Образовательная программа "Международный бакалавриат".
статья по теме
Программа "Международный бакалавриат" была разработана в Швейцарии в 1968 году по инициативе Международной школы в Женеве и Школы ООН в Нью Йорке с целью стандартизации международного образования. В настоящее время Гимназия № 1404 работает в рамках Международного бакалавриата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdunarodnyy_bakalavriat_ib.doc | 74.5 КБ |
ib_mezhdunarodnyy_bakalavriat.ppt | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ГАММА» № 1404
ул. Большая Оленья д.3/5
тел. факс (495) 268-46-86. E-mail: Gamma1404.list.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАКАЛАВРИАТ».
Преподаватель английского языка
Рязанова Н.С.
2011 – 2012 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ.
- Введение.
- Основная часть:
- Образовательная программа «Международный Бакалавриат»:
- Программа "Международный бакалавриат" (IB);
- Система оценивания в программах IB;
- Ядро программы;
- Элементы программы.
- Выводы.
- Заключение.
- Библиография.
ВВЕДЕНИЕ.
Русский богослов, философ и педагог В.В.Зеньковский
"… развитие ума путем обогащения его определенным материалом должно занимать второе место, нельзя и не нужно знать ученику "все".
Необходимо, чтобы ребенок развивал свои "умственные силы и уменье ставить и разрешать вопросы, которые ставит жизнь".
В начале XXI века российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели. В этих условиях к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе.
Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи, поставленные на новом этапе исторического развития страны.
Определяющими приоритетами государственной политики в сфере образования являются устойчивое и постоянное развитие системы Российского образования, обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективными потребностями личности, общества и государства.
Образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор реализации потенциала страны. В этих условиях обновление общеобразовательной школы становится объективной необходимостью.
Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки.
Характерными чертами современного этапа развития общего среднего образования являются следующие:
- образование для всех - разнообразные учебные программы ориентируются на высококачественное обучение всех детей;
- учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом;
- максимальное развитие способностей ребенка, независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания;
- развитие системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;
- личностно-ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них процессуальные умения;
- адаптация молодежи к меняющимся социальным условиям жизни общества;
- открытость образования, обеспечивающая доступность знаний и информации широким социальным слоям самых различных регионов.
Главная цель общего образования - формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).
Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:
- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
- формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
- разностороннее развитие детей; их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.
Реализация этих целей и задач предполагает:
- создание благоприятных условий и возможностей для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;
- усвоение основ наук, фундаментальных законов развития общества и природы, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности;
- адаптацию к социальным изменениям, формирование устойчивых мотивов и установок активно влиять на условия достижения как личного успеха, так и общественного прогресса;
- последовательную ориентацию на "культуросообразную" систему преподавания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, приобщение к материальным и духовным ценностям культуры;
- систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;
- непрерывность образования в течение всей жизни человека;
- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования;
- преемственность уровней и ступеней образования;
- информатизацию и компьютеризацию образования, включающую изучение в школе основ информатики, освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий;
- развитие дистанционного обучения, создание учебных программ и программных средств, реализующих информационные технологии в образовании;
- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью;
- развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАКАЛАВРИАТ».
Программа "Международный бакалавриат" (International Baccalaureate - IB) была разработана в Швейцарии в 1968 году по инициативе Международной школы в Женеве и Школы ООН в Нью-Йорке с целью стандартизации международного образования.
Программа Международного Бакалавриата в первую очередь рассчитана на то, чтобы дать учащимся знания и умения, необходимые в жизни каждому, независимо от профессии, а также навыки социальной адаптации. В рамках программы главный акцент делается на академических достижениях, умении критически мыслить, навыках самостоятельной работы. Благодаря такому подходу у учеников повышается мотивация и интерес к знаниям, и, следовательно, успеваемость.
Международный бакалавриат - это универсальная программа, которая вобрала в себя все самое лучшее, что существует в школьном образовании различных стран. Это некий универсальный язык, который понятен практически любому университету и колледжу.
Программа Международного бакалавриата направлена на то, чтобы помочь обучающимся стать людьми:
- любознательными и пытливыми (Inquirers);
- знающими и умеющими пополнять знания (Knowledgeable);
- думающими (Thinkers);
- коммуникативными (Communicators);
- имеющими принципы (Pincipled);
- непредубежденными и обладающими широким кругозором (Open-minded);
- людьми, способными принимать решения и отвечать на вызовы (Risk-Tаkers);
- разносторонними (Balanced);
- размышляющими и способными к рефлексии (Reflective).
Международный Бакалавриат предлагает три образовательные программы для детей разного возраста:
- программу дошкольного и начального образования (Primary Years Programm - PYP) - от 3 до 12 лет; сфокусирована на разностороннем развитии ребенка в условиях классной комнаты и во вне ее;
- программу неполного среднего образования (Middle Years Programm - MYP) – от 11 до 16 лет; создает условия для академических занятий и развития навыков социализации при освоении традиционных школьных предметов;
- дипломную программу (полное среднее образование) (Diploma Programm - DP) для старшеклассников от 16 до 19 лет; отвечает потребностям высоко мотивированных учащихся и позволяющий им получить такой уровень подготовки, который удовлетворяет требованиям ведущих университетов мира.
