Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к социальной действительности в современных условиях
презентация к уроку

Коркина Наталья Николаевна

Как помочь ребёну - дошкольнику познакомиться с социальной действительностью? Как научить его наблюдать за объектами и явлениями природы? Данную проблему хорошо осветила в своей работе С.А. Козлова

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 6 первой категории Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к социальной действительности в современных условиях Выполнила: учитель – дефектолог Коркина Н.Н

Слайд 2

Особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста ДОШКОЛЬНИКИ - наблюдательны; - любознательны (Хочу всё знать!) - делают свои выводы и умозаключения; - по - разному оценивают ситуацию; - очень эмоциональны.

Слайд 3

ВЗАИМОСВЯЗЬ и ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ Окружающий мир + Природный мир + Социальный мир + Социальная действительность

Слайд 4

Задачи методики работы у детей дошкольного возраста по воспитанию интереса к социальной действительности - Направленные на развитие ребёнка. - Направленные на разработку педагогического механизма воздействия на ребенка.

Слайд 5

Средства ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью Социальная действительность; Предметы рукотворного мира; Игрушки; Художественная литература; Изобразительное искусство.

Слайд 6

Средства получения информации детьми дошкольного возраста Источник –взрослый(контролирует информацию); Источник – художественная литература, музыка, ИЗО (частичный контроль и управление); Источник - «Случайная» информация (взрослый управлять не может).

Слайд 7

Методы ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью (С. А. Козлова) 1. Повышающие познавательную активность; 2 . Повышающие эмоциональную активность; 3. С пособствующие установлению связи между разными видами деятельности; 4. К оррекции и уточнения представлений детей о социальном мире.

Слайд 8

Методы, повышающие познавательную активность Метод вопросов; Элементарный и каузальный( причинный)анализ; Метод повторения (прямое повторение, применение знаний в сходной ситуации, п овторение на опосредованном уровне); Метод решения логических проблем; Метод экспериментирования и опытов.

Слайд 9

М етоды, повышающие эмоциональную активность Игровые приёмы; Игры – драматизации; Сюрпризные моменты, элементы новизны; Юмор и шутка.

Слайд 10

Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности Перспективное планирование; Методика установления связи между разными видами деятельности; Прием опосредованного переключения на другую деятельность.

Слайд 11

Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире 1 блок Уточнение представлений об объективных явлениях социального мира, личностно не затрагивающих ребенка. 2 блок Уточнение и коррекция неадекватных оценок и представлений о явлениях , событиях, фактах, непосредственно касающихся жизни ребенка и его личностного развития.

Слайд 12

Роль взрослого человека в процессе приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности Взрослый Носитель социального опыта, норм и правил общежития . Организатор процесса воспитания и обучения ребенка.

Слайд 13

«Уровни приближенности» в процессе общения взрослого и ребёнка 1 уровень Родители, родственники; 2 уровень Воспитатели, педагоги; 3 уровень Ситуативные контакты(врач, продавец, сторож...); 4 уровень Взрослые, о которых ребёнок слышал, но никогда не видел (СМИ, киногерои...)

Слайд 14

Современная действительность - Взрослые могут ошибаться; - Правильные представления о способах воплощения мечты; - Качественная характеристика труда; - Что такое «отдых»?

Слайд 15

Список используемой и цитируемой литературы Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.

Слайд 16

Спасибо за внимание. Творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

Центр развития ребёнка -  детский сад  №6  первой категории

Консультация для педагогов ДОУ:

 «Воспитание у детей  дошкольного возраста интереса к   социальной действительности в  современных условиях»

подготовила:

учитель – дефектолог

Коркина Н.Н.

Чебаркуль, 2018

       Ознакомление ребенка с социальным миром – проблема острая  и злободневная. Она способна поставить в тупик знающего и опытного педагога, что не удивительно, весь социальный мир современной России противоречив, сложен и не однозначен. Как относимся к нему мы, взрослые, педагоги? Как познакомить с ним детей? Какое отношение  к нему следует сформировать у маленького ребёнка?  Наконец, какими представлениями об окружающем мире познакомить?

     Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо.

Особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста

    Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают мелочи, на которые вроде внимания не обратишь. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх), интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир.

    Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой способности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляется «Почему, зачем?», а потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?»

     Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения. Иногда эти заключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера.

     На характер восприятия социального мира определённое влияние оказывает пол ребёнка. Девочки и мальчики, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают.

     Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Через призму своих эмоций ребёнок видит, воспринимает явления.

Изучая данную проблему  «Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к социальной действительности в современных условиях»  вспомним понятия  «воспитание», «окружающий мир», «природный мир», «социальный мир», «социальная действительность».

Воспитание  –это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
 Окружающий мир - это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле - это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок.

     Природный мир - живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира.

     Социальный мир - люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями.

     Социальная  действительность - конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.

      Между всеми  названными понятиями существуют тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Чтобы воздействовать на процесс воспитания у детей интереса к соц. действительности и  социализации  грамотно и эффективно, нужно владеть определенной методикой, технологией, основанной на теоретических и практических знаниях.

Задачи методики работы с детьми можно разделить на две группы

К первой группе относятся задачи, направленные на развитие ребенка:

· формирование у детей представлений о социальном мире и о самих себе в нем;

· воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру, событиям и явлениям, фактам, в нем происходящим;

· формирование активной позиции, оптимистического мироощущения и способности к преобразованиям, творчеству.

Ко второй группе относятся научно-методические задачи, направленные на разработку педагогического механизма воздействия на ребенка:

· разработка эффективных методов и приемов, способствующих развитию когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка при ознакомлении с социальной  действительностью;

· использование при построении педагогического  процесса всех видов деятельности ребенка   и разных  форм ее организации.

Средства ознакомления детей дошкольного возраста  с социальной действительностью

Эффективность процесса воспитания у  детей дошкольного возраста  интереса  к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог.   Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти две категории - воспитание и обучение - не могут рассматриваться изолированно друг от друга, так как они взаимосвязаны.

     1.  Первым, самым объемным и значимым средством является  сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка питающее его ум и душу. Главная функция, которая возлагается на это средство, - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять  свое место в этом мире как члена людского сообщества,  участника событий.

      Воспитатель составляет «социальный портрет» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой «социальный портрет» входят: описание социальных  объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека    и др.); перечень улиц, площадей с указанием названий и кратким обозначением содержания названий; указание знаменательных дат, которые в текущем год будут отмечаться городом, районом (День города, спортивные соревнования, масленица и др.) и в которых дети смогут принять участие; перечень событий, которые будут иметь место в дошкольном учреждении и группе «день рождения» детского сада, озеленение участка и др.).

        Затем педагог выделяет по каждому пункту то, что доступно и педагогически целесообразно для детей его возраст ной группы, и закладывает соответствующую работу в перспективный план.

2. Средством ознакомления детей дошкольного возраста  социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.

        В любом предмете рукотворного мира заложен социальный  опыт человечества, отражен уровень развития технического прогресса. Мир разнообразен,   поэтому и предметы, окружающие  ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам.     Однако  следует помнить, что не каждый предмет становится  средством познания социального мира, даже если находится  в поле  зрения детей. Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно - для данного ребенка - станет средством познания мира.

     3. Игрушки  выполняют     функцию средства ознакомления детей с социальной  действительностью. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает  уровень технического и социального развития общества даже его ведущие моральные ценности и идеологические  установки.

      Известно, что игрушки различны по назначению и по своим  потенциальным возможностям как средства познания  детьми социального мира. Техническая игрушка поможет малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представления о способности человека воздействовать на окружающий мир.

      Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности. Народная игрушка помогает приобщить ребенка к его национальным корням,  к его  народу, что также очень важно для социализации личности.  Особое место среди игрушек, которые способствуют приобщению детей к социальному миру, отводится кукле, потому что она стимулирует развитие социальных чувств.

     4.Художественная литература – одно из средств воспитания у детей дошкольного возраста интереса к социальной  действительности. Поэтому  важно как можно раньше приобщать детей к литературе. «Крайне важно, - писал В. Брюсов, - чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

        Для того чтобы литература стала средством приобщения детей к социальному миру, необходимо грамотно определять круг чтения дошкольников, принимая во внимание особенности возраста,  психического развития ребёнка, индивидуальные особенности каждого ребёнка в группе,  (8 марта – у ребёнка нет мамы – читаем произведения о бабушке, 23 февраля....,  тем . планирование , «Хотела галка пить» - детям 4 – 5 лет)   Нужно отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, басни, стихи - и разного содержания - познавательные, юмористические, на темы морали. Конечно, определяя круг чтения, необходимо помнить  о возрастных возможностях детей в области восприятия художественных произведений.

