Учебные проекты, как средство развития исследовательских навыков младших школьников.
статья на тему

Работа затрагивает аспекты проектно исследовательской деятельности на уроках английского в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnye_proekty.doc74 КБ
Office presentation icon uchebnye_proekty.ppt87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Гимназия № 1512»

(ГБОУ Гимназия № 1512)

«Учебные проекты,

как средство развития исследовательских навыков младших школьников».

Преподаватель английского языка          

Рязанова Н.С.

2014 – 2015 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ.

  • Введение.
  • концепция модернизации российского образования;
  • Основная часть:
  • метод проектов: цели, задачи, формы организации, результаты, проблемы;
  • проектная деятельность;
  • групповая форма организации проектной деятельности (работа в команде);
  • индивидуальная форма организации проектной деятельности.
  • Заключение.
  • Выводы.
  • Приложение:

- темы проектов для начальной школы.

  • Библиография.

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время в России отмечается значительный подъем интереса к обучению иностранным языкам в дошкольном и младшем школьном возрасте, что во многом объясняется инновационными процессами, происходящими в экономической, социальной и внешнеполитической деятельности нашего государства.  В  "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", принятой Правительством Российской Федерации 25 октября 2001 года, "развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание".

        С изменением парадигмы обучения иностранным языкам в условиях современной образовательной системы изменилось и направление в обучении: дисциплинарная модель сменилась личностно-ориентированной. Таким образом, в центре внимания при разработке методик преподавания иностранного языка оказывается ребенок, его внутренний мир, а не сам процесс обучения иностранным языкам.

        Обучение иноязычной культуре в современных условиях позволяет эффективно использовать тот факт, что ребенку свойственно нерасчлененное (целостное) восприятие мира, поэтому задача педагога - построить обучение так, чтобы создать у ребенка единый образ этого мира.

        Целью образовательного процесса является воспитание гармонично развитой личности. И роль иностранного языка в этом плане очень значительна, так как он служит средством познания, развития и общения ребенка с окружающим миром. Дошкольный и младший школьный возрасты, по мнению многих специалистов (Н.В.Агурова, Н.Д.Гальскова, Е.А.Глухарева, Н.С.Лейтес, И.И.Невежина и др.), являются наиболее благоприятным периодом для овладения иностранным языком и иноязычной культурой. Этому в полной мере способствуют психологические особенности ребенка, к числу которых следует отнести:

  • активное формирование познавательных процессов,
  • быстрое запоминание языковой информации,
  • особая чуткость к восприятию языка,
  • способность к имитации и другие.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста полностью готовы к активному вовлечению в познавательный процесс, воспринимая его как увлекательную игру, постоянно ожидая от него сюрпризов и информационных открытий, они становятся его непосредственными участниками. Отличительной особенностью ребят данного возраста является и большое стремление к совершенствованию своих знаний, исправлению сделанных ошибок при их понятном и психологически правильном объяснении со стороны педагога.

        Поэтому задача учителя при работе с детьми в дошкольном и младшем школьном возрасте — представить ребенку процесс обучения таким образом, чтобы он видел его не как простую передачу знаний от педагога обучаемому, а как самостоятельное изучение им предложенного материала, а учителя - как доброжелательного помощника в этом процессе.

МЕТОД  ПРОЕКТОВ.

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859 – 1952), американский философ, психолог и педагог. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно-значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. «Решить проблему» значит получить реальный и ощутимый результат.

Проект - это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям, с учётом требований, предъявляемых государственным стандартом.

Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Цели проектов:

  • способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт;
  • содействовать самостоятельности, умению логически мыслить,
  • видеть проблемы и принимать решения,
  • получать и использовать информацию,
  • заниматься планированием,
  • развивать грамотность и многое другое.

Метод проектов, как педагогическая технология включает в себя:

  • целевую направленность,
  • научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика,
  • критерии оценки
  • качественно новый результат.

Метод проектов - личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, увеличивается вера в свой успех.

 Таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:

  • прочное и глубокое усвоение знаний;
  • высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
  • высокий уровень научности в знаниях у учащихся;
  • умение работать в группе, вести групповое обсуждение;
  • сплочение детского коллектива;
  • мотивация коллективных достижений.

По количеству участников проектов выделяются

  • личностные,
  • парные
  • групповые.

Проблемы, которые можно решить, используя метод проектов:

- низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;

- перегрузка учителей и учащихся.

Проектная деятельность связана с изучением разных предметов. Интеграция реализует принципы развивающего обучения. Поэтому интеграция на уроках при создании проектов неизбежна и необходима.  Ученики самостоятельно приобретают знания в различных областях учебных предметов, а учителя достигают главной цели: учат детей учиться.

