на основании четвертных отметок по предмету (среднее арифметическое).
Итоговая оценка выпускника при переходе от начального к основному общему образованию.
На итоговую оценку на ступени НОО, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты.
Для принятия решения о возможности продолжения обучения на следующей ступени используются результаты итоговой оценки выпускника начального звена.
Итоговая оценка формируется на основе накопленной оценки, по всем учебным предметам и оценок за выполнение трех итоговых работ (русскому языку, математике, комплексной работе на межпредметной основе), а также оценки, зафиксированной в портфолио достижений.
Итоговая оценка достижений планируемых результатов фиксирует
достижение на трех уровнях:
повышенный уровень - на «хорошо» и «отлично» усвоил опорную системузнаний по всем предметами и овладел метапредметными действиями, выполнения итоговых работ на базовом уровне не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% за выполнение заданий на повышенном уровне;
базовый уровень - усвоил опорную систему знании по всем предметами и овладел метапредметными действиями, выполнения итоговых работ на базовом уровне не менее 50%;
ниже базового уровень - не достигнуты планируемые результаты по всем
основным разделам учебной программы и результаты выполнения итоговых
работ - менее 50% заданий базового уровня.
Решили:
- Научиться составлять и применять технологические карты на своих уроках.
- После каждого этапа урока проводить рефлексию, как этап, позволяющий осмыслить изученное, проложить смысловой мостик от «старого» к «новому» знанию, дать самооценку и повысить ответственность за результаты своего труда.
- В своей работе применять различные формы оценки и контроля с целью повышения мотивации школьников к процессу получения знаний.
Руководитель МО: С.В.Сумникова
Секретарь МО: Л.И.Духовникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протоколы школьного методического объединения учителей иностранного языка 2013-2014 учебного года
Протоколы школьного методического объединения учителей иностранного языка...
Протоколы школьного методического объединения учителей иностранного языка 2015-2016 учебного года
Протоколы школьного методического объединения учителей иностранного языка 2015-2016 учебного года...
Протоколы школьного методического объединения учителей иностранного языка 2011-2012 учебного года
Протоколы школьного методического объединения учителей иностранного языка 2011-2012 учебного года...
Протоколы школьного методического объединения учителей иностранного языка 2016-2017 учебного года
Протоколы школьного методического объединения учителей иностранного языка 2016-2017 учебного года...
Паспорт школьного методического объединения учителей иностранного языка МБОУ "Бурлинская СОШ" 2014-2015 учебный год
В паспорте школьного методического объединения учителей иностранного языка МБОУ "Бурлинская СОШ" указаны цель и задачи работы МО в соответствии с единой методической темой района, целями и задачами де...
Примеры протоколов заседания школьного методического объединения учителей иностранного языка
Примеры протоколов заседания ШМО учителей иностранного языка...
Анализ работы школьного методического объединения учителей иностранного языка за 2014-2015 учебный год
Обобщение результатов работы школьного методического объединения учителей иностранного языка МБОУ СОШ №7 с УИОП за 2014-2015 учебный год по следующим направлениям: повышение квалификации, работа...