Социальное партнёрство в современных условиях.
методическая разработка на тему

В наше время социальное партнёрство играет громадную роль в процессе подготовки будущих специалистов. Оно является фактором повышения качества профессиональной подготовки в период производственной практики. Для этого инженерно-педагогический коллектив техникума изыскивает и закрепляет связи с вновь открывающимися предприятиями, поддерживает тесные отношения и традиции  со старыми партнёрами. Только в такой связке возможно дать будущему специалисту полноценное представление о его будущей профессии, научить его профессиональным  и общим компетенциям, усилить его стремление к самообразованию и повышению профессиональной квалификации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sou._partnyorstvo.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгореченский промышленный техникум Костромской области»

Рассмотрено на заседании

методической комиссии

Председатель м/к:

_____________Г.А.Гусева

Социальное партнёрство в современных условиях.

Выполнила:

мастер п/о Н.В.Дербенёва

г.Волгореченск, 2015 год

Аннотация.

В наше время социальное партнёрство играет громадную роль в процессе подготовки будущих специалистов. Оно является фактором повышения качества профессиональной подготовки в период производственной практики. Для этого инженерно-педагогический коллектив техникума изыскивает и закрепляет связи с вновь открывающимися предприятиями, поддерживает тесные отношения и традиции  со старыми партнёрами. Только в такой связке возможно дать будущему специалисту полноценное представление о его будущей профессии, научить его профессиональным  и общим компетенциям, усилить его стремление к самообразованию и повышению профессиональной квалификации.  

Введение.

Социальное партнёрство в среднем профессиональном образовании – это система договорных организационных, педагогических и экономических отношений учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями, позволяющая включить их в рыночные отношения и ориентированная на подготовку конкурентно способного и мобильного специалиста.

Профессиональное образование всё в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, первоочередных экономических проблем общества. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов, обостряется конкуренция на рынке труда. Одновременно меняются профессиональная среда, характер действия экономических и социальных факторов влияющих на состояние профессионального образования. Стихийно растёт рынок образовательных услуг, требовательней становятся его потребители – обучающиеся и их родители.

Социальное партнёрство - фактор повышения

качества профессиональной подготовки

в период производственной практики.

Волгореченский промышленный техникум готовит специалистов для современных наукоемких производств, поэтому организация производственной практики невозможна без тесного сотрудничества с социальными партнёрами.

Основная цель социального партнёрства в среднем профессиональном образовании состоит в совместной разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики учебного заведения СПО, основанной на интересах общества, работников и работодателей. Цель современных российских колледжей и техникумов – подготовить востребованного на рынке труда специалиста, владеющего новейшими типами оборудования и технологическими процессами, способного без «доучивания» приступить к работе. В связи с этим формирование социального партнёрства – достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него со стороны муниципальных органов власти, а так же воли, желания и возможностей руководителей предприятий.

Основные задачи социального партнерства в образовании:

– формирование заказа на качество профессионального образования; квотирование студенческих мест под производственную практику и стажировки преподавателей;

– формирование независимых комиссий для присвоения квалификационных разрядов и категорий выпускникам образовательных учреждений;

– осуществление функций социальной поддержки молодежи;

– трудоустройство выпускников; защита и поддержка прав и интересов образовательного учреждения, реклама его деятельности.

Инженерно-педагогический коллектив техникума проводит организацию социального партнёрства по четырём основным направлениям :

  1. Информационная деятельность:

- консультационный центр,

- экскурсии на предприятия,

- совместные встречи, круглые столы,

- организация профориентационной работы;

    2. Диагностическая деятельность:

        - оценка адаптации выпускников на производстве,

        - оценка выбора студентами профессии,

        - готовность студентов к самостоятельной деятельности  

          на производстве,

        - готовность студентов к карьерному росту,

        - отслеживание меняющейся  структуры  профессий      

           на рынке труда,

        - анализ результатов практики;

    3. Образовательная деятельность:

        - корректировка  программ  обучения  в  соответствии

          с требованиями рынка труда,

        - изучение  новых  технологий  мастерами

          и  преподавателями,

        - организация  стажировки  мастеров,

        - участие  представителей  предприятий

          в  государственной  аттестации,

        - заключение  долгосрочных  договоров;

    4. Внеклассная деятельность:

        - реализация  совместной  программы  «Здоровье»,

        - реализация  программы  «Эффективное  поведение

          на  рынке  труда»,

        - встречи  с  представителями  предприятий  в  «День знаний»,

          в  «День  посвящения  в  студенты» и другие мероприятия,

        - беседы со студентами и их родителями по вопросам

          трудоустройства,

        - конкурсы  профессионального мастерства.

Программы производственной практики разрабатываются в соответствии с требованиями квалификационных и профессиональных характеристик с целью закрепления общих и профессиональных компетенций, полученных в процессе производственного обучения в мастерских техникума. В разработке этой программы принимают участие и социальные партнёры.                          

