Программа развития библиотеки МБОУ СОШ №9
материал ( класс) на тему
Программа развития библиотеки как информационно-библиотечного центра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_biblioteki_mbou_sosh_no9.docx | 71.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
632125 г.Татарск, Новосибирской области, ул.Интернациональная, 17а
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №9
Демьяненко С.В.
_________
(приказ №__ от __.__.2015 г.)
ПРОГРАММА
развития библиотеки МБОУ СОШ №9
как информационно-библиотечного центра
на 2015-2019 гг.
Составитель программы:
педагог-библиотекарь
МБОУ СОШ №9
Осипенко Юлия Геннадьевна
Татарск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт программы……………………………………………………………………………………………3
- Обоснование Программы …………………………………………………………………………………..6
- Анализ состояния школьной библиотеки…………………………………………………………….8
- Цели и задачи Программы……………………………………………………………………………..10
- Основные направления Программы развития школьной библиотеки………………..11
- Программные мероприятия по развитию библиотеки………………………………………14
- Необходимые ресурсы и источники финансирования…………………………………………18
- Текущий контроль и оценка результатов……………………………………………………...19
- Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………………..21
- Используемая литература…………………………………………………………………………….22
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа развития школьной библиотеки как информационно-библиотечного центра |
Основание для разработки Программы | Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Концепция развития информационного общества в РФ Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации Концепция развития библиотек в образовательных учреждениях РФ до 2020 года Введение нового ФГОС для начального общего образования и основного общего образования |
Основные разработчики Программы | Педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №9 Осипенко Юлия Геннадьевна |
Исполнители Программы | Администрация, педагоги, учащиеся, родители, общественность, организации, вовлечённые в сотрудничество со школой. |
Сроки и этапы реализации Программы | 1. Формирующий этап – разработка программы: сентябрь 2015 – май 2016 гг. 2. Основной этап – реализация и корректировка программы: июнь 2016 – май 2018 гг. 3. Рефлексивно-обобщающий этап – подведение итогов, корректировка, перспективы: июнь 2018 – август 2019 гг. |
Цель | Создание на основе существующей библиотеки МБОУ СОШ №9 информационно-библиотечного центра, способного стать базой: * развития информационной культуры личности; * инновационной и проектной деятельности участников образовательного процесса; * консультационным центром эффективного использования новых информационных ресурсов участниками образовательного процесса. |
Задачи | 1. Создание на базе школьной библиотеки и компьютерного класса информационно-библиотечного центра школы. 2. Совершенствование материально-технической базы центра. 3. Оказание качественных библиотечно-информационных услуг с учётом реализации ФГОС на ступенях НОО и ООО. 3. Повышение эффективности ресурсного (информационного) обеспечения урочной и внеурочной деятельности участников обучения через новые формы его организации. 4. Организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области развития читательской компетентности школьников. |
Направления деятельности | 1. Создание единого информационного пространства. 2. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним. 3. Кооперация и интеграция деятельности центра с различными партнёрами. 4. Развитие социальной направленности работы центра. 5. Привлечение в информационно-библиотечный центр новых пользователей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей. 2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам. 3. Улучшение комплектования и обеспечение безопасности фондов информационно-библиотечного центра. 4. Повышение читательской компетентности детей и подростков. 5. Укрепление материально-технической базы. 6. Повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудников центра. 7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для пользователей центра: * на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно; * на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры; * на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях; * на предоставление свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного; * на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей; * на организацию совместной работы обучающихся и педагогов. |
Система контроля исполнения Программы | Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, портфолио библиотеки и библиотекаря, рецензии, аналитические справки. |
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Быстротекущий процесс информатизации всего общества и поиск библиотеками своего места в этом процессе определяют необходимость инновационных изменений в их деятельности. В настоящее время библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определённые информационно-библиотечные ресурсы.
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретённых в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра.
