Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС по математике
статья на тему

Чухломина Ирина Сергеевна

   Примерная программа основного общего образования задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение обучающимися основополагающих понятий и идей. Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного  математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.

Предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС по математике»

   Примерная программа основного общего образования задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение обучающимися основополагающих понятий и идей. Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного  математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.

Предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.

Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД: личностных, метапредметных и предметных.

          Наряду с этим большое внимание уделяется  использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.

Учебный предмет «Математика» согласно одному из базовых документов нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – фундаментальному ядру содержания общего образования «обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности».

Основные цели изучения предмета «Математика» в примерной программе  по математике в основной школе представлены в направлении личностного развития, в метапредметном и в предметном направлениях. В целевые установки особым образом включены ценностные ориентиры содержания предмета «Математика», которые заключаются в формировании способов деятельности, а также в интеллектуальном развитии. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Изучение математики способствует развитию точной и информативной речи, умению отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

При разработке учебных планов образовательным учреждениям, которые осуществляют образовательный процесс в соответствии с ФГОС нового поколения, необходимо руководствоваться Базисным учебным планом основного общего образования. Базисный учебный план представлен в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Согласно базисному учебному плану на обязательное изучение предмета «Математика» в 5 классе отводится 175 учебных часов (по 5 часов в неделю).

Количество учебных часов на изучение предмета в классах с повышенным уровнем математической подготовки может быть увеличено за счет части, формируемой участниками образовательного процесса. В этом случае на изучение математики рекомендуется отводить не менее 6 часов в неделю и включать в содержание предмета дополнительные вопросы, способствующие расширению математического кругозора, освоению математического аппарата и развитию математических способностей обучающихся, например: позиционные системы счисления; признаки делимости на числа, отличные от 2, 3, 5, 9, 10 (например, признаки делимости на 4, на 25); алгоритмы нахождения наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя; разбиение множества натуральных чисел на классы по остаткам от деления; построение на клетчатой бумаге; равносоставленные фигуры; разрезание и составление геометрических фигур, построение паркетов, орнаментов, узоров; решение задач на нахождение равновеликих и равносоставленных фигур и др. Предлагаемые вопросы имеют, безусловно, рекомендательный характер. Их изучение в классах с повышенным уровнем математической подготовки может распределяться в зависимости от имеющихся потребностей обучающихся.

Распределение часов по предмету «Математика» на два учебных года (5 и 6 классы) представлено в примерной программе по математике для основной школы. В таблице 1 содержится распределение часов по математике, рекомендуемых в 5 классе.

Таблица 1

Распределение учебных часов по предмету «Математика» в 5 классе

Количество часов в неделю

Резервное время

Количество часов в год

Базовое изучение предмета

5

15

175

Изучение предмета на повышенном уровне

не менее 6

25

210

В связи с тем, что в настоящее время активно развивается основной государственный экзамен выпускников 9-х классов в новой форме, учителю математики рекомендуется вести пропедевтическую работу с обучающимися. В этой связи необходимо обратить особое внимание на развитие умений обучающихся решать текстовые задачи, выполнять оценку числовых выражений, осуществлять переход от одной формы записи чисел к другой, работать с различными видами представления информации (текстовым, графическим, табличным), строить чертежи.

В состав УМК по математике входят: программа, учебник, методические рекомендации для учителя, рабочие тетради, дидактические материалы, электронные приложения и другое. Основным источником информации при выборе УМК является Федеральный перечень учебников. Оценка учебников с позиции целевых ориентаций ФГОС представлена в таблице.

Таблица 2.

