"Трудности преподавания русского языка и литературы в 5 классе" (из опыта работы)
статья (5 класс) на тему

Силкина Светлана Михайловна

Данная тема очень актуальна на протяжении многих лет, так как процесс перехода ребёнка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и педагогов является не только радостным событием, но зачастую и очень проблемным.

Цель работы по преемственности:

  • Облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую;
  • Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе;
  • Облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям;
  • Установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_prepodavaniya_v_5_klasse.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

Трудности преподавания

русского языка и литературы в 5 классе

(выступление на ШМО)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Алтайская СОШ»

Донцова С.М.

цвет герб шк

с. Алтайское

29.10.2013г.

Данная тема очень актуальна на протяжении многих лет, так как процесс перехода ребёнка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и педагогов является не только радостным событием, но зачастую и очень проблемным.

Цель работы по преемственности:

  • Облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую;
  • Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе;
  • Облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям;
  • Установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников.

Вопрос о преемственности обучения не является новым. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика её решения пока далека от теории. Понятие «преемственность» в учебном пособии для студентов «Методика преподавания русского языка» рассматривается следующим образом: «Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала». Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями.

Преемственность обучения начальной и средней школы

Любой учитель скажет, что  пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.

Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:

-  возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;

-  возросший объем работ как на уроке, так и дома;

-  новые требования к урокам и новые учителя;

-  необходимость много работать самостоятельно и т.д.

При переходе детей из начальной школы в среднюю у них начинаются проблемы с поведением и успеваемостью.

Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Кроме объективной новизны ситуации обучения в данном случае добавляется ещё так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой по следующим аспектам:

  • взаимодействие программ обучения: иногда класс, обучавшийся в начальной школе по одной из развивающих программ, переходя в среднюю школу, возвращается к традиционной системе.
  • преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления.
  • единство подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах. Многие «хорошисты» и «отличники» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий.

Приходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот переход совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика выявляет утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности. Это психологическая сторона проблемы. Эти объективно сложные психологические этапы взросления требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Ещё в современных условиях в связи с резким снижением числа здоровых детей, увеличением количества детей, имеющих хронические заболевания, неврозы из-за гиподинамии, нарушения состояния экологической и социальной среды возникают проблемы связанные с успеваемостью и поведением.

Причины тревожности

  • общая тревожность в школе
  • переживания социального стресса
  • фрустация потребности в достижении успеха
  • страх самовыражения
  • страх ситуации проверки знаний
  • страх не соответствовать ожиданиям окружающих
  • низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
  • проблемы и страхи в отношениях с учителями

Какую работу можно провести по снижению уровня тревожности?

Для снижения уровня тревожности, прежде всего, необходимо, чтобы в классе на уроках была хорошая обстановка, были добрые отношения между учителем и учащимися. Для того чтобы наладить хорошие отношения между учителем и учащимися, необходимо проводить игры, которые помогут лучше узнать учителю детей, а детям - учителя. Чтобы снизить страх ситуации проверки знаний можно посоветовать детям тренинг самовнушения, который может помочь детям поверить в свои силы.

Нестабильная успеваемость и качество знаний показывают, что их причины не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений. Для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников. Также ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивал всегда один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки, Более того, и класс оценивал его также в аналогичном качестве. И вдруг «оценивающие» меняются. Они ещё мало знакомы, а уже выносят ребёнку подчас суровые или просто другие оценки. В результате возникающие внутренние противоречия склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чём учащиеся находят поддержку и у своих одноклассников. В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят к концу 5-го класса. А у многих отрицательное отношение к школе сохраняется дольше. Лишь небольшой части школьников-экстравертов удаётся сохранить относительно положительное, комфортное самочувствие в школе.

Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо. К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку относят:

- изучение, знание «сквозных» тенденций языкового развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.;

- понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения;

- согласование программ и учебников смежных классов;

- разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой;

- пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах;

- согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения.

Однако отдельные из названных условий в настоящее время не соблюдаются в полной мере. Всё это говорит об актуальности вопроса преемственности.

