ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ИЗУЧЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ФГОС МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТА, КУРСА ПО МУЗЫКЕ».
статья на тему
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предлагает некую основу, базис, который должен присутствовать в любой авторской программе и методике педагогической диагностики, оставляя значительную свободу для реализации индивидуальных возможностей конкретной школы и учителя.
Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития.
Федеральные государственные образовательные стандарты –
устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_doklad_k_mo_19.11.16.docx | 34.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным поведением
Специальная общеобразовательная школа № 1(закрытого типа)
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
«ИЗУЧЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ФГОС
МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ПРЕДМЕТА, КУРСА ПО МУЗЫКЕ».
Подготовлен
для МО 19.11.2016
учителем музыки
Н.Э. Шварц
Санкт-Петербург,
2016
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предлагает некую основу, базис, который должен присутствовать в любой авторской программе и методике педагогической диагностики, оставляя значительную свободу для реализации индивидуальных возможностей конкретной школы и учителя.
Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития.
Федеральные государственные образовательные стандарты –
устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО)
Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.
Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта «второго поколения» (далее – ФГОС) диктуют необходимость освоения педагогами-музыкантами его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования».
В него включены:
- базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;
- основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;
- универсальные учебные действия (далее – УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.
Базовые национальные ценности представлены в содержании вариативных программ по предмету «Музыка» и новых учебно-методических комплектов и направлены на формирование ценностных ориентаций личности, ее духовного багажа, так как изучаемые на уроках музыки сочинения представляют, прежде всего, «золотой фонд» мирового музыкального наследия прошлого и настоящего времени.
К основным элементам научного знания следует отнести теорию интонационной природы музыки, музыковедческие категории, а также основные положения музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в которой задачи воспитательной направленности предмета «Музыка» решаются на основе усвоения основных закономерностей музыкального искусства.
Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.
УУД на музыкальных занятиях классифицируются на:
личностные (осознание жизненного смысла музыкальных образов, триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества, усвоение социальных функций музыки в жизни человека, общества);
познавательные (осознание музыки как «искусства интонируемого смысла» по Б. В. Асафьеву, усвоение особенностей музыкального жанра, стилей, языка как средств создания музыкального образа, структурирование и обобщение знаний о различных явлениях музыкального искусства, умение осознанно строить речевое высказывание-размышление о музыке в форме монолога и диалога, оценка восприятия и исполнения музыкального произведения и др.);
регулятивные (опора в процессе познания музыки на имеющий жизненно-музыкальный опыт, работа над исполнением сочинения на основе исполнительского плана, оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей, собственные переживания и др.);
коммуникативные (учет позиций одноклассников, умение вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений, сотрудничество в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов и др.),
информационные (умение работы с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской, умение извлекать необходимую для уроков музыки, проектно-исследовательской, внеурочной деятельности информации из поисковых сетей Интернета, создавать компьютерные презентации и др.).
На уроках музыки в основной школе используются разнообразные виды музыкально-практической деятельности школьников как основы формирования УУД, к ним относятся:
- восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные);
хоровое, ансамблевое, сольное пение;
музицирование (включая игру на различных инструментах, включая синтезаторы и миди-клавиатуры);
- музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;
- проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;
- применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;
- перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.
Наиболее перспективные образовательные технологии должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер.
На уроках музыки в основной школе рекомендуется использовать следующие технологии:
- Технология развития процессов восприятия: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные).
- Технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся, среди них:
- создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов),
- нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы;
- стимулирование слуховой активности при восприятии музыки,
- оздоровление голосового аппарата в процессе пения,
- восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия),
- развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др.
- Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки базируются на интеграции музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, кино, театром.
- Ученические исследовательские проекты, как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки. Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах рекомендуется использовать различные виды музыкально-практической деятельности, имеющие социальную значимость для школьников. Проектная деятельность учащихся может выступать и как форма промежуточного и итогового контроля за усвоением учебного материала.
- Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников необходимо использовать в следующих целях :
- выявления личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, качества формирования УУД, степени эмоционального восприятия явлений музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию;
- осознанного отношения к изучаемым произведениям через систему усвоения основных понятий и категорий музыки, ее стилей, жанров, языка;
- представлений школьников о духовных ценностях музыкального искусства;
- становления индивидуально-оценочных суждений о роли и месте музыки в жизни человека, общества;
- «воспроизведения» полученных знаний, практических умений и навыков, приобретенных нравственных установок в процессе учебной работы, внеурочной деятельности, повседневной жизни, организации досуга, адаптации к социокультурным условиям, в творческой деятельности.