Оценка учебников с позиции ориентации ФГОС

Критерий оценки

Показатели

1

Содержание

Соответствие содержанию примерной программы по предмету

Научность изложения

Наглядность представления информации

Доступность изложения

Отражение межпредметных связей

Использование текстов различных стилей и жанров

2

Методический аппарат учебника

Возможности дифференциации обучения:

– разноуровневость текста;

– разноуровневость заданий

Организация учебной деятельности обучающихся:

– наличие заданий для организации самостоятельной работы;

– наличие заданий исследовательского, экспериментального и творческого характера;

– наличие заданий для организации проектной деятельности обучающихся;

– наличие заданий на моделирование;

– наличие заданий, предполагающих работу в группе;

– наличие заданий на рефлексию;

Формирование приемов умственной деятельности:

– использование общенаучных методов познания: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)

– организация работы с информацией;

– организация действия постановки и решения проблем;

Оценка достижений обучающихся:

– организация текущего контроля;

– организация итогового контроля

3

Воспитательный потенциал учебника

Формирование эмоционально-ценностной сферы ребенка

Патриотическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Эстетическое

Экологическое воспитание

Экономическое воспитание

4

Полиграфия учебника

Качество полиграфического исполнения (текст, иллюстрации)

Наличие аппарата ориентировки

Наличие справочного аппарата

В 5-ых классах   образовательных   учреждений, работающих по ФГОС ООО, необходимо использовать учебники из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих  образовательные программы  общего образования,  утвержденного Министерством образования и  науки Российской Федерации (Приказ № 253 от 31 марта 2014г).

Для реализации стандартов нового поколения в 5 классе рекомендуется использовать следующие учебники:

Учебник

Примечания

1

Башмаков М.И. «Математика. В 2-х частях» 5 класс.

 «Астрель»

Учебник продолжает линию, начатую автором для начальной школы в системе «Планета знаний». Краткие теоретические сведения сопровождаются большим количеством разнообразных учебных заданий. Включены вводные диалоги, исторические беседы, материалы для занятий математического кружка. Большую роль играет наглядный материал, развивающий визуальное мышление, показывающий связь математики с другими частями культурно-исторического наследия.

2

Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. «Математика» 5 класс.  «Просвещение»

Учебник отражает современные методические и педагогические тенденции преподавания математики. Обновлены подходы к изложению традиционных вопросов, позволяющие учесть возрастные особенности пятиклассников, повысить развивающий потенциал обучения. В учебнике в небольшом объеме излагаются вопросы теории вероятностей и математической статистики.

3

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. «Математика»  5 класс.  «Мнемозина»

Учебник позволяет вести разноуровневое обучение, обеспечивает качественную подготовку школьников к изучению систематического курса алгебры и геометрии (в том числе стереометрии) в старших классах, а также смежных дисциплин: физики, химии, географии и др. Учебник обеспечивает преемственность с курсом математики в начальной школе.

4

Гельфман Э.Г., Холодная О.В. «Математика»  5 класс. «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Учебник входит в состав учебно-методического комплекта «Математика» для 5 и 6 классов, который подготовлен в рамках реализации проекта «Математика. Психология. Интеллект» и разработан с учетом основных положений деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов к организации содержания современного школьного математического образования.

5

Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. «Математика»  5 класс. «Просвещение»

По особенностям содержания курс можно охарактеризовать как арифметико-геометрический: в нем усилено внимание к изучению арифметики и представлена наглядно-деятельностная геометрия, а также последовательно изучается вероятностно-статистический материал.

6

Зубарева И.И., Мордкович А.Г. «Математика» 5 класс. «Мнемозина»

Структура учебника дает возможность максимально облегчить учителю подготовку к уроку: упражнения с помощью системы обозначений дифференцированы по трудности в четырех уровнях; в каждом параграфе сформулированы контрольные задания, исходя из того, что должны знать и уметь обучающиеся для достижения ими уровня стандарта математического образования; в конце учебника представлен раздел «Домашние контрольные работы», который поможет педагогу сориентировать учеников на необходимый им уровень трудности. Теоретический материал учебника ориентирован на проблемный подход в обучении, на организацию поисково-эвристической и коммуникативной деятельности школьников. Цветные иллюстрации (рисунки и схемы) обеспечивают высокий уровень наглядности учебного материала.

7

Истомина Н.Б.

« Математика» 5 класс. «Ассоциация ХХI век»

В предлагаемом учебно-методическом комплекте по математике для 5–6 классов получает дальнейшее развитие та методическая концепция обучения, которая реализована в учебно-методическом комплекте по математике для 1–4 классов Н.Б. Истоминой. Суть концепции заключается в целенаправленном развитии мышления всех обучающихся в процессе усвоения программного содержания.

