Инновационные подходы к освоению ценностей физической культуры и спорта.
статья на тему

Распашнов Валерий Алексеевич

Данная статья раскрывает инновационные подходы к освоению ценностей физической культуры и спорта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к освоению ценностей

физической культуры и спорта.

           В основу современной системы освоения ценностей физической культуры и спорта необходимо заложить теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в теории физической культуры в последние десятилетия.

           Рассмотрим подробнее каждое из инновационных направлений, определяющих содержательную и педагогическую сущность физической культуры и спорта.

             Физическое воспитание. Целевая направленность современных педагогических программ совершенно определенно утверждает необходимость формирования физической культуры личности детей, учащихся, студентов, обосновывая тем самым философски – культурологический подход в организации учебного процесса по физическому воспитанию.

          Но традиционно процесс физического воспитания сводился к физическому развитию, физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков занимающихся, т.е. акцент делался на биологическом, двигательном аспекте развития индивида.

          Физкультурное воспитание преследует более широкие цели – воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание – это прежде всего педагогический процесс формирования физической культуры личности.

           Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие:

  • забота человека о поддержании в норме усовершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности);
  • многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их;
  • одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии;
  • уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения;
  • степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии;
  • готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков.

            В таком случае реализовать целевую культурологическую направленность физкультурного воспитания возможно при условии понимания человека в единстве его биологических и социальных качеств. В этой связи философским основанием физкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущности человека, а также осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурно  – спортивной деятельности.

           Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкультурно – спортивной деятельности.

        Основополагающим принципом физического воспитания является единство интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов.

           Технологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход, новое понимание образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультурно – спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.

        Содержания физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально – психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание.

           Сущность социально – психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно – деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально – психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, понятны и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно – спортивной деятельностью.

            Содержание интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием.

           Специфическая часть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала.

         Новый подход к формированию физической культуры общества и личности потребует кардинальных профессиональной подготовки учителей, тренеров, социальных педагогов, обновления методической документации, учебных планов, программ, пособий, обеспечивающих процесс нововведения.

            Валеологическое воспитание. В основу валелогического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.

           Здоровье человека - проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По утверждению ряда ученых, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять, как это сами делают люди. Мы с удивлением наблюдаем примеры девиантного поведения детей, казалось бы, из самых благополучных семей.  Наркомания, алкоголизм, проституция процветают в благополучных по экономическим показателям обществах (им – то чего не хватает!)

           Решение данных проблем видится прежде всего в осознании человеком своей власти над здоровьем, которое, как справедливо утверждают – «не купишь в аптеке». Необходимо с детства учить ребенка внимательно, со всей осторожностью, как полную драгоценную чашу нести и без надобности не расплескивать то потенциал, который закладывает природа в здоровье каждого человека.

           И нет особой надобности доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека. Именно физическая культура позволяет представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предполагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием личности. Таким образом, можно утверждать, что по силе валеологического потенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека данный феномен является по существу одним из самых значительных и эффективных, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере «работает» на здоровье человека.

            В связи с этим возрастает роль валеологического воспитания, ключевой проблемой которого становится процесс формирования физической культуры личности.

          Программа валеологического воспитания помимо других разделов валеологии должна содержать следующие приоритетные направления:

  • воспитание физической культуры человека;
  • воспитание потребности и навыков здорового стиля жизни;
  • практическое освоение оздоровительных систем

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации занятий физической культуры и спортом.

Переосмысление подхода к организации занятий физической культуры и спорта, содержания физкультурно-спортивной работы, оценка воспитанников по итогам их физической подготовленности....

Инновационный опыт «Приобщение семьи к физической культуре и спорту в процессе совместной деятельности родителей, учащихся и педагогов образовательных организаций через участие в городской Спартакиаде имени А.И. Исаевой»

В современных условиях актуальной является проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения детей. В этой связи на государственном уровне оказывается соде...

Современные подходы к организации занятий физической культуры и спортом.

Современные подходы к организации занятий физической культуры и спортом....

1.Критерий. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией.

1.1.Содержание педагогической деятельность.1.2. Результаты коррекционной деятельности. 1.3.Результаты освоения воспитанниками и обучающимися с ОВЗ АОП по итогам мониторингов1.4. Сопровождение реб...

1.1.1.- 1.1.3. Критерий 1. Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией.

В критерий 1. "Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторин...

Критерий 1. Стабильные положительные результаы освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта,по итогам мониторингови иных форм контроля, проводимых организацией

1.1. Организация воспитательной работы с классным коллективом1.2. Воспитание личностных качеств воспитанников 1.3. Повышение воспитательных компетенций родителей, педагогов...