        Восприятие текста дошкольниками тесно связано, а часто  и зависит от иллюстраций. Картинки в книге тоже могут стать средством приобщения детей к социальному миру, так как конкретизируют его через наглядность, образность.

    5. Изобразительное искусство помогает воспитывать у детей дошкольного  возраста интерес к социальной  действительности. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства. Отбор произведений осуществляется на основе учета возраста ребенка, его интересов, уровня развития восприятия изобразительного творчества. Это могут быть, например, картины В.М. Васнецова, И.Е. Репина, АИ. Куинджи, А.А Иванова, В.Г. Перова.

      Вывод: ребенок дошкольного возраста знакомится с социальным миром с  помощью разнообразных средств. Именно они становятся  источниками познания мира. Важно лишь понимать, что  объективно являясь носителями информации, средствами познания они становятся при определенных условиях,  а именно при доступности восприятию, соответствии возрастным возможностям восприятия, эмоциональной насыщенности.

Средства получения информации

       Вопрос: Может ли взрослый  организующий процесс воспитания, влиять на источники познания и их восприятие детьми?

     Все средства как источники получения  информации можно разделить на три группы.

     Первая  группа - источники, получение информации из которых вполне контролируется и управляется взрослым.  Вероятно, это лишь сам взрослый, и то при условии, если он контролирует себя, передавая детям информацию о мире).

      Вторая группа - источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная  литература, изобразительное искусство, музыка). При этом влияние взрослого - педагога, родителя - на сам источник, как правило, отсутствует. Производится лишь отбор средств  с   позиции их педагогической целесообразности.

     Третья группа - источники, которыми взрослый управлять практически не может («случайная» информация, которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности).

       Вывод:   Задача педагога - сделать так, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из двух первых  источников, и при необходимости своевременно корректировать информацию, получаемую из источников третьей группы.

Методы ознакомления  детей дошкольного возраста  с социальной действительностью

Светлана Акимовна  Козлова предлагает нам 4 группы методов:

1. методы, повышающие  познавательную активность;

2. методы, повышающие эмоциональную активность;

3. методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;

4. методы  коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире.

Методы ознакомления с социальной действительностью (по С.А. Козловой)

Группы методов

Виды методов и приемов

1.Методы, повышающие познавательную активность

Элементарный и каузальный анализ, сравнение, метод моделирования и конструирования, логические задачи, экспериментирование и опыты, вопросы, повторения

2.Методы, направленные на повышение эмоциональной активности

Игровые приемы, сюрпризные моменты и элементы новизны

3. Методы, способствующие установлению связей между разными видами деятельности

Прием предложения  и обучения способу установления связи, перспективное планирование, прием опосредованного переключения на другую деятельность

4.Методы коррекции и уточнения представлений о социальном мире

Методы повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирования, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, прием повторного выполнения задания, ситуация выбора

1. Методы, повышающие  познавательную активность

      Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

-       Элементарный и каузальный анализ (причинный). В процессе элементарного анализа дети уясняю внешние признаки, как бы расчленяют изучаемое явление на видимые составляющие. Соответствующий такому анализу синтез, тоже как метод познания, помогает представить предмет или явление в целом. Например, дети рассматривают картину с изображением строителя с рабочим  инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым дети определили профессию этого человека.  Также в  занятия   включаются задания  на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Дети могут сравнивать человека, животное  (чем похожи, чем отличаются), игры, поступки проявления чувств и др. Освоенный детьми прием  сравнения помогает им выполнять, задания на группировку и классификацию. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.

-     Метод вопросов. Постановка вопросов детям и воспитания  умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать. В повседневной жизни дети задают взрослым много вопросов. Вопросы разнообразны по тематике, глубине, мотивам. В целом вопросы ребенка позволяют судить о направленности его интересов.  Как правило, на занятиях или по поводу их содержания дети не задают вопросы  воспитателю. Одна из причин такого явления заключается в  сложившемся у детей стереотипе - на занятии вопросы  задает воспитатель, а ребенок лишь отвечает на них. Свободные высказывания дошкольников расцениваются как дисциплинарные нарушения, и поэтому у ребенка вскоре  пропадает интерес к занятиям.