8

Козлов В.В., Никитин А.А., Белоносов В.С. и др. / Под ред. Козлова В.В. и Никитина А.А. «Математика»  5 класс. «Русское слово»

Содержание учебника учитывает преемственность с примерными программами начального общего образования. В содержание основного общего математического образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития обучающихся.

9

Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.

«Математика» 5 класс. «ВЕНТАНА-ГРАФ»

Учебник входит в систему учебников «Алгоритм успеха». Он ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода. Обучающийся становится активным субъектом образовательного процесса, а сам процесс приобретает деятельностную направленность. При этом используются разнообразные формы обучения: работа в паре, группе, использование современных (в том числе, информационных) технологий обучения, а также проектная деятельность обучающихся.

10

Муравин Г.К., Муравина О.В. «Математика»  5 класс. «Дрофа»

В учебнике изложен материал, представленный заданиями различной сложности, исследовательскими и домашними контрольными работами. В учебнике предусмотрена система дополнительных заданий для талантливых детей.

11

Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. под ред. Дорофеева Г.В. и Шарыгиа И.Ф.

«Математика»

«Просвещение»

В учебнике текст  разбит на смысловые фрагменты вопросами, которые позволяют учащимся проверить, как понято прочитанное. Система упражнений делится на три группы, первые две из которых – это группы сложности, а третья – задания на повторение пройденного ранее. В арсенал учащихся включаются такие виды деятельности, как анализ информации, наблюдение и эксперимент, конструирование алгоритмов, исследование и др. Эти виды деятельности явно обозначены в системе упражнений, что позволяет учащимся активно и осознанно овладевать универсальными учебными действиями. Каждая глава завершается рубрикой «Чему вы научились», помогающей ученику проверить себя на базовом уровне усвоения материала и осознанно оценить возможность выполнения заданий более высокого уровня.

12

Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н.

«Математика» 5 класс.

«Провещение»

Учебник ориентирован на формирование вычислительных навыков и развитие мышления учащихся. Основной упор делается на арифметические способы решения.  Содержание и структуру учебника отличает научность, логичность и полнота изложения. Основной методический принцип учебника, заключается в том, что ученик за один раз должен преодолевать не более одной трудности. Система задач позволяет осуществлять межпредметные связи с историей, естествознанием, литературой. В системе упражнений выделены отдельные рубрики по видам деятельности. Каждая глава учебника дополнена историческими сведениями и интересными занимательными заданиями. Эти материалы могут служить основой проектной деятельности.

В настоящее время работаю в 5 классе по учебнику Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. «Математика»  5 класс.  «Мнемозина». Так же активно использую рабочие тетради, входящие в состав УМК как в печатном виде для индивидуальной работы, так и в электронном с помощью интерактивной доски для реализации фронтальной и групповой работы обучающихся.

С недавнего времени появилась возможность использовать на уроках математики мобильный класс, который представляет собой переносные планшеты для обучающихся. Программное обеспечение данных устройств позволяет организовать работу обучающихся с рабочими тетрадями на этапе закрепления материала, повторения, обобщения и систематизации знаний, проводить контроль знаний. Также учитель во время работы с мобильным классом имеет возможность контролировать количество и качество выполненных заданий каждым учеником и, при возникновении затруднений, оказать помощь.

Считаю, что на данный момент я готова к переходу на ФГОС.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение ФГОС по математике в средней школе

Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наря...

Использование учебно-методических материалов для организации дифференцированного обучения математике

В статье автор делает попытку представить элементы системы обучения, которая помогает достигать учебных достижений обучающихся....

Учебно-методическое пособие по УМК Зубарева Мордкович математика 5 класс Тема: сложение и вычитание смешанных чисел

Данная разработка предназначена для учителей математики, использующих в своей работе учебник:И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. Математика – 5. Мнемозина (издания, начиная с 2002 г.)....

Подготовка к введению ФГОС по математике в 5 классе

Материал для учителя математики...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 В данной учебно-методической разработке рекомендованы основные приёмы и методы используемые при проектировании уроков в условиях ФГОС общего образования....