Все три образовательные программы IB обладают преемственностью, последовательно реализуя взгляд на образование как на формирование и развитие целостной личности средствами, обеспечивающими ее интеллектуальный, личностный, эмоциональный и социальный рост.
Все три программы:
- требуют изучения широкого спектра предметов, построенных на содержании, отражающем лучшие мировые образовательные практики;
- придают особое значение освоению и развитию языка;
- поддерживают ребенка при освоении им отдельных предметов;
- фокусируются на развитии навыков учения;
- включают, в варьирующихся границах, изучение индивидуально избранных предметов и тем, междисциплинарных областей;
- обеспечивают возможность обучающимся планировать и проводить индивидуальные и коллективные исследования;
- включают деятельностный компонент, связанный со служением людям и местному сообществу.
Общая гуманистическая и демократическая направленность всех образовательных программ IB проявляется:
- в приоритете общечеловеческих ценностей,
- в ориентации на нужды и интересы ребенка,
- в реализации кооперации и сотрудничества на всех этапах обучения,
- в сочетании с педагогическими средствами достижения этих целей.
Система оценивания в программах IB - один из основных компонентов программы, ее регулятор. Система оценивания обеспечивает единство подходов к образованию при всем многообразии вариантов их реализации в школах различных стран мира.
Система оценивания строится на основе общих для всех образовательных программ принципов:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое, текущее (Formative) и итоговое (Summative) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся.
- Учитель должен включать учащихся в процесс оценивания, формировать навыки самооценки.
В основе учебной программы дошкольного и начального образования лежит представление о том, что каждый ребенок в процессе учебной деятельности привносит в нее свое осмысление и на этой основе самостоятельно конструирует собственные знания.
Ядро программы дошкольного и начального образования образуют пять наиболее существенных элементов, призванных дать представление о том, чему научить детей:
- понятия,
- знание,
- навыки,
- отношения,
- деятельность.
Знаниевый компонент развивается в рамках поисковой познавательной деятельности, направляемой шестью межпредметными темами, опирающимися на содержание шести предметных областей:
- Кто мы
- Где мы – в пространстве и времени
- Как устроен мир
- Как мы выражаем свои мысли, чувства, намерения
- Как мы обустраиваем и организуем нашу жизнь
- Наша общая планета
Элементы программы:
Понятия – включают восемь абстрактных понятий, имеющих универсальное значение, педагогический смысл, назначение и содержание которых определяется и описывается с помощью ключевых вопросов, которые стимулируют процесс познания и межпредметный подход к изучаемым объектам, явлениям и процессам.
- форма (на что это похоже?)
- функция (как это работает?)
- причинность (почему это так устроено, работает, происходит?)
- изменение (как это меняется?)
- связь (как это связано с другими вещами , объектами, событиями, явлениями?)
- точка зрения (позиция) (каковы точки зрения?)
- ответственность (в чем наша ответственность, за что мы отвечаем?)
- размышление (рефлексия) (откуда мы это знаем?)
Знание – внутреннее осмысление и осознание ребенком важных и значимых идей. Оно не сводится к простому усвоению фактов и умений, а появляется как результат учебной и поисковой деятельности ребенка. Его рамки задаются межпредметными темами и учебными предметами.
Межпредметные темы | Учебные предметы |
Кто мы? | Язык |
Где мы – в пространстве и времени? | Социальные науки |
Как мы выражаем свои мысли, чувства и намерения? | Математика |
Как устроен мир? | Искусство |
Как мы обустраиваем и организуем нашу жизнь? | Наука и технология |
Наша общая планета | Личное, социальное и физическое воспитание |
Навыки отбираются по их значимости для процесса познания и дают представление о том, что научатся делать учащиеся в результате обучения.
- навыки размышления,
- навыки коммуникации,
- социальные навыки,
- исследовательские навыки;
- навыки самоорганизации.
Отношения – представление о ценностных ориентациях учащихся; программа нацелена на развитие таких качеств, как толерантность, уважительность, честность, независимость, увлеченность, сопереживание, любознательность, креативность, сотрудничество, уверенность в себе, обязательность и признательность.
Деятельность – представление об осваиваемых способах действий; программа поощряет учащихся размышлять, делать осознанный выбор, и действовать во благо своим сверстникам, школе, другим людям.
Перечисленные пять центральных элементов включаются в учебные планы и программы обучения таким образом, чтобы учащиеся могли:
- приобретать знания, соответствующие их возрасту и имеющие общечеловеческое значение,
- развивать свое представление о концептуальных понятиях, которые будут служить им фундаментом в процессе всего обучения,
- приобретать межпредметные и предметные умения и навыки,
- осваивать систему отношений, способствующую становлению глобального мышления,
- предпринимать действия на основе освоенных знаний.
Педагогическая практика строится на активном вовлечении учащихся в учебно-познавательную деятельность и предполагает:
- субъект-субъектные отношения между учителем и учащимся;
- ориентацию на то, что дети знают, а не на то, чего они не знают;
- введение новых знаний в контекст реальных задач и проблем;
- организацию образовательной среды по принципу гиперпространства.
