Методические рекомендации к самостоятельной работе по МДК 01.04 История и теория средового дизайна
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sr_ist_sr_diz.doc | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов
по МДК 01.04 История и теория средового дизайна
специальности 072501 Дизайн
Преподаватель : Батлук Л.И.
Алексеевка – 2014
Рассмотрено на заседании ПЦК
Общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
специальности 072501 Дизайн
Протокол № ___от «____»___________2014 г.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
по МДК 01.04 История и теория средового дизайна
по специальности 072501 Дизайн
Составитель: Батлук Л.И
Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности СПО 072501 Дизайн, предназначены для студентов, используются при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 01.04 История и теория средового дизайна.
В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение……………………………………………………………………………………4
II. График выполнения студентами самостоятельной работы……………………………8
III. Методические указания к выполнению заданий для внеаудиторной
самостоятельной работы……………………………………………………………………10
IV. Приложение……………………………………………………………………………..15
Приложение 1………………………………………………………………………………..15
Приложение 2………………………………………………………………………………..18
Приложение 3………………………………………………………………………………..19
Приложение 4………………………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания предназначены для студентов специальности 072501 Дизайн при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 01.04 История и теория средового дизайна.
Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по МДК 01.04 История и теория средового дизайна.
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование следующих компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
1 | 2 |
ПК 1.1 | Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. |
ПК 1.2 | Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна. |
ПК 1.3 | Производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта. |
ПК 1.4 | Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта. |
ПК 1.5 | Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
В результате освоения МДК 01.04 История и теория средового дизайна обучающийся должен
Знать:
- основные этапы истории развития средового дизайна;
- Характерные особенности стилей в средовом дизайне, влияющие на формирование эстетических взглядов
Уметь:.
- определять стилевые особенности в искусстве дизайна разных эпох и направлений;
- применять знания истории средового дизайна в художественно-проектной практике.
Самостоятельная работа студентов (СРС) - это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.
Согласно типовому положению об образовательном учреждении СПО целями СРС являются:
• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
• углубление и расширение теоретических знаний;
• формирование умений использовать различные информационные источники: нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
• развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• развитие исследовательских умений.
В связи с вышеизложенным целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, через вовлечение в него студента, который из пассивного объекта обучения становится активным субъектом учебного процесса. Из этого следует:
• способность занимать в обучении активную позицию;
• готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
• умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
• привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
• осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Виды самостоятельной работы студентов:
Репродуктивная самостоятельная работа – самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет – ресурсы, повторение учебного материала и др.
Познавательно – поисковая самостоятельная работа – подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.
Творческая самостоятельная работа - написание рефератов, научных статей, участие - научно – исследовательской работе, подготовка дипломной работы (проекта). Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции.
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов основ изобразительной грамотности, культуры будущих специалистов. В результате выполнения самостоятельной работы студенты должны расширить свои знания по основным разделам дисциплины путем поиска, овладеть навыками рисования, обработки, анализа и систематизации информации. Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.
Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.
Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса каждый студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы используется защита сообщений, выступление на занятиях, просмотр выполненных графических работ.
ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Содержание самостоятельной работы | Форма контроля | Сроки контроля |
3 семестр Раздел 1. Общие понятия дизайна | |||||
1 | Тема1.6 Особенности дизайнерского проектирования. Цели и средства дизайнерского проектирования | 6 | Сбор фотоматериалов по истории дизайна | просмотр | Занятие №17-18 |
Раздел 2. Ландшафтный дизайн | |||||
2 | Тема2.1.Ландшафтный дизайн. История ландшафтного дизайна. Искусство ландшафтного дизайна. | 6 | Выполнение копий зарисовок ландшафтных композиций | Текущий контроль просмотр рисунков | Занятие №21-22 |
Раздел 3. Стили ландшафтного дизайна | |||||
5 | Тема 3.2. Классический стиль в ландшафтном дизайне. | 6 | Презентация по теме «Стили ландшафтного дизайна» | Промежуточный контроль. Просмотр с обсуждением | Занятие №29-30 |
6 | Тема 3.6. Ландшафтный дизайн в стиле кантри (деревенский стиль) | 4 | Изучение видеоматериалов. Разработка эскизов объектов современного ландшафтного дизайна. | Представление конспекта и зарисовок | Занятие №39-40 |
Раздел 4. Изображение объектов и элементов дизайна | |||||
7 | Тема4.3.Ландшафтная композиция с применением растительности, геопластики и водных устройств. | 2 | Разработка эскизов ландшафтных композиций ландшафтного дизайна с применением растительности. | Текущий контроль. Доработка практической работы | Занятие №51-52 |
Раздел 5 Декоративная дендрология | |||||
8 | Тема 5.5. Архитектоника растений. | 2 | Подготовка к зачётному уроку | Фронтальный опрос .проверка подготовленных материалов к уроку | Занятие№61-62 |
4 семестр Раздел 2 История архитектурных стилей | |||||
9 | Тема 2.1 Архитектура эпохи капитализма | 2 | Сбор фотоматериалов по истории дизайна архитектурной среды | Фронтальный опрос | Занятие№7-8 |
Раздел 3 Русская архитектура | |||||
10 | Тема 3.1 Архитектура 9-14вв. Архитектура 15-17вв. Архитектура первой половины 18в Вторая половина 18в. Середина 19 начала 20вв. | 2 | Презентация по теме «Модерн в России» | Просмотр презентаций, текущий контроль | Занятие№ 9-10 |
Раздел 4 Советская архитектура | |||||
11 | Тема 4.1. Архитектура 1917-1932гг. Архитектура 1933-1955гг. | 2 | Изучение видеоматериалов. Разработка эскизов объектов современной архитектуры | Фронтальный опрос | Знятие№13-14 |
Раздел 5 Композиция, конструкция и отделка зданий | |||||
12 | Тема 5.2. Виды архитектурной композиции. | 2 | Разработка эскизов объектов архитектуры | Практический контроль | Занятие№17-18 |
Раздел 6 Классификация зданий, их конструктивные и декоративные элементы | |||||
13 | Тема 6.2 Конструктивные схемы зданий и материалы несущих конструкций. | 4 | Выполнение копий, архитектурных сооружений | Проверка рисунков Практический контроль | Занятие№19-20 |
Раздел 7 Конструктивные элементы зданий | |||||
14 | Тема7.2. Подземная часть здания. Несущий остов здания. | 2 | -Изучение видеоматериалов. -Работа с творческими источниками. -Подготовка к практическим занятиям | Текущий контроль | Занятие№63-64 |
5 семестр Раздел1 « История дизайна интерьера. Национальные стили в оформлении интерьера» | |||||
15 | Тема1.2 Перспектива. Виды перспективы в интерьере | 6 | Выполнение презентации на тему «Дизайн интерьера» -подбор материала для презентации -создание и обработка слайдов к презентации | Текущий контроль | Занятие№5-6 |
16 | Тема1.7 Особенности дизайна различных функциональных зон жилых помещений. | 4 | Сбор демонстрационного материала по дизайну интерьера. | Практический контроль | Занятие№15-16 |
17 | Тема1.8 «Западные стили» в интерьере. Стиль кантри. | 6 | Выполнение презентации на тему «Национальные стили в интерьере» -подбор материала для презентации -создание и обработка слайдов к презентации | Текущий контроль Фронтальный опрос | Занятие№17-18 |
6 семестр Раздел 2 История дизайна интерьера. Исторические стили в оформлении интерьера | |||||
18 | Тема2.1 Копирование отдельных элементов интерьера в стиле Древний Египет | 6 | Выполнение презентации на тему: -подбор материала для презентации -создание и обработка слайдов к презентации | Текущий контроль | Занятие№7-8 |
19 | Тема2.7 Византийский стиль в интерьере. | 4 | -Сбор демонстрационного материала по дизайну интерьера в Византийском стиле. -оформление демонстрационного альбома | Практический контроль | Занятие№19-20 |
