Анализ работы МО учителей физико-математического цикла за 2014-15 учебный год МАОУ Заревской СОШ с УИОП
статья на тему
Анализ работы МО учителей физико-математического цикла за 2014-15 учебный год МАОУ Заревской СОШ с УИОП
Скачать:
Предварительный просмотр:
В 2014-2015 учебном году в МАОУ Зарёвской СОШ с УИОП продолжило свою работу методическое объединение учителей физико-математического цикла, куда вошли следующие учителя-предметники:
- математика Орлова Е.И., Чабан М.Н.
- математика, информатика Шаповалова В.Н., Федосеева О.В.,
- информатика Амелина И.В.
- физика Шибалкина В.А.
МО учителей физико-математического цикла работало по следующей методической теме: «Создание условий для повышения качества образования в период внедрения новых образовательных стандартов», что тесно перекликается с методической темой школы «Современные образовательные технологии как фактор повышения качества знаний обучающихся».
На 2014-2015 учебный год были поставлены следующие цели и задачи:
Цель: совершенствование педагогического мастерства учителей для усиления мотивации изучения предметов и всестороннего развития личности обучающихся.
Задачи:
- обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, научной, инновационной и методической работы;
- повышение эффективности использования методических и других ресурсов;
- повышение профессиональной компетенции учителя через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий;
- расширение возможностей для повышения квалификации, роста профессионального мастерства и распространения передового опыта педагогических кадров;
- обобщение и внедрение передового опыта использования ИКТ в образовательном процессе;
- изучение результатов работы педагогов с целью совершенствования деятельности методического объединения
Большую роль в педагогической деятельности всех учителей играла самообразовательная работа, в результате которой учителя накапливали опыт, реализовывали его на уроках, выступали на заседаниях МО, давали открытые уроки. Темы самообразования учителей являются продолжением темы нашего МО, расширяют и детализируют её с учётом специфики каждого предмета.
№ | Ф.И.О. учителя | Темы по самообразованию | Формы предъявления и обобщения передового опыта |
1 | Шаповалова Вероника Николаевна | Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках с использованием ИКТ технологий. | Обобщение на школьном уровне 2015г. |
2 | Федосеева Оксана Владимировна | Использование элементов проектно-исследовательских методов и приёмов на уроках математики с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. | Обобщение на школьном уровне 2015г. |
3 | Орлова Евгения Ивановна | Итоговое повторение материала по математике при подготовке к ОГЭ. | Обобщение на школьном уровне 2015г. |
4 | Чабан Марина Николаевна | Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий. | Обобщение на школьном уровне 2015г. |
5 | Амелина Ирина Витальевна | Современные образовательные технологии на уроках информатики | Обобщение на школьном уровне 2015г. |
6 | Шибалкина Валентина Аркадьевна | Современные образовательные технологии по ФГОСу на уроке физики | Обобщение на школьном уровне 2015г. |
В 2014-2015 учебном году курсовую подготовку проходили учителя-предметники:
№ | Ф.И.О. учителя | Наименование курсов | Место прохождения | Количество часов |
1. | Амелина Ирина Витальевна | «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя и преподавателя – организатора ОБЖ в условиях реализации ФГОС» | ГБОУ ВПО «Академия социального управления» | 72 ч. |
2. | Федосеева Оксана Владимировна | «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях», «Реализация ФГОС второго поколения в среднем звене: практикум по метатехнологии» | ГБОУ ВПО «Академия социального управления», ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» | 72 ч. |
3. | Чабан Марина Николаевна | «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)» | ГБОУ ВПО МО «АСОУ» | 72 ч. |
4. | Шаповалова Вероника Николаевна | «Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе» | НОУ ДПО «Институт информационных технологий «АйТи»» | 36 ч. |
В 2014-2015 учебном году из учителей-предметников физико-математического цикла никто аттестацию не проходил. В настоящее время Федосеева О.В., Амелина И.В. имеют высшую квалификационную категорию; Шаповалова В.Н., Чабан М.Н., Орлова Е.И., имеют первую квалификационную категорию; Шибалкиной В.А., учителю физики, рекомендовано пройти курсы повышения квалификации и аттестацию на соответствие занимаемой должности либо на 1 категорию.
