Индивидуальная программа
опыты и эксперименты (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа профессионального развития педагога
Кузнецовой М.А.
(МБОУ «Айшинская СОШ ЗМР РТ»)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.
Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
- Выбор направления и темы самообразования.
- Формулирование цели и задач самообразования.
- Определение круга источников информации.
- Выбор формы самообразования.
- Составление плана самообразования.
- Определение результата самообразования.
- Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Чтобы научить чему-то Ученика, Учитель должен сам много учиться «Scio me nihil scire», что в переводе с латинского – «Я знаю только то, что ничего не знаю». По свидетельству философа Платона, так говорил великий мыслитель Древней Греции Сократ (470—399 до н. э.).
Смысл выражения: чем глубже, обширнее знания человека, чем он мудрее и образованнее, тем яснее он сознает, сколь малы и условны все его познания.
Для реализации своей потребности развития профессионального роста, создание единого открытого образовательного пространства, находясь в котором педагог может выбирать собственный путь развития, определять содержание, формы, варианты становления своего профессионализма была создана данная Индивидуальная программа профессионального развития педагога (ИППРП).
- Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. (Анри Барбюс)
- Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования. (Менделеев Д.И.)
- Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. ( Альберт Эйнштейн)
Моя образовательная траектория выглядит так:
Современная система образования нуждается в высокообразованных и высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий. Образовательная среда школы способствует становлению и развитию современного учителя как профессионала и творческой личности, обладающей высоким уровнем компетентности.
Индивидуальная программа развития педагога разработана на основе программы центра профессионального роста учителя школы, обеспечивающей самоопределение учителя.
Цель программы: повышение инновационной культуры, профессиональное совершенствование, сопровождающее развитие ученика и ведущее к повышению его качества знаний.
Задачи программы:
1.Стимулирование личностно-профессионального саморазвития и непрерывного самообразования
2.Развитие и совершенствование педагогического мастерства, методологической культуры и инновационного потенциала.
3.Обобщение и распространение эффективного педагогического опыта. Знакомство с инновационными методами преподавания педагогов страны
4.Изучение современной литературы и интернет – источников по теме самообразования;
5.Овладение диагностической и мониторинговой методикой;
6.Обеспечение внедрения современных инновационных технологий для формирования учебно – познавательной , коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся, развития личностных и регулятивных УУДД.
Основные направления моей деятельности :
1. В информационной области:
- использование интернет-ресурсов, мультимедийных учебников и обучающих программ;
- создание своей методической копилки «Педагогические идеи».
2. В диагностико-прогматической области:
- диагностика информационных потребностей учащихся;
- диагностика индивидуального стиля учебной деятельности ученика
- диагностика обучения учащихся.
3. В области содержания образования:
- работа по изучению стандартов образования второго поколения;
-дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;
- освоение и пропаганда новых педтехнологий.
4. В инновационной и экспериментальной области:
- работа в творческих группах учителей;
- проведение семинаров и мастер-классов;
- опытно-экспериментальная работа.
5. В области повышения квалификации:
- переподготовка и повышение квалификации;
- участие в методических выставках, профессиональных конкурсах и фестивалях.
«Учитель живёт пока учится». ( К.Д. Ушинский)
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя:
1.Формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих модальностей и способностей обучающихся.;
2. Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью и всему живому на Земле;
3. Совершенствование педагогической компетентности в организации здоровье сберегающей образовательной среды;
4. Формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;
5. Формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ТРИЗ и ИКТ.
6. Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД.
У обучающихся:
I. Повышение качества образования в связи со сформированностью учебно-познавательной компетентности, которое может быть выражено через:
1. повышение количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»;
2. увеличение количества участников и победителей дистанционных олимпиад по предметам;
3. повышение уровня положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики;
4. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, как залог всестороннего развития личности и повышения самооценки.
5. Сформированность исследовательской компетентности, как составляющей учебно – познавательной компетентности, которую можно проследить по результатам диагностики.
II.Изменения взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик» в направлении сотрудничества, научить обучающихся разрешать конфликты, повышение уровня владения монологической и диалогической формами речи, которые свидетельствуют о сформированности коммуникативной компетентности.
III. Повышение навыков саморегуляции обучающихся, обеспечивающих саморегуляцию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценивание, как показатель регулятивных и личностных УУД.
IV. Освоение обучающимися навыков работы с различными источниками информации.
Основные направления деятельности:
- развитие профессиональной компетентности;
- методическая работа;
- инновационная деятельность;
- внеурочная деятельность.
По каждому направлению существуют показатели, виды деятельности и сроки исполнения. Педагогическая деятельность направлена на достижение высокого методического мастерства и распространение педагогического опыта. Учитель реализует идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения учебных предметов.
Поставленные задачи решаются в результате учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности. Их сочетание и системное применение позволяют формировать коммуникативную, социальную и предметную компетенции.
Методическая тема: « Развитие коммуникативных навыков в рамках внедрения ФГОС».
В условиях подготовки к переходу образовательных учреждений на ФГОС второго поколения приоритетной целью школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть – формирования умения учиться. Обучающийся должен сам стать проектировщиком и строителем образовательного процесса.
