Методическая разработка мастер-класса для педагогов
методическая разработка на тему
Мастер-класс для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе" был разработан с целью повышения уровня интереса к школьной проектно-исследовательской деятельности. Мастер-класс был проведен как для педагогов собственной ОУ, так и для педагогов Московского района в рамках реализации инвариантного модуля "Технология реализации ФГОС в предметной области (русский язык и литература)", проводимого на базе ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_master-klassa_dlya_pedagogov.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Для участия в конкурсе ПНПО - 2016
Воскобоева Елена Владимировна,
кандидат филологических наук,
учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №508
с углубленным изучением предметов образовательных областей
«Искусство» и «Технология» Московского района Санкт-Петербурга
Мастер-класс для педагогов
«Организация проектно-исследовательской деятельности в школе»
Аудитория: мастер-класс для педагогов рассчитан на 25 участников.
Продолжительность: 90 минут.
Структура мастер-класса: включает в себя две части – организационно-теоретическую и практическую.
Цель:
- познакомить педагогов с особенностями организации проектно-исследовательской деятельности в школе на примере опыта работы учителя русского языка и литературы, канд. филол.н. Воскобоевой Е.В.
Задачи:
- обобщение опыта учителя-мастера по сформулированной теме;
- передача учителем – мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Возможные методы работы: представление системы уроков с наблюдением по заранее заданному плану; занятия со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с учениками изучение результатов деятельности учителя-мастера и его учеников; самостоятельная разработка слушателями собственной модели урока по методике или технологии учителя мастера; совместное моделирование урока; посещение и анализ открытых уроков учителя-мастера и участников мастер класса; круглые столы; дискуссия по результатам занятий и т. д.
План мастер-класса (тезисы)
1. Отличие традиционных образовательных технологий от современных.
Традиционные технологии обучения строились преимущественно на объяснительно-иллюстративном способе обучения.
В связи с переходом к новым ФГОС общего образования в учебном процессе возник ряд проблем, главными из которых явились: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
- 2. Современные образовательные технологии.
- Выделяются следующие основные образовательные технологии, применяемые в рамках реализации новых ФГОС общего образования:
- технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода;
- технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;
- технологии, основанные на создании учебных ситуаций;
- технологии, основанные на реализации проектной деятельности;
- технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс;
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
- 3. Особенности проектно-исследовательской деятельности.
- Проектно-исследовательская деятельность — это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
- Личностные, предметные и метапредметные результаты применения проектно-исследовательской деятельности.
- 4. Из опыта работы учителя русского языка и литературы, канд. филол .н. Воскобоевой Елены Владимировны.
- Реализация технологии проектно-исследовательской деятельности осуществляется путем:
- разработки маршрутов образовательных экскурсий;
- проведения научно-исследовательских конференций.
Материалы опыта работы учителя представлены на сайте ИМЦ: http://imc-mosk.ru/levoe-menyu/napravlenie-deyatelnosti/metodicheskoe/osnovnaya-i-srednyaya-shkola/russkij-yazyik,-literatura/vneurochnaya-deyatelnost.html
5. Образовательные экскурсии.
- Комплексные образовательные экскурсии были разработаны на внеурочных занятиях по предмету «Литература». Существенным отличием от традиционных экскурсий явилось создание образовательно-экскурсионного проекта совместно с учащимися.
- Проведенные экскурсии:
- «Петербург Достоевского. Маршруты Родиона Раскольникова» (2011-2012 уч.г.),
- «По следам Серебряного века» (2012-2013 и 2013-2014 уч.гг.)
- «Толстовский дом: жильцы и гости» (2013-2014 уч.г.).
- 6. Научно-исследовательские конференции.
- Конференция в целом является итогом учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся, которая связана с решением учебных, творческих и исследовательских задач.
- Проведенные конференции:
- внутришкольная научно-практическая конференция «Познание начинается с удивления» (апрель 2013 г.);
- внутришкольный семинар-тренинг «Учить-интересно», посвященный празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне (апрель 2015 г.).
7. Особенности организации.
- Основной принцип работы в условиях проектно-исследовательской деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов.
- Типы проектов:
- Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры продуктов: эссе, исследовательские рефераты
- Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. Примеры продуктов: газета, видеофильм, подготовка выставки.
- Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Примеры продуктов: кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока.
- Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Примеры продуктов: доклады, сообщения.
- Практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Примеры продуктов: проект закона, справочный материал, наглядное пособие, совместная экспедиция, программа действий.
- По подготовке и реализации проекты бывают:
- Краткосрочные (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время).
