«Танец и музыка призваны помогать расти и развиваться личности ребенка»
методическая разработка на тему

Камышанская Ирина Евгеньевна

На новом этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой нестандартность подходов к художественному воспитанию - как основе дальнейшего совершенствования личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc72.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

« Дом пионеров и школьников»

р.п. Романовка Саратовская область

Методическое пособие

на тему:

«Танец и музыка призваны помогать расти и  развиваться личности ребенка»

Разработала:

Педагог дополнительного образования детей

Камышанская И.Е.

р.п. Романовка

2016г.

Содержание:

1. Введение.

2. Эстетическое воспитание как средство формирования личности.

3. Роль музыкально - ритмической  деятельности в художественно-эстетическом

развитии детей.

4. Заключение.

5. Список литературы.

1. Введение

На новом этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой нестандартность подходов к художественному воспитанию - как основе дальнейшего совершенствования личности.

Наибольший интерес в этом плане представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.

Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития младших школьников. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений.

Анализ практики художественного воспитания младших школьников свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографии в художественном воспитании детей и недостаточно эффективном практическом её использовании. Отчасти это объясняется тем, что возможности художественного воспитания используются не в полной мере. Так, многие школы преимущественно уделяют внимание передаче знаний, а формирование нравственных и эмоциональных чувств либо считается второстепенным, либо вообще не принимается во внимание.

А в искусстве хореографии как раз и заложены многие формы художественного воспитания детей. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.

С психологической точки зрения начальная школа является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Начальная школа также является сензетивным периодом (т.е. наиболее благоприятным) для развития творческого воображения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

2. Эстетическое воспитание как средство формирования личности.

Способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить его делают

жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Она оказывает большое влияние

на формирование человеческой личности и, в первую очередь, ее морального облика.

Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более

прочным и устойчивым. «Одно дело привлечение подарком, наградой, премией или

какими-нибудь благами для отдельной личности, - говорил А.С.Макаренко, - и другое

дело – привлечение эстетикой поступка, его внутренней сущностью».

Цель эстетического воспитания – формирование у подрастающих поколений

эстетического идеала, который обобщает наиболее важные и существенные эстетические

представления  и взгляды человека.

Воспитание эстетического идеала предполагает прежде всего  развитие у учащихся

эстетических чувств и эстетического восприятия. Одни и те же явления действительности

и искусства можно видеть, чувствовать и воспринимать по-разному. Одни могут часами

любоваться красотой природы и картинами художников, а вторые и к тому и другому

совершенно равнодушны. Развитие эстетического восприятия невозможно без обогащения

учащихся эстетическими впечатлениями, без развития у них эмоционального, личного

отношения к воспринимаемому. Необходимо воспитывать у учащихся эмоциональную

отзывчивость, обращать их внимание на прекрасное в окружающей жизни и быту, в

произведениях искусства.

Богатство и ценность эстетических чувств и переживаний заключается не в

количестве, а в их глубине и устойчивости. Глубокое чувство определяет все поведение и

деятельность человека, свидетельствует о цельности его натуры.

Эстетическое воспитание учащихся происходит в процессе всей учебно-

воспитательной работы. Учебный труд, производственная практика, общественно-

полезная работа, туристические походы по родному краю, культура труда и быта – все это

наряду с теоретической подготовкой к профессии и формированием морального облика

учащихся может быть использовано и для их эстетического воспитания. Однако

основным средством эстетического воспитания, позволяющим наиболее успешно решать

все изложенные выше задачи эстетического воспитания, служит искусство.

«Ни музыка, ни литература, ни какой другой вид искусства в настоящем смысле этого

слова,- говорил П.И. Чайковский,- не существуют для простой забавы, они отвечают

более глубоким потребностям человеческого общества, нежели необыкновенная жажда

легких развлечений».

3. Роль музыкально - ритмической  деятельности в художественно- эстетическом развитии детей.

Музыкально- ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи  музыкально-эстетических переживаний.