Миссия библиотеки. Информационно-библиотечный центр МБОУ СОШ №9 предоставляет информационную поддержку образовательной, воспитательной, научно-исследовательской деятельности школы на основе традиционных и продвижения информационно-библиотечных и коммуникационных технологий. Центр даёт возможность пользователям получать информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который всё больше строится на информации и знаниях. А также вооружает обучающихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами.
Основные цели информационно-библиотечного центра – удовлетворение потребностей школьников в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение открытости центра для всех пользователей: учащихся, учителей и родителей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями; обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.
Одной из основных функций информационно-библиотечного центра является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить её можно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании обучающихся, учителей и родителей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса, то есть:
- приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, содействие сохранению и развитию русского языка как национального достояния и средства межнационального общения;
- содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня информационной культуры, то есть получению знаний, умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Фонд школьной библиотеки МБОУ СОШ №9 города Татарска насчитывает 12257 экз.книг, 13545 экз. учебников, 295 электронных дисков и аудиовизуальных материалов.
Читателями школьной библиотеки являются 423 человека из числа учащихся, учителей и родителей. Показатель привлечения детей и подростков в библиотеку держится на максимально высоком уровне – 84 %. Штат библиотеки – 1 человек, должность – педагог-библиотекарь, имеющий высшее педагогическое образование.
При проведении анализа работы библиотеки были выявлены показатели, отраженные в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели библиотечной статистики
в 2014 – 2015 гг.
Читатели | Посещаемость | Книговыдача | Читаемость | Массовые мероприятия |
423 | 19 | 9729 | 23 | 28 |
Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки МБОУ СОШ №9 являются:
- динамичное развитие школы;
- внедрение профильной и дистанционной системы обучения;
- акцент на самостоятельную работу учеников;
- активное внедрение компьютерных технологий;
- изменение книготоргового рынка;
- увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.
В 2014-2015 годах одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки было внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Целью данной деятельности было повышение эффективности работы библиотеки, связанной с комплектованием, систематизацией поступивших изданий, созданием и пополнением электронного каталога, учётом библиотечных фондов, расчётом книгообеспеченности учебных дисциплин литературой, обслуживанием пользователей.
Анализ организации библиотечного обслуживания читателей МБОУ СОШ №9 показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:
- предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;
- выдает во временное пользование издания из своих фондов;
- оказывает консультационную помощь в поиске документов, составлении библиографии к исследовательским работам, проектам и рефератам;
- составляет библиографические указатели, рекомендательные списки литературы;
- выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;
- организует книжные выставки и массовые мероприятия;
- содействует формированию информационной культуры.
Данные анализа позволяют утверждать, что объём основного фонда библиотеки не зависит напрямую от числа читателей. Данное обстоятельство, в совокупности с «солидным возрастом» основных фондов оказывает влияние на средние показатели деятельности библиотеки, которые в среднем значительно ниже, чем в системе общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество. Показатель читаемости достигается в основном за счёт систематического обращения за книгами учащихся начальной школы и учащихся старшего звена за программной литературой.
Алфавитный каталог отражает фонд библиотеки. Продолжается создание электронного каталога, что значительно приблизит фонды к читателям.
Программа развития библиотеки рассчитана на 5 лет. В Программе определены цели и задачи развития библиотеки на среднесрочную перспективу, а также намечены основные приоритеты и механизмы их реализации. Конкретные действия по осуществлению намеченных целей, задач и приоритетов будут разрабатываться в форме ежегодных мероприятий (плана работы).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Создание на основе существующей библиотеки МБОУ СОШ №9 информационно-библиотечного центра, способного стать базой:
* развития информационной культуры личности;
* инновационной и проектной деятельности участников образовательного процесса;
* консультационным центром эффективного использования новых информационных ресурсов участниками образовательного процесса.
Задачи:
1. Создание на базе школьной библиотеки и компьютерного класса информационно-библиотечного центра школы.
2. Совершенствование материально-технической базы центра.
3. Оказание качественных библиотечно-информационных услуг с учётом реализации ФГОС на ступенях НОО и ООО.