Анализируя образовательную и методическую деятельность, можно отметить следующие аспекты:
- реализация цели и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственного стандарта, государственных программ, велась на основе нормативно – правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней; соответствовала нормам СанПиН и была направлена на защиту прав и интересов обучаемых;
- все учителя МО работали по рабочим программам, за основу которых взяты Федеральный государственный стандарт, программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев для 5 – 11 классов;
С учетом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе, учителя работали по следующим учебно – методическим комплектам:
Математика
5 – 6 классы - под ред.Н.Я. Виленкина,
7 – 9 классы (алгебра) - под ред.Ю. Н.Макарычева
7 – 8 классы (геометрия) – под.ред. Л.С. Атанасяна
9 класс (геометрия) – под ред. А.В. Погорелова
10 класс (алгебра) - под ред. Ш.А. Алимова
11 класс (алгебра угл.) - под ред. С.А. Никольского
10-11 классы (геометрия)-под ред. А.В. Погорелова
Информатика
6-7 классы-авторы Л.Л.Босова, А.Ю. Босова, издательство «Бином. Лаборатория знаний»
8-9 классы – автор И.Н. Семакина
10-11 классы –автор И.Н. Семакина
На заседании №5 МО учителей физико-математического цикла было принято решение, что целесообразно использовать в следующем учебном году по математике и информатике в 5-8 классах, по алгебре в 9 классах, по геометрии в 10-11 классах те же УМК, а в 9 классе геометрию продолжить изучать по УМК Атанасяна Л.С., алгебру в 10-11 классах - по УМК Ш.А. Алимова.
В первой четверти 2014-2015 учебного года в школе проводились олимпиады по различным предметам. Всего в школьном туре предметных олимпиад физико-математического цикла приняли участие 167 школьников (27% от общего числа обучающихся МАОУ Заревской СОШ с УИОП).
Математика | 86 |
Информатика и ИКТ | 21 |
Физика | 49 |
Астрономия | 11 |
Предмет | Ф.И.О. | Класс | Место | Учитель |
Математика | Винокурова В. Дубоенко А. Уфимцева В. Булаев М. Голышева А. Демкин Р. Руденко Н. Коткин Р. | 5а 5б 6а 7б 8б 9б 10 11 | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Чабан М.Н. Ордова Е.И. Чабан М.Н. Федосеева О.В. Шаповалова В.Н. Чабан М.Н. Федосеева О.В. Федосеева О.В. |
Физика | Голышева А. Журкина О. Кувшинов В. | 8б 9а 11 | 1 1 1 | Шибалкина В.А. |
Информатика | Эдемов А. | 11 | 2 | Шаповалова В.Н. |
Астрономия | Коткин Р. | 11 | 1 | Шибалкина В.А. |
Анализ работ и результатов показал недостаточное владение обучающимися знаниями и умениями внепрограммным материалом по математике, физике, астрономия и информатике. Победители направлялись на муниципальные предметные олимпиады, но, к сожалению, призеров и победителей во втором туре не было. Учителям-предметникам нашего МО в следующем учебном году необходимо обратить особое внимание на формы работы с одаренными и высокомотивированными детьми.
Необходимо отметить, что Шаповалова В.Н., Федосеева О.В. и Чабан М. участвовали в работе жюри на региональном этапе олимпиады по математике. Федосеева О.В. является членом экспертной комиссии ОГЭ по математике.
В рамках Всероссийской акции «Час кода» международной недели информатики и Дня информатики в России, в школе учителями информатики проводились уроки «Мир Коду» с 4 по 12 декабря 2015 года. Цель акции – привитие интереса школьников к информатике и программированию.
В конкурсе «Интернет – образовательная среда» приняла участие Жукова Ольга, обучающаяся 8а класса, с проектом «Великая Отечественная война в цифрах и статистике» и получила сертификат участника.
В этом учебном году, как и прежде, обучающиеся нашей школы приняли участие во всероссийских и международных конкурсах:
- конкурс – игра по математике «Кенгуру» (4-9 кл.);
- конкурс по информатике «Кит» (6-9 кл.).
Анализ конкурсов будет проведен позже, поскольку результатов еще нет. Учителям-предметникам физико-математического цикла необходимо активнее привлекать обучающихся школы к участию в данных конкурсах с целью развития интереса к предметам.
Учителя-предметники МО с целью обмена опытом приглашали коллег на открытые внеклассные мероприятия в рамках проведения предметной недели и открытые уроки:
№ п/п | Тема урока | Класс | Ответственный за проведение |
«Сложение и умножение числовых неравенств» | 8б | Шаповалова В.Н | |
«Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | 9б | Чабан М.Н. | |
«Формулы приведения» | 10 | Федосеева О.В. | |
«Великие ученые-информатики» | 8б | Амелина И.В. |
Учителя-предметники МО широко используют новые педагогические технологии в своей работе, отслеживают свои результаты и делятся своими достижениями с коллегами. Уроки, новаторские идеи обсуждались и анализировались на заседаниях МО после взаимопосещений открытых уроков.
Особое внимание учителя-предметники МО физико-математического цикла уделяют подготовке обучающихся школы к ОГЭ и ЕГЭ по математике, экзаменам по выбору в выпускных классах. Консультации и индивидуальные занятия в классах проводились согласно графику, утверждённому администрацией школы. На уроках, факультативах, консультациях разбирались как теоретические, так и практические вопросы. Проводились тренировочные и диагностические работы в рамках «СтатГрад», пробные экзамены. Результаты анализировались, вырабатывалась стратегия корректировки пробелов в знаниях обучающихся в течение всего года.
Итоги ОГЭ в 2015 году (учителя Чабан М.Н., Орлова Е.И.):
Всего писало- 48 чел.
В щадящем режиме- 0 чел.