Со всеми социальными партнёрами заключаются договора с приложением графиков прохождения практики на календарный год. Основными задачами практики являются:

- адаптация  студентов  в  конкретных  производственных  условиях,

- закрепление  и  совершенствование профессиональных и общих  

  компетенций по  профессии,

- накопление  опыта  самостоятельного  выполнения  работы,

- приобретение   навыков   работы   на   современном  оборудовании,

- изучение   нормативных   документов,

- совершенствование   экономической   подготовки,

- сбор   материалов   к   дипломному   проектированию.

Социальное партнёрство оказывает большое влияние на совершенствование содержания образования. Для более высокой эффективности процесса обучения необходима тесная связь производственной практики на предприятии с предметами теоретического обучения и практикой в мастерских. Для выполнения этой задачи мастера и преподаватели при руководстве производственной практикой студентов знакомятся с новыми материалами, инструментами и оборудованием, технологиями и используют их в своей работе.

Важным элементом в процессе производственного обучения на предприятии является наставничество. В качестве наставников за каждым студентом закрепляется высококвалифицированный рабочий, который передаёт подопечному знания, умения и навыки по своей специальности.

В процессе прохождения практики по согласованию с руководством цехов практикантам предоставляется возможность часть рабочего времени использовать для сбора материала для выполнения дипломной работы: техническая литература, чертежи, схемы, изготовление практической части дипломной работы. При этом мастера и наставники оказывают посильную помощь студентам в этой работе, что выражается в предоставлении материалов, деталей, оборудования, инструмента и консультирования. Важным моментом здесь является вовлечение студентов в рационализаторскую деятельность, что повышает их интерес к избранной профессии. Некоторые студенты после выполнения практической работы оформляют её как рационализаторское предложение и участвуют в областных и федеральных конкурсах рационализаторов.

Социальное партнёрство с предприятиями оказывает влияние на разработку и применение программных средств обучения.

Учебные планы и программы производственной практики разрабатываются в соответствии с требованиями квалификационных и профессиональных характеристик и согласовываются с предприятием, которые вносят определённые коррективы.

Социальное партнёрство для многих учебных заведений СПО стало естественной формой существования, которое открывает следующее дополнительные возможности:

- упрощается доступ к информации о рынке труда;

- обеспечивается учёт требований работодателей по содержанию подготовки специалистов;

- упрощается процедура корректировки старых и разработка новых учебных материалов и программ, отвечающих стандарту и требованиям работодателей;

- открываются более широкие возможности для организации производственного обучения и практики;

- расширяются возможности трудоустройства выпускников;

- появляются возможности для организации краткосрочной стажировки преподавателей для ознакомления с  новейшими типами оборудования и технологическими процессами.

Социальное партнёрство даёт уверенность выпускникам техникума в завтрашнем дне, в необходимости их участия в создании современных промышленных объектов. Для самих студентов основной задачей социального партнерства и, соответственно, критерием его эффективности является востребованность полученной профессии на рынке труда. В отличие от высшего профессионального образования, где ведущим мотивом обучения остается желание получить высокий социальный статус посредством диплома, студенты СПО рассматривают свою учебу прежде всего как возможность социализироваться, успешно работать и зарабатывать в ближайшее время. Причем растет число молодых людей, которым важен не только сам факт их трудоустройства, но и качество предлагаемой работы, длительность закрепления на рабочем месте, успешная адаптация, возможность карьерного и профессионального роста. Практика показала, что сотрудничество с будущим работодателем во время учебы существенно повышает возможности будущего выпускника достичь желаемого результата.

В качестве примера социального партнёрства возьмём работу с ООО «ТрубоПрофиль».

Для справки: Предприятия ООО «ПрофильСталь», ООО «Завод металлоконструкций»,  ООО «Механический завод» входят в состав ООО «ТрубоПрофиль».

По предварительной договорённости с предприятием были заключены договора на прохождение производственной практики с 28.10.13 по 28.12.13. В течение производственной практики студенты закрепили свои профессиональные и общие компетенции, полученные за время обучения в техникуме, приобрели навыки умения работать на более современном оборудовании, собрали материал для выполнения дипломного проектирования. Руководство предприятия нашли денежные средства для оплаты работы студентов-практикантов, лучшим была повышена заработная плата. По окончании практики студенты получили приглашение на работу, наличие всех социальных выплат, обещание выплатить компенсацию при уходе в армию, а также сохранение места по окончании служба в РА.

п/п

Ф.И.О.

студента

Предприятие, где проходил производственную практику

Предприятие, куда устроился на работу после окончания техникума

1.

Данилов С.Д.

ООО «ПрофильСталь»

ООО «ПрофильСталь»

2.

Калинкин А.В.

ООО «ПрофильСталь»

ООО «ПрофильСталь»

3.