        Детей нужно стимулировать к постановке вопросов на занятиях прямым предложением («Вы хотите еще что-  нибудь узнать о Северном полюсе? Спрашивайте,  я постараюсь ответить»), положительной оценкой, направленной как на сам факт вопроса, так и на его удачную формулировку. В конце  занятия можно оставлять 2-3 мин специально для вопросов детей. Если воспитатель это делает систематически, дети привыкают к данной форме работы и готовы задавать вопросы. Задача педагога при этом - быстро и разумно реагировать на вопросы: на одни ответить сразу (если они касаются  темы сегодняшнего занятия), о других сказать, что это тема следующего занятия.

-     Метод повторения.  Повторение - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать  как ведущий метод или методический прием.

Три формы организации повторения на занятиях по ознакомлению с социальной действительностью.

     1. Прямое повторение - от детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение идет на уровне воспроизведения в той форме и в тех же формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала. Примером может служить повторное рассматривание одной и той  картины, заучивание наизусть стихотворения, повторение  прочтение художественного произведения, репродуктивные  вопросы в беседе и др. Подобное повторение возможно и полезно в конце занятия, когда нужно закрепить только что полученные знания.

      2. Применение знаний в сходной ситуации. Данная форма повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов. «На что похож этот предмет?» Какую сказку  русского народа  напоминает нам  украинская сказка «Рукавичка»? Такая форма повторения приводит к появлению обобщений, способствует  самостоятельному  формулированию выводов, повышает познавательную активность.

      3.  Повторение на опосредованном уровне. К  усвоенным ранее знаниям  ребенок возвращается   в новой ситуации, когда опираться  нужно не на конкретные примеры, а  на сделанные ранее  обобщения, выводы. Например, дети узнали об особенностях зрения у человека и разных животных. В дальнейшем воспитатель, опираясь  на приобретенные  детьми знаниями,  предлагает решить логическую задачу: кто  лучше всех справится  с заданиями увидеть  в темноте; прочитать в книге интересный рассказ? Чтобы решить  такую логическую  задачу, ребенку нужно  восстановить в памяти обобщения, сделанные при ознакомлении с органами  зрения человека и каждого животного в отдельности.

     -   Метод решения логических проблем. 

     -   Метод экспериментирования и опытов.   Используется при познании  живой и неживой природы, но его возможности значительно шире. Данный метод  полезен при ознакомлении с техническими  устройствами и  открытиями, с моральными нормами и др. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

2. Методы и приёмы, повышающие эмоциональную активность

        Эмоциональная активность - это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие  в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться  в экспрессивной  окраске речи, в мимике, жестах, движениях. Показателями воздействиями знаний на ребенка являются  характер его поведения после занятия: вопросы, раздумья, стремление кому-то что-то пересказать.

         Эмоциональный потенциал занятия по  ознакомлению детей  с  социальной действительностью зависит от взрослого.  Педагог не умеющий «заражать» своими эмоциями детей, не сможет вызвать их эмоциональной активности, даже пользуясь для этого специальными приемами. Поэтому так важно  понимать, что умение  педагога  передавать свое отношение   к содержанию  знаний  является необходимым условием влияния  на эмоциональную сферу   ребенка.

- Игровые приемы  повышают качество  усвоения познавательного материала и способствуют  закреплению чувств.

- Игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

-  Сюрпризные моменты и элементы новизны.  Новизну для детей могут создать форма и место проведения занятия, и, конечно, его содержание. В зависимости темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма.

- Юмор и шутка.  Воспитатель всегда должен  быть готов улыбнуться ребенку, вместе с ним посмеяться, пошутить. Веселый, мажорный настрой располагает детей  не только к воспитателю, но и к тому, что он предлагает делать. Дошкольники быстрее откликаются на предложение заниматься, трудиться, играть, если оно сделано весело, с  юмором. Важно только, чтобы шутки были доброжелательными, не обижали детей. Необходимо учить ребенка без обиды принимать и понимать шутки и самому использовать их в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому полезно иногда предлагать детям вспомнить веселый случай из их собственной жизни. Хорошо, если воспитатель и родители рассказывают ребенку о смешных событиях, которые происходили с  ними.

3. Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности

     - Перспективное планирование.  Суть его состоит в том, что детям предлагают подумать, где, зачем и как могут пригодиться то или иное умение, те или иные знания. Например, воспитатель говорит: «Дети, сегодня мы научились лепить овощи и фрукты. Как вы думаете, где мы сможем их использовать? А когда вам может пригодиться умение хорошо лепить?» Рассуждая о возможностях переноса навыков или использования результатов деятельности, дети одновременно видят перспективу развития другой деятельности — игры в магазин, изготовления подарка для кого-то и др.

      -  Методика установления связи между разными видами деятельности. Суть его заключается в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. У человека остается желание продолжить действие и получить желаемый результат, который мысленно он уже увидел. Возникающее противоречие между желанием получить результат и возможностью его получить побуждает к продолжению деятельности или поиску другой деятельности, удовлетворяющей ту же потребность.

    - Прием опосредованного переключения на другую деятельность.  Это привлечение внимания ребенка к новым предметам, просьба научить другого тому, что ребенок умеет сам, предложение найти способ проверки «гипотезы».

4. Методы  коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире

Часто маленький жизненный опыт, особенности психического развития приводят к тому, что у детей складываются не всегда правильные, точные представления, адекватные оценки окружающего. Возникает необходимость уточнять, а иногда и корректировать представления ребенка и формировать соответствующие способы поведения и формы выражения отношений.

Всю работу с детьми в данном направлении можно разделить на два больших блока:

- уточнение представлений об объективных явлениях социального мира, личностно не затрагивающих ребенка;

-  уточнение и коррекция неадекватных оценок и представлений о явлениях, событиях, фактах, непосредственно касающихся жизни ребенка и его личностного развития.

      Работа по первому блоку — это работа на занятиях и в повседневной жизни. Ведущими методами здесь служат повторение, упражнение, наблюдение, экспериментирование и опыты, т. е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании.

     Второй блок направлен на коррекцию и уточнение представлений, приобретенных детьми при стихийном получении информации (собственные наблюдения ребенка за взаимоотношениями людей, их деятельностью, событиями и др.).  Сравнительный  анализ, оценка, разъяснение, воображаемая  ситyация,  совместный поиск выхода из ситyации,  проигрывание положительных ситyаций, обсуждение способа дейcтвия - все эти методы  и  методические приемы используются  в работе педагога. Эта часть деятельности воспитателя наиболее сложна, так как связана с источником негативной информации, которым могут быть и близкие ребенку люди.

       Поэтому для достижения реального успеха важно вести работу и с родителями. С взрослыми можно проводить индивидуальные беседы с просьбой проявлять большую ответственность и требовательность к себе, к своему ведению, высказываниям при детях.

Роль взрослого человека в процессе приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности

        Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил общежития, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения ребенка.

        И первая, и вторая функция реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно.

        Первая функция – взрослый - носитель ценностей - может реализовываться  и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношения, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным " наглядным пособием".

Вторая функция взрослого в социализации личности ребенка - функция организатора процесса передачи социального опыта. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно.

        Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность.

      Всех взрослых, которые так или иначе общаются с ребенком, можно условно подразделить по разным "уровням приближенности". Каждый уровень характеризуется тремя показателями: частотой контактов взрослых и детей, эмоциональной насыщенностью контактов, информативностью.

        К первому уровню следует отнести родителей. Здесь имеют место все три показателя при ведущей роли эмоциональной насыщенности. Близок к этому уровню второй, куда можно было бы и воспитателя дошкольного учреждения.

        Для третьего уровня приближенности характерны ситуативные, даже, может быть, единичные контакты, разная степень эмоциональной и информативной насыщенности. Здесь можно говорить о людях, которых дети наблюдают на улице. в транспорте, а также тех которых они видят редко и наблюдают их в какой то определенной деятельности.

 К четвертому уровню приближенности можно отнести тех взрослых, о существовании которых дети знают, но ни когда не встречали их непосредственно, а может быть, и не могут встретить, если эти герои литературные, из кинофильмов и т.д. В этой форме общения отсутствуют отвлекающие моменты повседневной жизни, и ребенок более глубоко чувствует образы этих людей. Взрослые четвертого уровня приближенности оказывают влияние на социализацию личности ребенка. Их воздействие может быть эмоционально насыщенным и богатым информацией. (Человек - Паук, Русалочка, Барби).

