Картографическая грамотность.
статья на тему

Кравченко Лариса Васильевна

Важным элементом изучения географии является формирование географической (картографической) культуры. Почему необходима картографическая культура? Её недостаток сказывается на нашем хозяйстве и планировании. на отношении к природе ... . Существует огромное количество различных заданий, которые формируют картографическую грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картографическая грамотность.113 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Кравченко Лариса Васильевна

                                                                                   МБОУ «СОШ №18», г. Абакан

Картографическая грамотность.

                               «Карта есть то удивительное орудие изучения земного шара,

                                которое одно только и сможет дать человеку дар провидения.                    

                                                                                                        Ю.М. Шокальский                                                                                                              

           Важным моментом изучения географии является формирование географической (картографической) культуры. А она является составной частью общей культуры человека.

           Почему необходима картографическая культура? Старшее поколение помнит, когда в каждом доме  на стене висела географическая карта. И люди внимательно следили за всеми событиями на планете и в нашей стране. В мире постоянно идут картографические войны. Государства, имеющие территориальные претензии, тиражируют карты с несуществующими в реальности границами.  И нет ни одного государства, чтобы  бы  подобная карта издавалась в самом этом государстве.    И действительно, карта страны - важнейший атрибут государственной символики.  А число граждан РФ, хорошо знающих карту своей Родины, не так уж велико. Знание карты - это не только показать государство, город. Оно предполагает наличие знаний в области  физической и экономической географии, культуры, истории, политического устройства. И сегодня картографическая грамотность нужна не только научному работнику, она становиться необходима каждому человеку. Её недостаток сказывается на нашем хозяйстве и планировании, на отношении к природе, на национальных отношениях, на международной политике и сотрудничестве. Поэтому  ее освоение  должно быть обязательным и прежде всего в школе.

           В ФГОС  говорится, что бы каждый учащийся был готов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. Также в заданиях по ЕГЭ много вопросов на знание картографической грамотности, т.е. карты. А хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание и умение ее читать. Школьников нужно научить  понимать, читать и знать карту. Понимать - значит, усвоить главные свойства географических карт. Читать - значит уметь распознавать географическую действительность по ее изображению на карте. Знать – значит помнить, ясно представлять по памяти расположения, относительные размеры и форму объектов. Таким образом, первоначально карта является объектом изучения, а затем источником знаний.

           Учащиеся часто затрудняются выбрать необходимые для ответа карты, не умеют анализировать их, характеризовать по ним различные явления, устанавливать причинно-следственные связи. Именно поэтому работа с картами и атласами сегодня должна стать важнейшей  составляющей географического образования.  К сожалению, на уроках географии на работу с картой специального времени практически нет. А самый трудный материал запоминается легче, если он несет в себе элементы занимательности.

           Учащимся нравиться работать с географическими силуэтами. Вначале даю более простые задания: только по очертаниям  узнать объект и назвать его. Затем ответить на вопросы: - В каком полушарии находиться? Какие океаны и моря омывают?  Далее работа усложняется, к знакомым объектам прибавляются контуры более мелких географических форм: страны мира, контуры полуостровов, островов, очертания рек, озер мира и России.

            Часто политическая карта мира  не может служить эффективным инструментом для формирования знаний о местонахождении и взаимном расположении государств. Изучение карты – проблема для многих учащихся. Кто-то запоминает размещение стран по цвету (некоторые государства обозначены определенным цветом, например, Китай всегда показывается  желтым цветом), кто-то по контуру.

В решении названой проблемы школьникам могут помочь «графы».  Теорию графов можно применять при изучении темы «Политическая карта мира» в 10 классе. «Граф» - математическая модель, используемая для описания взаимного расположения объектов на политической карте мира. Кружками  (вершинами «графа») обозначаются страны, а линиями, соединяющими кружки (ребрами «графа»), - наличие общей границы между соответствующими государствами.  При использовании «графов» в вершинах можно указывать названия лишь некоторых стран, чтобы ученики заполнили недостающие. Возможно указание всех государств. Тогда задача учащихся – дописать столицы данных стран.

Эффективным является не только выполнения заданий на «опознание» стран по готовым «графам», но и самостоятельное изготовление «графов» школьниками. «Граф», конечно, не может заменить карту. Он является лишь производной, дает возможность намного глубже проникнуть в карту, лучше рассмотреть и запомнить ее.

           Существует огромное количество различных заданий, которые  развивают мыслительную деятельность, зрительную память, интерес к предмету, и формируют картографическую грамотность.

F:\график.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ."

В  данной статье приведены примеры игровых ситуаций которые можно использовать на уроке географии при формировании умения работы с картой....

Статья "Формирование картографической грамотности средствами ИКТ"

В статье рассказывается об интерактивных проверяемых заданиях и других программных продуктах, помогающих сформировать картографическую грамотность у обучающихся....

Формирование картографической грамотности у учащихся по географии на основе идей личностно -ориентированного обучения

В настоящее время интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная географи...

Формирование картографической грамотности на уроках географии и внеурочной деятельности

Приёмы и методы работы с картой на уроках географии и внеурочной деятельности....

Приёмы и формы работы с географической картой, как составной части картографической грамотности учащихся

Работа с картой на уроках географии  является одним из важных направлений работы учителя географии.Научить ребёнка знать и понимать карту, а не бояться отвечать у доски, вот главная задача учител...