«Использование информационно-коммуникативные технологии на уроках химии как средство повышения познавательной активности учащихся»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Инновационный проект
Тема: «Использование информационно-коммуникативные технологии на уроках химии как средство повышения познавательной активности учащихся»
В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин, рост хемофобии в обществе привело к тому, что интерес к химии снизился у учащихся еще в школе. Отсюда – нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это повлекло за собой слабые знания абитуриентов по предмету и низкую мотивацию к его изучению в школе. У школьников всегда возникает вопрос: для чего экономисту, бухгалтеру, юристу изучать химию? И как результат, слабые знания по химии, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении специальных дисциплин, связанных с химией.
В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, которые будут стимулировать мыслительную деятельность школьников, развивать их познавательную активность, учить практически использовать полученные знания.
Т.к. в настоящее время в Российском образовании идет процесс перехода к стандартам нового поколения, и при этом определяется роль информатизации и подтверждается факт вхождения человека в эпоху глобальных информационных процессов, то в решение вышеупомянутой проблемы могут найти свое место информационно-коммуникативные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать учебно-воспитательный процесс.
Только за последнее время повсеместно стали использоваться новые информационные технологии: Интернет, мобильная связь, цифровые технологии. При этом разрабатываемый образовательный стандарт должен стать ответом на вызов современного меняющегося мира.
Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать высокую познавательную активность и любознательность учащихся для целенаправленного развития личности. Именно на уроках под руководством педагога школьники могут овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.
Вышеуказанные факторы обусловили актуальность данного исследования и определили выбор его темы: «Использование информационно-коммуникативные технологии на уроках химии как средство повышения познавательной активности учащихся»
В основу исследования была положена следующая гипотеза: если на уроках химии систематически использовать ИКТ, то это может способствовать повышению интереса к предмету, активизировать деятельность учащихся и повлияет на выбор будущей профессии подрастающего поколения.
Целью исследования является выявление факторов успешного применения информационно-коммуникативных технологий, ориентированных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении химии.
В соответствие с выделенной проблемой и целью исследования поставлены следующие задачи:
- Провести анализ литературных источников и определить рациональное место ИКТ в учебном процессе при обучении химии;
- Изучить преимущества ИКТ на различных этапах уроках химии;
- Провести экспериментальное исследование эффективности применении ИКТ в учебном процессе.
Объектом исследования выступает информационно-коммуникативная технология в организации обучения химии.
Предметом исследования является процесс формирования познавательной активности учащихся при систематическом использовании ИКТ на уроках химии
План реализации проекта:
1 этап. Изучение теоретических основ по теме проекта. (2008-2009 уч.год, сентябрь-декабрь)
2 этап. Начало внедрения технологии. (2008-2009уч.год, январь-май)
3 этап. Активное внедрение ИКТ в преподавание химии. Проведение экспериментального исследования. Обработка результатов. (2009-2010, 2010-2011уч.г.)
Практическая значимость.
На первом этапе своего исследования занялась изучением методической литературы по теме проекта. Проанализировав работы учителей разных школ, можно сказать следующее.
Уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучении на основе современных информациооных-коммуникативных технологий, где в качестве источника информации все шире используются электронные средства. Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Это совершенно новое направление в школьной педагике.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Сегодня основная проблема в учителях – не все из них готовы использовать на своих уроках ИКТ. Вторая проблема заключается в недостаточной обеспеченности школ современными компьютерами и компьютерными программами.
Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьников. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого представляет использование ИКТ.
Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.
«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ, сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (Г.И.Захарова)
Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Интернет, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office
Интернет является источником различного рода информации, способствующей расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.
Функции прикладных программ Microsoft Office:
- Microsoft Word – эта программа дает возможности оформлять творческие работы, изготавливать раздаточный материал, причем личное задание повышает восприятие и понимание;
- Microsoft Excel – эта программа выступает в роли помощника в том случае, если необходимо представить информацию в виде таблиц;
- Microsoft Publisher – программа, предназначена для изготовления почетных грамот, приглашений, буклетов, и используется чаще всего при подготовке и проведении внеклассных мероприятий;
- Microsoft Power Point – программа презентаций, широко применяемая как учителем, так и учащимися.
Для реализации нового подхода к преподаванию с применением ИКТ необходимо знать возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса на каждом этапе урока.
