метод проектов
статья ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сидягина Л.А
Пильнинская средняя школа №2
Доклад « Метод проектов»
- "Учебный проект - это задание учащимся, сформулированное в виде
- проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта"
У истоков проектного метода стояли Джон Дьюи и Уильям Херд КИЛПАТРИК
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания.
Это деятельность направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы.
- С точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Актуальность организации проектной деятельности учащихся
- необходимость не столько передавать ученикам знания, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых задач
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений
- значимость знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему
- необходимость развития умения работать с информацией: собирать, анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения и т.п.
Педагогический потенциал проектной деятельности
- Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности:
- создания у учащихся образа цельного знания
- повышения мотивации учащихся в получении дополнительных
знаний - изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и
обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать
задачу проекта, найти метод анализа ситуации) - Воспитательный потенциал заключается в формировании:
- значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство,
толерантность) - чувства ответственности и самодисциплины
- способности к методической работе и самоорганизации
- желания делать свою работу качественно
- Развивающий потенциал проектной деятельности состоит:
- в выявлении исследовательских и творческих способностей личности, способностей к самоопределению и целеполаганию
- в формировании умений самостоятельно конструировать знания
- в развитии коммуникативных умений и навыков
- в развитии способностей ориентироваться в информационном пространстве
- в умении работать с текстами
- в формировании навыков анализа и рефлексии
- в умении представить результат своей работы
Типология проектов
Доминирующая деятельность
исследовательская
творческая
ролевые игры
информационная
прикладная
Предметно-содержательная область
монопроект
межпредметный проект
Этапы проектной деятельности
(по Л.Л. Розанову)
- 1. Организационно-подготовительный
- выбор темы исследования
- определение задач проекта
- определение объектов и явлений, охваченных исследованием
- поиск реальной проблемы подлежащей решению
- составление предварительного плана
- определение участников, методов, приемов исследования
- овладение терминологией
- анализ проведенных исследований по решению этой же проблемы
- 2. Поисково-исследовательский
- разработка программы исследования
- подготовка материально-технического обеспечения
- сбор и изучение необходимой информации
- непосредственное исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза
- 3. Отчетно-оформительский
- составление названия исследовательского проекта
- изложение проекта, в котором должны быть четко сформулированы
проблемы исследования, условия её постановки, цель, общий метод
исследования, новизна полученных результатов - 4. Информационно-презентативный
- защита проекта, включающая актуальность и наличие исследовательской
части в решении проблемы - самооценка и оценка проектов
Правила и принципы успешности проектной деятельности
Четкость постановки цели проекта
Команды не соревнуются
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание
В команде нет лидеров. Все члены команды равны
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров»
Личностные качества, которые позволяет формировать метод групповых проектов
- Умение работать в коллективе.
- Умение брать на себя ответственность за выбор, решение и т. д.
- Умение разделять ответственность.
- Умение анализировать результаты деятельности.
- Способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела).
Трудности, с которыми учащиеся сталкиваются в процессе проектирования
- Постановка ведущих и промежуточных целей и задач.
- Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы.
- Осуществление, аргументация выбора.
- Осознание последствий выбора.
- Совершение самостоятельных действий (без подсказки взрослого).
- Сравнение полученного с требуемым.
- Корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов.
- Оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования.
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ ПО МЕТОДУ ПРОЕКТОВ
1. Продумать темы проектов, исходя из общей темы занятий, возрастных и индивидуальных особенностей каким узким или комплексным будет проект, в рамках предметной области или межпредметным.
Тема должна быть:
интересной, открывать возможности для самостоятельного выдвижения и реализации им новых идей, развивать и закреплять имеющиеся ЗУН, учитывать ресурсное обеспечение школы, ТБ и время отводимое на выполнение проекта, обеспечивать создание полезного результата (продукт, вещь, услуга).
2. Определить:
- Круг основных вопросов, подлежащих изучению в рамках проекта.
- Конечные и промежуточные цели и задачи (чего достигнет ученик в результате выполнения проектного задания), основные ЗУНы, которые предстоит усвоить ему в процессе выполнения проекта, как будет формироваться его умственные действия, общеучебные умения.
- Внутрипредметные и (или) межпредметные связи.
- Практическую направленность проекта.
- Какие знания будут необходимы для выполнения проекта.
- Индивидуальная или групповая проектная работа предполагается (рекомендуется).
- Наличие литературы для выполнения проекта.
- Форма отчета по проектному заданию. Где прозвучит проект: в рамках класса, школы и т.д.
- Разработать критерии оценки.
- График консультаций.
Паспорт проекта
- Тема:
- Авторы:
- Координатор:
- Учебные предметы:
- Вид проекта:
- Проблема:
- Цель:
- Задачи:
- Этапы:
1. Начинание:
2. Планирование:
3. Поиск информации:
4. Выполнение:
5. Рефлексия:
6. Оформление:
7. Защита:
8. Презентация:
- Методы:
- Содержание:
- Результативность:
- Сферы применения проекта:
- Адресная направленность:
- Форма презентации:
Что такое защита проекта?
- Защита проекта – это публичная презентация результатов Вашей деятельности
Примерная структура защиты
- Краткое представление
- Название проекта, его цель и концепция
- Структура проекта и его основное содержание
- Преимущества вашего проекта
- Заключение
Проекты на уроках биологии
- Среднесрочный проект в 9 классе «СПИД не спит» (тема: «Вирусы)
- Краткосрочный проект в 8 классе «Составление дневного рациона питания» (тема «Нормы питания»,)
- Проекты в 11 классе:
- «Старение организма»
- «Кто наши предки?»
- «Как возникла жизнь?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.
Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...
ПРОГРАММА ПК: «Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС».
Эта программа была представлена в рамках конкурса РОСАТОМ....
«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.
«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических во...
Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде"
Данную методическую разработку "Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде" можно рекомедовать педагогам дополнительного образования ОУ в помощь при реализации творческих...
Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.
Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....
Метод проектов и дифференцированный метод обучения
Сущность собственной методической системы...
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...