Олимпиадные задания по русскому языку и литературе с ответами.
олимпиадные задания на тему
Задания составлены для проведения муниципальной олимпиады для учителей по русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_dlya_uchiteley_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада - 2012 по литературе
1. Внимательно прочитайте каждый из трёх отрывков. Выделите элементы содержания и особенности языка, определяющие принадлежность к одному из литературных направлений. Запишите свои выводы, проиллюстрировав каждое положение примерами.
А) «И ночь задвинула небо тяжкими тучами, и тучи всплескивались, как волны, и море забушевало, как небо. Вихорь спирал, возметал, разбрызгивал пары и волны. То чёрные облака разевали огненную пасть свою, зияющую жалом молний, то белоигривые валы, рыча глотали утлое судно и снова извергали его из хляби. В карбасе едва успевали отливать воду. Паруса уже были убраны, но шквалы хлестали его так сильно, что нагие мачты трещали; он летел, как бешеный конь, и каждую минуту пловцы наши ждали – вот-вот зароется в воду! И вдруг разразился над ними удар грома: огонь ливнем рухнул во все трещины лопнувшего свода небес, и в тот же миг вздутый порывом вал ударил в корму. Карбас пил смерть; миг был ужасный… »
Б) «Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнал ему Историю и указал в ней ему два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения…»
В) «Едва утренняя заря показалась на небе, я встал, вышел на то место берега, где за несколько часов перед тем увидел моего ангела и почувствовал всю цену жизни. Образ её оживлял в глазах моих красоты весеннего утра и синеющего озера. Все предметы вокруг меня дышали нежностию и беспрестанным о ней напоминанием, питали тайный огонь в душе моей. На каждой травке, на каждом листочке видел я голубые глаза и чёрные волосы. Чувства моего сердца летели по следам красавицы и пламенною рекою изливались перед той блаженной хижиной, где она заключалась. Долго манил я себя надеждой, что она придёт сидеть на берег озера; долго ожидал её с необычайным трепетом и страхом, производимым во мне малейшим шорохом – движеньем листочка и шумом ветерка… »
Г) Тело – в палатах, душа – в хлеву: так думал слуга и погонщик мулов о своём хозяине – торговце шёлком кире Спиридоне Валтасаре. Одним словом, кир Спиридон был человеком неосторожным в выражениях и осторожным в деньгах, и его не заботило, что думают о о нём мулы и их погонщики. Он любил ракию из шелковицы и старел от ветра с Карпат, который вызывает зубную боль. Кир Спиридон знал, что один и тот же перец будет по-разному острым утром и вечером и что одним и тем же ароматическим маслом не пользуются на свадьбе и на похоронах. Он считал, что каждая любовь – первая, имел двух жён и одну любовницу, тридцать лет за ушами и столько же золотых монет в кармане. Товар он закупал на Босфоре и перевозил его маленьким караваном, который состоял из погонщика и трёх мулов: один был белым, а два других – чёрными. На постоялом дворе в Белграде возле церкви Святой Пятницы у него попросил милостыню какой-то слепой. Кир Спиридон, суеверный, как ворон, схватился за кошелёк с деньгами, но слепец отказался от денег. Это удивило кира Спиридона, и ему захотелось узнать причину отказа.
2. Определите стихотворный размер в нижеприведённых четверостишиях из произведений В. Я. Брюсова.
А) Где вы, грядущие гунны, Б) Ты должен быть гордым, как знамя;
Что тучей нависла над миром! Ты должен быть острым, как меч;
Слышу ваш топот чугунный Как Данту, подземное пламя
По ещё не открытым Памирам… Должно тебе щёки обжечь…
(В. Брюсов. Грядущие гунны) (В. Брюсов. Поэту)
В) Мой верный друг! Мой враг коварный! Г) Камни, полдень, пыль и молот,
Мой царь! Мой раб! Родной язык! Камни, пыль и зной.
Мои стихи – как дым алтарный! Горе тем, кто свеж и молод
Как вызов яростный – мой крик!. Здесь, в тюрьме земной!..
(В. Брюсов. Родной язык) (В. Брюсов. Каменщик)
Д) Где вы! Слушайте вольные волки!
Повинуйтесь жданному кличу!
У коней развеваются чёлки,
Мы опять летим на добычу…
(В. Брюсов. Скифы)
3. Как известно, литература очень тесно связана с театром. А знаете ли вы театр? Подберите эквиваленты к следующим театральным терминам:
1) Просцениум – часть сцены:
а) боковая, в) задняя,
б) передняя, г) центральная.
2) Травести – амплуа:
а) актёра в роли женщины, б) эксцентрика,
в) трагика, г) актрисы в роли подростка.
3) Бенуар –
а) второй ярус, б) задние ряды партера,
в) боковая ложа, г) ложа напротив сцены.
4) Колосники –
а) механизм поворота сцены, б) люки в полу сцены,
в) верхняя часть сцены, г) крепления для софитов.
4. Расставьте произведения в соответствии со временем их написания.
«Ревизор», «Капитанская дочка», «Хождение за три моря», «Мцыри», «Тарас Бульба», «Домострой», «Руслан и Людмила», «Песня про купца Калашникова».
5. А.С. Пушкин считается основоположником русского литературного языка. Однако всегда ли нам понятны его стихи? Вам представлены цитаты из произведений А.С.Пушкина. Определите значение выделенных слов в данном контексте и выберите необходимый вариант:
1) «Оставьте красный мне колпак,
Пока его за прегрешенья
Не променял я на шишак» -
а) кукиш, б) меч, в) саван, г) шлем.