3. Повышение эффективности ресурсного (информационного) обеспечения урочной и внеурочной деятельности участников обучения через новые формы его организации.
4. Организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области развития читательской компетентности школьников.
Решить эти задачи возможно за счёт создания информационно-библиотечного центра, который будет выполнять следующие функции:
1. Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.
2. Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием как своих ресурсов, так и ресурсов других библиотек.
3. Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.
4. Досуговую – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.
Создание в школе информационно-библиотечного центра в рамках реализации ФГОС позволит обеспечить учащихся, учителей и родителей качественными информационными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ ШКОЛЫ
1. Создание единого информационного пространства
Создание единого информационного образовательного пространства – необходимость сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать самое активное участие в управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование. Такое положение позволит ей стать одним из центральных звеньев в построении информационной структуры школы.
Ключевым фактором успеха в становлении нового качества является активное использование библиотекой новых информационных технологий. Движение в этом направлении призвано пополнить новым содержанием образовательные программы, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников разного возраста, обеспечить инновационное развитие самой библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально-техническое оснащение библиотеки.
2. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним
Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним предполагают доступность и востребованность информации всеми участниками образовательных отношений. Данное направление направлено на:
- создание и пополнение информационной базы по основным аспектам инновационной деятельности в школе;
- приобретение учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям ФГОС, формирование качественного книжного фонда;
- сбор методических материалов учителей, методических объединений, материалов педагогических советов и выпуск методического вестника МБОУ СОШ №9 (1 раз в год);
- создание электронной библиотеки разработок учителей, медиатеки учебных материалов к урокам, сценариев внеклассных мероприятий, праздников, открытых уроков;
- создание электронных книг, учебников, пособий, рефератов по предметам;
- пополнение учебными дисками и расширение технической базы информационно-библиотечного центра;
- оказание помощи в создании персонального информационного фонда для накапливания и переработки соответствующей информации в целях повышения эффективности работы учителя (создание портфолио).
3. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки
с различными партнёрами
Переход библиотеки к корпоративному сотрудничеству позволит более рационально использовать имеющиеся ресурсы и существенно расширить круг профессиональных связей. Корпоративные проекты и сотрудничество приведут к единению технологических, технических, информационных и других средств в целях создания новых и эффективного использования уже имеющихся информационных ресурсов. Такими партнёрами, в первую очередь, являются библиотеки школ Татарского района, городские публичные библиотеки, литературные объединения.
Корпоративное сотрудничество с библиотеками других школ района, городскими публичными библиотеками планируется осуществить по следующим направлениям:
- приобщение детей к чтению, повышение информационной культуры читателей;
- развитие семейного и летнего чтения детей;
- комплектование библиотеки фондами школьных учебников на учебный год;
- сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными;
- интеграция фондов, использование межбиблиотечного абонемента;
- координация работы по использованию новых образовательных технологий, использование ИКТ для совершенствования деятельности школьных библиотек;
- реализация совместных проектов.
4. Развитие социальной направленности работы библиотеки
Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки возможно в результате активного сотрудничества с Советом школы, с ученическим самоуправлением, с социально-психологической службой школы (проведение совместных акций, мероприятий и т.д.). Данное направление работы позволит расширить возможности библиотеки для организации духовно-нравственного воспитания и активизировать взаимодействие с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации воспитательных программ.
Позиционирование школьной библиотеки как социально ориентированного учреждения осуществляется:
- в рамках муниципальных социальных программ и акций;
- проведением школьных и районных мероприятий по продвижению чтения;
- реализацией просветительских программ дополнительного образования;
- выявлением и развитием творчески одарённых детей и др.
5. Привлечение в информационно-библиотечный центр новых пользователей
С целью реализации работы по данному направлению информационно-библиотечный центр осуществляет:
- ознакомление педагогов и школьников с мультимедиа ресурсами, имеющимися в фонде школьной библиотеки (ИБЦ);
- организацию свободного доступа педагогических работников и учащихся к компьютерному оборудованию школьной библиотеки (ИБЦ) для работы с мультимедиа ресурсами;
- выведение ИБЦ на современный уровень обслуживания учащихся и учителей.
