Пояснительная записка к презентации «Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД»
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Описание опыта работы по теме "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn._zap.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к презентации
«Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД»
В данной презентации представлен педагогический опыт учителя русского языка и литературы 1 квалификационной категории МБОУ Базинской оош им. Н.В.Сутягина Милютиной Н.А. по теме «Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД».
В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют и на школьное образование. Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем, поэтому учителя не могут работать так, как работали раньше. Необходимо строить свои уроки таким образом, чтобы под руководством учителя дети сами начинали добывать знания, обобщать их систематизировать и, самое главное, они должны видеть результаты своего труда.
Актуальность темы заключается в том, что вопросы цивилизованного общения, нравственного развития, воспитания личности, совершенствования человека волнуют общество особенно сейчас, когда всё чаще мы встречаем жестокость и насилие. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения, а для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения, сотрудничества.
Также в подростковом возрасте ведущей деятельностью является межличностное общение. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» формообразуется в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении», уметь высказывать свои мысли и оформлять их письменно.
Акцент делается на системно-деятельностный подход, согласно которому знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Учителем создаётся проблемная ситуация, обнаруживается противоречивость или недостаточность знаний и вместе с детьми определяется цель урока, поэтому меняется роль учителя - теперь он тьютор, главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
- принятие решения и его реализация;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Принципы коммуникативной направленности обучения:
- речевая направленность (обучение через общение);
- функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
- ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
- новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, условий общения);
- принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.- вот активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД.
Некоторые средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.
1.Проектная и исследовательская деятельность.
Это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
На уроках русского языка использую типовые задачи. Например:
«Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «В мире частей речи» или «Для чего нужна орфография?». Для данного задания необходимо вместе с учащимися составить план, подобрать примеры, иногда показать образцы работ.
2.Парная и групповая форма работы.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.
Работа в группах построена на следующих основных правилах:
1)полное внимание к однокласснику;
2) серьезное отношение к мыслям, чувствам других: терпимость, дружелюбие; никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассника.
Все дети принимали активное участие в обсуждении этих правил, вносили коррективы.
Также на уроках предлагаю нестандартные задания. Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
• угадывание слов по толкованию или по общему признаку(по принципу сканворда);
• расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам (можно использовать ребусы);
• разгадывание и составление загадок (в том числе и лингвистических).
Задание. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел.
Лингвистические «почемучки».
Это вопросы использую для активизации мыслительной деятельности учащихся.
Задание. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос:
Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына? (Устное объяснение, затем запись вывода одним предложением)
Микроисследования.
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Наиболее типичны следующие:
• развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос («Почему мы в своей речи используем афоризмы из басен Крылова?»);
• сочинение на лингвистическую тему (Составь сказку «Кто из частей речи самый главный?»);
• исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Задания «на засыпку»
Нестандартный подход к этому виду заданий касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц. К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:
• диктанты «на засыпку»;
• редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями (здесь использую цитаты из школьных сочинений);
• подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) по принципу «кто больше?»;
• упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Группа учеников обсуждает несколько минут проблему, формулирует коллективное мнение, делегирует одного участника для его представления классу (Смайлик- это одушевленное имя существительное или неодушевленное?)
Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Такие занятия не предполагают скучные вопросы-ответы, здесь продумывается форма занятия: представь себя в роли… Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.
Публичная защита результатов работы группы над творческим учебным заданием может использоваться, например, на уроке изучения темы "Имя прилагательное" в 5 классе. На уроке- путешествии «Сбор весеннего букета» предлагаю группам составить 7-8 словосочетаний «сущ. + прил.» в разных падежах, где дети должны не просто назвать весенние цветы, но и подобрать прилагательные для их описания.
3.Учебное сотрудничество.
При формировании УУД широко использую эту технологию. Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, взаимопомощь. Стоит ли говорить, что сами школьники это очень любят. Особенно хорош этот прием на уроках литературы при проверке чтения стихов наизусть. Предварительно опрашиваются несколько учащихся, которые, проверяя знания текстов наизусть, зачастую очень требовательны и придирчивы к своим одноклассникам.
4.Дискуссия как технология формирования УУД.
На своих уроках я часто применяю этот вид деятельности. Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия. Это даст возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности не участвуют в устных обсуждениях, а также это является дополнительной возможностью концентрации внимания.
5. Использование ИКТ.
В моей практике на данный момент отработаны формы работы со следующими типами Интернет-ресурсов:
1. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
2. Презентации, имеющиеся на образовательных сайтах, также презентации обучающихся.
Обращение к материалам образовательных порталов дает школьникам широкие возможности для получения метапредметных знаний, для нахождения интересной информации.
Предлагаю следующие варианты применения такого типа ресурсов:
-просмотри предложенную презентацию и доработай ее;
-убери лишние слайды из презентации;
-создайте презентацию на тему…
Прежде чем дать подобные задания, необходимо ребят познакомить с требованиями к оформлению презентаций, показать правильные образцы презентаций.
Формирование коммуникативных УУД на уроках литературы.
1.Театрализация. Особое место в формировании УУД на уроках литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности обучающихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы.
2. Работа с текстом. Важнейшую роль в формировании коммуникативных УУД на уроке литературы играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое.
Выделю несколько приемов работы с текстом.
1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос: «О чем здесь говорится?».
2.Прием комментированного чтения (можно по абзацам), главное, чтобы ребенок сумел объяснить прочитанный фрагмент текста.
3. Прием составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию (внешность, речь героев и т.д.).
Парная и групповая работа. Особенности групповой работы учащихся на уроке литературы:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Игровая деятельность. Для того чтобы помочь сохранить ребенку свое физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения, учит человека видеть ситуацию глазами другого.
В своей работе очень большую роль отвожу творческим заданиям, так как считаю, что умение высказываться по заданному вопросу как устно, так и письменно, помогает детям в общении. Наиболее удачные работы перерабатываем и включаем их в сборники, альманахи. С 2015 года составляем альманах рукописный, который требует от автора не только составление текста, но и разборчивого его написания. Также автор должен подготовить иллюстрацию к своему тексту. Такой вид работы мотивирует детей к успешной работе.
Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки», ручейки живой мысли. И действительно, мы не вбиваем знания в головы детей, а стараемся пробудить ученика, раскрыть его личность, вовлечь в раздумье, познавательную деятельность, сформировать его компетентности. А для этого есть только одно средство – интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. И в этом, несомненно, помогут сформированные коммуникативные УУД.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения, а для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме. Также формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности. Все виды компетенции, сформированные у обучающихся, начиная с 5 класса, помогают им при написании сочинения с развернутым ответом при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы как средство формирования и развития компетенций учащихся.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта...
Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения , она позволяет заменить урок объяснения нового материала ...
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...
Презентация "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД"
Презентация "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД" Обобщение педагогического опыта...
Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка"
Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка" представлена в рамках методического семинара....
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В данном докладе рассматривается проблема развития речи учащихся на примере уроков русского языка и литературы....
Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать...