Социальное партнёрство в современных условиях.
методическая разработка на тему
В наше время социальное партнёрство играет громадную роль в процессе подготовки будущих специалистов. Оно является фактором повышения качества профессиональной подготовки в период производственной практики. Для этого инженерно-педагогический коллектив техникума изыскивает и закрепляет связи с вновь открывающимися предприятиями, поддерживает тесные отношения и традиции со старыми партнёрами. Только в такой связке возможно дать будущему специалисту полноценное представление о его будущей профессии, научить его профессиональным и общим компетенциям, усилить его стремление к самообразованию и повышению профессиональной квалификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sou._partnyorstvo.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгореченский промышленный техникум Костромской области»
методической комиссии
Председатель м/к:
_____________Г.А.Гусева
Социальное партнёрство в современных условиях.
Выполнила:
мастер п/о Н.В.Дербенёва
г.Волгореченск, 2015 год
Аннотация.
В наше время социальное партнёрство играет громадную роль в процессе подготовки будущих специалистов. Оно является фактором повышения качества профессиональной подготовки в период производственной практики. Для этого инженерно-педагогический коллектив техникума изыскивает и закрепляет связи с вновь открывающимися предприятиями, поддерживает тесные отношения и традиции со старыми партнёрами. Только в такой связке возможно дать будущему специалисту полноценное представление о его будущей профессии, научить его профессиональным и общим компетенциям, усилить его стремление к самообразованию и повышению профессиональной квалификации.
Введение.
Социальное партнёрство в среднем профессиональном образовании – это система договорных организационных, педагогических и экономических отношений учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями, позволяющая включить их в рыночные отношения и ориентированная на подготовку конкурентно способного и мобильного специалиста.
Профессиональное образование всё в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, первоочередных экономических проблем общества. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов, обостряется конкуренция на рынке труда. Одновременно меняются профессиональная среда, характер действия экономических и социальных факторов влияющих на состояние профессионального образования. Стихийно растёт рынок образовательных услуг, требовательней становятся его потребители – обучающиеся и их родители.
Социальное партнёрство - фактор повышения
качества профессиональной подготовки
в период производственной практики.
Волгореченский промышленный техникум готовит специалистов для современных наукоемких производств, поэтому организация производственной практики невозможна без тесного сотрудничества с социальными партнёрами.
Основная цель социального партнёрства в среднем профессиональном образовании состоит в совместной разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики учебного заведения СПО, основанной на интересах общества, работников и работодателей. Цель современных российских колледжей и техникумов – подготовить востребованного на рынке труда специалиста, владеющего новейшими типами оборудования и технологическими процессами, способного без «доучивания» приступить к работе. В связи с этим формирование социального партнёрства – достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него со стороны муниципальных органов власти, а так же воли, желания и возможностей руководителей предприятий.
Основные задачи социального партнерства в образовании:
– формирование заказа на качество профессионального образования; квотирование студенческих мест под производственную практику и стажировки преподавателей;
– формирование независимых комиссий для присвоения квалификационных разрядов и категорий выпускникам образовательных учреждений;
– осуществление функций социальной поддержки молодежи;
– трудоустройство выпускников; защита и поддержка прав и интересов образовательного учреждения, реклама его деятельности.
Инженерно-педагогический коллектив техникума проводит организацию социального партнёрства по четырём основным направлениям :
- Информационная деятельность:
- консультационный центр,
- экскурсии на предприятия,
- совместные встречи, круглые столы,
- организация профориентационной работы;
2. Диагностическая деятельность:
- оценка адаптации выпускников на производстве,
- оценка выбора студентами профессии,
- готовность студентов к самостоятельной деятельности
на производстве,
- готовность студентов к карьерному росту,
- отслеживание меняющейся структуры профессий
на рынке труда,
- анализ результатов практики;
3. Образовательная деятельность:
- корректировка программ обучения в соответствии
с требованиями рынка труда,
- изучение новых технологий мастерами
и преподавателями,
- организация стажировки мастеров,
- участие представителей предприятий
в государственной аттестации,
- заключение долгосрочных договоров;
4. Внеклассная деятельность:
- реализация совместной программы «Здоровье»,
- реализация программы «Эффективное поведение
на рынке труда»,
- встречи с представителями предприятий в «День знаний»,
в «День посвящения в студенты» и другие мероприятия,
- беседы со студентами и их родителями по вопросам
трудоустройства,
- конкурсы профессионального мастерства.
Программы производственной практики разрабатываются в соответствии с требованиями квалификационных и профессиональных характеристик с целью закрепления общих и профессиональных компетенций, полученных в процессе производственного обучения в мастерских техникума. В разработке этой программы принимают участие и социальные партнёры.