Информационно-библиотечный центр сегодня становится точкой доступа к справочным базам данных сети Интернет для учащихся и педагогов.
Для увеличения читательской активности учителя школы используют ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности, библиотекарем проводятся массовые и внеклассные мероприятия с использованием современных мультимедийных средств.
ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ БИБЛИОТЕКИ
№ | Содержание мероприятий | Срок исполнения | Исполнитель | Прогнозируемый результат |
1 | Материально-техническое оснащение: - приобретение мультимедийного комплекса - расширение парка компьютеров и периферийного оборудования - комплектование основного фонда (с учётом реализации ФГОС) | 2015-2019 | Директор школы | Улучшение материально-технической базы библиотеки |
2 | Активное внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий | 2015-2019 | Педагог-библиотекарь, системный администратор | Эффективное использование в повседневной практике информационно-коммуникационных технологий |
3 | Информационная поддержка и информационное сопровождение педагогов в освоении и внедрении развивающих образовательных технологий (проектно-исследовательских, технологий развития критического мышления и др.) | 2015-2019 | Педагог-библиотекарь | Активное освоение и использование педагогами современных развивающих образовательных технологий |
4 | Информационно-методическое сопровождение внедрения государственных стандартов нового поколения | 2015-2019 | Педагог-библиотекарь | Устранение организационно-информационных препятствий для внедрения новых образовательных стандартов |
5 | Ресурсное обеспечение учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации | 2015-2019 | Педагог-библиотекарь | Создание благоприятных условий для полноценного развития личности |
6 | Создание и пополнение единого каталога электронных учебных пособий, а также художественной литературы | 2015-2018 | Педагог-библиотекарь, ученическое самоуправление | Наличие единого каталога электронных учебных пособий. Доступность и востребованность каталога всеми участниками образовательного процесса |
7 | Информационное сопровождение одарённых школьников | 2015-2019 | Педагог-библиотекарь, руководители ШМО | Повышение мотивации учащихся к индивидуальной учебной деятельности. Повышение уровня информированности и активности участия одарённых школьников в олимпиадах, конкурсах, форумах, конференциях, соревнованиях и т.д. |
8 | Информационная поддержка конкурсного движения педагогов | 2015-2019 | Педагог-библиотекарь, заместитель директора по УР | Расширение круга педагогов-участников профессиональных конкурсов. Повышение результативности участия педагогов школы в творческих конкурсах. Снижение временных затрат педагогов на работу с информационными потоками |
9 | Повышение эффективности работы сайта (странички библиотеки) | 2015-2019 | Педагог-библиотекарь | Значительное увеличение посетителей школьного сайта |
10 | Активизация участия школьной библиотеки в работе вебинаров, Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ | 2015-2019 | Педагог-библиотекарь | Активизация и повышение темпов инновационного развития библиотеки школы |
11 | Информационная поддержка инновационных образовательных программ, реализуемых школой | В течение срока реализации программы | Педагог-библиотекарь | Успешная реализация инновационных образовательных программ |
12 | Консультационно-информационная работа со школьными методическими объединениями учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор УМК | Ежегодно | Педагог-библиотекарь, учителя-предметники | Повышение эффективности образовательного процесса |
13 | Заключение договоров с торгующими организациями на поставку учебной литературы и ведение работы по сохранности учебного фонда среди участников образовательных отношений | Ежегодно | Директор, педагог-библиотекарь, заместитель директора по УР | Информированность педагогов о новых УМК и порядке ведения работы по сохранности учебного фонда, 100 % обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ |
14 | Создание благоприятных условий для работы с информационными источниками (подключение к Интернету, создание локальной сети и т.д.) | 2015-2016 | Директор, педагог-библиотекарь | Наличие комфортных условий для работы с информационными потоками |
16 | Участие в формировании универсальных учебных действий | 2015-2019 | Педагог-библиотекарь | Успешность работы школы по формированию универсальных учебных действий учащихся |
