Мастер - класс "От простого к сложному" (Круглова О.Н.)
методическая разработка на тему

Круглова Ольга Николаевна

Разработка мастер - класса учителя математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt2.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

             МБОУ Уршельская СОШ Гусь –Хрустального района Владимирской области

Автор: Круглова Ольга Николаевна,

учитель математики высшей квалификационной категории,

Мастер-класс «От простого к сложному»

(Повышение познавательной активности и интереса к предмету с помощью занимательных  и нестандартных задач на уроках математики)

       Главная моя  цель  – научить детей учиться, то есть самостоятельно добывать знания. Для того чтобы знания, приобретенные в школе, были осознанными и глубокими, необходимо активное отношение школьников к учебной работе. Активность же, как подчеркивают многие педагоги и психологи, методисты и учителя, – это результат интереса.

      Возникла проблема: Как поддержать интерес к предмету и как возбудить этот интерес?

      Воспитать интерес к математике, развить математические способности у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач занимательного и нестандартного характера.

      В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике». Оно считается интуитивно ясным. Однако, чтобы исследовать это понятие его надо как-то выделить. Наиболее удобно это понятие выделил Михаил Юрьевич Шуба, который предлагает под занимательностью и нестандартностью понимать те компоненты, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют развитию мышления, созданию положительной эмоциональной обстановки учения.

     Их решение позволяет развивать у ребят такие приёмы мыслительной деятельности, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, гибкость и вариативность мышления, приучает детей к критическому осмыслению полученных результатов. Поскольку в большинстве случаев решение таких задач находится не сразу, а только после ряда попыток, то это вырабатывает настойчивость в достижении цели, способствует формированию чрезвычайно важных волевых качеств личности. И, наконец, может быть, самое главное: решение такой задачи даёт ребёнку мощный эмоциональный заряд, связанный как с достижением результата, так и с осознанием красоты и необычности хода решения. К сожалению, при работе по большинству существующих учебников учитель имеет возможность предлагать такие задачи разве что «сильным» ученикам (это задачи со звёздочкой). Неудивительно, что результативность подобной работы оказывается не столь высокой, как хотелось бы.  А так как я работаю с учащимися, разными по уровню знаний, интеллекта и по уровню способности к математике, то мне важно спланировать учебные занятия так, чтобы они проходили увлеченно, максимально развивая каждого ребёнка.

      Поэтому для повышения активности и развития творческого потенциала я:

Во-первых, эти задачи ввожу в процесс обучения систематически, наряду с традиционными задачами(на любом этапе урока),

Во – вторых, даю детям возможность поиска собственных подходов к решению таких задач,

В третьих, помогаю детям осознать, что существуют способы, приёмы, общие подходы к решению задач (это важно для одарённых детей, участвующих в олимпиадах)

В – четвёртых, начинаю с задач такого вида, которые посильны для всех детей в классе, а затем постепенно увеличиваю уровень сложности.

     В итоге нестандартные и занимательные задачи, предназначенные, казалось бы, только для «сильных», становятся достоянием всех детей в классе и дают им возможность повторять изученные ранее понятия и отрабатывать уже известные им алгоритмы действий, освобождают мышление от шаблонов, а также мотивирует детей на участие в различных олимпиадах и конкурсах (они их уже не боятся!), нацеливая их на результат.

      Внедряя в практику своей работы подобные задачи, я добиваюсь неплохих результатов в обучении математике. Эффективность применения подтверждается результатами экзаменов в 9-ых и 11-ых классах, поступлением выпускников в лучшие вузы страны, а также результатами различных конкурсов и олимпиад как районного, так и областного и даже всероссийского масштаба.

Тема мастер - класса с которым я хочу вас познакомить « От простого к сложному» (Повышение познавательной активности и интереса к предмету с помощью занимательных  и нестандартных задач на уроках математики)

 «Детская любознательность – если её удаётся сохранить, даёт постоянный стимул к развитию способностей».-сказал Лейтес. И цель сегодняшнего мастер - класса: Повысить познавательную активность и интерес к математике посредством решения занимательных и нестандартных задач.

Задачи:

  • Создать условия для проявления познавательной активности и развития интереса к предмету;
  • Формировать положительную мотивацию решения нестандартных задач;
  • Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость занятий по математике;
  • Способствовать углублению знаний по математике;
  • Помочь воспитанию настойчивости, инициативы;
  • Расширить кругозор.

   Я попрошу вас обратить внимание на экран. Какие ассоциации у вас возникли? Отдых, солнце, чайки, море.  Все очень устали - хорошо бы сейчас было лето, отдохнуть на море, поплавать, правда?

    Но ведь море может таить в себе опасность: морская пучина, морская стихия, цунами, подводные камни, страшные акулы.

    А ещё бывает море математической информации, в котором также очень легко утонуть. Чтобы это море было безопасным, необходимо владеть информационной компетентностью.

Информационная компетентность – это способность личности применять, находить и преобразовывать различную информацию.

    И сегодня мы остановимся на некоторых аспектах формирования информационной компетентности и повышения познавательной активности и интереса обучающихся на уроках и внеклассных занятиях по математике.

    Надеюсь, что в ходе мастер -класса вы мысленно перенесёте предложенные мной формы и методы в свои предметные области.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им  виды творческой деятельности:

  • Объяснительно – иллюстративные;
  • Репродуктивные;
  • Проблемное обучение;
  • Дифференцированное обучение;
  • Индивидуальные творческие задания;
  • Проекты;
  • Интеллектуальные игры;
  • Консультирование по возникшей проблеме.

Я –тренер.