- Долгосрочные (требующие длительного наблюдения, постановки эксперимента).
- Основные этапы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся:
- подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий). Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта. Обучающиеся обсуждают тему с педагогом, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Педагог знакомит учеников с сутью проектно-исследовательской деятельности, мотивирует их и помогает в постановке целей.
- планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды. Обучающиеся вырабатывают план действий. Педагог предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.
- собственно исследование (обучающиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, педагог корректирует ход выполнения работы).
- обобщение результатов (обучающиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).
- презентация продукта проектно-исследовательской деятельности: Web-сайт; атлас; видеофильм или видеоклип; электронная газета; законопроект; карта; коллекция; дизайн-макет; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; образовательная экскурсия; пакет рекомендаций; письмо в ... ; прогноз; путеводитель или дневник путешествий; рекламный проспект; серия иллюстраций; сказка; справочник или словарь; статья; сценарий; виртуальная экскурсия; главы из несуществующего учебника и пр.
- оценка результатов деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, педагог оценивает деятельность каждого обучающегося, подводит итоги.
8. Практическое задание для педагогов.
На мастер-классе возможно предложить педагогам разнообразные задания.
Вариант 1. Составьте маршрут по приведенному тексту.
Русская народная сказка «Колобок»
Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.
Катится колобок, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему волк:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!
И покатился колобок дальше!
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду! Медведь только его и видел.
Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:
— Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.
Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по…
А лиса его — ам! И съела!
Вариант 2. Найдите в стихотворениях топонимы и слова, связанные с темой прогулки и путешествия, и в соответствии с картой Санкт-Петербурга составить маршрут образовательного путешествия по городу.
С. Маршак
* * *
Все то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
Мосты и переулки говорят.
Беседуют между собой балконы.
И у платформы, выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад - Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
Сегодня старый маленький вокзал,
Откуда путь идет к финляндским скалам,
Мне молчаливо повесть рассказал
О том, кто речь держал перед вокзалом.
А там еще живет петровский век,
В углу между Фонтанкой и Невою...
Все то, чего коснется человек,
Озарено его душой живою.
А.С. Кушнер
* * *
О здание Главного штаба!
Ты желтой бумаги рулон,
Размотанный слева направо
И вогнутый, как небосклон.
О море чертежного глянца!
О неба холодная высь!
О, вырвись из рук итальянца
И в трубочку снова свернись.
Под плащ его серый, под мышку.
Чтоб рвался и терся о шов,
Чтоб шел итальянец вприпрыжку
В тени петербургских садов.
Под ветром, на холоде диком,
Едва поглядев ему вслед,
Смекну: между веком и мигом
Особенной разницы нет.
И больше, чем стройные зданья,
В чертах полюблю городских
Веселое это сознанье
Таинственной зыбкости их.
9. Рефлексия.
- Опишите кратко свои чувства и ощущения от проведённого мастер-класса.
- Какие трудности вы испытывали в ходе выполнения заданий? Как вы их преодолели?
- Что нового вы узнали за время проведения мастер-класса?
- Как вы будете использовать методику этой технологии в своей педагогической деятельности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по тестопластике «Изготовление объёмной фигурки на каркасе «Вьетнамская кошка»
Из занятия педагоги смогут узнать интересные сведения из истории тестопластики, технологические тонкости по изготовлению солёного теста и создания изделий из него; научатся делать объёмное изделие на ...
Методическая разработка мастер - класса для педагогов «Пути выхода из стрессовых ситуаций»
Цель работы: повышение профессиональной компетентности педагогов, обобщение имеющихся знаний по охране здоровья.Задачи: сориентировать участников на изучение психолого-педагогических основ, необходимы...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Методика подготовки успешного проекта деятельности"
Целью и задачами данного мастер-класса является повышение мотивации педагогов к овладению проектной деятельностью и расширение знания педагогов о методе проектов, алгоритме...
Аннотация методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе" для участия в конкурсе ПНПО - 2016
В аннотации представлено краткое описание методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе". Это направление в настоящее время является ...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»
Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»...
Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление коллажей из бросового материала в технике выкладывания под стекло»
Мастер-класс был разработан для участия в виртуальном педагогическом конкурсе «С большой любовью к своей малой Родине» в номинации «Сувениры». Тема: «Моя семья хранит пам...
Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление коллажей из бросового материала в технике выкладывания под стекло»
Мастер-класс был разработан для участия в виртуальном педагогическом конкурсе «С большой любовью к своей малой Родине» в номинации «Сувениры». Тема: «Моя семья хранит пам...