«ФГОС и его реализация в системе учебников УМК «Школа России»».
материал ( класс) на тему

Лапшина Елена Викторовна

Учебно-методический комплект (УМК) «Школа России» в качестве единого целого работает с 2001 года. Однако  с новыми требованиями ФГОС учебники УМК были переработаны и вновь отправлены на экспертизу. В ноябре 2010 года издательство «Просвещение» получило положительные экспертные заключения Российской академии наук и Российской  академии образования о том, что система учебников «Школа России» обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Учебники УМК «Школа России» имеют новое художественное оформление, включая специальную систему навигации, позволяющую ученику ориен­тироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

ст.Кущевская Краснодарского края

«ФГОС и его реализация в системе учебников УМК «Школа России»».

                                                                        Учитель начальных классов

                                                     МБОУ СОШ №1

                                                Лапшина Е.В.

                                                           2013г.

ФГОС и его реализация в системе учебников УМК «Школа России».

Слайд 1.

Учебно-методический комплект (УМК) «Школа России» в качестве единого целого работает с 2001 года. Однако  с новыми требованиями ФГОС учебники УМК были переработаны и вновь отправлены на экспертизу. В ноябре 2010 года издательство «Просвещение» получило положительные экспертные заключения Российской академии наук и Российской  академии образования о том, что система учебников «Школа России» обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

учебники УМК «Школа России» имеют новое художественное оформление, включая специальную систему навигации, позволяющую ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

Слайд 2. Курс «Русского языка» начинается с обучения грамоте и представлен учебником « Азбука»

Слайд 3.        

Начиная с самых первых уроков, ребята знакомятся с  пословицами и поговорками, высказывая свое мнение, почему так говорят, учатся  осознавать смысл и мудрость, которые вложил в них  народ.

Практически на каждом уроке предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми. Эти задания отмечены соответствующими условными знаками. В   учебниках предложены темы и система вопросов для  коллективного обсуждения. Для этого введены рубрики: «Прочитаем и обсудим», «Обсудим»,  «Думай, размышляй, высказывай свое мнение». Такие задания учат детей общаться и сотрудничать, соблюдать правила,  находить компромиссы и оставаться друзьями. (ч.2, с.4-9)

Слайд 4.  К учебнику «Русской азбуке» идут 4 прописи.

Слайд 5. В прописях предусмотрены задания для развития логического мышления, например, «Подбери к схемам слова», «Разгадай ребусы» и т.д.

Слайд 6. Учебники «Русского языка» в 2 ч.

Обучение грамоте плавно  переходит в  курс «Русского языка».

В начале каждого  раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. (Учебник).

В учебнике представлена система таких работ, позволяющих каждому  ребенку действовать  в пределах своих возможностей и способностей.  Начиная  с «Азбуки», а потом продолжая в «Русском языке», учащиеся читают схемы слов,  предложений,  сопоставляют схемы-модели слов, предложений, находят слово (предложение) по модели, составляют модели  самостоятельно и т.д.

Учебник по русскому языку снабжен справочными материалами: памятками, таблицами, словарями (толковый, орфографический, орфоэпический, словари синонимов и антонимов, омонимов и фразеологизмов, иностранных слов (стр.134). Это помогает осуществить формирование умений находить необходимую информацию и работать с ней.

Слайд 7.В каждом учебнике по УМК «Школа России» предусмотрено создание проектов.

Скороговорки начинают встречаться буквально с первых страниц «Азбуки», а в «Русском языке» предлагается выполнить проект по теме «Скороговорки».

Слайд 8. На этом слайде вы видите страницу из тетради по русскому языку, где также представлены задания на овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Слайд 9.

В учебник по литературному чтению включены разделы «Жили-были буквы», «Сказки, загадки, небылицы»,«Я и мои друзья», «О братьях наших меньших»;

В начале каждого  раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, т.е. с чем мы познакомимся, чему научимся и чему мы будем учиться. В учебнике встречаются «разноцветные страницы», позволяющие соблюдать здоровьесберегающие технологии.

Практически на каждом уроке предусмотрены парная и групповая работа (обсудите с другом ответы на вопросы, разыграйте сценку, прочитайте по ролям)

Слайд 10.

Включаются задания на осмысление прочитанного текста (восстанови последовательность), на развитие речи (придумай название, рассказ), на обогащение словарного запаса.

Слайд 11,12-13.

В каждом учебнике в конце любого раздела страница «Проверь себя» и оцени свои достижения.

Слайд 14. Курс «Математика» представлены учебниками «Математика» в двух частях.

Слайд 15.

Курс «Математики» напрямую  помогает овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, а также умению проверить свои знания и оценить себя.

Поэтому в учебниках предусмотрены основные виды деятельности, на которых построена система заданий «Рассмотри …», «Сравни: чем похожи, чем отличаются…», «Проанализируй …», «Объясни, почему …», «Сделай вывод…», « Выбери верный ответ …», «Найди и исправь ошибки …» и др.