20 | Тема2.8 Характерные особенности в отделке интерьера в Византийском стиле. | 6 | Презентация по теме: «Исторические стили в интерьере» -сбор материала для презентации -создание и обработка слайдов к презентации | Текущий контроль | Занятие№19-20 |
21 | Тема2.14 Интерьер в стиле Барокко. | 4 | Презентация по теме: «Стиль Барокко» -сбор материала для презентации --создание и обработка слайдов к презентации | Текущий контроль | Занятие№33-34 |
22 | Тема2.22 Интерьер в стиле Эклектика. | 4 | Работа с литературой Сообщение «Стиль Эклектика и Ампир в истории дизайна» | Текущий контроль. Конспектирование материала по теме | Занятие№49-50 |
23 | Тема 2.24 Дизайн интерьера в стиле модерн | 2 | Выполнение творческого задания Интерьер в стиле Модерн. | Практический контроль | Занятие№53-54 |
24 | Тема 2.27 Стиль Неоклассика в интерьере. | 4 | Подготовка к дифференцированному зачёту | Итоговый контроль | Занятие№59-60 |
7 семестр Раздел 5 Промышленный дизайн | |||||
25 | Тема 5.2 История развития промышленного дизайна в России | 6 | Сбор информационного материала Сообщение по теме «Промышленный дизайн» | Текущий контроль | Занятие№5-6 |
26 | Тема 5.7 Костюм Нового времени(17-18вв),Костюм 19 века | 4 | Презентация по теме «Современный костюм» | Текущий контроль | Занятие№15-16 |
27 | Тема 5.9 Основы творческого процесса: постановка задачи, замысел, проект. | 2 | Подбор материала для практической работы « проектирование игрушки» | Практический контроль | Занятие№19-20 |
28 | Тема 5.11 Транспортный дизайн- как вид творческой деятельности. | 2 | Разработка эскизных проектов промышленной продукции транспортного дизайна | Практический контроль | Занятие№23-24 |
29 | Тема 5.13 История развития текстильного дизайна. | 6 | Выполнение презентации по теме «Текстильный дизайн» -подбор материала для презентации -создание и обработка слайдов к презентации | Текущий контроль | Занятие№27-28 |
30 | Тема 5. 15 Стили и направления в дизайне посуды | 4 |
Сбор иллюстрированного материала Борисовской керамики | Практический контроль | Занятие№31-32 |
8 семестр Раздел 6 Графический дизайн | |||||
31 | Тема 6.1 Графический дизайн. Основы графического дизайна | 4 | Запись лекционного материала Изучение материала Сообщение по теме «Графический дизайн» | Текущий контроль Фронтальный опрос | Занятие№5-6 |
32 | Тема6.3 Основные продукты графического дизайна | 2 | Подготовка к практическим занятиям | Практический контроль | Занятие№7-8 |
33 | Тема6.6 Компьютерные технологии. | 4 | Сообщение «Изучение и получение профессиональных навыков в работе с разнообразными графическими пакетами» | Фронтальный опрос | Занятие№13-14 |
Подготовка к экзамену |
Методические указания к выполнению заданий для внеуадиторной самостоятельной работы
Темы самостоятельных работ по МДК 01.04 «История и теория средового дизайна» формируются следующим образом:
-расширить теоретические знания в области средового дизайна;
-расширить знания в области архитектуры, ландшафта, интерьер ;
-новые знания в области технических приёмов работы с различными материалами;
-развитие глазомера у студентов при изображении эскизных проектов;
-развитие умений правильно вести работу;
-развитие умений видеть и сравнивать предметы между собой;
-развитие практических навыков в изображении дизайн-проектов.
Раздел 1. Общие понятия дизайна
Тема1.6 Особенности дизайнерского проектирования. Цели и средства дизайнерского проектирования
Сбор фотоматериалов по истории дизайна
- проверка на этапах выполнения работы;
- заслушивание и обсуждение вопросов в аудитории на занятии;
Литература:
Бхаскаран Л. Дизайн и время: Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: АРТ-РОДНИК. 2006.
Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учеб. для вузов. М.: Омега-Л, 2006.
Лаврентьев А.Н. История дизайна. М.: Гардарики, 2007
Форма контроля: текущий просмотр
Раздел 2. Ландшафтный дизайн
Тема2.1.Ландшафтный дизайн. История ландшафтного дизайна. Искусство ландшафтного дизайна.
*Выполнение копий зарисовок ландшафтных композиций
Составление презентации:
«Последовательность рисования ландшафтных композиций»
План:
1. Этапы работы над ландшафтом
2. Правила изображения
Форма контроля:
Практический
Раздел 3. Стили ландшафтного дизайна
Тема 3.2.