Практика современной школы решает проблему преемственности путём создания непрерывного курса русского языка, способного обеспечить органическую связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета. В школьных программах по русскому языку как в начальных, так и в средних классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела, возникает у каждого учителя. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово. Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжением глаголов, что сочетается с ознакомлением (на практическом уровне) со способами проверки правописания безударных падежных окончаний всех частей речи (кроме существительных на –мя, -ий, -ие, -ия и прилагательных с основой на шипящие и ц). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической необходимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается - запоминание наиболее употребляемых обеспечивается в словарном порядке. Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся осваивают постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение). Данной работе придаётся большое значение с точки зрения развития речи детей – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности. Знания учащихся о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами. На этапе работы над текстом учащиеся знакомятся (на практическом уровне) с типами текстов, с построением несложного текста – описания, текста – рассуждения. В целом программа четвёртого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе. Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся.

Преподавание русского языка в 5 классе ведётся по учебнику Ладыженской, что позволяет осуществить коммуникативный подход к изучению русского языка, т.е. направленность учебной работы на становление всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Анализ сформированности основных учебных умений

Большинство учащихся показали глубину и осознанность знаний при работе над лингвистическим анализом текста. Особенно хочется отметить учащихся, которые обладают высокой мотивацией к овладению новым материалом, всегда работают, им интересно всё. Смирнова А., Будыльская Н., Горынина Ю., Балабан Ю. Наряду с этим нужно обратить внимание на учащихся, которые пассивны на уроках, часто просто отсиживаются, у них низкая познавательная активность. Хотя эти учащихся неплохо работают в тетрадях, обладая навыками списывания, схематично распознавая орфограммы. Особое внимание нужно уделить Наукеновой А., Сигалаевой А., Шестерниной Н. . В силу личностных особенностей, низкого уровня обученности в начальной школе, с увеличением объёма нового материала появились серьёзные трудности в обучении. Общий настой класса, его «эмоциональный портрет» позитивный. Вместе с тем нужно отметить определённую неорганизованность, высокий уровень шума и нежелание сразу включиться в учебный процесс в начале урока. Ребята подвижные, требующие постоянного внимания со стороны педагога. В таких случаях полезно переключать деятельность учащихся, включая разные игровые моменты, используя физкультминутки. Недостаточно сформирован уровень учебной дисциплинированности. В тетрадях прослеживается соблюдение единого орфографического режима. Не всегда выполняют работу над ошибками.

Результаты срезового диктанта показали успеваемость-68%, качество знаний-39 % , средний балл -3,1. Ошибки, допущенные учащимися: - безударные гласные в корне слова; - ться и тся в глаголах.

Сравнивая данные, мы видим, что в 4 и 5 классах по русскому языку в целом качество относительно тождественное, около 53%, а вот конкретно по каждому учащемуся картина меняется.

Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний. Многие разделы (например, «Предложение», «Текст», «Словосочетание») знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в начальной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Культура речи», «Жанры речи»). Однако можно наблюдать некоторую «несогласованность» в учебнике для средней школы. Так, авторы учебника в разделе «Повторение изученного в начальной школе. Текст. Предложение» предлагают учащимся назвать сложное предложение, предполагая, что эти сведения уже известны учащимся (упр. 2). 3. Литературное чтение в начальной школе – первое звено в системе единого непрерывного литературного образования и культурологической подготовки учащихся. В современных условиях обострению проблемы преемственности в содержании литературного образования между начальной и средней школой способствует переход начальной школы с предмета «Литературное чтение» на предмет «Литература», когда обучение чтению младших школьников дополняется приобщением их к литературе как к искусству слова. Программа и учебники по литературе привлекают для этой цели высокохудожественные произведения отечественной и зарубежной литературы, знакомят младших школьников с определённым кругом теоретико-литературных понятий. Это даёт позитивный эффект – позволяет уже в младшем школьном возрасте почувствовать разнообразие отечественной и мировой литературы. В четвёртом классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работать с текстом, больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра) (например, первый раздел «Золото, золото – слово народное» посвящён устному народному творчеству. Школьникам даётся представление о былине, углубляется представление о легенде), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, на которых базируется дальнейшее (в средней школе) литературное развитие и образование учащихся. Таким образом, соблюдается преемственность между начальным и средним звеньями школьного литературного образования. Общая логика расположения литературного материала и её соответствие ведущим учебным задачам очевидны: наработка технической базы чтения во втором классе - накопление литературных представлений (идейно – тематических и жанровых) в третьем классе - литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видожанровых особенностей в четвёртом классе. Свидетельствует о преемственности учебного материала для учащихся начального и среднего звена и то, что курс литературы начинается с изучения произведений устного народного творчества. Отрадно отметить, что сохраняется принцип преемственности в изучении творчества таких традиционных для школьного курса писателей, как А.С.Пушкин, С.Я.Маршак, Х.К.Андерсен. Но и тут мы сталкиваемся с несоответствием программ начальной и средней школы. По литературе требуется, во-первых, достаточная для понимания прочитанного скорость чтения, а во-вторых, большой запас лексики. Сказки, рассказы, стихи в учебниках начальной школы содержат простую лексику. Едва ли не самыми сложными произведениями являются сказка А.С.Пушкина и былины с их устаревшей лексикой. В учебнике для пятого класса большое разнообразие лексики, ребёнок порой не в силах понять прочитанное. Учитель тратит много времени на то, чтобы «перевести» прочитанное.