Слайд 16

В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам  видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий.  При такой системе построения материала учебников постепенно формируются  умения  сначала  понимать и принимать    познавательную  цель,  сохранять  её  при  выполнении   учебных   действий, а  затем  и  самостоятельно  формулировать    учебную    задачу,   выстраивать план действия для её последующего решения. Урок, тема, раздел завершаются заданиями  рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника.

В конце каждого раздела предусмотрены проверочные и тестовые  работы.

Важной особенностью учебников является выделение в них базового и повышенного уровней учебного материала, позволяющего ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Ярким примером может служить введение в учебники  рубрики  « Странички для любознательных»,  и математические проекты.

Слайд 17 В тетрадях по математике очень много заданий на развитие логического мышления (с.5-7)

Слайд 18. Учебники «Окружающего мира» в 2 частях.

Слайд 19

В курсе «Окружающий мир» каждый раздел начинается с определения «Чему мы будем учиться». Во всех разделах разработаны задания, направленные на активное использование речевых средств «С помощью дополнительной литературы, Интернета, подготовь сообщение…». Активно используется применение таких организационных форм как работа в парах и группах, выполнение заданий в сотрудничестве со взрослыми, реализация учебных проектов.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности,  как на уроке, так и во внеурочной работе (тетрадь).

В курсе «Окружающий мир» предлагается совместное чтение познавательной литературы, совместные наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), совместные прогулки и путешествия (экскурсии в музеи, поездки по родной стране и т. п.), проведение опытов.

Учебники представлены не только рабочими тетрадями,  но и электронными приложениями. Для учителя имеются методические пособия, как в печатном виде, так и в электронном виде.

Возможности методического аппарата системы учебников «Школа России»  направлены на  реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. особой организацией подачи учебного материала, способствующей достижению личностных, метапредметных и предметных результатов  посредством формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД).

        

Таким образом, в  соответствии с требованиями ФГОС,  содержание, дидактическое и методическое обеспечение системы учебников «Школа России» способствует достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, посредством формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться.

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. особой организацией подачи учебного материала, способствующей достижению личностных, метапредметных и предметных результатов  посредством формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД).

  

по окружающему миру - «Как живет семья?», «Наша дружная семья»,  «В школе», «Ты и твои друзья», включая учебные проекты  «Моя семья», «Мой класс и моя школа». Содержание данных разделов помогает осмыслить важные духовные ценности своего народа и других народов: дружба, доброта, любовь, понимание, терпение, ответственность, благородство и принять их.

Преимущества УМК «Школа России»
1. Учебники соответствуют всем требованиям ФГОС НОО.
2. 2. Системы учебников представлены учебными пособиями, электронными приложениями, рабочими тетерадями, комплектами демонстрационных таблиц, тестовыми заданиями.
3. 3. Особенно хочется выделить предметную линию учебников – «Русский язык» (авт. В.П.Канаки , В.Г. Горецкий) и «Окружающий мир» (авт.А.А. Плешаков)

Принцип деятельностного характера образования, которому в стандарте уделяется очень большое внимание, реализован во всех учебниках комплекта. Отличительной чертой комплекта является и то, что он ориентирован на формирование семейных ценностей, а книги «Зеленые страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» создавались не только для работы на уроке, но и в большей степени и для работы в семье. Важной особенностью учебников является выделение в них базового и повышенного уровней учебного материала, позволяющего ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Ярким примером может служить введение в учебники по окружающему миру рубрики «Страничка для любознательных», которая системно выстроена с I по IV класс."

Уверена, что УМК "Школа России" может занять достойное место и в контексте ФГОС-2.

Вся статья на сайте: http://www.fsu-expert.ru/node/2135

В этой связиосновными направлениями доработки учебниковявляются:
- введение специальных заданий для формирования умения школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к изучаемой теме, конкретному уроку;
- увеличение заданий и вопросов воспитывающего и занимательного характера, в том числе заданий для работы в парах и/или группах, инициирующих деятельность младшего школьника, акцентирующих внимание ученика на собственное аргументированное суждение, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
- внесение изменений в задания для формирования мотивации обучения, контрольно-оценочной деятельности младших школьников; заданий на поиск и отбор информации, освоение компьютерной грамотности и т.д.;
- включение в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др. Кроме того,
учебники УМК «Школа России» имеют новое художественное оформление, включая специальную систему навигации, позволяющую ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированный подход в реализации воспитательной системы "Школа - территория здоровья"

Материал подготовлен к выступлению на педсовете.В нем представлены цели,задачи, структура, критерии оценки эффективности воспитательной системы, ее результативность на данный момент....

Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, сист...

Рабочая программа по физической культуре в 1 классе (ФГОС, "Школа России", автор учебника В.И. Лях "Мой друг – физкультура").

Программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)- Примерной программы начально...

Основные механизмы реализации требований ФГОС ООО: планируемые результаты и система оценки

ФГОС определяет переход от традиционного подхода к  оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития/В представленном докладе раскрыты...

Презентация и технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)

Презентация и технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)...