Картографическая грамотность.
статья на тему
Важным элементом изучения географии является формирование географической (картографической) культуры. Почему необходима картографическая культура? Её недостаток сказывается на нашем хозяйстве и планировании. на отношении к природе ... . Существует огромное количество различных заданий, которые формируют картографическую грамотность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картографическая грамотность. | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Кравченко Лариса Васильевна
МБОУ «СОШ №18», г. Абакан
Картографическая грамотность.
«Карта есть то удивительное орудие изучения земного шара,
которое одно только и сможет дать человеку дар провидения.
Ю.М. Шокальский
Важным моментом изучения географии является формирование географической (картографической) культуры. А она является составной частью общей культуры человека.
Почему необходима картографическая культура? Старшее поколение помнит, когда в каждом доме на стене висела географическая карта. И люди внимательно следили за всеми событиями на планете и в нашей стране. В мире постоянно идут картографические войны. Государства, имеющие территориальные претензии, тиражируют карты с несуществующими в реальности границами. И нет ни одного государства, чтобы бы подобная карта издавалась в самом этом государстве. И действительно, карта страны - важнейший атрибут государственной символики. А число граждан РФ, хорошо знающих карту своей Родины, не так уж велико. Знание карты - это не только показать государство, город. Оно предполагает наличие знаний в области физической и экономической географии, культуры, истории, политического устройства. И сегодня картографическая грамотность нужна не только научному работнику, она становиться необходима каждому человеку. Её недостаток сказывается на нашем хозяйстве и планировании, на отношении к природе, на национальных отношениях, на международной политике и сотрудничестве. Поэтому ее освоение должно быть обязательным и прежде всего в школе.
В ФГОС говорится, что бы каждый учащийся был готов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. Также в заданиях по ЕГЭ много вопросов на знание картографической грамотности, т.е. карты. А хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание и умение ее читать. Школьников нужно научить понимать, читать и знать карту. Понимать - значит, усвоить главные свойства географических карт. Читать - значит уметь распознавать географическую действительность по ее изображению на карте. Знать – значит помнить, ясно представлять по памяти расположения, относительные размеры и форму объектов. Таким образом, первоначально карта является объектом изучения, а затем источником знаний.
Учащиеся часто затрудняются выбрать необходимые для ответа карты, не умеют анализировать их, характеризовать по ним различные явления, устанавливать причинно-следственные связи. Именно поэтому работа с картами и атласами сегодня должна стать важнейшей составляющей географического образования. К сожалению, на уроках географии на работу с картой специального времени практически нет. А самый трудный материал запоминается легче, если он несет в себе элементы занимательности.
Учащимся нравиться работать с географическими силуэтами. Вначале даю более простые задания: только по очертаниям узнать объект и назвать его. Затем ответить на вопросы: - В каком полушарии находиться? Какие океаны и моря омывают? Далее работа усложняется, к знакомым объектам прибавляются контуры более мелких географических форм: страны мира, контуры полуостровов, островов, очертания рек, озер мира и России.
Часто политическая карта мира не может служить эффективным инструментом для формирования знаний о местонахождении и взаимном расположении государств. Изучение карты – проблема для многих учащихся. Кто-то запоминает размещение стран по цвету (некоторые государства обозначены определенным цветом, например, Китай всегда показывается желтым цветом), кто-то по контуру.
В решении названой проблемы школьникам могут помочь «графы». Теорию графов можно применять при изучении темы «Политическая карта мира» в 10 классе. «Граф» - математическая модель, используемая для описания взаимного расположения объектов на политической карте мира. Кружками (вершинами «графа») обозначаются страны, а линиями, соединяющими кружки (ребрами «графа»), - наличие общей границы между соответствующими государствами. При использовании «графов» в вершинах можно указывать названия лишь некоторых стран, чтобы ученики заполнили недостающие. Возможно указание всех государств. Тогда задача учащихся – дописать столицы данных стран.
Эффективным является не только выполнения заданий на «опознание» стран по готовым «графам», но и самостоятельное изготовление «графов» школьниками. «Граф», конечно, не может заменить карту. Он является лишь производной, дает возможность намного глубже проникнуть в карту, лучше рассмотреть и запомнить ее.
Существует огромное количество различных заданий, которые развивают мыслительную деятельность, зрительную память, интерес к предмету, и формируют картографическую грамотность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ."
В данной статье приведены примеры игровых ситуаций которые можно использовать на уроке географии при формировании умения работы с картой....
Статья "Формирование картографической грамотности средствами ИКТ"
В статье рассказывается об интерактивных проверяемых заданиях и других программных продуктах, помогающих сформировать картографическую грамотность у обучающихся....
Формирование картографической грамотности у учащихся по географии на основе идей личностно -ориентированного обучения
В настоящее время интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная географи...
Формирование картографической грамотности на уроках географии и внеурочной деятельности
Приёмы и методы работы с картой на уроках географии и внеурочной деятельности....
формирование картографической грамотности учащихся при обучении географии
знакомит с приемами работы с картами...
Приёмы и формы работы с географической картой, как составной части картографической грамотности учащихся
Работа с картой на уроках географии является одним из важных направлений работы учителя географии.Научить ребёнка знать и понимать карту, а не бояться отвечать у доски, вот главная задача учител...