Классический стиль в ландшафтном дизайне.
Задание: Презентация по теме «Стили ландшафтного дизайна»
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• научиться составлять презентацию
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор слайдов
3. Подготовить и оформить слайдовую презентацию
Форма контроля:
Практический
Тема 3.6. Ландшафтный дизайн в стиле кантри (деревенский стиль)
Задание: Изучение видеоматериалов. Разработка эскизов объектов современного ландшафтного дизайна.
Форма контроля:
Практический
Раздел 4. Изображение объектов и элементов дизайна
Тема 4.3.Ландшафтная композиция с применением растительности, геопластики и водных устройств.
Задание: Разработка эскизов композиций ландшафтного дизайна с применением растительности.
Форма контроля:
Практический
Раздел 5 Декоративная дендрология
Тема 5.5. Архитектоника растений.
Задание: Подготовка к зачётному уроку
Форма контроля:
Устный опрос
4 семестр
Раздел 2 История архитектурных стилей
Тема 2.1 Архитектура эпохи капитализма
Задание: Сбор фотоматериалов по истории дизайна архитектурной среды
Форма контроля:
Практический
Раздел 3 Русская архитектура
Тема 3.1 Архитектура 9-14вв.
Архитектура 15-17вв.
Архитектура первой половины 18в
Вторая половина 18в. Середина 19 начала 20вв.
Задание: Презентация по теме «Модерн в России»
Форма контроля:
Просмотр презентаций
Раздел 4 Советская архитектура
Тема 4.1. Архитектура 1917-1932гг.
Архитектура 1933-1955гг.
Задание: Изучение видеоматериалов. Разработка эскизов объектов современной архитектуры
Форма контроля:
практический
Раздел 5 Композиция, конструкция и отделка зданий
Тема 5.2. Виды архитектурной композиции.
Задание: Разработка эскизов объектов архитектуры
Форма контроля:
Практический
Раздел 6 Классификация зданий, их конструктивные и декоративные элементы
Тема 6.2 Конструктивные схемы зданий и материалы несущих конструкций.
Задание: Выполнение копий, архитектурных сооружений
Форма контроля:
Практический
Раздел 7 Конструктивные элементы зданий
Тема 7.2. Подземная часть здания.
Несущий остов здания.
Задание: -Изучение видеоматериалов.
-Работа с творческими источниками.
-Подготовка к практическим занятиям
Форма контроля:
Практический
5 семестр
Раздел 1 « История дизайна интерьера. Национальные стили в оформлении интерьера»
Тема1.2 Перспектива. Виды перспективы в интерьере
Задание: Выполнение презентации на тему «Дизайн интерьера»
-подбор материала для презентации
-создание и обработка слайдов к презентации
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• научиться составлять презентацию
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор слайдов
3. Подготовить и оформить слайдовую презентацию
Форма контроля:
Просмотр презентаций
Тема1.7 Особенности дизайна различных функциональных зон жилых помещений.
Задание: Сбор демонстрационного материала по дизайну интерьера.
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• Оформить накопительную папку по данной теме
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор иллюстративного материала
3. Подготовить и оформить альбом
Форма контроля:
Практический
Тема1.8 «Западные стили» в интерьере. Стиль кантри.
Задание: Выполнение презентации на тему «Национальные стили в интерьере»
-подбор материала для презентации
-создание и обработка слайдов к презентации
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• научиться составлять презентацию
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор слайдов
3. Подготовить и оформить слайдовую презентацию
Форма контроля:
Просмотр презентаций
6 семестр
Раздел 2 История дизайна интерьера. Исторические стили в оформлении интерьера
Тема2.1 Копирование отдельных элементов интерьера в стиле Древний Египет
Задание: Выполнение презентации на тему:»Исторические стили в интерьере»
-подбор материала для презентации
-создание и обработка слайдов к презентации
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• научиться составлять презентацию
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор слайдов
3. Подготовить и оформить слайдовую презентацию
Форма контроля:
Просмотр презентаций
Тема2.7 Византийский стиль в интерьере
Задание: -Сбор демонстрационного материала по дизайну интерьера в Византийском стиле.
