Учебные проекты, как средство развития исследовательских навыков младших школьников.
статья на тему
Работа затрагивает аспекты проектно исследовательской деятельности на уроках английского в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnye_proekty.doc | 74 КБ |
uchebnye_proekty.ppt | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Гимназия № 1512»
(ГБОУ Гимназия № 1512)
«Учебные проекты,
как средство развития исследовательских навыков младших школьников».
Преподаватель английского языка
Рязанова Н.С.
2014 – 2015 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ.
- Введение.
- концепция модернизации российского образования;
- Основная часть:
- метод проектов: цели, задачи, формы организации, результаты, проблемы;
- проектная деятельность;
- групповая форма организации проектной деятельности (работа в команде);
- индивидуальная форма организации проектной деятельности.
- Заключение.
- Выводы.
- Приложение:
- темы проектов для начальной школы.
- Библиография.
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время в России отмечается значительный подъем интереса к обучению иностранным языкам в дошкольном и младшем школьном возрасте, что во многом объясняется инновационными процессами, происходящими в экономической, социальной и внешнеполитической деятельности нашего государства. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", принятой Правительством Российской Федерации 25 октября 2001 года, "развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание".
С изменением парадигмы обучения иностранным языкам в условиях современной образовательной системы изменилось и направление в обучении: дисциплинарная модель сменилась личностно-ориентированной. Таким образом, в центре внимания при разработке методик преподавания иностранного языка оказывается ребенок, его внутренний мир, а не сам процесс обучения иностранным языкам.
Обучение иноязычной культуре в современных условиях позволяет эффективно использовать тот факт, что ребенку свойственно нерасчлененное (целостное) восприятие мира, поэтому задача педагога - построить обучение так, чтобы создать у ребенка единый образ этого мира.
Целью образовательного процесса является воспитание гармонично развитой личности. И роль иностранного языка в этом плане очень значительна, так как он служит средством познания, развития и общения ребенка с окружающим миром. Дошкольный и младший школьный возрасты, по мнению многих специалистов (Н.В.Агурова, Н.Д.Гальскова, Е.А.Глухарева, Н.С.Лейтес, И.И.Невежина и др.), являются наиболее благоприятным периодом для овладения иностранным языком и иноязычной культурой. Этому в полной мере способствуют психологические особенности ребенка, к числу которых следует отнести:
- активное формирование познавательных процессов,
- быстрое запоминание языковой информации,
- особая чуткость к восприятию языка,
- способность к имитации и другие.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста полностью готовы к активному вовлечению в познавательный процесс, воспринимая его как увлекательную игру, постоянно ожидая от него сюрпризов и информационных открытий, они становятся его непосредственными участниками. Отличительной особенностью ребят данного возраста является и большое стремление к совершенствованию своих знаний, исправлению сделанных ошибок при их понятном и психологически правильном объяснении со стороны педагога.
Поэтому задача учителя при работе с детьми в дошкольном и младшем школьном возрасте — представить ребенку процесс обучения таким образом, чтобы он видел его не как простую передачу знаний от педагога обучаемому, а как самостоятельное изучение им предложенного материала, а учителя - как доброжелательного помощника в этом процессе.
МЕТОД ПРОЕКТОВ.
Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859 – 1952), американский философ, психолог и педагог. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно-значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. «Решить проблему» значит получить реальный и ощутимый результат.
Проект - это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям, с учётом требований, предъявляемых государственным стандартом.
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
Цели проектов:
- способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт;
- содействовать самостоятельности, умению логически мыслить,
- видеть проблемы и принимать решения,
- получать и использовать информацию,
- заниматься планированием,
- развивать грамотность и многое другое.
Метод проектов, как педагогическая технология включает в себя:
- целевую направленность,
- научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика,
- критерии оценки
- качественно новый результат.
Метод проектов - личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, увеличивается вера в свой успех.
Таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:
- прочное и глубокое усвоение знаний;
- высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
- высокий уровень научности в знаниях у учащихся;
- умение работать в группе, вести групповое обсуждение;
- сплочение детского коллектива;
- мотивация коллективных достижений.
По количеству участников проектов выделяются
- личностные,
- парные
- групповые.
Проблемы, которые можно решить, используя метод проектов:
- низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;
- перегрузка учителей и учащихся.