Со всеми социальными партнёрами заключаются договора с приложением графиков прохождения практики на календарный год. Основными задачами практики являются:
- адаптация студентов в конкретных производственных условиях,
- закрепление и совершенствование профессиональных и общих
компетенций по профессии,
- накопление опыта самостоятельного выполнения работы,
- приобретение навыков работы на современном оборудовании,
- изучение нормативных документов,
- совершенствование экономической подготовки,
- сбор материалов к дипломному проектированию.
Социальное партнёрство оказывает большое влияние на совершенствование содержания образования. Для более высокой эффективности процесса обучения необходима тесная связь производственной практики на предприятии с предметами теоретического обучения и практикой в мастерских. Для выполнения этой задачи мастера и преподаватели при руководстве производственной практикой студентов знакомятся с новыми материалами, инструментами и оборудованием, технологиями и используют их в своей работе.
Важным элементом в процессе производственного обучения на предприятии является наставничество. В качестве наставников за каждым студентом закрепляется высококвалифицированный рабочий, который передаёт подопечному знания, умения и навыки по своей специальности.
В процессе прохождения практики по согласованию с руководством цехов практикантам предоставляется возможность часть рабочего времени использовать для сбора материала для выполнения дипломной работы: техническая литература, чертежи, схемы, изготовление практической части дипломной работы. При этом мастера и наставники оказывают посильную помощь студентам в этой работе, что выражается в предоставлении материалов, деталей, оборудования, инструмента и консультирования. Важным моментом здесь является вовлечение студентов в рационализаторскую деятельность, что повышает их интерес к избранной профессии. Некоторые студенты после выполнения практической работы оформляют её как рационализаторское предложение и участвуют в областных и федеральных конкурсах рационализаторов.
Социальное партнёрство с предприятиями оказывает влияние на разработку и применение программных средств обучения.
Учебные планы и программы производственной практики разрабатываются в соответствии с требованиями квалификационных и профессиональных характеристик и согласовываются с предприятием, которые вносят определённые коррективы.
Социальное партнёрство для многих учебных заведений СПО стало естественной формой существования, которое открывает следующее дополнительные возможности:
- упрощается доступ к информации о рынке труда;
- обеспечивается учёт требований работодателей по содержанию подготовки специалистов;
- упрощается процедура корректировки старых и разработка новых учебных материалов и программ, отвечающих стандарту и требованиям работодателей;
- открываются более широкие возможности для организации производственного обучения и практики;
- расширяются возможности трудоустройства выпускников;
- появляются возможности для организации краткосрочной стажировки преподавателей для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами.
Социальное партнёрство даёт уверенность выпускникам техникума в завтрашнем дне, в необходимости их участия в создании современных промышленных объектов. Для самих студентов основной задачей социального партнерства и, соответственно, критерием его эффективности является востребованность полученной профессии на рынке труда. В отличие от высшего профессионального образования, где ведущим мотивом обучения остается желание получить высокий социальный статус посредством диплома, студенты СПО рассматривают свою учебу прежде всего как возможность социализироваться, успешно работать и зарабатывать в ближайшее время. Причем растет число молодых людей, которым важен не только сам факт их трудоустройства, но и качество предлагаемой работы, длительность закрепления на рабочем месте, успешная адаптация, возможность карьерного и профессионального роста. Практика показала, что сотрудничество с будущим работодателем во время учебы существенно повышает возможности будущего выпускника достичь желаемого результата.
В качестве примера социального партнёрства возьмём работу с ООО «ТрубоПрофиль».
Для справки: Предприятия ООО «ПрофильСталь», ООО «Завод металлоконструкций», ООО «Механический завод» входят в состав ООО «ТрубоПрофиль».
По предварительной договорённости с предприятием были заключены договора на прохождение производственной практики с 28.10.13 по 28.12.13. В течение производственной практики студенты закрепили свои профессиональные и общие компетенции, полученные за время обучения в техникуме, приобрели навыки умения работать на более современном оборудовании, собрали материал для выполнения дипломного проектирования. Руководство предприятия нашли денежные средства для оплаты работы студентов-практикантов, лучшим была повышена заработная плата. По окончании практики студенты получили приглашение на работу, наличие всех социальных выплат, обещание выплатить компенсацию при уходе в армию, а также сохранение места по окончании служба в РА.