-оформление демонстрационного альбома
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• подобрать иллюстративный материал
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор слайдов
3. Подготовить и оформить демонстрационный альбом
Форма контроля:
Практический
Тема2.8 Характерные особенности в отделке интерьера в Византийском стиле.
Задание:
Презентация по теме: «Исторические стили в интерьере»
-сбор материала для презентации
-создание и обработка слайдов к презентации
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• научиться составлять презентацию
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор слайдов
3. Подготовить и оформить слайдовую презентацию
Форма контроля:
Просмотр презентаций
Тема2.14 Интерьер в стиле Барокко.
Задание:
Презентация по теме: «Стиль Барокко»
-сбор материала для презентации
-создание и обработка слайдов к презентации
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• научиться составлять презентацию
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор слайдов
3. Подготовить и оформить слайдовую презентацию
Форма контроля:
Просмотр презентаций
Тема2.22 Интерьер в стиле Эклектика.
Задание:
Работа с литературой
Сообщение «Стиль Эклектика и Ампир в истории дизайна»
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• научиться выполнять сообщение по заданной теме
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор иллюстративного материала
3. Подготовить и оформить сообщение по заданной теме
Форма контроля:
Практический
Тема 2.24 Дизайн интерьера в стиле модерн
Задание:
Работа с литературой
Сообщение «Стиль Эклектика и Ампир в истории дизайна»
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• научиться выполнять сообщение по заданной теме
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор иллюстративного материала
3. Подготовить и оформить сообщение по заданной теме
Форма контроля:
Защита сообщений
Тема 2.27 Стиль Неоклассика в интерьере.
Задание: Подготовка к дифференцированному зачёту
Работа с литературой
Цели:
• закрепить знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
Форма контроля:
Работа по карточкам
7 семестр
Раздел 5 Промышленный дизайн
Тема 5.2 История развития промышленного дизайна в России
Задание: Сбор информационного материала
Сообщение по теме «Промышленный дизайн»
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• подобрать материал для сообщения
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор иллюстративного материала
3. Подготовить и оформить сообщение по заданной теме
Форма контроля:
Устный опрос
Тема 5.7 Костюм Нового времени(17-18вв),Костюм 19 века
Задание: Презентация по теме «Современный костюм»
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• подобрать материал для презентации
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор иллюстративного материала
3. Подготовить и оформить презентацию по заданной теме
Форма контроля:
Просмотр презентаций
Тема 5.9 Основы творческого процесса: постановка задачи, замысел, проект.
Задание: Подбор материала для практической работы « проектирование игрушки»
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор иллюстративного материала
3. Выполнить дизайн-проект детской игрушки
Форма контроля:
Практический
Тема 5.11 Транспортный дизайн- как вид творческой деятельности.
Задание: Разработка эскизных проектов промышленной продукции транспортного дизайна
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• подобрать материал для составления эскиза
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор иллюстративного материала
3. Подготовить и оформить эскизные проекты транспортного дизайна
Форма контроля:
Практический
Тема 5.13 История развития текстильного дизайна.
Задание:
Выполнение презентации по теме «Текстильный дизайн»
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• подобрать материал для презентации
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор иллюстративного материала
3. Создание и обработка слайдов к презентации
оформить слайдовую презентацию
Форма контроля:
Просмотр презентаций
Тема 5. 15 Стили и направления в дизайне посуды
Задание: Сбор иллюстрированного материала Борисовской керамики
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• подобрать материал для накопительной папки
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор иллюстративного материала
3. Создание иллюстрированного альбома
Форма контроля:
Практический
8 семестр
Раздел 6 Графический дизайн
Тема 6.1 Графический дизайн. Основы графического дизайна
Задание: Запись лекционного материала
Изучение материала
Сообщение по теме «Графический дизайн»
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• подобрать материал для сообщения
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подбор иллюстративного материала
3. Подготовить и оформить сообщение по заданной теме
Форма контроля:
Защита сообщений
Тема 6.3 Основные продукты графического дизайна
Задание: Подготовка к практическим занятиям
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• подобрать материал для практических занятий
Форма контроля:
Практический
Тема 6.6 Компьютерные технологии.
