«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка по математике

Никитина Анна Валериевна

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме: «Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС» 

подготовила Никитина А.В.,

 учитель математики

МБОУ-СОШ N2

Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным  

процессом и давал для него материал.

                                                  К.Д. Ушинский

        Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.

       Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. 

      Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые.  Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели. 

      Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:

изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов). 

    Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать?  С помощью чего учить?

Как проверить достижение новых образовательных результатов?

   

     Как достичь соответствия новым современным целям образования, ориентированым на развитие мышления и творческих личностных качеств, интереса к математике, формирование ключевых деятельностных компетенций и готовности к саморазвитию.

     В основе дидактической системы деятельностного метода лежат следующие дидактические принципы: 

Принцип деятельности. Ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире).

Принцип минимакса. Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).

Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности. Предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества. Ориентация на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

С помощью чего учить? 

           Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы :

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов.

3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока по технологии деятельностного метода. 

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

      Обязательным элементом такого урока является учебная проблема:

учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;

учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;

учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.

          Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:

невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;

невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;

невыполнимое, но сходное с предыдущими.

           В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.

          Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?; Что вас удивляет?; Сколько есть мнений?". Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".

Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.

Есть два принципиально разных способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке:

учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;

учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы.

Пример 1: Урок по теме "Сумма углов треугольника" - геометрия 7 класс УМК А.В. Погорелова или Л.С.Атанасяна.

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 900, 1200, 600 градусов.

Побуждающий диалог.

Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы.

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.

- Начертите треугольник.

- Измерьте его углы транспортиром.

- Найдите сумму углов.

- Какие результаты у вас получились?

- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

- Сверим вывод с учебником.

- А почему у вас получились неточные результаты?

Для проверки гипотез, вывода формул можно широко использовать исследовательские и практические работы, учебные проекты.

Как проверить достижение новых образовательных результатов? 

        В условиях введения новых ФГОС особое место нужно отвести планированию результатов обучения. Комплекс универсальных учебных действий (УУД), выполняемых учащимися на уроках каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС.

В соответствии с ФГОС выделяют 4 вида УУД: 

Личностные: самоопределение и смыслообразование.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации из текста учебника, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка проблемы, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая  саморегуляция , способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, разрешение конфликтов.

    На каждом из уроков в основной и старшей школе можно создать условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, входящих в структуру учебной деятельности.

Для проверки уровня сформированности УУД можно  использовать диагностики:

-Уровеня сформированности компонентов учебной деятельности.

-Уровеня сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения (тест "Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении").

-Уровеня сформированности способностей к дифференциации, конкретного или абстрактного мышления (тест "Исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных").

Проектируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

      Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

         В результате проектирования урока будет пакет документов, который содержит план урока или его схему, документы с содержательным компонентом урока и т.п.

Своё выступление хотелось бы закончить словами из стихотворения Николая Рыленкова

Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идешь за кем-то вслед, 
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется!!!
И поэтому, хотелось бы пожелать, чтобы мы педагоги предоставляли возможность детям самостоятельно искать и находить, решать, изобретать.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

21 октября я присутствовала в Брянске на семинаре по теме: « Современные подходы к организации и проведению урока математики в условиях реализации ФГОС ( средствами учебно-методического комплекта «Алгоритм успеха») с участием методиста по математике издательского центра «Вентана Граф» Титовой Анны Владимировны. Она предлагала нашему вниманию учебники и методические пособия по математике ( по ФГОСу) авторов Мерзляк А.Г., Поляков В.М. и др. Москва и московская обл. работает по этим учебникам.

Я сама в 5 классах не преподаю и с учебником Никольского не знакома. Поэтому мне сравнивать не с чем, но остальным преподавателя эти учебники очень понравились.

Для себя я отметила следующие положительные стороны данной учебно-методической литературы:

  1. С 5 по 11 класс один автор, т. е. одни условия обозначения и т. п., учащимся нет необходимости привыкать к учебнику при переходе из 6 в 7 кл., от урока алгебры к уроку геометрии;
  2. Много практических заданий и номера чередуются ( один для классной работы и аналогичный для домашней). Ведь мы часто сталкиваемся особенно в геометрии: даешь в классе номер, хочется закрепить дома подобным, а его в учебнике нет;
  3. Полный комплект методических пособий, в том числе разработка технологических карт к каждому уроку;
  4. После каждой главы идет тест: «Проверь себя», т.е. не надо ни каких дополнительных пособий с тестами.
  5. В конце каждой главы вынесены все определения по данной теме, т.е. не надо задавать детям повторять несколько параграфов, достаточно назвать одну страницу.
  6. Задачи с параметрами начинаются с 5 класса.

Представительница издательства привезла с собой на образец все комплекты с 5 по 9 класс. Любой мог подойти посмотреть и познакомится с ними. К концу семинара все было раскуплено. На вопрос можем ли мы перейти на эти учебники получили ответ, что пока нет, т. к. у нас выбран Никольский на 5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС

    Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестанд...

Организация современного урока географии в условиях реализации ФГОС.

Урок,являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах.Учитель и ранее и теперь,должен заранее спланировать урок,продумать его организацию,провести урок,осуществить ...

Доклад "Планирование современного урока математики в условиях реализации ФГОС ООО"

Доклад "Планирование современного урока математики в условиях реализации ФГОС ООО"...

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС» -доклад

В данной статье отражены все основные понятия построения урока математики в рамках ФГОС...

Статья "Современный урок математики в условиях реализации ФГОС".

Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни (Л. Карно)....

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»

Для учителя и для школы актуальными являются вопросы: Как обучать?, С помощью чего обучать?, Как проверить достижение новых образовательных результатов?...