Касаткин И.С.

ООО «Завод металлоконструкций»

ООО «Трубный завод»

4.

Корягин Д.О.

ООО «ПрофильСталь»

ООО «Механический завод»

5.

Копнин Д.Г.

ООО «Механический завод»

обучается на курсах от военкомата

6.

Миронов А.Э.

ООО «Механический завод»

ООО «Механический завод»

7.

Струков М.Ю.

ООО «Механический завод»

ООО «Механический завод»

8.

Тюков Ю.Н.

ООО «Механический завод»

ООО «Трубный завод»

9.

Якушин М.М.

ООО «Механический завод»

ООО «Механический завод»

Аналогичный пример можно привести с такими предприятиями как ООО «Волгореченскмонтажсервис», ООО «НерЛенд», ОАО «Е-4 Центрэнергомонтаж» филиал Волгореченское монтажное управление, ОАО «ИНТЕР РАО – Электрогенерация» филиал «КГРЭС», ООО «Волга-СФАТ».

Информация о наиболее значимых мероприятиях, реализованных    в 2013 году и в 2014 год с участием работодателей.

Год

Наименование мероприятия

Наименование предприятия - социального партнера

Краткое описание мероприятия и его результат

2013

Развитие учебной  базы

филиал ОАО «Костромская ГРЭС»

Приобретение электронного учебно-методического комплекса « Электротехника и электроника. ЭИ. МЭИ» по профессии «Электромонтер по тех. обслуживанию электростанций и сетей».

Проведение олимпиад проф. мастерства

филиал ОАО «Костромская ГРЭС»

Помощь в изготовлении рекламной продукции, награждение победителей.

2014

обновление учебно-материальной базы

филиал ОАО «Костромская ГРЭС»

Приобретение мебели; учебного и учебно-наглядного оборудования, оснащение  учебных кабинетов.

Оснащение образовательных учреждений программно-методическими комплектами

филиал ОАО «Костромская ГРЭС»

Приобретение программно-методических комплектов, учебной литературы.

Организация профориентационной работы

филиал ОАО «Костромская ГРЭС»

Помощь в изготовлении рекламной продукции, организация экскурсий.

Проведение олимпиад проф. мастерства

филиал ОАО «Костромская ГРЭС»

Поощрение победителей.

Примерами мероприятий могут, в частности, быть:

- развитие материально-технической базы профессиональной образовательной организации при участии предприятий – социальных партнеров (оборудование мастерской, лаборатории и т.д., открытие подразделения на базе предприятия и др.);

- организация взаимодействия (в том числе, заключение договоров о сотрудничестве) с предприятиями, реализующими на территории области инвестиционные проекты;

- реализация крупного заказа на подготовку (переподготовку, повышение квалификации) кадров для конкретного предприятия;

- иные значимые мероприятия на усмотрение  профессиональной образовательной организации, в том числе, связанные с деятельностью ресурсных центров, многофункциональных центров, оценкой качества и др.

Таким образом, социальное партнёрство с предприятиями города Волгореченск оказывает большое влияние в совершенствовании подготовки рабочих кадров в «Волгореченском промышленном техникуме». Администрация ВПТ стремится это партнёрство расширить с вновь создаваемыми предприятиями, т.к. считает, что социальное партнерство – решающий фактор совершенствования системы среднего профессионального образования и более качественной подготовки рабочих кадров.                                                                                        

Администрацией и инженерно-педагогическим коллективом  проводится большая работа в этом направлении, так как каждый понимает, что несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Ведь успех в деле формирования системы социального партнёрства в значительной степени зависит от самого учебного заведения среднего профессионального образования, инициативы и понимания всей важности этого дела не только инженерно-педагогическим коллективом, но и самими выпускниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнёрство - путь к успеху!

Социальное партнёрство одна из важных проблем в современном процессе воспитания. Родители заинтересованы в образовании своего ребёнка, но сложно заинтересовать их проблемами самого учреждения, в данно...

Социальное партнёрство - путь к успеху!

Главное в наше время - найти единомышленников, сотрудничество с которыми будет взаимополезным и приятным!...

"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"

Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и р...

Социальное партнёрство: грани взаимодействия лицея и станции юных туристов

В данной статье представлен опыт многолетней совместной работы учителей географии лицея и сотрудников СЮТур по обучению учащихся навыкам туризма, краеведения....

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к социальной действительности в современных условиях

Как помочь ребёну - дошкольнику познакомиться с социальной действительностью? Как научить его наблюдать за объектами и явлениями природы? Данную проблему хорошо осветила в своей работе С.А. Козлова...

Разработка классного часа для 6 класса на тему "Социальная солидарность в современных условиях"

Одна из самых насущных проблем, стоящих сегодня перед человечеством - это проблема мирного сосуществования различных народов, культур, религиозных концессий. Одним из важнейших аспектов воспитательног...