При проведении уроков литературы в 5 классе были выявлены следующие виды деятельности учащихся: УМЕНИЯ воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать наизусть отрывки из стихотворения, давать характеристику главному герою, сопоставлять сюжеты, персонажей литературного произведения, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитат, составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения, подбирать материал о биографии и творчестве писателей

Выводы: Адаптация к условиям обучения в среднем звене школы в процессе обучения русскому языку и литературе проходит в пределах нормы. Общий настрой класса позитивный.

Проанализировав программы и учебники по русскому языку и литературному чтению (литературе) (4 – 5 классы) можно предложить учителям ряд методических рекомендаций по преемственности преподавания. Начальная школа - пятый класс 1.Изучение простого предложения. Разбор простого предложения производится без названия второстепенных членов. Учителям нужно иметь в виду, что: 1) разбор простого предложения производится в начальной школе без названия второстепенных членов; 2) расстановка знаков препинания при обращениях проводится в начальной школе на уровне ознакомления. 2. Слово. 1) предлагать учащимся задания по работе с толковым словарём; 2) углублять, обогащать, и увеличивать словарный запас учащихся; 3) сформировать у младших школьников потребность обращения к словарю как к справочнику того или иного вида.

Общие рекомендации учителям начальных классов 1. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком. 2. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы. 3. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам. 4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля. 5. Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.

Преемственность программ начального и среднего звена

Русский язык

  • знание и понимание тенденций языкового развития от дошкольного до старшего школьного возраста в обогащении словаря, синтаксисе речи и т.д.;
  • чёткое понимание того, как идёт речевое развитие учащихся на каждом последующем этапе их обучения;
  • согласование программ и учебников смежных классов;
  • разработка единого курса русского языка с 1 по 9 классы;
  • пропедевтика в младших классах в изучении тем, которые будут изучаться в более старших классах;
  • согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков, учащихся по русскому языку на разных этапах обучения;
  • умение планировать и видеть конечный результат обучения.

В настоящее время отдельные из названных условий не соблюдаются в полной мере. Это относится, в частности, к «стыковке» программ, а в особенности учебников для начальной и основной школ. На практике получается так, что дети на разных этапах обучения (в начальной и основной школах) занимаются по разным авторским программам и учебникам. Это приводит к многократным, часто неэффективным повторам одного и того же материала или к «выпадению» каких-либо сведений из курса русского языка. Поэтому учителю средней школы приходится «стыковать» материал учебников, тщательно отбирать уже известные и новые для учащихся сведения. Вот почему крайне важно, чтобы учителя начальной школы знали программу, а также учебники, по которым будут потом заниматься их ученики, чтобы учителя начальной школы — для более успешного использования на практике пропедевтического изучения какого-либо материала — знали весь курс русского языка. Большинство материалов учебников для 5 кл. расположены концентрически по отношению к материалам учебников для начальной школы. Многие разделы знакомы учащимся по начальной школе, но вместе с этим объём, конечно, расширяется. Но в учебнике для средней школы есть некоторая «несогласованность» в изложении ряда тем. Большинство сведений из начальной школы остаются практически невостребованными. В программы начальной школы необходимо включать указания, как будут продолжены в основной школе те разделы, темы, основные направления работы, которые начаты в младших классах. Основные проблемы возникали в связи с незнанием как раз требований программы для начальной школы, объёма знаний, с которыми выпускники пришли в среднее звено. Завышенные требования, с которыми подходят учителя средней школы к оценке знаний, умений и навыков учащихся, способствовали тому, что успеваемость детей стремительно падала вниз. Тем самым усугубляется и без того сложное положение детей, которые испытывали большие трудности, связанные с их адаптацией к новым требованиям и условиям обучения на более высокой ступени.