Учебные проекты – совместная, учебно–познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся. Они повышают эффективность и качества учебного процесса.

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

на уроках английского языка:

  • направлена на формирование различных компетенций: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и др;
  • позволяет создать на уроке творческую атмосферу;

Проектная деятельность вовлекает учащихся  в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Основная идея метода проектов при обучении иностранного языка

перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся.

Применяя метод проекта

  • Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности;
  • Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Работа над проектами:

  • побуждает учащихся самостоятельно искать необходимую и анализировать полученную информацию;
  • инициирует самостоятельное мышление школьников;
  • заставляют задуматься над проблемой и попытаться найти адекватное решение;
  • ориентирована на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент;

При использовании метода проектов:

  • Меняется роль учителя: учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора;
  •  Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы;
  • Осуществляется  саморазвитие и самообразование учителя;
  • повышается профессиональный уровень и расширяется методический кругозор учителя.

ГРУППОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Работа в команде, как форма организации проектной деятельности учащихся очень важна в процессе обучения дошкольников и младших школьников.

Понятия "команда" и "работа в команде" наиболее разработаны в менеджменте, прежде всего в менеджменте персонала, и связаны особыми психологическими и структурными характеристиками группы сотрудников, позволяющими организовать эффективное взаимодействие работников для достижения поставленных задач.

Понятие "работа в команде" стало использоваться в зарубежной методике с конца 50-х - начала 60-х гг. прошлого века. В отечественной методике термин "работа в команде" ни в своем широком, ни в узком понимании не используется. Его аналогом в отечественной традиции может служить понятие "сотрудничество". Как правило, оно относится к взаимодействию учителя с учениками, может описывать взаимодействие учеников в совместной учебной деятельности и взаимодействие учителей в системе межпредметных связей".

Основные сферы обучения языку с использованием работы команды:

  • билингвальное обучение - изучение иностранного языка;
  • бимодальное обучение - использование различных каналов восприятия (например, при обучении глухонемых или при обучении иностранному языку дошкольников: сотрудничество логопеда и преподавателя иностранного языка, использующих разные приемы работы);
  • междисциплинарное обучение - изучение языка специальности (применяется как по отношению к иностранному, так и по отношению к родному языку).

Команда:

  • дает возможность увидеть несколько подходов к проблеме (по отношению к языковому материалу - оценить, например, эффективность использования тех или иных вариантов);
  • демонстрирует пример общения и сотрудничества,
  • снимает существующие у многих учащихся психологические барьеры, связанные с общением на неродном языке;
  • демонстрирует реальное использование изучаемого языка, вовлекая в коммуникацию учащихся, и служит примером речевого поведения.

Функции членов команды

  • каждый учащийся отвечает за конкретный аспект  деятельности;
  • лидер команды отвечает за организационную сторону;
  • один из учеников отвечает за предметное содержание;
  • один из учащихся помогает в освоении и использовании изучаемого языка.

Распределение функций между членами команды может быть как стабильным, так и динамичным, меняющимся от занятия к занятию.

Условия успешной работы команды.

  • использовать материалы и методы, приемлемые для учащихся;
  • учитывать специфику взаимоотношений учеников, учителя с учениками;
  • перед занятием необходимо обсудить функции каждого из членов команды на каждом этапе урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Метод проектов позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, обеспечивая тем самым цельность  содержания обучения и формирования у учащихся целостной картины мира. При этом  учебные предметы  вносят  свой определенный вклад. Данная модель обучения дает ключ к созданию системы развивающего обучения  детей, а не просто отдельного курса, так как открывает общий принцип построения содержания обучающих программ.

Обучение с использованием метода проектов:

  • способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей детей,
  • способствует развитию абстрактного мышления и речи,
  • позволяет сохранить высокий уровень мотивации к обучению, творческим и исследовательским формам работы,
  • формирует стремление к построению целостной картины мира,
  • позволяет развивать любознательность  детей, легкость общения.

Обучение с использованием метода проектов осуществляется

  • через собственное исследование, т.е. обучение носит творческий характер (нет готового образца).
  • без образца   и основано на собственном открытии знаний об окружающем мире.

        Дети, обучающиеся с использованием метода проектов, более эффективно осваивают каждый предмет; при этом решаются задачи развития рефлексии, логического мышления, формирования навыков учебной деятельности. Значительному большинству нравится самостоятельно формулировать концепцию или идею проекта и реализовывать задуманный план, оценивать разные факты, идеи и решения с помощью различных критериев. Учащимся  нравится на уроке или дома самостоятельно искать необходимую информацию, особенно с помощью новых возможностей информационных технологий. Учащиеся с интересом воспринимают групповую и индивидуальную формы проектных работ.