  • Уважаемые участники мастер - класса поднимите пожалуйста руки, кто с математикой уже давно не встречался и кажется что уже ничего знает из математики. Это у нас начинающие пловцы.
  • А теперь поднимите руки те кто ещё что - то помнит из математики. Это будущие спортсмены.
  • А теперь поднимите руки все присутствующие учителя математики - это олимпийские чемпионы.

Скоро мы отправимся в плавание по морю математической информации, а для этого необходимо уметь хорошо плавать, а значит нужно тренироваться. Я буду давать разные задания для начинающих пловцов, будущих спортсменов и олимпийских чемпионов. Но чтобы никто не утонул на нашей тренировке будем друг другу помогать разрешать возникающие трудности. Итак приступаем к тренировке. Я хочу дать индивидуальное задание одному из чемпионов.( Постройте графики, если заданы функции и промежутки: «Аусеклис»).

 Итак, разминка: Трусик и Мусик раздрусили Пусика. Трусик взял для себя два фарика, а Мусик взял четыре хрунечка. Сколько всего фанечков окажется у них после раздрусивания Пусика? (Ответ:  Ноль, т.к. они не брали фанечки, а брали только фарики и хрунечки).

Задачи для первой группы:

1. Сколько треугольников на рисунке имеют такую же площадь как и целая клетка?(Ответ:7).

2. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 5 десятков?(ответ: 100 десятков).

   3. Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней? (Ответ: да).

Задачи для второй группы:

1. Коту Тоше 10 лет, и он в 5 раз старше кота Малыша. Через сколько лет Малышу будет 10 лет?(Ответ: через 8 лет).

2. Что будет видно вместо знака вопроса, если 4 заменить на 6?(ответ:9).

    3. Верите ли вы, что 19+23 = 18? (Ответ: да).

Задачи для третьей группы:

    1. Таня написала на листке бумаги двузначное число. Когда она повернула листок вверх ногами, число уменьшилось на 12. Какое число написала Таня? (ответ:98).

   2. Какие юбилеи справляли баба Катя и её правнучка Катенька. Когда первой исполнилось 83 года и 4 месяца, а второй 8 лет и 4 месяца? (ответ:1000 и 100 месяцев).

    

Ну вот мы немножко порешали и мне хотелось бы обратить ваше внимание, что при использовании  занимательности и нестандартности на уроках могут появиться отрицательные тенденции:

 Первая заключается в том, что учителя автоматически переносят на урок занимательные материалы из внеучебной занимательности, но внеучебные занимательные материалы создавались для других целей и только редкие из них могут быть   использованы   на   уроках.   Я   предлагаю   из   внеучебной занимательности брать приемы, формы, идеи, а не конкретные материалы.

        Вторая отрицательная тенденция — основное внимание уделяется зрелищности, интересности, увлекательности материалов и совершенно (за редким исключением) игнорируется выполнение ими дидактических функций. Многие полагают, что роль использования занимательности заключается в том, чтобы поднять тонус учащихся, дать кратковременный отдых. Однако установлено, что работа на уроке, внешне эффективная и нравившаяся и ученикам, и учителю, фактически оказывается бесполезной.

Третья тенденция, непосредственно вытекающая из второй, заключается в том, что многие не задумываются над вопросом, органично ли входит тот или иной занимательный материал в урок. На уроках порой используется такая занимательность, которая надолго выбивает учащихся из колеи. Другая крайность состоит в том, что учителя используют ограниченное число приемов занимательности. В итоге подача занимательных материалов становится однотипной, что довольно скоро надоедает учащимся и теряет свой эффект.

А теперь давайте посмотрим, что получилось у нашего чемпиона. Эта фигура называется Аусеклис (утренняя звезда).Считалось, что аусеклис может уберечь от всего плохого, поэтому его чертили на земле, закладывая дом, рисовали на дверях хлева, старались иметь на одежде, носили как украшение. Такой знак использован в официальной символике ряда республик, входящих в состав Р Ф: Герб и флаг Чувашии, Удмуртии, Мордовии и большинства районов Удмуртии. У удмуртов данный знак называется толэзё («лунный») или шудо кизили («счастливая звезда»).

Магическая сила аусеклиса защищала от наваждения, какие бы формы оно не принимало, но все свойства аусеклиса проявлялись лишь тогда, когда он был нарисован правильно - одним движением, не отрывая от изображения и не проводя по одной линии дважды, попробуйте дома это сделать.

     Я от всей души желаю всем СЧАСТЬЯ. Тренировка наша закончилась. Пострадавших, а тем более утопленников нет.

Всё прошёл мой мастер-класс.

Попрошу, коллеги, вас:

Чтоб урок пошёл всем впрок,

Подвести простой итог!

Если такие задачи нужны,

Если с ними вы дружны,

То надуйте красный шар!

Шар зелёный – не дружу

Толку в них не нахожу!

На уроке они мешают,

И от темы отвлекают!

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем надувать!

А теперь шары подняли,

Всему залу показали!

 Что ж, итог мы подвели,

Выводы для всех просты:

Нестандартные задачи – это клад.

Порешать их каждый рад!

26 слайд

Благодарю за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»

Цели  изучения элективного курса:  Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...

Мастер - класс на конкурсе "Педагог года 2017" на тему: "Просто о сложном".

Как рассказать просто о таком члене предложения как подлежащее?...

Мастер – класс: «От простого - к сложному»

Мастер – класс:  «От простого - к сложному»...

Мастер-класс " От простого к сложному"

Мастер- класс" От простого к сложному"  по преодолению типичных ошибок при подготовке к ВПР и ГИА...

Мастер-класс "Простые способы решения сложных задач"

Решение одной задачи несколькими способами часто бывает более полезным, чем решение одним способом нескольких задач....