Одной из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании, является оценивание
Система оценивания направлена на получение информации, позволяющей:
- учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,
- родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,
- учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и в частности, о том
- происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к более глубоким и основательным знаниям,
- начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей,
- cовершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач,
- обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.
ВЫВОДЫ.
Предмет "иностранные языки" в школе решает разные задачи. Иностранный язык развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.
Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность.
2. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении.
З. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя.
4. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Несколько лет назад Россия вошла в число стран-участниц, работающих по программам международного бакалавриата в школах. Эта программа позволяет ее выпускникам поступить в большинство европейских вузов (в том числе и в Великобритании и США) без сдачи дополнительных экзаменов. На сегодняшний день международный бакалавриат в России развит достаточно хорошо в разных уголках страны (Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Перми и других городах — около 18 школ).
Классической программой считается британская — на английском языке — именно она даёт наиболее полные знания, имеет более сильную образовательную базу.
Международный бакалавриат в России преподается как дополнение к основной школьной нагрузке. Несмотря на то, что ученики участвуют в конференциях, пишут эссе, разрабатывают собственные проекты и готовятся к сдаче выпускных экзаменов по программе международного бакалавриата, им также как и всем остальным предстоит в обязательном порядке сдавать ЕГЭ.
После выпуска при успешной сдаче экзаменов, те выпускники, которые изучали международный бакалавриат в России получат уникальную возможность выбирать, где учиться дальше: у себя на родине или за границей.
Каждая школа в России аккредитована по одной или нескольким программам международного бакалавриата: The Primary Years Programme, the Middle Years Programme , the Diploma Programme или IBCC. Все они предназначены для разных возрастных групп. На начальную (Primary Years Programme) могут поступать дети дошкольного возраста. Самая востребованная программа — двухгодичный курс преддипломной подготовки Diploma Programme. Именно она обязательно есть во всех аккредитованных школах.
Начиная с 2009 года появилась возможность обучаться по программе международного бакалавриата параллельно с основной школьной программой — дистанционно.
БИБЛИОГРАФИЯ.
- Приказ №635 от 15 октября 2013 года «О реализации образовательных программ Международного бакалавриата в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы»
- Основы педагогики: учебн. Пособие. Издание 2-е, перераб. и доп. - М., 1999
- Проблемы развивающего обучения. Давыдов В.В. _ М., 1986
- Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1915.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательная программа “Международный Бакалавриат” Программы Международного Бакалавриата: PYP, MYP, DP. Система оценивания в программах IB Элементы программы.
Система оценивания Оценивание - постоянный процесс; Критериальное оценивание; Критерии и алгоритм оценивания известны учащимся и учителям; Оценивается только то, чему учат; Ученики включены в процесс оценивания (самооценка).
Элементы программы понятия, знание, навыки, отношения, деятельность .
Понятия форма ( на что это похоже ?) функция ( как это работает ?) причинность ( почему это так устроено, работает, происходит? ) изменение ( как это меняется ?) связь ( как это связано с другими вещами , объектами, событиями, явлениями?) точка зрения (позиция) ( каковы точки зрения ?) ответственность ( в чем наша ответственность , за что мы отвечаем ?) размышление (рефлексия) ( откуда мы это знаем ?)
Навыки Навыки размышления, Навыки коммуникации , Социальные навыки, Исследовательские навыки, Навыки самоорганизации.
Профиль студента любознательный и пытливый (Inquirers); знающий и умеющий пополнять знания (Knowledgeable); думающий (Thinkers); коммуникативный (Communicators); имеющий принципы (Pincipled); непредубежденный и обладающий широким кругозором (Open-minded); способный принимать решения и отвечать на вызовы (Risk-Tаkers); разносторонний (Balanced); размышляющий и способный к рефлексии (Reflective).
Выводы В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников. Ученик школы должен быть способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Организация школьного обучения по системе бакалавриата как одна из моделей билингвального образования
Учащиеся билингвальной секции на протяжении 8-ми лет (с 4-го по 11-й классы) обучаются по специально разработанной программе, основанной на социокультурном подходе к языковому образованию и представля...
Дипломная программа по физике Международного бакалавриата
Программа предлагает более широкий диапазон тем по сравнению с российской программой. Кроме того, больший акцент сделан на практическую работу. Темы основной ч...
Программа по литературе в системе международного бакалавриата
Литература в системе МБ...
Программа по литературе в системе Международного бакалавриата.
Содержание программы по литературе МБ....
презентация к занятию "Why become an Engineer?" по учебнику . Нарочная, Е. Б. Английский язык для технических направлений (для бакалавров) : учебник для вузов / Е. Б. Нарочная, Г. В. Шевцова, Л. Е. Москалец. – М. : КНОРУС, 2015. – 400 c. – (Бакалавриат).
Цель данной презентации: визуализировать подаваемый для изучения на занятии "Why become an engineer?" материал...
Сертификат Международного Бакалавриата
Подтверждение участия в международной конференции...