Задание: Сообщение
«Изучение и получение профессиональных навыков в работе с разнообразными графическими пакетами»
Цели:
• получить более глубокие знания по данной теме;
• закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
• подобрать материал для сообщения
Форма контроля : защита сообщений
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ : ЭКЗАМЕН
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Методические указания по работе с литературой
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию участию в научных конференциях.
Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.
Существует несколько методов работы с литературой.
Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.
Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.
Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.
Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.
План - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.
План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.
Преимущество плана состоит в следующем.
Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.
Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.
В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.
В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.
Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы , а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.
Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.
Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.
Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.
Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.
Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Составление конспекта
- Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
- Выделите главное, составьте план;
- Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
- Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
- Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Приложение 2
Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3.Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.
8. Выступление с докладом.
9. Обсуждение доклада.
10. Оценивание доклада
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение, основная часть), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике и должно содержать:
- название доклада; сообщение основной идеи;
- современную оценку предмета изложения;
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
- интересную для слушателей форму изложения;
- акцентирование оригинальности подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.
Приложение 3
Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
- объем текста на слайде – не больше 7 строк;
- маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
- отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
- значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
- выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
- использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.
Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.
Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.
После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:
- удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
- к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
- не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?
После подготовки презентации необходима репетиция выступления.
Критерии оценки презентации
Критерии оценки | Содержание оценки |
1.Содержательный критерий | правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
2. Логический критерий | стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
3. Речевой критерий | использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. |
4.Психологический критерий | взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации | соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации |
Приложение 4
Методические рекомендации по рисованию с натуры длительных работ и краткосрочных
Рисование с натуры формирует у начинающих заниматься творчески прекрасные возможности для тренировки зрительной памяти .Важно рисовать быстрые наброски различными материалами –происходит формирование навыков работы в графике. Рисунок является основой для всех творческих работ : живописи и скульптуре . в декоративно- прикладном искусстве .Очень важно в профессии дизайнера быстро выразить свои мысли в рисунке . Рисунок при этом должен точно передавать идею и пропорциональные особенности представленного объекта .Для того чтобы научиться рисовать нужно выполнять множество набросков и зарисовок , это формирует умение видеть большими массами, видеть пропорции изображаемого объекта.
Рисунок плотно контактирует с человеком а течение всей жизни .Для дизайнеров важно уметь быстро нарисовать объект с учётом перспективы. .Рисунок с натуры формирует умения:
- правильно передавать композицию и пропорции;
- знания перспективы;
- правила тонового решения;
- развитие глазомера;
- правила штриховки;
Во время рисования с натуры ученики должны проделать очень сложную работу :
- проследить за строением натуры;
- дать правильное перспективное изображение на плоскости;
- выдержать рисунок в тоне.
Работая только во время учебных занятий не возможно освоить в должной степени азы рисунка . поэтому необходимо рисовать самостоятельно ,нужна целостная система обучающая рисования.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
№ п-п | Наименование |
Основные источники: | |
1 | Основные источники:
|
Дополнительные источники: | |
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для самостоятельной работы по теме: «Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом”.
Этот материал разработан для самостоятельной работы для студентов при изучении темы "Строение ядра. Кариотип. Хромосомы человека". Здесь есть задания, схемы и рисунки по которым студенты б...
Методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов
Представлены методические рекомендации по выполнению рефератов, докладов, работе с учебной литературой и др....
методические рекомендации для самостоятельной работы по биологии
методические рекомендации позволят самостоятельно изучить данный материал...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и при составлении схем, тезисов, конспектов
Даанные методические рекомендации помогают сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, электронными словарями и энциклопедиями, воспитывать культуру чтения; ознакомить с ви...
Программа по МДК 01.04 История и теория средового дизайна
Программа междисциплинарного курса является частью профессионального модуля в соответствии с ФГОС по специальности СПО 07.25.01/54.02.01 Дизайн. Программа междисциплинарного курса может быть использов...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов специальностей технического профиля по дисциплине «История»
Методические рекомендации содержат материал: актуальность и значение самостоятельной работы, принципы организации самостоятельной работы студентов, виды и уровни самостоятельной работы. Рассматриваютс...