Так на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности создавать компьютерные модели конспектов урока, обеспечивать основной материал дополнительной информацией, подбирать и систематизировать материал с учетов особенностей учащихся
На этапе проведения уроков компьютер позволяет экономить время, красочно оформлять материал, повышать эмоциональную, эстетическую убедительность преподавания, оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы, индивидуализировать обучение, в любой момент возвращаться к уже знакомому маьтериалу, самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.
Кроме того, компьютерная техника применяется и как средство контроля усвоения знаний учащимися, значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи.
В практике преподавания химии различными педагогами применяются всевозможные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из особеннгостей образовательного процесса. Использование изобразительных средств ( анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук) значительно расширяет возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным. Компьютерное моделирование оказывается незаменимым при изучении химических процессов, непосредственное наблюдение за которыми нереально или затруднено (электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена). Оно дает возможность изучать данные процессы наглядно, в движении. Кроме того ИКТ позволяют демонстрировать реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими, что невозможно в школьных условиях. Преподавание химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение практических работ. И в этом случае компьютер стал эффективным помощником учителю. Он компенсирует недостаток в том случае, если изучаются токсичные вещества или отсутствует необходимое оборудование, в других ситуациях преимущество отдается опытам, проведенным в лаборатории. Привлечение обучающих игр позволяет сделать процесс усвоения эмоционально насыщенным, а значит более продуктивным, т.к. атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность. Игры можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Анализ методической литературы по теме моего исследования позволил сделать следующие выводы.
- Проблема формирования познавательной активности у учащихся на уроках химии в настоящее время является актуальной.
- Компьютерные технологии дают большие преимущества по сравнению с традиционными методами обучения.
- Применение ИКТ на уроках химии позволяет активизировать внимание, повышает результативность и качество образования, развивает интерес к предмету, повышает самостоятельность учащихся.
На втором этапе своего исследования я решила проанализировать свою работу за 2 предыдущих года. За показатель взяла количество учащихся 9 класса, выбравших химию в качестве экзамена по выбору, и сравнила с количеством учащихся, выбравших в качестве экзамена другие дисциплины. Результаты представила в виде таблицы
Показатели | 2006-2007 учебный год | 2007-2008 учебный год |
Всего учащихся 9 класса | 16 | 13 |
Количество учащихся, выбравших в качестве экзамена по выбору химию | 2 – 12% | 3 – 23% |
Количество учащихся, выбравших в качестве экзамена по выбору историю | 11 – 69% | 2 – 15% |
Количество учащихся, выбравших в качестве экзамена по выбору обществознание | 13 – 81% | 11 – 85% |
Количество учащихся, выбравших в качестве экзамена по выбору физику | 2 – 12% | 7 – 54% |
Количество учащихся, выбравших в качестве экзамена по выбору биологию | 3 – 19% | 2 – 15% |
Проанализировав данные таблицы, я сделала вывод, что количество учащихся 9 класса предпочитают экзамену по химии другие дисциплины: физику, историю, обществознанию. Экзамен по химии учащиеся считают более трудным, непонятным, и выбирают более легкие предметы.
Чтобы повысить интерес к химии, я решила внедрить в сою практику информационные – коммуникативные технологии. Для этого в первую очередь я закончила курсы ИНТЕЛ, которые дали мне определенную базу знаний. Проблем с оборудованием у меня не было, т.к. накануне в школу был получен кабинет химии вместе с компьютером, медиапроектором и полным комплектом дисков.
На данном этапе я использовала в основном только один прием новой технологии – это готовый программный продукт (Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы ШКОЛЬНЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) Так как еще не было большого опыта, то презентации готовила очень редко. Дополнительный материал учащиеся брали в основном из дополнительной литературы, т.к. только 3-4% учащихся, изучающих химию, дома имели компьютер, но без выхода в интернет.
В конце 2008-2009 учебного года я снова проанализировала свою работу. Но положительного результата я не увидела. Всего 2 человека из 13 в 9 классе выбрали химию в качестве экзамена. Тогда я сделала вывод, что в моей практике есть недостатки, одним из таких недостатков, на мой взгляд, является однообразное использование информационных – коммуникативных технологий. Но я не стала отчаиваться, и поставила перед собой цель: разнообразить приемы использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности, и продолжить уже более активно применять их в учебном процессе.
Так я подошла к следующему – третьему этапу моей работы.