Ведущая роль отводится проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышению мыслительной активности обучающихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития обучающихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей обучающихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании. Более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности обучающихся; изменения роли учителя в образовательной среде.
Индивидуальная образовательная программа включает в себя:
- непрерывное образование;
- концепцию личностно – ориентированного подхода;
- мотивы развития профессионализма;
- единое образовательное пространство.
Алгоритм написания индивидуальной образовательной программы:
- диагностика профессионального мастерства, самоопределения педагога;
- составление и коррекция индивидуальной образовательной программы;
- реализация индивидуальной образовательной программы;
- рефлективный анализ реализации индивидуальной образовательной программы.
№ п/п | Направление деятельности | Способы достижения | Сроки исполнения |
1. | Прохождение курсов повышения квалификации. | Курсы повышения квалификации учителей | По графику. |
2. | Разработка рабочих программ в условиях перехода на ФГОС нового поколения. | 1.Изучение ФГОС основного общего образования, примерной программы по предметам. 2.Разработать рабочие программы по своим предметам. | июнь (август) |
3. | Организация учебного процесса по английскому языку, истории и обществознанию. | 1.Ведение предмета на базовом и профильном уровнях. 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. | В течение года. |
4. | Посещение семинаров по проблемам перехода на ФГОС . | 1.Августовские предметные секции. 2. Принимать участие в работе педконсилиумов. | Август Регулярно |
5. | Участие в работе школы по внедрению программы перехода на ФГОС. | 1.Организация работы мониторинговой деятельности. 2. Проводить психолого-педагогическую диагностику. | В течение всего периода. |
6. | Применение современных технологий в учебном процессе. | ИКТ технологии, проектный метод, исследовательская деятельность. | В течение года. |
7. | Развитие компетентности в области использования педагогических технологий, форм, методов и приёмов обучения по предмету. | Обобщения педагогического опыта; посещение открытых уроков коллег; открытые уроки и вступления на педсоветах, семинарах. | Регулярно. |
8. | Подготовка учащихся к олимпиадам на школьном, районном, региональном и Российском уровнях | Урочная, внеурочная деятельность. | В течение года. |
9. | Организация работы с одарёнными детьми. | Участие в научно-практических конференциях . | По плану. |
10. | Внеурочная работа по предметам | Интеллектуальный марафон, предметные недели, мастер-классы, защита проектов и др. | Согласно графику. |
11. | Использование проектного метода на уроках. | Создание проектов, защита, опубликование их на сайте класса. | В течение года. |
12. | Формирование информационной компетентности на уроках. | 1.Учебная деятельность. 2. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 3.Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии. 4.Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять | В течение года. |
13. | Проведение открытых уроков, мастер-классов. | 1.Учебный процесс и внеурочная деятельность. 2. Совершенствовать знания современного содержания образования. 3.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 4.Принимать активное участие в работе школьного и районного МО учителей английского языка, истории. | Согласно графику. |
14. | Методическая работа с учениками, родителями | Родительские собрания, анкетирование, собеседование. | По плану. |
15. | Работа в электронной базе данных «Электронный журнал» | Оценки учащихся. | В течение года. |
16. | Деятельность учителя как классного руководителя. | 1.Сопровождение учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности. 2. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии. 3.Вести здоровый образ жизни. | Регулярно. |
17. | Создание и поддержка сайта класса и собственного сайта в сети Интернет. | Разработка уроков, мастер-классы, презентации, рекомендации, видео уроки, новости, фотогалереи. | В течение года. |
О профессиональном развитии учителя, результативности методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:
- победы и призовые места обучающихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до регионального уровней;
- активное участие и призовые места обучающихся в ежегодной научно практической конференции;
- активное участие и призовые места обучающихся в муниципальных и региональных проектах;
- публикации творческих работ обучающихся на школьном сайте;
- высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;
- высокое качество знаний обучающихся по преподаваемым мною предметам;
- успешная адаптация обучающихся при переходе в следующий класс.
Самореализация
Учитель будет считать себя самореализованным, если будет видеть творческий рост и успехи своих учеников
Ожидаемые результаты
Результатом реализации программы являются следующие показатели.
Для учителя:
- Повышение уровня самооценки личности учителя.
- Методическое совершенствование преподавания физики.
- Творческий рост.
Для учащихся:
- Развитие интеллектуальных способностей, логического мышления и научно-исследовательских навыков.
- Повышение качества знаний.
- Профессиональная ориентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 5 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программы по рисованию; ППД, конструированию, ручному труду; развитию психомоторики и сенсорных процессов; ХБТ и привитию навыков самообслуживания; физической культуре составлены для индивидуаль...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 8 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Рабочие программы по чтению, русскому языку, рисованию, СБО, математике, предметно-практической деятельности, конструированию и ручному труду. Программы составлены для индивидуального обучения на...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО НА ДОМУ
СИПР обучающегося индивидуально на дому...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...
Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося индивидуально на дому 2 класса
Рабочая программа развития предназначена для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектульными нарушениями) в условиях надомного обучения для 2 класса...