Типичные ошибки педагога
консультация на тему

Нехаёнок Марина Альбертовна

Что недопустимо в отношениях учителей и учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oshibki_vzroslyh.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

ОШИБКИ  В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ[1]

Властолюбивое или мстительное поведение – это серьезная проблема для самого ребенка, педагога и других детей. Важно не допускать типичные ошибки в ответ на провоцирующее поведение ребенка. 

ТИПИЧНЫЕ

Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:

• повышаем голос,

• произносим фразу типа: «Главная здесь пока еще я»,

• оставляем последнее слово за собой,

• начинаем кричать,

• используем такие позы и жесты, которые «давят»: сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,

• используем иронию или сарказм, хотя бы потому, что дети не понимают иронии, а просто воспринимают ее как что-то обидное и одновременно туманное,

• оцениваем характер ребенка,

• действуем как начальник (с превосходством), используем физическую силу,

• втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,

• настаиваем на своей правоте,

• читаем проповеди,

• ставим ребенка в угол,

• оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,

• делаем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,

• необоснованно обвиняем, придираемся,

• изображаем негодование,

• передразниваем детей,

• сравниваем одного ребенка с другим,

• командуем, требуем, давим,

• неуместно поощряем ребенка (некоторые «награды» напоминают взятки и подкрепляют плохое поведение).

Правила конструктивного взаимодействия с властными и мстительными детьми

1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка.

2. Займитесь собственными негативными эмоциями — выделите «свой вклад» в развитие

конфликта.

3. Не усиливайте напряжение ситуации.

4. Обязательно обсудите поступок, но позже.

5. Позвольте ребенку «сохранить» лицо.

6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. 

САНКЦИИ

За нарушениями поведения очевидным образом должно последовать наказание. В рамках нашей концепции говорится не о наказании, а о санкциях. Три отличия санкций от наказаний:

1. Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения. Санкции, которые вы применяете к ребенку, должны быть очевидно логически связаны с этим нарушением. Чем теснее связь и чем яснее она видна, тем ценнее этот опыт для ребенка.

2. Санкции соразмерны проступку: интенсивность и тяжесть санкции должны быть соразмерны проступку. Санкции применяются не для того, чтобы унизить ребенка или успокоить обиженного учителя, а для того, чтобы научить ребенка в будущем выбирать правильное поведение. Соразмерная санкция не унизит, не обесценит ребенка.

3. Санкции созидательны. Созидательная санкция не закроет ребенку путь к хорошему поведению в будущем. Для этого надо постараться избежать типичных воспитательных ошибок, то есть необходимо:

  • не называть имена и не сравнивать с другими,
  • не обвинять
  • не стыдить и не позорить,
  •  избегать морализаторства.                

Формулирование санкции должно быть неэмоциональным, в вежливых терминах и основываться на фактах. Если санкции не связаны с поступком, не соразмерны проступку и не созидательны по форме, они превращаются в наказание, а следствием наказания становится обида, ожесточение, оборона.


[1] По кн.:  Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А.  «Учитель и проблемы дисциплины», М., Генезис.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагменты ученических сочинений с типичными ошибками

Данный материал направлен на подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ. На примере ученических сочинений школьники смогут увидеть типичные ошибки и исправить их. ...

Типичные ошибки , допущенные учащимися 9 классов на пробном экзамене по географии . ГИА – 2011г.

Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы. Назначение экзаменационной работы – оцени...

Типичные ошибки при создании презентаций

. Сложность создания хорошей презентации не в технических вопросах. Они осваиваются единожды и за минимум времени. Настоящие вопросы сложнее. Они требуют больше времени на размышление и часто не имеют...

Типичные ошибки в воспитании подростков

Материал предназначен для проведения родительского собрания...

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Консультация для педагогов "Типичные ошибки при обучении детей ПДД"

При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. Обучение по старым правилам неприемлемо для дорожной обстановки в современном городе и опа...

Выступление на педсовете педагога-психолога школы Захаровой М.Г. «Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения».

Мы совершаем типичные ошибки в общении с учащимися, которые существуют в огромном количество, но выделим некоторые из них, чтобы понять причины недопонимания....