Методическая разработка мастер-класса для педагогов
методическая разработка на тему

Воскобоева Елена Владимировна

Мастер-класс для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе" был разработан с целью повышения уровня интереса к школьной проектно-исследовательской деятельности. Мастер-класс был проведен как для педагогов собственной ОУ, так и для педагогов Московского района в рамках реализации инвариантного модуля "Технология реализации ФГОС в предметной области (русский язык и литература)", проводимого на базе ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для участия в конкурсе ПНПО - 2016

Воскобоева Елена Владимировна,

кандидат филологических наук,

учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №508

с углубленным изучением предметов образовательных областей

«Искусство» и «Технология» Московского района Санкт-Петербурга

Мастер-класс для педагогов

«Организация проектно-исследовательской деятельности в школе»

Аудитория: мастер-класс для педагогов рассчитан на 25 участников.

Продолжительность: 90 минут.

Структура мастер-класса: включает в себя две части – организационно-теоретическую и практическую.

Цель:

  • познакомить педагогов с особенностями организации проектно-исследовательской деятельности в школе на примере опыта работы учителя русского языка и литературы, канд. филол.н. Воскобоевой Е.В.

Задачи:

  • обобщение опыта учителя-мастера по сформулированной теме;
  • передача учителем – мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Возможные методы работы: представление системы уроков с наблюдением по заранее заданному плану; занятия со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с учениками изучение результатов деятельности учителя-мастера и его учеников; самостоятельная разработка слушателями собственной модели урока по методике или технологии учителя мастера; совместное моделирование урока; посещение и анализ открытых уроков учителя-мастера и участников мастер класса; круглые столы; дискуссия по результатам занятий и т. д.

План мастер-класса (тезисы)

1. Отличие традиционных образовательных технологий от современных.

Традиционные технологии обучения строились преимущественно на объяснительно-иллюстративном способе обучения.

В связи с переходом к новым ФГОС общего образования  в учебном процессе возник ряд проблем, главными из которых явились: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.

  1. 2. Современные образовательные технологии.
  2. Выделяются следующие основные образовательные технологии, применяемые в рамках реализации новых ФГОС общего образования:
  • технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода;
  • технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;
  • технологии, основанные на создании учебных ситуаций;
  • технологии, основанные на реализации проектной деятельности;
  • технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания  в учебный процесс;
  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
  1. 3. Особенности проектно-исследовательской деятельности.
  2. Проектно-исследовательская деятельность — это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
  3. Личностные, предметные и метапредметные результаты применения проектно-исследовательской деятельности.
  4. 4. Из опыта работы учителя русского языка и литературы, канд. филол .н. Воскобоевой Елены Владимировны.
  5. Реализация технологии проектно-исследовательской деятельности осуществляется путем:
  • разработки маршрутов образовательных экскурсий;
  • проведения научно-исследовательских конференций.

Материалы опыта работы учителя представлены на сайте ИМЦ: http://imc-mosk.ru/levoe-menyu/napravlenie-deyatelnosti/metodicheskoe/osnovnaya-i-srednyaya-shkola/russkij-yazyik,-literatura/vneurochnaya-deyatelnost.html

5. Образовательные экскурсии.

  1. Комплексные образовательные экскурсии были разработаны на внеурочных занятиях по предмету «Литература». Существенным отличием от традиционных экскурсий явилось создание образовательно-экскурсионного проекта совместно с учащимися.
  2. Проведенные экскурсии:
  • «Петербург Достоевского. Маршруты Родиона Раскольникова» (2011-2012 уч.г.),
  • «По следам Серебряного века» (2012-2013 и 2013-2014 уч.гг.)
  • «Толстовский дом: жильцы и гости» (2013-2014 уч.г.).
  1. 6. Научно-исследовательские конференции.
  2. Конференция в целом является итогом учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся, которая связана с решением учебных, творческих и исследовательских задач.
  3. Проведенные конференции:
  • внутришкольная научно-практическая конференция «Познание начинается с удивления» (апрель 2013 г.);
  • внутришкольный семинар-тренинг «Учить-интересно», посвященный празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне (апрель 2015 г.).

7. Особенности организации.