Музыкальное воспитание в работе с детьми школьного возраста уже давно выделилось в самостоятельный предмет. Это воспитание культурных или хотя бы музыкально грамотных слушателей,  из числа которых попутно можно отобрать наиболее одаренных для профессионализации.

Проведение такой работы требует, конечно, на первых порах всевозможных приемов, способных заинтересовать детей, приобщить их к музыке. Одновременно преподаются элементы музыкальной грамоты, бережно развивается слух, даются сведения о музыке, композиторах, исполнителях.

Музыкальное воспитание – это процесс развития музыкальности не только как способности понять,  но и глубоко пережить, почувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушающим. Только тогда музыка надолго останется в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении и поведении.

Только устремленность к такому развитию музыкальности позволяет нам смотреть на музыкальное воспитание как на процесс глубоко важный и нужный для наших детей. В этом процессе надо не только дать им полезные музыкальные навыки и знания, но и уметь их развить.

При такой целевой установке движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом,  основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку.

Каждый день жизни выдвигает новые задачи в деле эстетического воспитания подрастающего поколения. Решение этих задач будет способствовать всестороннему развитию учащихся и внесет обновление в хореографическую работу с детьми.

Танец и музыка – родственные искусства, между ними существует глубокая взаимосвязь. Эти два искусства близки нашим детям и молодежи, они призваны помогать личности расти и развиваться.

Музыка является душой танца. Она создает то творческое настроение, ту эмоциональную атмосферу, которые необходимы для создания образа в танце. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность.

Весь процесс хореографической работы способствует физическому развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию. Я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся в процессе занятий не только приобретали знания по танцу, но и получали музыкально-хореографическое воспитание. В процесс создания танца входит и прослушивание музыки для намеченной постановки.

Задача музыкального движения – воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность  в ней, готовить из них чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.

Занятия музыкальными движениями должны развивать музыкальность детей. Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности – чувствовать музыкальный образ.

Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и воображение.

На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки. У детей развивается «умение слушать музыку, как логичное и последовательное действие». В специальных упражнениях, играх, танцах они сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки.

Творческая активность проявляется по-разному: и  тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают  свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют упражнения с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.

В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых. Сопоставление конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лиричных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.

Успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и движение.

Музыка и движение помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т.п.)

Главная задача музыкально- ритмической   деятельности – развивать и углублять творческие способности детей, уметь создавать  музыкально-двигательные образы самостоятельно, используя при этом навыки, полученные на музыкально-двигательных занятиях ранее.

Учащиеся обычно приходят на первый урок хореографии полные интереса и ожидания.  Многие из них уже не раз встречались с музыкой – все они, конечно, охотно прыгали, скакали, бегали, как это свойственно всем детям. Но далеко не все из них учились соединять музыку с движением, что могло бы им дать и новое ощущение музыки, и новое качество движения.

С самого начала работы дети должны приобрести первые необходимые музыкально двигательные навыки: они привыкают внимательно слушать музыку во время движения – начинать или оканчивать движение, сменять одно движение другим.

Все эти «команды» дает музыка; без внимания к ней  музыкальное движение невозможно и неинтересно.

Внимание к музыке еще более обостряется тем, что предварительного прослушивания и обсуждения музыки нового танца не проводится.

Разъяснив детям содержание упражнения и его структуру, педагог предупреждает детей, чтобы они приготовились к движению с началом музыки, а затем предоставляет им выполнять задание так, как они его поняли, как им подскажет музыка.

Одновременно педагог для развития у детей музыкально-двигательной памяти спрашивает: «Что мы делали в прошлый раз под эту музыку?» - или предоставляет им самим начинать упражнение, услышав знакомую музыку. Так у детей воспитывается непрерывное и заинтересованное внимание к музыке,  дети привыкают следить за музыкальным рассказом  так же, как они слушают стихи,  сказку.

