Технология развития критического мышления.
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Приемы технологии развития критического мышления. Востребованность педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_ped.soveta.ppt | 905.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок «собирает» понятия о предмете (Л. Выготский )
Основоположники: Чарльз Темплу, Курт Мередит, Джинни Стил, Скотт Уолтер, Джим и Кэрол Бирс, Донна и Бад Огл – американские педагоги. Венди Сол – редактор международного журнала «Перемена». Последователи в России: Е.С. Заир-Бек, О. Варшавер, Е.И. Иванышина, Т. Галактионова (г. Санкт-Петербург)
В основе технологии лежит: · диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера · психологические исследования Л.Выготского, Ж. Пиаже и др. · педагогика сотрудничества Ш. Амонашвили
Основа ТРКМ – трехфазная структура урока : вызов осмысление рефлексия
Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Приёмы ТРКМ 1. Верные, неверные высказывания 2. Игра «Верите ли вы?» или «Данетка 3. Дерево предсказаний 4. Корзина идей 5. Кластеры 6. Инсерт 7. Таблица ЗХУ 8. Толстые и тонкие вопросы 9. Зигзаг 10. Синквейн
Приёмы ТРКМ 11. Мозговой штурм 12. Ролевая игра 13. Свободное письмо 14. Перепутанные логические цепи 15. Продвинутая лекция 16. Взаимовопрос 17. Карусель 18. Кубик
Учимся задавать вопросы Прием «Толстые и тонкие вопросы» ? « Толстые» вопросы – это проблемные вопросы, требующие неоднозначного ответа ? «Тонкое» вопросы репродуктивного плана, требующие односложного ответа Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?
Прием «Ромашка Блума» Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?
Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Прием «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию А Б В Г Д Е Ж З 1 2 5 4 Учимся воспринимать информацию
Инсерт ( прием маркировки текста ) V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы . Это стихотворение из пяти строк. Форма письменной рефлексии
В технологии развития критического мышления (ТРКМ) меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая .
Тип урока Работа с информа – ционным текстом Работа с художест- венным текстом Взаимо- обучение Дискуссия Письмо Урок- исследование Вызов Мозговой штурм Кластер Мозговой штурм Верные – неверные утвержде- ния “ Толстые” вопросы Инвентариза-ция Парная мозговая атака Осмысление Инсерт ПМИ Чтение с остановками Зигзаг (мозаика) Перекрестная дискуссия Составление чернового текста, правка Заполнение таблицы ЗХУ Рефлексия Возвраще- ние к кластеру Кластер Сводная таблица Эссе Редактиро- вание Дальнейшее Целеполага-ние Модель построения уроков в технологии развития критического мышления. Тип урока Работа с информа – ционным текстом Работа с художест- венным текстом Взаимо- обучение Дискуссия Письмо Урок- исследование Вызов Мозговой штурм Кластер Мозговой штурм Верные – неверные утвержде- ния “ Толстые” вопросы Инвентариза-ция Парная мозговая атака Осмысление Инсерт ПМИ Чтение с остановками Зигзаг (мозаика) Перекрестная дискуссия Составление чернового текста, правка Заполнение таблицы ЗХУ Рефлексия Возвраще- ние к кластеру Кластер Сводная таблица Эссе Редактиро- вание Дальнейшее Целеполага-ние
Литература Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000. Студент в поле информации и коммуникации. – СПб, PETROC, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...
Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.
«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...