«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка по математике
«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС» | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме: «Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»
подготовила Никитина А.В.,
учитель математики
МБОУ-СОШ N2
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.
Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые. Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:
изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать? С помощью чего учить?
Как проверить достижение новых образовательных результатов?
Как достичь соответствия новым современным целям образования, ориентированым на развитие мышления и творческих личностных качеств, интереса к математике, формирование ключевых деятельностных компетенций и готовности к саморазвитию.
В основе дидактической системы деятельностного метода лежат следующие дидактические принципы:
Принцип деятельности. Ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире).
Принцип минимакса. Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).
Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности. Предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества. Ориентация на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
С помощью чего учить?
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы :
1. Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов.
3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока по технологии деятельностного метода.
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Обязательным элементом такого урока является учебная проблема:
учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;
учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;
учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.
Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:
невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;
невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;
невыполнимое, но сходное с предыдущими.
В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?; Что вас удивляет?; Сколько есть мнений?". Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".
Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.
Есть два принципиально разных способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке:
учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;
учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы.
Пример 1: Урок по теме "Сумма углов треугольника" - геометрия 7 класс УМК А.В. Погорелова или Л.С.Атанасяна.
Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 900, 1200, 600 градусов.
Побуждающий диалог.
Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)
Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)
Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)
Формулировка учебной проблемы.
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.
- Начертите треугольник.
- Измерьте его углы транспортиром.
- Найдите сумму углов.
- Какие результаты у вас получились?
- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?
- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?
- Сверим вывод с учебником.
- А почему у вас получились неточные результаты?
Для проверки гипотез, вывода формул можно широко использовать исследовательские и практические работы, учебные проекты.
Как проверить достижение новых образовательных результатов?
В условиях введения новых ФГОС особое место нужно отвести планированию результатов обучения. Комплекс универсальных учебных действий (УУД), выполняемых учащимися на уроках каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС.
В соответствии с ФГОС выделяют 4 вида УУД:
Личностные: самоопределение и смыслообразование.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации из текста учебника, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка проблемы, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция , способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, разрешение конфликтов.
На каждом из уроков в основной и старшей школе можно создать условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, входящих в структуру учебной деятельности.
Для проверки уровня сформированности УУД можно использовать диагностики:
-Уровеня сформированности компонентов учебной деятельности.
-Уровеня сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения (тест "Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении").
-Уровеня сформированности способностей к дифференциации, конкретного или абстрактного мышления (тест "Исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных").
Проектируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
В результате проектирования урока будет пакет документов, который содержит план урока или его схему, документы с содержательным компонентом урока и т.п.
Своё выступление хотелось бы закончить словами из стихотворения Николая Рыленкова
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется!!!
И поэтому, хотелось бы пожелать, чтобы мы педагоги предоставляли возможность детям самостоятельно искать и находить, решать, изобретать.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
21 октября я присутствовала в Брянске на семинаре по теме: « Современные подходы к организации и проведению урока математики в условиях реализации ФГОС ( средствами учебно-методического комплекта «Алгоритм успеха») с участием методиста по математике издательского центра «Вентана Граф» Титовой Анны Владимировны. Она предлагала нашему вниманию учебники и методические пособия по математике ( по ФГОСу) авторов Мерзляк А.Г., Поляков В.М. и др. Москва и московская обл. работает по этим учебникам.
Я сама в 5 классах не преподаю и с учебником Никольского не знакома. Поэтому мне сравнивать не с чем, но остальным преподавателя эти учебники очень понравились.
Для себя я отметила следующие положительные стороны данной учебно-методической литературы:
- С 5 по 11 класс один автор, т. е. одни условия обозначения и т. п., учащимся нет необходимости привыкать к учебнику при переходе из 6 в 7 кл., от урока алгебры к уроку геометрии;
- Много практических заданий и номера чередуются ( один для классной работы и аналогичный для домашней). Ведь мы часто сталкиваемся особенно в геометрии: даешь в классе номер, хочется закрепить дома подобным, а его в учебнике нет;
- Полный комплект методических пособий, в том числе разработка технологических карт к каждому уроку;
- После каждой главы идет тест: «Проверь себя», т.е. не надо ни каких дополнительных пособий с тестами.
- В конце каждой главы вынесены все определения по данной теме, т.е. не надо задавать детям повторять несколько параграфов, достаточно назвать одну страницу.
- Задачи с параметрами начинаются с 5 класса.
Представительница издательства привезла с собой на образец все комплекты с 5 по 9 класс. Любой мог подойти посмотреть и познакомится с ними. К концу семинара все было раскуплено. На вопрос можем ли мы перейти на эти учебники получили ответ, что пока нет, т. к. у нас выбран Никольский на 5 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестанд...
Организация современного урока географии в условиях реализации ФГОС.
Урок,являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах.Учитель и ранее и теперь,должен заранее спланировать урок,продумать его организацию,провести урок,осуществить ...
Доклад "Планирование современного урока математики в условиях реализации ФГОС ООО"
Доклад "Планирование современного урока математики в условиях реализации ФГОС ООО"...
«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС» -доклад
В данной статье отражены все основные понятия построения урока математики в рамках ФГОС...
Статья "Современный урок математики в условиях реализации ФГОС".
Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни (Л. Карно)....
«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»
Для учителя и для школы актуальными являются вопросы: Как обучать?, С помощью чего обучать?, Как проверить достижение новых образовательных результатов?...