4 класс – традиционное обучение (по русскому языку учебник Зеленина, по литературе – Горецкого).

Выдержки с форума языковедов

Русский язык:
- «Мы считаем, что преемственность прослеживается по учебникам Т.Г. Рамзаевой (начальные классы) и по программе В.В.Бабайцевой (основная школа)» (А.Н.Лоновенко);
- «На мой взгляд, учителя-предметники основной школы более-менее приспособились: например, по русскому языку - если начальная школа шла по развивающему обучению, то далее берем учебник М.М. Разумовской, С.И. Львовой и т.д. Если по классической – то берем учебник Баранова, Т. Ладыженской и т.д.» (М.В.Васильева).

Пути решения проблемы

  1. Изучение личных дел обучающихся, медицинских карт.
  2. Ознакомление обучающихся с Едиными требованиями для учащихся в школе и контроль за соблюдением этих требований.
  3. Соблюдение единого подхода в соответствии с возрастными особенностями школьников.
  4. Создание условий для формирования положительной мотивации обучающихся:

-постоянное использование поощрительной оценки деятельности учеников;

-создание ситуации успеха;

-избежание отрицательных отметок в Iтриместре.

5. Соблюдение в соответствии с СаНПиН объема домашних заданий, проведение физкультминуток.

  • Скинула электронное приложение к учебнику русского языка и фонохрестоматию.
  • Индивидуальные занятия.
  • Проблема в транскрипции букв е, ё, ю, я. Также в выделении окончании глаголов в неопр. Форме. (-ть, на –ать).

        РЕКОМЕНДАЦИИ: По договорённости практиковать взаимопосещение уроков 4-5 классов. Будущие учителя – предметники в течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика, а учитель начальных классов познакомится с методикой проведения уроков учителем среднего звена. Было бы хорошо, если бы учителя средней школы провели несколько уроков русского языка и литературы в классе, где им предстоит работать - нет лучшего способа познакомиться с учениками. Хорошо будет, если класс конкретного учителя начальных классов будет  наследовать  конкретный учитель средней школы. Полугодовые и годовые контрольные работы в 4 классе желательно составлять вместе с учителем 5 класса. Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке. Провести совместное заседание методических объединений учителей русского языка и начальных классов по теме: «Соблюдение единых требований орфографического режима». Учителям, работающим в 4- 5 - ых классах усилить работу по формированию устойчивых ЗУН у учащихся, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести работу по повышению уровня каллиграфии. Учителям 4-5 классов активно использовать разноуровневую дифференциацию в качестве средства, регулирующего нагрузку учеников, разнообразить формы и методы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного материала, регулярно проводить физкультминутки Активно использовать в своей работе ИКТ и метод проектов, побуждая учащихся к активной творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Описание опыта работы в преподавании русского языка и литературы в сельской национальной школе

В данной статье описан опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы в сельской национальной школе.  В этих специфических условиях есть свои неповторимые особенности....

Инновационные методы в преподавании русского языка и литературы. Из опыта работы Ребро Л.В.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игр...

Новые образовательные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы. (из опыта работы)

Материал содержит описание опыта работы по новым образовательным технологиям....

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....

Современные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы в МБОУ «Удинская СОШ» (из опыта работы)

Современные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы в МБОУ «Удинская СОШ» (из опыта работы)...