17 | Разработка пакета документов о школьном информационно-библиотечном центре | 2015-2016 | Педагог-библиотекарь, директор | Наличие пакета документов о школьном информационно-библиотечном центре. Создание школьного информационно-библиотечного центра |
18 | Заключение договоров о партнёрском сотрудничестве с библиотеками школ района, городскими публичными библиотеками и литературными объединениями | Ежегодно | Директор, педагог-библиотекарь | Оперативное решение общих проблем обеспечения образовательного процесса |
19 | Создание библиотеки для родителей | 2015-2017 | Педагог-библиотекарь, Совет школы, ученическое самоуправление | Родители учащихся становятся активными посетителями школьной библиотеки. Востребованность источников информации по организации воспитания в семье и развитию ребёнка |
20 | Участие библиотеки и её читателей в конкурсном движении | 2015-2019 | Педагог-библиотекарь | Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня |
21 | Организация встреч с интересными людьми на базе различных библиотек | 2015-2019 | Педагог-библиотекарь | Повышение интереса к посещению библиотек города |
22 | Участие в семинарах школьных библиотекарей на базе библиотек района с целью обмена опытом работы и повышения эффективности работы педагога-библиотекаря | 2015-2019 | Педагог-библиотекарь | Создание системы непрерывного образования педагогов-библиотекарей |
23 | Организация Дней семейного чтения | Регулярно | Педагог-библиотекарь, ученическое самоуправление | Приобщение родителей и детей к семейному чтению |
24 | Организация читательских конференций, конкурсов чтецов, Недели детской и юношеской книги | Регулярно | Педагог-библиотекарь | Повышение читательской культуры школьников. Рост количества книговыдач и посещаемости библиотеки. Повышение интереса к чтению |
25 | Проведение внеклассных мероприятий и акций, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников | Регулярно | Педагог-библиотекарь классные руководители, педагог-организатор, социально-психологическая служба школы | Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися |
26 | Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей | Регулярно | Педагог-библиотекарь | Повышение эффективности воспитательной работы |
27 | Создание «Гостевой книги» (отзывы и предложения по работе информационно-библиотечного центра) | 2016-2017 | Педагог-библиотекарь | Повышение эффективности работы информационно-библиотечного центра |
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Основным источником финансирования Программы являются средства бюджета. Источниками дополнительного финансирования Программы могут служить и другие, не запрещенные законодательством источники: спонсоров, получение грантов и др.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
В ходе решения задач Программы развития библиотеки МБОУ СОШ №9 как информационно-библиотечного центра руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль его работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:
- выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели программы развития библиотеки, учебного плана школы в целом;
- удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;
- существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;
- достаточно ли ресурсное обеспечение;
- рентабельны ли эти направления.
Ниже приводятся основные показатели работы центра, которые целесообразно учитывать для текущего контроля и оценки степени выполнения стоящих перед ним задач:
- число книговыдач на одного члена школьного сообщества (отдельно на ученика и сотрудника);
- средняя посещаемость на одного члена школьного сообщества (отдельно на ученика и сотрудника);
- число книговыдач на единицу хранения (обращаемость);
- число справочных запросов на одного члена школьного сообщества (отдельно на ученика и сотрудника);
- степень использования компьютеров и онлайновых информационных источников.
Показатели обеспеченности ресурсами:
- общий размер книжного фонда на одного члена школьного сообщества;
- обеспеченность персональными компьютерами или терминалами на одного члена школьного сообщества;
- обеспеченность компьютерами с интерактивным доступом на одного члена школьного сообщества.
Кадровые показатели:
- отношение числа полных ставок в информационно-библиотечном центре к численности школьного сообщества;
- отношение числа полных ставок к показателям использования информационно-библиотечного центра.