Я продолжила использовать на своих уроках обучающие диски «Школьный химический эксперимент», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Учебное электронное издание Виртуальная лаборатория», «Репетитор по химии Кирилла и Мефодия».
Стала более широко применять мультимедийные презентации, которые либо создавала сама, либо же использовала уже готовые. Данная форма, на мой взгляд, позволяла представлять материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией, что дает возможность задействовать различные каналы восприятия. Использование презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности. Презентации использовала не только на уроках, но и при проведении внеклассных мероприятий по предмету.
Применяла и компьютерные игры, чаще на этапе закрепления полученных знаний и умений. Причем в данную работу вовлекала не только мотивированного ученика, но и слабого. Слабые ученики успевают сделать немного, но получают удовлетворение от своего труда, а сильный ученик получает возможность проявить себя.
На данном этапе проекта (2009-2010, 2010-2011 учебные годы) ребята проявили большую активность, по сравнению с предыдущим годом. Они часто готовили доклады, оформляя их на компьютерах, причем информацию уже многие из них брали из интернета, а дополнительная литература отошла на второй план.
Некоторые ребята стали заниматься проектной деятельностью, что повысило у них познавательную активность к предмету, причем данная деятельность реализовывалась благодаря использованию ИКТ.
Завершая данный этап, я снова проанализировала свою работу. Полученные результаты поместила в таблицу.
Таблица №2 «Выбор учащимися предмета химии в качестве экзамена по выбору в 9 классе»
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | |
Кол-во учащихся 9 класса, выбравших химию (% от общего кол-ва учащихся) | 2 – 15% | 6 – 46% | 8 – 67% |
Положительную оценку своей работы можно выразить и в повышении качества знаний учащихся. Если на этапе начала внедрения ИКТ качество знаний учащихся 8 класса (2008-2009 учебный год) составило 45%, то на этапе активного внедрения качество знаний учащихся 9 класс (2009-2010 учебный год) составило уже 54%.
Учебный год | Класс | Качество знаний |
2008-2009 | 8 | 45% |
2009-2010 | 9 | 54% |
Результат говорит о преимуществе использования ИКТ на уроках химии, по сравнению с традиционными методиками. Используя компьютерную технику, учитель интенсифицирует процесс обучения, делает его более наглядным и динамичным. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники, позволяет повысить качество знаний, самостоятельность, познавательную активность и интерес.
Поставленные мною задачи на данный момент решены. Проанализировав методическую литературу, было определено рациональное место ИКТ в учебном процессе при обучении химии, изучены преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами. Проведено экспериментальное исследование на базе МОУ «СОШ с.перекопное Ершовского района Саратовской области». Результатами моей работы стало повышение качества знаний учащихся на 10% - с 45 до 54, а так же увеличение числа школьников, выбравших химию в качестве экзамена по выбору в 9 классе с 2-3 человек - до 6-8. Эти результаты говорят о заинтересованности учащимися данным предметом, что повлияет на выбор будущей профессии, связанной с химией.
Данная технология, действительно, перспективна. Сейчас уже невозможно представить себе уроков химии без использования ИКТ. Поэтому, без преувеличения можно сказать: за компьютерными технологиями будущее!
Литература
- Кирюшкин Д.М., Полосин В.С. Методика обучения химии. – М.: Просвещение, 1970
- Чернобельская Г.М. Методика обучения химии. – М.: Владос, 2000
- Тарасова С.А. Компьютерное обучение химии: состояние и перспективы. – М.: Учпедгиз., 2001
- http://dmitrieva-sn.21426.edusite.ru
- http://revolution.allbest.ru
- http://www.websib.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...
«ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ».
Практико-значимый проект....
Применение информационно-коммуникативные технологии на уроках химии для формирования познавательных универсальных учебных действий
профессиональная проблема-слабо сформированы познавательные УУД-активности на уроках химии.Решение этой проблемы носит комплексный характер. Одно из них - внедрение в учебный процесс инфор...
«Использование нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии»
Методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии....
Статья "Использование художественной литературы на уроках биологии для развития познавательной активности учащихся"
Использование художественной литературы на уроках биологии не заменяет традиционных приемов учебной работы, а дополняет их, помогает усвоению биологии и предоставляет возможности для воспитательной ра...
Использование технологии проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на примере решения задач.
мастер-класс...
Технология развития критического мышления как средство познавательной активности учащихся на уроках информатики и ИКТ.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия, обеспечиваю...