Методика  воспитания интереса детей дошкольного возраста  к взрослым

     На основании научных исследований и достижений практики можно выделить ведущие методы ознакомления детей со взрослыми разного уровня приближенности.

      Первый и второй уровни. Так как для этих уровней характерна эмоциональная близость ребенка и взрослого, ведущим методом являются организация совместной деятельности/различных форм и различного содержания, а также индивидуальное общение взрослых с детьми. Это могут быть совместный труд (хозяйственно-бытовой, труд в природе, оформление помещения к празднику  как в детском саду, так и дома, «мастерская по ремонту игрушек, книг»); совместная художественная деятельность (подготовка совместного концерта, подарков-сюрпризов, рисование единой картины — по методике Т. Г. Казаковой), праздники (дни рождения детей, родителей, воспитателя, спортивные и другие праздники); совместные игры

      Когда воспитатель организует работу по воспитанию отношения взрослым третьего уровня приближенности, ведущим становится метод организации наблюдений. Наблюдение может осуществляться в процессе экскурсий,  в специально созданных ситуациях, когда дети знакомятся с деятельностью взрослых. Важно, чтобы дети знали, что наблюдать.

        Эффективны и подключение детей к деятельности взрослых, этические беседы, чтение художественных произведений, рисование на темы наблюдений игры, труд по аналогии с наблюдением и др.

        

        В силу того что ребенок-дошкольник еще мал, многие склонны думать, что он не в состоянии объективно оценивать взрослого человека, его поступки, действия. Более того, долгие годы педагоги считали целесообразным создавать для ребенка образ взрослого как идеальный, непогрешимый, не подлежащий критике. Ребенку внушалось, что все, что делает или говорит взрослый, единственно верное.  Однако изучение представлений детей об окружающем, о взрослых людях показывает, что дошкольники очень рано начинают дифференцировать свое отношение к людям. В младенческом возрасте малыш, конечно, еще не может объяснить свое отношение, но к одному взрослому он идет с радостью, а при появлении другого плачет. А в 4—5 лет уже появляются довольно ясные оценки: «Мне нравится этот человек, а этот не нравится». В 5—6 лет дети аргументируют свои оценки, и их суждения заслуживают самого внимательного анализа. Ребенок ценит во взрослых людях доброту, умение общаться с ним, отношение к животным, внешнее обаяние, красоту. Дети понимают, что не все взрослые одинаковы, что и они могут совершать отрицательные поступки и действия. При этом желание быть взрослым не пропадает, но образец для подражания становится конкретным, связанным с определенной личностью.        

      Задача педагога — сделать для ребенка привлекательными лучшие черты взрослого человека; не закрывая глаза на недостатки, показать то, что делает человека Человеком, и вселить веру в то, что и он, ребенок, может стать таким же. И для ребенка это должен быть по возможности реальный, конкретный человек.

      Например, изменились подходы к изучению темы по ознакомлению детей с трудом взрослых. Раньше  детей знакомили с разными профессиями, рассказывали о содержании, процессе труда, его общественном значении и направленности. Дети знали (могли назвать) большое количество профессий, однако не могли объяснить, почему, сколько и каких профессий существует, зачем люди работают и что такое работа.

    Можно поставить другую задачу. Не так важно, сколько профессий называет ребенок, а гораздо важнее, чтобы он понял, что труд жизненно необходим, а профессии возникают в ответ на удовлетворение потребности людей в них. Так усиливается и нравственный аспект — трудиться, относиться к труду можно по-разному, и от этого зависят и результат труда, и отношение людей к конкретному человеку. Воспитатель должен убедиться, что дети правильно понимают, что такое работа, что значит трудиться. Затем можно провести фронтальное занятие в виде эвристической (побуждающей к поиску) беседы на тему «Как живется в стране бездельников?». Воспитатель вводит детей в воображаемую ситуацию и предлагает рассказать, что можно увидеть в стране бездельников. Дополнить беседу полезно рассматриванием картинок и последующей их группировкой. На одних картинках изображены результаты безделья, на других — результаты труда людей (груда немытой посуды и аккуратно разложенная в шкафу чистая посуда; перекошенный забор и ровный, выкрашенный краской и др.). Воспитатель предлагает детям самим сделать выводы, что хорошо и что плохо, обосновать высказанное мнение.