Проектная деятельность связана с изучением разных предметов. Интеграция реализует принципы развивающего обучения. Поэтому интеграция на уроках при создании проектов неизбежна и необходима. Ученики самостоятельно приобретают знания в различных областях учебных предметов, а учителя достигают главной цели: учат детей учиться.
Учебные проекты – совместная, учебно–познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся. Они повышают эффективность и качества учебного процесса.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
на уроках английского языка:
- направлена на формирование различных компетенций: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и др;
- позволяет создать на уроке творческую атмосферу;
Проектная деятельность вовлекает учащихся в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Основная идея метода проектов при обучении иностранного языка
перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся.
Применяя метод проекта
- Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности;
- Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Работа над проектами:
- побуждает учащихся самостоятельно искать необходимую и анализировать полученную информацию;
- инициирует самостоятельное мышление школьников;
- заставляют задуматься над проблемой и попытаться найти адекватное решение;
- ориентирована на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент;
При использовании метода проектов:
- Меняется роль учителя: учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора;
- Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы;
- Осуществляется саморазвитие и самообразование учителя;
- повышается профессиональный уровень и расширяется методический кругозор учителя.
ГРУППОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Работа в команде, как форма организации проектной деятельности учащихся очень важна в процессе обучения дошкольников и младших школьников.
Понятия "команда" и "работа в команде" наиболее разработаны в менеджменте, прежде всего в менеджменте персонала, и связаны особыми психологическими и структурными характеристиками группы сотрудников, позволяющими организовать эффективное взаимодействие работников для достижения поставленных задач.
Понятие "работа в команде" стало использоваться в зарубежной методике с конца 50-х - начала 60-х гг. прошлого века. В отечественной методике термин "работа в команде" ни в своем широком, ни в узком понимании не используется. Его аналогом в отечественной традиции может служить понятие "сотрудничество". Как правило, оно относится к взаимодействию учителя с учениками, может описывать взаимодействие учеников в совместной учебной деятельности и взаимодействие учителей в системе межпредметных связей".
Основные сферы обучения языку с использованием работы команды:
- билингвальное обучение - изучение иностранного языка;
- бимодальное обучение - использование различных каналов восприятия (например, при обучении глухонемых или при обучении иностранному языку дошкольников: сотрудничество логопеда и преподавателя иностранного языка, использующих разные приемы работы);
- междисциплинарное обучение - изучение языка специальности (применяется как по отношению к иностранному, так и по отношению к родному языку).
Команда:
- дает возможность увидеть несколько подходов к проблеме (по отношению к языковому материалу - оценить, например, эффективность использования тех или иных вариантов);
- демонстрирует пример общения и сотрудничества,
- снимает существующие у многих учащихся психологические барьеры, связанные с общением на неродном языке;
- демонстрирует реальное использование изучаемого языка, вовлекая в коммуникацию учащихся, и служит примером речевого поведения.
Функции членов команды
- каждый учащийся отвечает за конкретный аспект деятельности;
- лидер команды отвечает за организационную сторону;
- один из учеников отвечает за предметное содержание;
- один из учащихся помогает в освоении и использовании изучаемого языка.
Распределение функций между членами команды может быть как стабильным, так и динамичным, меняющимся от занятия к занятию.
Условия успешной работы команды.
- использовать материалы и методы, приемлемые для учащихся;
- учитывать специфику взаимоотношений учеников, учителя с учениками;
- перед занятием необходимо обсудить функции каждого из членов команды на каждом этапе урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Метод проектов позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, обеспечивая тем самым цельность содержания обучения и формирования у учащихся целостной картины мира. При этом учебные предметы вносят свой определенный вклад. Данная модель обучения дает ключ к созданию системы развивающего обучения детей, а не просто отдельного курса, так как открывает общий принцип построения содержания обучающих программ.
Обучение с использованием метода проектов:
- способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей детей,
- способствует развитию абстрактного мышления и речи,
- позволяет сохранить высокий уровень мотивации к обучению, творческим и исследовательским формам работы,
- формирует стремление к построению целостной картины мира,
- позволяет развивать любознательность детей, легкость общения.
Обучение с использованием метода проектов осуществляется
- через собственное исследование, т.е. обучение носит творческий характер (нет готового образца).
- без образца и основано на собственном открытии знаний об окружающем мире.