Качественные показатели:
- степень удовлетворенности пользователей;
- целевые группы пользователей;
- консультационная деятельность.
Стоимостные показатели:
- удельные издержки на функции, услуги и операции;
- расходы по персоналу;
- общие затраты на информационно-библиотечный центр в расчёте на одного члена школьного сообщества;
- общие затраты на центр от общего бюджета школы (в процентах);
- затраты на мультимедийные материалы от общих затрат на ИБЦ (в процентах).
Возможные трудности и риски:
1. Недостаточное финансирование деятельности информационно-библиотечного центра.
2. Некомпетентное использование компьютерной техники (в зоне свободного доступа) и, как следствие, - частые поломки, постоянные проблемы с расходным материалом для принтера и ксерокса при их неумелом использовании.
3. Несоответствие площади помещений, отведённой под информационно-библиотечный центр с возрастающим функциям.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации Программы к концу 2019 года будет достигнуто:
1. Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам.
3. Улучшение комплектования и обеспечение безопасности фондов информационно-библиотечного центра.
4. Повышение читательской компетентности детей и подростков.
5. Укрепление материально-технической базы.
6. Повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудников центра.
7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для пользователей центра:
* на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;
* на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
* на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;
* на предоставление свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;
* на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;
* на организацию совместной работы обучающихся и педагогов.
Будущая модель школьной библиотеки – информационно-библиотечный центр как симбиоз библиотеки и компьютерного класса школы с возможностями для обучения, самообразования и дистанционного обучения всех участников образовательного процесса школы, благодаря использованию библиотечных фондов, новых информационных технологий и педагогического сопровождения.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. http://unyuganschool2.86.i-schools.ru/?page=programma__razvitiya_bib
2. http://www.docme.ru/doc/75498/programma-razvitiya-biblioteki
3. Барболина М.А. Место библиотеки в образовательном и воспитательном процессе/М.А. Барболина//Школьная библиотека. – 2006. – №5. – С.12-13.
4. Волобуева М.Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки/М.Ю. Волобуева//Школьная библиотека. – 2010. – №8. – С.27-33.
5. Козлова О.В. Создаём документ «Программа развития школьной библиотеки»/ О.В. Козлова//Библиотека в школе. – 2011. – №12. – С.48-51.
6. Лазарев В.С. Как разработать программу развития школы/В.С. Лазарев, М.М. Поташник. – М.: Новая школа, 1993. – 46с.
7. Манифест школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО. – URL: http://www.gnpbu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа развития школьной библиотеки
программа развития школьного информационно-библиотечного центра на 3 года...
Анализ работы школьной библиотеки МБОУ СОШ № 16Анализ
Анализ работы за 2011-2012 учебный год...
Информационная карта библиотеки МБОУ ОШИ ООО
В информационной карте библиотеки представлена информация о структуре библиотеки, библиотечном фонде, о формах работы с читателями, о техническом оснащении и др....
Организация книжных выставок в библиотеке МБОУ СОШ № 21 г. Балаково Саратовской области.
Опыт работы школьного библиотекаря по организации традиционных и нетрадиционных видов книжных выставок. Дана разработка нетрадиционной книжной выставки. Выставка-викторина, выставка-игра /Авторск...
Школьная библиотека МБОУ ООШ № 21
Презентация о школьной библиотеке ученицы 2 класса "Почему нам интересно ходить библиотеку" , для библиотекарей и учащихся...
Презентация "Работа библиотеки МБОУ "Образовательный центр "Созвездие"" по патриотическому воспитанию с детьми с ОВЗ"
Презентация "Работа библиотеки МБОУ "Образовательный центр "Созвездие"" по патриотическому воспитанию с детьми с ОВЗ"...
План работы библиотеки МБОУ СОШ 21 им. Семёнова Д.В.
Основные цели и задачи школьной библиотеки:Цели1.Создание единого информационно-образовательного пространства. Осуществление государственной политики в сфере образования через библитечно-информационно...