ВЫВОДЫ.

  • Проект способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.
  • Проект – реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.
  • Проект, как метод обучения, может быть использован в изучении любого предмета.
  • Проект может применяться на уроках и во внеклассной работе.
  • Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
  • Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
  • Проект формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
  • Проектная деятельность  может стать альтернативой классно-урочному обучению.

ТЕМЫ  ПРОЕКТОВ

для начальной школы.

  1. Темы проектных заданий для 2-х классов:
  • I and my Family;
  • My Pet;
  • Toys;
  • Professions
  • Sport;
  • World around Me;
  • Fairy Tales;
  • Daily Life.
  1. Темы проектных заданий для 3-х классов:
  • Food;
  • Holidays;
  • Animals;
  • Clothing;
  • Seasons;
  • Nature.
  1. Темы проектных заданий для 4-х классов:
  • School Life;
  • The Place We live in;
  • London;
  • Travelling;
  • Transport;
  • America;
  • My Country.

Библиография.

  1. Г.В. Рогова и И.Н.Верещагина. Методика обучения английскому языку. 1998г., Просвещение.
  2. Алан Мейли. Быстро и приятно. 1995г.
  3. Е.И.Пасов. Урок иностранного языка в школе. 1988 г. Просвещение.
  4. Е.И.Пассов. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. 1991 г. Просвещение.
  5. Е.И.Соловова. Методика обучения иностранным языкам. 2005 г. Просвещение.
  6. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб., 1999.
  7. Основы педагогики: учебн. Пособие. Издание 2-е, перераб. и доп. - М., 1999.
  8. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987.
  9.  Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гимназия № 1512 Учебные проекты, как средство развития исследовательских навыков младших школьников . Предмет: Английский язык Преподаватель: Рязанова Надежда Сергеевна

Слайд 2

Метод проектов. Цели проектов; Метод проектов, как педагогическая технология; Результаты проектной деятельности; Типы проектов.

Слайд 3

Цели проектов способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить; видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием; развивать грамотность и многое другое.

Слайд 4

Метод проектов, как педагогическая технология, включает в себя целевую направленность; научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика; критерии оценки; качественно новый результат.

Слайд 5

Результаты проектной деятельности прочное и глубокое усвоение знаний; высокий уровень самостоятельной работы учащихся; высокий уровень научности в знаниях у учащихся; умение работать в группе, вести групповое обсуждение; сплочение детского коллектива; мотивация коллективных достижений.

Слайд 6

Типы проектов личностные, парные, групповые.

Слайд 7

Основная идея метода проектов при обучении иностранного языка перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся.

Слайд 8

Применяя метод проекта Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности; Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Слайд 9

Проектная деятельность на уроках английского языка направлена на формирование различных компетенций: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и др; позволяет создать на уроке творческую атмосферу; вовлекает учащихся в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Слайд 10

Выводы. Работа над проектами побуждает учащихся самостоятельно искать необходимую и анализировать полученную информацию; инициирует самостоятельное мышление школьников; заставляют задуматься над проблемой и попытаться найти адекватное решение; ориентирована на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент;

Слайд 11

При использовании метода проектов Меняется роль учителя: учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора; Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы; Осуществляется саморазвитие и самообразование учителя; повышается профессиональный уровень и расширяется методический кругозор учителя.

Слайд 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проект способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект – реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Проект, как метод обучения, может быть использован в изучении любого предмета. Проект может применяться на уроках и во внеклассной работе.

Слайд 13

Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.Дети по природе свое...

Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.

Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят,  что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...

Проект по теме «Развитие иноязычной компетенции младших школьников в летнем учебно-оздоровительном лагере с учетом этнокультурного компонента в условиях реализации ФГОС НОО».

Разработка проекта «Развитие иноязычной компетенции младших школьников в летнем учебно-оздоровительном лагере с учетом этнокультурного компонента в условиях реализации  ФГОС НОО» вызв...

Развитие исследовательских навыков младших школьников во внеурочной и урочной деятельности по английскому языку

В статье обобщается методический опыт  по развитию исследовательских навыков младших школьников во внеурочной и урочной деятельности по английскому языку....

Статья «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования»

В статье «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования» уделено внимание развитию одаренной личности на примере вок...

Учебно-методическое пособие «Арт-терапевтический подход как средство развития экологического сознания младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость)»

Цель работы:Раскрытие потенциала арт-педагогики для развития экологического мышления младших школьников с ОВЗ.Задачи работы:Разработка арт-педагогической программы экологической направленности;А...