        Современные дошкольники, отвечая на вопросы о том, кем и какими они хотят быть, когда станут взрослыми, часто отвечают: «Хочу быть богатым, чтобы у меня было много денег». Хорошо или плохо, что так изменилась ориентация? Не будем судить, это реальная действительность. Наверное, важнее, чтобы ребенок приобретал правильные представления о способах воплощения мечты. Быть богатым — хорошо, но для этого нужно научиться не грабить, а зарабатывать деньги, принося пользу себе и людям. В сегодняшней ситуации такие представления у отдельных детей формируются трудно, так как вокруг много отрицательных примеров, а дети, как известно, не изолированы от социальной жизни. Задача педагога — поддержать мечту ребенка, связать его стремление с желанием трудиться; рассказать о богатых людях, которые помогают инвалидам, детям, вкладывают деньги в благоустройство города и т. п.

       В работе с детьми    важно обратить их внимание на качественную характеристику труда. Трудиться можно по-разному. Можно работать хорошо, добросовестно, творчески. Этот труд радует всех окружающих. О таких людях говорят: «Мастер своего дела, у него золотые руки, ему можно доверить серьезное дело, он не подведет, он всегда все делает хорошо». Если человек с детства привык любое дело выполнять добросовестно, то он будет слышать о себе такие слова и когда станет взрослым. Но порой люди работают плохо, лениво, и тогда бывает плохо всем. Например, строитель поленился, плохо сделал крышу в доме, пошел дождь, и вода залила потолок в квартире. Портной шил пальто, и ему «не захотелось» пришивать пуговицы.

       Также   необходимо    формировать у детей представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают, — значит учить их ценить свободное время, заполнять его разумными и интересными занятиями, видеть красоту жизни, понимать огромное значение отдыха для здоровья и жизнедеятельности человека.

В работе можно выделить несколько направлений: знакомство дошкольников с самим понятием «отдых», формирование представления о необходимости отдыха, ознакомление с возможным содержанием активного отдыха; обучение способам организации самостоятельной деятельности.

      Прежде всего важно дать детям возможность на себе почувствовать значение отдыха. На прогулках, на занятиях физической культурой, на музыкальных занятиях воспитатель предлагает дошкольникам побольше двигаться — прыгать, бегать, танцевать и т. д. — и делать это до тех пор, пока они сами не скажут, что устали и хотят посидеть. Он использует этот момент, чтобы обсудить с детьми, что же произошло — ведь они так любят бегать, прыгать, резвиться. («Почему вы сидите? Прыгайте, бегайте. Вы хотите отдохнуть? Правильно, человек обязательно должен отдыхать, так устроен наш организм. Когда человек отдыхает, он восстанавливает силы. Люди — и взрослые, и дети — отдыхают несколько раз в день и обязательно спят ночью. Отдыхом также может служить смена деятельности: чередование подвижности и покоя».) Полезно предлагать ребенку понаблюдать за людьми: дома (за близкими), во время прогулки, в транспорте; спросить, кто выглядит усталым, чем он отличается от других людей, как ему можно помочь отдохнуть.

       Необходимо подчеркнуть, что отдыхом могут быть и занятия спортом или каким-то другим делом. Хорошо, когда у человека есть свое любимое занятие — рисование, вышивание, игра в шахматы и др. — занимаясь им, человек отдыхает.

      Вывод: Таким образом, воспитание у детей дошкольного возраста интереса к социальной действительности  в  современных условиях   является  процессом длительным и кропотливым, требующим   от нас  знаний, терпения, большой любви к детям.  В этом процессе процесс, в котором «первую скрипку» играет сам ребенок, а мы умело, профессионально и тактично помогаете ему "становиться человеком.

Список используемой и цитируемой  литературы

1. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное  пособие для студентов  средних  педагогических  учебных  заведений       М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недост...

Подготовка к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

В статье рассказывается о подготовк к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.  Ведь   старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)  - ...

Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

"Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала обучения",- писал В.А.Сухомлинский....

«Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста»

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческ...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности дошкольного возраста как сензитивного периода в усвоении знаний, нео...