С первых дней занятий у детей должны активизироваться связь между музыкой и движением. Необходимо возбудить у ребят желание двигаться, когда звучит музыка, сделать для них связь музыки с движением привычной, естественной. Дети должны получать радость от движений и музыки; движения усиливают их эмоциональный отклик на музыку

Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка органически связаны. Для этого восприятие музыки и двигательная  реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.

Для того чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд танцевальных навыков.

Танец имеет большое воспитательное значение и оказывает положительное влияние на эстетическое развитие детей, на рост их общей культуры.

Цель хореографических занятий – научить детей и подростков красиво и правильно двигаться. Необходимо расширять горизонты музыкального развития наших учащихся, воспитывать их вкус на музыке мелодичной, понятной, богатой мыслями и чувствами. Танец должен явиться средством, способствующим закреплению музыкальных впечатлений.

4. Заключение.

Несмотря на многовековое прошлое, искусство танца не потеряло своей актуальности и в наше время. Создано множество методик преподавания в различных областях хореографии, основанных на опыте прошлого, но адаптированных к настоящему.

В основе хореографического воспитания лежит системный, долголетний тяжелый труд. Нужна большая выносливость, дисциплинированность, самоконтроль, упорство в преодолении трудностей, стремление к самосовершенствованию, любовь к танцевальному искусству.

Целью занятий является приобщение учащихся к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.

Данная цель предусматривает решение следующих задач:

- развитие суставно-связочного аппарата и мускулатуры;

- развитие силы, ловкости и координации движений;

- правильная постановка корпуса, рук, ног, головы, выработка осанки;

- овладение техникой танца;

- овладение актерским мастерством;

- развитие творческого мышления, умение использовать полученные знания, навыки и умение в сценической практике;

- воспитание личности учащихся, развитие художественно-эстетического вкуса, любви к богатому национальному наследию.

В процессе постановочной работы, репетиций дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческая инициатива, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением.

Учащиеся во время обучения должны получить представления о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца - это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.

Танец и музыка – родственные искусства, между ними существует глубокая взаимосвязь. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность.

Литература.

1. А.Баранов « Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах»,- М., «Дополнительное образование»,-2003, №1.

2. С.Руднева, Э. Фиш « Ритмика. Музыкальное движение», М., «Просвещение», - 1972.

3. В. Светинская «Танцевальные постановки для детей», - М., «Музыка»,-1966.

4. «Театральная энциклопедия. Классический танец», - М., Советская энциклопедия,- 1964, с.64.

5. Петров И.С. Формирование музыкальной культуры у учащихся, -     Чебоксары,   1987.

6. Эстетическое воспитание школьников, - М., Просвещение, 1994.

7. Захаров Р.  « Слово о танце» Изд.  « Молодая гвардия» Москва 1977 год

8. Резникова З. « Танцы для детей» Изд. « Советская Россия» Москва 1968 год

9.  «Фольклор- музыка- театр» под редакцией С.И. Мерзляковой

Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва- 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа"Развитие творческой личности ребенка на уроках музыки"

• Урок музыки - источник для музыкально-творческойдеятельности учителя и учащихся.                         ...

Проект "Развитие творческой личности ребенка на уроках музыки"

Школьная программа “Музыка” нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно вл...

Роль музыки в формировании личности ребенка /Выступление на заседании МО/

Роль музыки в формировании личности ребенка /Выступление на заседании МО/...

Влияние музыки, во время рисования, на процесс развития личности ребенка

В своей статье я хочу рассказать какую музыку дети слушают и как она влияет на их работы на уроке изобразительного искусства....

Современный танец как средство развития физической и творческой личности школьника.

В статье рассматривается возможности формирования физической и творческой личности учащегося по средству современного танца....

Предмет «Музыка и движение» 6 класс «Особый ребенок» «Музыкальные жанры: песня, танец, марш».

Тема: «Музыкальные жанры: песня, танец, марш».Тип урока: Урок закрепления музыкального материала.Цель урока: усвоение и расширение учащимися знаний о музыкальных жанрах, музыкальных инстру...