Инновационные подходы к освоению ценностей физической культуры и спорта.
статья на тему
Данная статья раскрывает инновационные подходы к освоению ценностей физической культуры и спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационные подходы к освоению ценностей физической культуры и спорта. | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы к освоению ценностей
физической культуры и спорта.
В основу современной системы освоения ценностей физической культуры и спорта необходимо заложить теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в теории физической культуры в последние десятилетия.
Рассмотрим подробнее каждое из инновационных направлений, определяющих содержательную и педагогическую сущность физической культуры и спорта.
Физическое воспитание. Целевая направленность современных педагогических программ совершенно определенно утверждает необходимость формирования физической культуры личности детей, учащихся, студентов, обосновывая тем самым философски – культурологический подход в организации учебного процесса по физическому воспитанию.
Но традиционно процесс физического воспитания сводился к физическому развитию, физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков занимающихся, т.е. акцент делался на биологическом, двигательном аспекте развития индивида.
Физкультурное воспитание преследует более широкие цели – воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание – это прежде всего педагогический процесс формирования физической культуры личности.
Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие:
- забота человека о поддержании в норме усовершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности);
- многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их;
- одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии;
- уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения;
- степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии;
- готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков.
В таком случае реализовать целевую культурологическую направленность физкультурного воспитания возможно при условии понимания человека в единстве его биологических и социальных качеств. В этой связи философским основанием физкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущности человека, а также осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурно – спортивной деятельности.
Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкультурно – спортивной деятельности.
Основополагающим принципом физического воспитания является единство интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов.
Технологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход, новое понимание образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультурно – спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.
Содержания физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально – психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание.
Сущность социально – психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно – деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально – психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, понятны и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно – спортивной деятельностью.
Содержание интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием.
Специфическая часть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала.
Новый подход к формированию физической культуры общества и личности потребует кардинальных профессиональной подготовки учителей, тренеров, социальных педагогов, обновления методической документации, учебных планов, программ, пособий, обеспечивающих процесс нововведения.
Валеологическое воспитание. В основу валелогического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.
Здоровье человека - проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По утверждению ряда ученых, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять, как это сами делают люди. Мы с удивлением наблюдаем примеры девиантного поведения детей, казалось бы, из самых благополучных семей. Наркомания, алкоголизм, проституция процветают в благополучных по экономическим показателям обществах (им – то чего не хватает!)
Решение данных проблем видится прежде всего в осознании человеком своей власти над здоровьем, которое, как справедливо утверждают – «не купишь в аптеке». Необходимо с детства учить ребенка внимательно, со всей осторожностью, как полную драгоценную чашу нести и без надобности не расплескивать то потенциал, который закладывает природа в здоровье каждого человека.
И нет особой надобности доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека. Именно физическая культура позволяет представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предполагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием личности. Таким образом, можно утверждать, что по силе валеологического потенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека данный феномен является по существу одним из самых значительных и эффективных, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере «работает» на здоровье человека.
В связи с этим возрастает роль валеологического воспитания, ключевой проблемой которого становится процесс формирования физической культуры личности.
Программа валеологического воспитания помимо других разделов валеологии должна содержать следующие приоритетные направления:
- воспитание физической культуры человека;
- воспитание потребности и навыков здорового стиля жизни;
- практическое освоение оздоровительных систем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные тесты по результатам освоения программы по гандболу по предметной области «Теория и методика физической культуры и спорта».
Разработанные тесты основаны на знании истории возникновения вида спорта гандбол....
Современные подходы к организации занятий физической культуры и спортом.
Переосмысление подхода к организации занятий физической культуры и спорта, содержания физкультурно-спортивной работы, оценка воспитанников по итогам их физической подготовленности....
Инновационный опыт «Приобщение семьи к физической культуре и спорту в процессе совместной деятельности родителей, учащихся и педагогов образовательных организаций через участие в городской Спартакиаде имени А.И. Исаевой»
В современных условиях актуальной является проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения детей. В этой связи на государственном уровне оказывается соде...
Современные подходы к организации занятий физической культуры и спортом.
Современные подходы к организации занятий физической культуры и спортом....
1.Критерий. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией.
1.1.Содержание педагогической деятельность.1.2. Результаты коррекционной деятельности. 1.3.Результаты освоения воспитанниками и обучающимися с ОВЗ АОП по итогам мониторингов1.4. Сопровождение реб...
1.1.1.- 1.1.3. Критерий 1. Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией.
В критерий 1. "Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторин...
Критерий 1. Стабильные положительные результаы освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта,по итогам мониторингови иных форм контроля, проводимых организацией
1.1. Организация воспитательной работы с классным коллективом1.2. Воспитание личностных качеств воспитанников 1.3. Повышение воспитательных компетенций родителей, педагогов...