2) «Был тулуп, да что греха таить?
Заложил вечор у целовальника:
Мороз показался не велик» -
а) брадобрей, б) продавец вина, в) служитель церкви, г) проходимец.
3) «Любимцы счастья, наперсники судьбы
смиренно ей несут любовные мольбы» -
а) властители, б) грешники, в) любимцы, г) денщики.
4) «Блажен в златом кругу вельмож
Пиит, внимаемый царями» -
а) поэт, б) хмельной напиток, в) евнух, г) благочестивый
человек.
5) «Но фрунт герою надоел, -
Теперь коллежский асессор» -
а) труд, б) доклад, в) щеголь, г) войсковой строй.
Ответы.
1. а) романтизм,
б) классицизм,
в) сентиментализм,
г) постмодернизм.
2. а) чередование трёхсложных размеров: 1 и 3 строка – дактиль, 2 строка – амфибрахий, 4 – анапест;
б) амфибрахий;
в) ямб;
г) хорей;
д) дольник.
3. 1) Просцениум – часть сцены б) передняя;
2) травести – амплуа г) актрисы в роли подростка;
3) бенуар – в) боковая ложа;
4) колосники – в) верхняя часть сцены.
4. «Ревизор»
«Капитанская дочка»
«Хождение за три моря»
«Мцыри»
«Тарас Бульба»
«Домострой»
«Руслан и Людмила»
«Песня про купца Калашникова».
5. 1) Шишак – г) шлем;
2) целовальник – б) продавец вина;
3) наперсник – в) любимец;
4) пиит – а) поэт;
5)фрунт – г) войсковой строй.
Олимпиада – 2012 по русскому языку
1. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.
1. Болезненный, тяжёлый сон называют …
2. В освоении космоса у России есть неоспоримый …
3. Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют …
4. Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после тяжёлой болезни называют …
5. Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного …
6. Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат …
7. Исключительное право человека или организации – это …
Д…в…львация, с…б…рит, д…гр…дация, р…аб…л…тация,
л…т…ргический, пр…р…тет, л…в…лас, пр…р…гатива, м…л…нхолия,
п…н…гирик, п…рл…мутр, ф…л…нтроп, экв…в…лент, …м…нс…пация.
2. Один древнегреческий разбойник укладывал схваченных им путников на специальное ложе, и тем, кому это ложе было велико, вытягивал ноги, а тем, кому было мало – отрубал. Так и появилось из этой греческой легенды выражение. Назовите имя разбойника и выражение, с ним связанное. Объясните значение фразеологического оборота, составь те с ним предложение.
3. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
Песенник, подъёмник, спутник, телятник, ударник.
4. Из приведённого списка языков исключите те, которые не являются славянскими:
польский, итальянский, чешский, белорусский, английский, болгарский, сербохорватский, немецкий, старославянский, венгерский, литовский.
5. Сколько различных корней в нижеследующих словах:
а) топка, потоп, топливо, утопленник, растоптать, потопить;
б) косить, косичка, покос, прикоснуться, коситься, касаться, каска.
6. Назовите приёмы звукописи, представленные в следующих текстах, и определите их роль.
1) Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою. (Н.А.Некрасов)
2) Баклажаны бока отлежали. (Н.Матвеева)
7. Назовите троп, использованный в данном стихотворении, и определите его роль в создании художественного образа.
Рублёв XV век
Поэт ходил ногами по земле,
А головою прикасался к небу.
Была душа поэта словно полдень,
А всё лицо заполнили глаза. ( К. Некрасова)
8. Определите, какой части слова – корню, суффиксу или окончанию – принадлежит звук [Й] в словах синий, человеческий, скамья, овечий, гений, играя, зимуют, кудрей, вожатый, соловей.
Ответы
1. 1) летаргическим
2) приоритет
3) ловеласом
4) реабилитацией
5) сибарит
6) эквивалент
7) прерогатива
2. Прокрустово ложе – то, к чему насильственно подгоняют или приспосабливают что-то.
3. «Лишнее» слово – подъёмник, так как только оно является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет.
4. Итальянский, английский, немецкий, венгерский, литовский.
5. а) три корня; б) пять корней.
6. Аллитерация (повторение одинаковых согласных) и ассонанс ( повторение гласных).(1 балл)
1) Аллитерация звука [ч] и ассонанс звука [у], а также сочетание этих звуков [чу] создаёт выразительный звуковой образ мчащегося и гудящего поезда. (2 балла)
2) Аллитерация звуков [б,к,л,ж] и ассонанс звука [а] приводит к тому, что все звуки, из которых в данном предложении состоит подлежащее баклажаны, повторяются в других словах предложения – бока отлежали, что и делает текст художественно ярким. (2 балла)
7. Гипербола (2 балла), лежащая в основе стихотворной строфы, создаёт ёмкий художественный образ средневекового русского живописца, соединившего в своих иконах небесное и земное (3 балла)
8. Синий, кудрей, вожатый – окончанию;
человечий, овечий, играя, зимуют – суффиксу;
скамья, гений, соловей – корню.
( за каждый правильный ответ – 0,5 балла)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс
Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе
Материал рассчитан для учащихся 6 классов....
Нестандартные олимпиадные задания по русскому языку и литературе
Выполнение нестандартных, творческих, практических языковых заданий формирует сознательный интерес ребенка к предмету, активизирует познавательную деятельности, развивает самостоятельность, что ...
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе 5-11 кл
Михайлова Алла Александровнаhttp://nsportal.ru/mikhaylova-alla...
9. Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 класса с ответами
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 класса с ответами...