№ п/п | Ф.И.О. студента | Предприятие, где проходил производственную практику | Предприятие, куда устроился на работу после окончания техникума |
1. | Данилов С.Д. | ООО «ПрофильСталь» | ООО «ПрофильСталь» |
2. | Калинкин А.В. | ООО «ПрофильСталь» | ООО «ПрофильСталь» |
3. | Касаткин И.С. | ООО «Завод металлоконструкций» | ООО «Трубный завод» |
4. | Корягин Д.О. | ООО «ПрофильСталь» | ООО «Механический завод» |
5. | Копнин Д.Г. | ООО «Механический завод» | обучается на курсах от военкомата |
6. | Миронов А.Э. | ООО «Механический завод» | ООО «Механический завод» |
7. | Струков М.Ю. | ООО «Механический завод» | ООО «Механический завод» |
8. | Тюков Ю.Н. | ООО «Механический завод» | ООО «Трубный завод» |
9. | Якушин М.М. | ООО «Механический завод» | ООО «Механический завод» |
Аналогичный пример можно привести с такими предприятиями как ООО «Волгореченскмонтажсервис», ООО «НерЛенд», ОАО «Е-4 Центрэнергомонтаж» филиал Волгореченское монтажное управление, ОАО «ИНТЕР РАО – Электрогенерация» филиал «КГРЭС», ООО «Волга-СФАТ».
Информация о наиболее значимых мероприятиях, реализованных в 2013 году и в 2014 год с участием работодателей.
Год | Наименование мероприятия | Наименование предприятия - социального партнера | Краткое описание мероприятия и его результат |
2013 | Развитие учебной базы | филиал ОАО «Костромская ГРЭС» | Приобретение электронного учебно-методического комплекса « Электротехника и электроника. ЭИ. МЭИ» по профессии «Электромонтер по тех. обслуживанию электростанций и сетей». |
Проведение олимпиад проф. мастерства | филиал ОАО «Костромская ГРЭС» | Помощь в изготовлении рекламной продукции, награждение победителей. | |
2014 | обновление учебно-материальной базы | филиал ОАО «Костромская ГРЭС» | Приобретение мебели; учебного и учебно-наглядного оборудования, оснащение учебных кабинетов. |
Оснащение образовательных учреждений программно-методическими комплектами | филиал ОАО «Костромская ГРЭС» | Приобретение программно-методических комплектов, учебной литературы. | |
Организация профориентационной работы | филиал ОАО «Костромская ГРЭС» | Помощь в изготовлении рекламной продукции, организация экскурсий. | |
Проведение олимпиад проф. мастерства | филиал ОАО «Костромская ГРЭС» | Поощрение победителей. |
Примерами мероприятий могут, в частности, быть:
- развитие материально-технической базы профессиональной образовательной организации при участии предприятий – социальных партнеров (оборудование мастерской, лаборатории и т.д., открытие подразделения на базе предприятия и др.);
- организация взаимодействия (в том числе, заключение договоров о сотрудничестве) с предприятиями, реализующими на территории области инвестиционные проекты;
- реализация крупного заказа на подготовку (переподготовку, повышение квалификации) кадров для конкретного предприятия;
- иные значимые мероприятия на усмотрение профессиональной образовательной организации, в том числе, связанные с деятельностью ресурсных центров, многофункциональных центров, оценкой качества и др.
Таким образом, социальное партнёрство с предприятиями города Волгореченск оказывает большое влияние в совершенствовании подготовки рабочих кадров в «Волгореченском промышленном техникуме». Администрация ВПТ стремится это партнёрство расширить с вновь создаваемыми предприятиями, т.к. считает, что социальное партнерство – решающий фактор совершенствования системы среднего профессионального образования и более качественной подготовки рабочих кадров.
Администрацией и инженерно-педагогическим коллективом проводится большая работа в этом направлении, так как каждый понимает, что несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Ведь успех в деле формирования системы социального партнёрства в значительной степени зависит от самого учебного заведения среднего профессионального образования, инициативы и понимания всей важности этого дела не только инженерно-педагогическим коллективом, но и самими выпускниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнёрство - путь к успеху!
Социальное партнёрство одна из важных проблем в современном процессе воспитания. Родители заинтересованы в образовании своего ребёнка, но сложно заинтересовать их проблемами самого учреждения, в данно...
Социальное партнёрство - путь к успеху!
Главное в наше время - найти единомышленников, сотрудничество с которыми будет взаимополезным и приятным!...
"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"
Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и р...
Социальное партнёрство: грани взаимодействия лицея и станции юных туристов
В данной статье представлен опыт многолетней совместной работы учителей географии лицея и сотрудников СЮТур по обучению учащихся навыкам туризма, краеведения....
Социальное партнёрство, как современный метод обучения учащихся при изучении предмета «Технология» в МОУ «Гимназия № 17» г.о.Электросталь
Пример социального партнерства на уроках технологии В МОУ "Гимназия № 17" г.о.Электросталь...
Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к социальной действительности в современных условиях
Как помочь ребёну - дошкольнику познакомиться с социальной действительностью? Как научить его наблюдать за объектами и явлениями природы? Данную проблему хорошо осветила в своей работе С.А. Козлова...
Разработка классного часа для 6 класса на тему "Социальная солидарность в современных условиях"
Одна из самых насущных проблем, стоящих сегодня перед человечеством - это проблема мирного сосуществования различных народов, культур, религиозных концессий. Одним из важнейших аспектов воспитательног...