Контрольно-оценочная деятельность по музыке может быть различна по форме: устная, письменная, в виде тестового контроля, а также предполагать выполнение школьниками проектов и исследовательских работ по предмету.
Критерием контрольно-оценочной деятельности по музыке является определение результативности музыкальной деятельности школьников:
- степень развития эмоционального восприятия учащимися музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- степень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства (основные категории и понятия, специфика языка, понимание терминологии);
- степень развития индивидуально-оценочных суждений о содержании музыкальных сочинений, об их нравственных ценностях, о современности звучания шедевров музыкальной классики;
- степень развития у школьников музыкальности, творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с музыкой.
Среди форм диагностики достижений учащихся основной школы учителю рекомендуется следующие:
- вести дневник наблюдений за музыкальным развитием учащихся по каждому классу,
- проводить итоговое тестирование школьников (на основе звучащей музыки) по четвертям или полугодиям (включая его электронные формы),
- их анкетирование, оценивание работы в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений,
- фиксацию степени участия обучаемых в проектно-исследовательской деятельности,
- внеурочных формах музыкально-эстетической работы, а также результатов школьных олимпиад, марафонов, фестивалей искусств, концертных программ.
Учителю необходимо предусматривать также домашние задания по музыке, которые должны быть не репродуктивного, а творческого характера и ориентировать школьников на работу с различными источниками информации (создание рисунков; подбор литературного и зрительного рядов к музыкальным произведениям; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизация, инсценирование, создание презентаций, попурри и т.д.).
Информационно-коммуникационные технологии приобретают большое значение для учащихся-подростков на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности.
Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор), интерактивную доску и др.
В основной школе целенаправленно формируются самостоятельные умения и навыки школьников, направленные на владение
- навыками работы с различными источниками информации, самостоятельный поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организацию, преобразование, сохранение и передачу;
- ориентацию в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое;
- умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ, умения аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;
- применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета;
- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;
- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Включение учебников (как и рабочих или творческих тетрадей, блокнотов, дневников музыкальных впечатлений, записных книжек юных музыкантов и пр.) требуют существенных изменений в структуре урока музыки, его драматургии (с выделением художественно-педагогической идеи), благодаря чередования различных видов деятельности обучаемых, в том числе – работа со звуковым рядом учебника, его текстами, нотными примерами, художественными аналогами, поиск ответов на проблемные вопросы и выполнение интерактивных заданий, использование электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих игр и развивающих программ.
УМК «Музыка» составленный коллективом авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской., имеющий завершенную линию (руководитель проекта: Сергеева Г.П. – издательство «Просвещение») – эти учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ.
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» для 5–7 классов учителю необходимо путем диагностики, индивидуальных опросов установить объем музыкальных впечатлений, музыкально-слуховых представлений, знаний о музыке и музыкантах, музыкально-практических умений и навыков, сформированности УУД, соответствующих уровню музыкального образования в начальной школе, предъявляемым ФГОС.
Анализ этих данных поможет учителю адаптировать объем изучаемого в основной школе музыкального (шире – художественного) материала, выстраивать систему заданий, направленных на закрепление основных тем, категорий и понятий, УУД, рекомендованных для изучения в начальной школе.
При подготовке доклада использованы электронные ресурсы:
- http://www.edustandart.ru - Журнал «Стандарты образования»
- fgos-spb.ru – Петербургский вектор внедрения ФГОС
- http://www.informika.ru – сайт ФГАУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
- http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
- http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
- http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
- http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
- vk.com›schoolcollections – образовательные ресурсы социальной сети «вконтакте»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете или методическом объединении на тему: «Использование методов и форм психолого-педагогической диагностики в условиях дифференцированного и разноуровневого обучения»
Материал подготовлен для школы-интерната 8 вида....
Доклад на методическом объединении специалистов ЦППРиК "На Снежной" "Рекомендации по работе с детьми с аутизмом.
Рекомендации по диагностике, психотерапии и социальной адаптации детей с аутистическими расстройствами....
Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме: «Методы и приёмы профессиональной ориентации младших школьников в воспитательном процессе»
Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать самостоятельн...
ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».
В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требованиям стандарта второго поколения мы должны отказаться от привычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключ...
Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....
выступление на методическом объединении учителей географии тема "Методы контроля и оценки знаний. Учебные достижения обучающихся в соответствии ФГОС"
выступление на методическом объединении учителей географии тема "Методы контроля и оценки знаний. Учебные достижения обучающихся в соответствии ФГОС"...
Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме "Стили педагогического общения"
Доклад о взаимодействии педагогов...