"Гражданско-патриотическое воспитание учащихся" (из опыта работы)
статья на тему
Идея Отечества одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных — предостерегает от множества гнусностей, которые без нее, несомненно, были бы совершены.
М.Е. Салтыков-Щедрин
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie._grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алтайская средняя общеобразовательная школа» Табунского района Алтайского края Гражданско-патриотическое воспитание учащихся (выступление на заседание ШМО классных руководителей) Учитель русского языка и литературы, классный руководитель 10-11 классов МБОУ «Алтайская СОШ» Донцова С.М. с. Алтайское Январь 2014г.
|
СЛАЙД: Идея Отечества одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных — предостерегает от множества гнусностей, которые без нее, несомненно, были бы совершены.
М.Е. Салтыков-Щедрин
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.
СЛАЙД: Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.
- Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
- Гражданское воспитание – это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.
СЛАЙД: Проблемы гражданско-патриотического воспитания:
- Разрыв между теорией и практикой – обучение демократии и правам человека при повсеместном нарушении этих принципов в реальной жизни, т.к. существует низкая политическая и правовая культура (слаба роль судебной ветви власти, мало примеров защиты прав человека…)
- Недостаточное внимание к проблемам воспитания (на первом месте по-прежнему остается обучение), финансируется воспитание в районе по остаточному принципу, специалисты сокращаются в первую очередь из среды вожатых, воспитателей.
- Нарастание бездуховности, социального расслоения, социальной незащищенности граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах СМИ.
Причиной падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе, а также отрицательное влияние друзей и сверстников, ненормальная обстановка в семье. Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству.
СЛАЙД: К чему это приводит?
- Рост подростковой преступности
- Беспризорность
- Безнадзорность
- Наркомания
- Снижение общей культуры молодежи
- Усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь
По словам Д. Медведева, гражданско-патриотическим воспитанием «нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период».
СЛАЙД: Цели:
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества
Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного района, края и страны
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач: СЛАЙД
- Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности
- Способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда
- Сохранение исторической преемственности поколений
- Развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России
- Формирование гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, семье, окружающей природе
- Индивидуализация воспитания
- Ликвидация правовой безграмотности и формирование правовой культуры членов детской организации и всех учащихся школы
СЛАЙД: Модернизация системы образования в России в
XХI веке ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации.
Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности.
СЛАЙД: Нормативно-правовая база
СЛАЙДЫ: Компетентностный подход в гражданском образовании России
СЛАЙД: Через компетентностный подход в образовании отражен такой вид образования, который не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых функций социальных ролей, компетенций.
СЛАЙДЫ: Гражданское воспитание за рубежом
Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.
СЛАЙД: Использование различных учебно-воспитательных форм работы в организации гражданско-патриотического воспитания.
СЛАЙД: Система работы педагогов школы по патриотическому воспитанию учащихся.
СЛАЙД: Направления:
СЛАЙД: Формы работы
СЛАЙД: Виды деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности: начальная школа, среднее звено, старшая школа.
Направления гражданско-патриотического воспитания:
СЛАЙДЫ: Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
СЛАЙДЫ: Историко –краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, районе, крае.
СЛАЙДЫ: Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
СЛАЙДЫ: Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
СЛАЙДЫ: Военно –патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
СЛАЙДЫ: Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
СЛАЙДЫ: Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
СЛАЙДЫ: Результаты анкетирования учащихся 10-11 классов (опрошен 21 учащийся)
СЛАЙД: Выводы
- подавляющее большинство обследованного контингента школьников имеет достаточно зрелое представление о таких базовых, святых для человека и гражданина понятиях, как Родина, патриотизм, которые необходимы для полноценного формирования личности;
- система работы по патриотическому воспитанию в школе наличествует, большинство респондентов удовлетворены состоянием патриотического воспитания;
- подавляющее большинство опрошенных считают необходимым расширение изучения в образовательных учреждениях истории родного края и района;
- для большинства респондентов не только школа является ведущим фактором патриотического воспитания;
- нужны новые подходы и формы воздействия на патриотическое мировоззрение подрастающего поколения.
СЛАЙД: Необходимо всегда помнить, что при всех богатых воспитательных возможностях процесс обучения не может решить весь комплекс задач всестороннего и гармоничного развития личности школьника. Это возможно лишь на основе неразрывной связи процесса обучения с внеклассной и внешкольной работой, на основе комплексного объединения воспитательных влияний школы, семьи, ученических организаций, общественности.
СЛАЙД: «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН» (Н.А.Некрасов).
СЛАЙД: Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План экологического воспитания учащихся (из опыта работы).
Предложена методическая разработка для воспитания у учащихся разных возрастов экологической культуры....
Духовно-нравственное воспитание учащихся (из опыта работы).
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников....
Взаимодействие с социокультурной средой в процессе обучения и воспитания учащихся (из опыта работы)
Учитель – профессия птица,Вряд ли труднее сыскать.С какою другою сравнитсяРебячьи сердца зажигать. Учитель… Что стоит за этим привычным слов...
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБУ «ЛИЦЕЯ № 76 ИМЕНИ В.Н.ПОЛЯКОВА» Г.О.ТОЛЬЯТТИ
Статья о работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи, как одной из главных стратегических задач развити...
Организация работы по экологическому воспитанию учащихся (из опыта работы)
Приводится опыт работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках химии...
Использование материала по истории Холокоста с целью формирования гражданско – патриотической позиции подрастающего поколения. (Из опыта работы)
Память о Холокосте необходима,чтобы наши дети никогда не былижертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.И. БауэрВ статье представлен опыт работы по изучению истории Холокоста в общеобразо...
Статья "Социокультурная образовательная среда кадетской школы как средство социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся (из опыта работы) - журнал "Образование в Югории"
Статья из опыта работы региональной инновационной площадки для регионального журнала "Образование в Югории", 2017...