  1. Основной принцип работы в условиях проектно-исследовательской деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов.
  2. Типы проектов:
  • Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры продуктов:  эссе, исследовательские  рефераты
  • Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. Примеры продуктов:  газета, видеофильм, подготовка выставки.
  • Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Примеры продуктов: кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока.
  • Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Примеры продуктов:    доклады, сообщения.
  • Практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Примеры продуктов:   проект закона, справочный материал, наглядное пособие, совместная экспедиция, программа действий.
  1. По подготовке и реализации проекты бывают:
  • Краткосрочные (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время).
  • Долгосрочные (требующие длительного наблюдения, постановки эксперимента).
  1. Основные этапы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся:
  • подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий). Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта. Обучающиеся обсуждают тему с педагогом, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Педагог знакомит учеников с сутью проектно-исследовательской деятельности, мотивирует их и помогает в постановке целей.
  • планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды. Обучающиеся вырабатывают план действий. Педагог предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.
  • собственно исследование (обучающиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, педагог корректирует ход выполнения работы).
  • обобщение результатов (обучающиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).
  • презентация продукта проектно-исследовательской деятельности: Web-сайт; атлас; видеофильм или видеоклип; электронная газета; законопроект; карта; коллекция; дизайн-макет; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; образовательная экскурсия; пакет рекомендаций; письмо в ... ; прогноз; путеводитель или дневник путешествий; рекламный проспект; серия иллюстраций; сказка; справочник или словарь; статья; сценарий; виртуальная экскурсия; главы из несуществующего учебника и пр.
  • оценка результатов деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, педагог оценивает деятельность каждого обучающегося, подводит итоги.

8. Практическое задание для педагогов.

На мастер-классе возможно предложить педагогам разнообразные задания.

Вариант 1. Составьте маршрут по приведенному тексту.

Русская народная сказка «Колобок»

Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.

Катится колобок, а навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему волк:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!

И покатился колобок дальше!

Катится колобок, а навстречу ему медведь:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду! Медведь только его и видел.

Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:

— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!

Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:

— Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.

Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по…

А лиса его — ам! И съела!

Вариант 2. Найдите в стихотворениях топонимы и слова, связанные с темой прогулки  и путешествия, и в соответствии с картой Санкт-Петербурга составить маршрут образовательного путешествия по городу.

С. Маршак

* * *

Все то, чего коснется человек,

Приобретает нечто человечье.

Вот этот дом, нам прослуживший век,

Почти умеет пользоваться речью.

Мосты и переулки говорят.

Беседуют между собой балконы.

И у платформы, выстроившись в ряд,

Так много сердцу говорят вагоны.

Давно стихами говорит Нева.

Страницей Гоголя ложится Невский.

Весь Летний сад - Онегина глава.

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

Сегодня старый маленький вокзал,

Откуда путь идет к финляндским скалам,

Мне молчаливо повесть рассказал

О том, кто речь держал перед вокзалом.

А там еще живет петровский век,

В углу между Фонтанкой и Невою...

Все то, чего коснется человек,

Озарено его душой живою.

А.С. Кушнер

* * *

О здание Главного штаба!

Ты желтой бумаги рулон,

Размотанный слева направо

И вогнутый, как небосклон.

О море чертежного глянца!

О неба холодная высь!

О, вырвись из рук итальянца

И в трубочку снова свернись.

Под плащ его серый, под мышку.

Чтоб рвался и терся о шов,

Чтоб шел итальянец вприпрыжку

В тени петербургских садов.

Под ветром, на холоде диком,

Едва поглядев ему вслед,

Смекну: между веком и мигом

Особенной разницы нет.

И больше, чем стройные зданья,

В чертах полюблю городских

Веселое это сознанье

Таинственной зыбкости их.

9. Рефлексия.

  • Опишите кратко свои чувства и ощущения от проведённого мастер-класса.
  • Какие трудности вы испытывали в ходе выполнения заданий? Как вы их преодолели?
  • Что нового вы узнали за время проведения мастер-класса?
  • Как вы будете использовать методику этой технологии в своей педагогической деятельности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по тестопластике «Изготовление объёмной фигурки на каркасе «Вьетнамская кошка»

Из занятия педагоги смогут узнать интересные сведения из истории тестопластики, технологические тонкости по изготовлению солёного теста и создания изделий из него; научатся делать объёмное изделие на ...

Методическая разработка мастер - класса для педагогов «Пути выхода из стрессовых ситуаций»

Цель работы: повышение профессиональной компетентности педагогов, обобщение имеющихся знаний по охране здоровья.Задачи: сориентировать участников на изучение психолого-педагогических основ, необходимы...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Методика подготовки успешного проекта деятельности"

Целью и задачами данного мастер-класса является  повышение мотивации педагогов к овладению проектной деятельностью  и расширение знания педагогов о методе проектов, алгоритме...

Аннотация методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе" для участия в конкурсе ПНПО - 2016

В аннотации представлено краткое описание методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе". Это направление в настоящее время является ...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»...

Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление коллажей из бросового материала в технике выкладывания под стекло»

Мастер-класс был разработан для участия в виртуальном педагогическом конкурсе «С большой любовью к своей малой Родине» в номинации «Сувениры». Тема: «Моя семья хранит пам...

Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление коллажей из бросового материала в технике выкладывания под стекло»

Мастер-класс был разработан для участия в виртуальном педагогическом конкурсе «С большой любовью к своей малой Родине» в номинации «Сувениры». Тема: «Моя семья хранит пам...