Возможности логопедичсекого массажа.
статья на тему
Статья предназначена больше для педагогов, но будет интересна и родителям. В ней говорится о логопедическом массаже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности логопедического массажа.
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Он представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Актуальность логопедического массажа в коррекции артикуляторных расстройств вызвана тем, что в последние годы идет неуклонный рост количества детей с различными видами речевых нарушений. Логопедический массаж эффективен в преодолении многих расстройств в артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии. Логопедический массаж помогает расслабить губы, щеки, язык, лицо, чтобы была возможность правильно формировать произношение звуков. Кроме того, он способствует размягчению тканей, их гибкости и правильной артикуляции нужных звуков.
Правильный подбор рекомендуемых массажных комплексов позволяет быстрее и более устойчиво нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата, координировать тонкие артикуляционные движения. Массаж делается для решения следующих задач:
• коррекция произношения звуков, когда они не соответствуют правильному звучанию, например, если ребенок не может научиться говорить шипящие или звук "р";
• когда необходимо улучшить состояние голоса - для этого необходимы медицинские показания;
• нормализация речевого дыхания - иногда ребенок не может правильно произнести слово из-за сбивчивого дыхания;
• уменьшение эмоционального напряжения;
• коррекция проблем с заиканием, дизартрией, ринолалией, нарушением голоса;
• увеличение тонуса мышц голосового аппарата и ротовой полости, когда нет необходимого напряжения для произношения звуков;
• уменьшение гиперсаливации (усиленного слюноотделения);
• укрепление рефлекса глотки при говорении;
Ошибаются те, кто считает, что действие массажа сводится лишь к механическому влиянию на определенные участки тела. Он стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы в определенных тканях и органах, что способствует улучшению сна, увеличению силы и эластичности мышц. Массаж облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток, а значит, помогает скорейшему заживлению ран и созреванию рубцов. Массаж мягкого нёба может несколько удлинить его.
Массаж в ротовой полости противопоказан при стоматитах, ангинах, острых респираторных заболеваниях, повышенной температуре тела. В этом случае его следует заменить (!) полосканием горла настоями трав (шалфей, ромашка, календула и др.) 2-3 раза в день. Обучить этому следует самого ребенка и окружающих его взрослых.
Выполняется массаж только чистыми, сухими, теплыми руками с коротко остриженными ногтями, подушечками пальцев. Нагрузку увеличивают постепенно. Массаж может длиться от 2 до 10 минут. Проводить его необходимо ежедневно, а для органов ротовой полости – натощак.
Не массируйте ребенка, если он в плохом настроении. Массаж и все виды ЛФК ребенок должен воспринимать как интересную игру.
Приемы массажа
В логопедической работе с детьми применяют четыре приема массажа в такой последовательности: поглаживание; растирание; разминание; вибрация.
Поглаживание улучшает кожное дыхание, усиливает выделительную функцию кожных желез, повышает кожно-мышечный тонус, сократительную функцию мышц, способствует раскрытию резервных капилляров, от чего кожа становится гладкой и упругой.
Поглаживание артикуляционных органов проводят медленно, ритмично. А мягкое нёбо и подъязычную связку массируют только по направлению их удлинения. Существует прямолинейное, спиралевидное и комбинированное поглаживание. Именно поглаживанием начинают и заканчивают массаж.
Растирание производится в местах, склонных к застойным явлениям (например, область рубца). Кожа вместе с подлежащими тканями растягивается или смещается в различных направлениях. При растягивании усиливается кровообращение и происходит местное повышение температуры тела на 1-2 С. Существует прямолинейное, спиралевидное, кругообразное растирание и растирание «щипками».
Разминание - основной прием действия на мышечную ткань. Это пассивная гимнастика для мышц. Здесь происходит захватывание, оттягивание, отодвигание мышцы и попеременное давление на ткань. Производят разминание подушечками большого и указательного пальцев.
Вибрация делается кончиками пальцев, установленными перпендикулярно к массируемому участку. Движения выполняются с максимальной частотой. Вибрация стимулирует рефлексы, приводит к восстановлению угасших рефлексов, имеет выраженное обезболивающее действие.
Детям необходимо постепенно привыкать к массажу, который не должен превращаться в истязание, поскольку его приходится делать очень длительное время (6-12 месяцев, а иногда и больше).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные виды развивающего массажа
В процессе логопедической работы мне стало очевидно, что детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, стертая дизартрия; дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и д...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей переферического речевого аппарата. Логопедический массаж предста...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРАВА » по ППССЗ специальности 34.02.02 «Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)»
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы права» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного стандарта(далее-ФГОС) по программе подготовки специалистов ср...
Карточки: " Массаж Су-джок, самомассаж, игровой массаж"
Данный материал будет полезен учителям-логопедам и родителям для организации помощи детям с речевыми проблемами....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по истории ОГСЭ.02 для специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 История (базовая подготовка) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям...
Массаж и самомассаж. Механизмы физиологического влияния массажа на организм.
В настоящее время массаж применяется почти во всех лечебных и оздоровительных учреждениях. Методика массажа и самомассажа стала эффективным средством лечения, снятия усталости, восстановления работосп...