Дети, обучающиеся с использованием метода проектов, более эффективно осваивают каждый предмет; при этом решаются задачи развития рефлексии, логического мышления, формирования навыков учебной деятельности. Значительному большинству нравится самостоятельно формулировать концепцию или идею проекта и реализовывать задуманный план, оценивать разные факты, идеи и решения с помощью различных критериев. Учащимся нравится на уроке или дома самостоятельно искать необходимую информацию, особенно с помощью новых возможностей информационных технологий. Учащиеся с интересом воспринимают групповую и индивидуальную формы проектных работ.
ВЫВОДЫ.
- Проект способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.
- Проект – реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.
- Проект, как метод обучения, может быть использован в изучении любого предмета.
- Проект может применяться на уроках и во внеклассной работе.
- Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
- Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
- Проект формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
- Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
для начальной школы.
- Темы проектных заданий для 2-х классов:
- I and my Family;
- My Pet;
- Toys;
- Professions
- Sport;
- World around Me;
- Fairy Tales;
- Daily Life.
- Темы проектных заданий для 3-х классов:
- Food;
- Holidays;
- Animals;
- Clothing;
- Seasons;
- Nature.
- Темы проектных заданий для 4-х классов:
- School Life;
- The Place We live in;
- London;
- Travelling;
- Transport;
- America;
- My Country.
Библиография.
- Г.В. Рогова и И.Н.Верещагина. Методика обучения английскому языку. 1998г., Просвещение.
- Алан Мейли. Быстро и приятно. 1995г.
- Е.И.Пасов. Урок иностранного языка в школе. 1988 г. Просвещение.
- Е.И.Пассов. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. 1991 г. Просвещение.
- Е.И.Соловова. Методика обучения иностранным языкам. 2005 г. Просвещение.
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб., 1999.
- Основы педагогики: учебн. Пособие. Издание 2-е, перераб. и доп. - М., 1999.
- Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод проектов. Цели проектов; Метод проектов, как педагогическая технология; Результаты проектной деятельности; Типы проектов.
Цели проектов способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить; видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием; развивать грамотность и многое другое.
Метод проектов, как педагогическая технология, включает в себя целевую направленность; научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика; критерии оценки; качественно новый результат.
Результаты проектной деятельности прочное и глубокое усвоение знаний; высокий уровень самостоятельной работы учащихся; высокий уровень научности в знаниях у учащихся; умение работать в группе, вести групповое обсуждение; сплочение детского коллектива; мотивация коллективных достижений.
Типы проектов личностные, парные, групповые.
Основная идея метода проектов при обучении иностранного языка перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся.
Применяя метод проекта Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности; Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектная деятельность на уроках английского языка направлена на формирование различных компетенций: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и др; позволяет создать на уроке творческую атмосферу; вовлекает учащихся в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Выводы. Работа над проектами побуждает учащихся самостоятельно искать необходимую и анализировать полученную информацию; инициирует самостоятельное мышление школьников; заставляют задуматься над проблемой и попытаться найти адекватное решение; ориентирована на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент;
При использовании метода проектов Меняется роль учителя: учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора; Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы; Осуществляется саморазвитие и самообразование учителя; повышается профессиональный уровень и расширяется методический кругозор учителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проект способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект – реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Проект, как метод обучения, может быть использован в изучении любого предмета. Проект может применяться на уроках и во внеклассной работе.
Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.Дети по природе свое...
Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.
Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят, что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...
Проект по теме «Развитие иноязычной компетенции младших школьников в летнем учебно-оздоровительном лагере с учетом этнокультурного компонента в условиях реализации ФГОС НОО».
Разработка проекта «Развитие иноязычной компетенции младших школьников в летнем учебно-оздоровительном лагере с учетом этнокультурного компонента в условиях реализации ФГОС НОО» вызв...
Развитие исследовательских навыков младших школьников во внеурочной и урочной деятельности по английскому языку
В статье обобщается методический опыт по развитию исследовательских навыков младших школьников во внеурочной и урочной деятельности по английскому языку....
Статья «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования»
В статье «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования» уделено внимание развитию одаренной личности на примере вок...
Учебно-методическое пособие «Арт-терапевтический подход как средство развития экологического сознания младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость)»
Цель работы:Раскрытие потенциала арт-педагогики для развития экологического мышления младших школьников с ОВЗ.Задачи работы:Разработка арт-педагогической программы экологической направленности;А...