«5» - 11 чел., «4» - 26 чел., «3» - 11 чел., «2» - 0 чел.
Повысили – 9 (геометрия), 8(алгебра)
Соответствие – 23 (геометрия), 30 (алгебра)
Итоги ЕГЭ в 2015году (учитель Федосеева О.В.):
Базовый уровень
Всего писало - 17 человек
«5» - 3 чел., «4» - 9 чел., «3» - 5 чел. , «2» - 0 чел.
Средний (первичный) балл – 13.
Профильный уровень
Всего писало - 21человек
Минимальная граница - 27 баллов
Ниже набрали – 7 уч.
Максимальный балл – 72 балла
Средний балл по ОУ – 35.
Более подробный анализ будет предоставлен позже, результаты будут обсуждаться на первом заседании МО в новом учебном году.
В течение года систематически осуществлялся контроль за выполнением стандартов Основного общего и Среднего общего образования по математике, физике и информатике, выполнением учебных программ, выполнением единых требований к ведению тетрадей, результатами обучения.
Неуспевающие обучающиеся 5-9 классов по итогам 1 и 3 четвертям:
№ | Ф.И. обучающегося | Предмет | Класс | Учитель |
1 четверть | ||||
1 2 3 4 5 6 | Лучин Максим Майоров Максим Зайцев Дмитрий Димитриенко Даниил Смирнова Полина Елсуков Данила | математика математика геометрия геометрия алгебра, геометрия алгебра, геометрия | 6в 6в 7б 7в 8а 7в | Федосеева О.В. Федосеева О.В. Федосеева О.В. Орлова Е.И. Орлова Е.И. Орлова Е.И. |
3 четверть | ||||
Лучин Максим Майоров Максим Зайцев Дмитрий Смирнова Полина Тюрин Артем Алиев Расим Павлов Павел Страшнова Александра Сроджи Михаил Барышев Илья Ульянычев Дмитрий Минаев Никита Гункина Елена Морозов Андрей | математика математика геометрия алгебра физика физика геометрия физика физика алгебра алгебра, геометрия геометрия геометрия, алгебра, физика геометрия, алгебра, физика | 6в 6в 7б 8а 8а 8б 9б 9а 9а 9б 8а 9б 9б 9б | Федосеева О.В. Федосеева О.В. Федосеева О.В. Орлова Е.И. Шибалкина В.А. Шибалкина В.А. Чабан М.Н. Шибалкина В.А Шибалкина В.А Чабан М.Н. Орлова Е.И. Чабан М.Н., Шибалкина В.А Чабан М.Н., Шибалкина В.А |
С целью исправления ситуации названные учителя осуществляли дифференциацию обучения, проводили индивидуальные и дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях.
По данным за год успевают по предметам все обучающиеся во всех классах, кроме Елсукова Данилы, который условно переведен в 8 класс (два за год по геометрии).
В 2014-2015 учебном году проводились контрольные работы внешнего контроля по линии РУО и внутреннего контроля.
Мониторинг результатов внешнего контроля по математике
в 5 классах по линии РУО (1 четверть)
Работу выполняли – 74 уч.
Успеваемость – 100%
Мониторинг знаний обучающихся 5-х классов показал стабильные знания по математике в 5а, 5б классах (выше среднего по муниципалитету), более низкие показатели в 5в и 5г классах. Сильно отстает от среднего показателя решаемость второй части, более трудных заданий. Стабильное качество знаний подтверждены в 5а, 5б и 5г классах.
Более низкие показатели качества знаний по сравнению с результатами 4 классов обусловлены с трудностями перехода из младшего звена обучения в среднее.
Мониторинг результатов внешнего контроля по математике
в 6 классах по линии РУО (1 четверть)
Работу выполняли – 72 уч.
Успеваемость – 100%
Мониторинг знаний обучающихся 5-х классов показал стабильные знания по математике в 6б классе (выше среднего по муниципалитету), более низкие показатели в 6а и 6в классах. Стабильное качество знаний подтверждены в во всех 6 классах.
Анализ результатов внешнего контроля по алгебре в 8 классах (2 четверть)
Работу выполняли – 63 уч.
Успеваемость – 79%
Качество знаний – 25%
Анализ результатов внешнего контроля по геометрии в 7 классах (2 четверть)
Работу выполняли – 55 уч.
Успеваемость – 93%
Качество знаний – 45%
Мониторинг результатов внешнего контроля по информатике
в 8 и 9 классах по линии РУО (4 четверть)
8 классы
Работу выполняли – 67 уч.
Успеваемость – 90%
Качество знаний – 45%
9 классы
Работу выполняли – 40 уч.
Успеваемость – 96%
Качество знаний – 54%
Мониторинг результатов показывает стабильную положительную динамику качества знаний обучающихся 8-х и 9-х классов по информатике и ИКТ.
Традиционно в нашей МАОУ Зарёвской СОШ с УИОП проводятся предметные недели. С 26 по 31 января 2015 года была проведена предметная неделя по математике, физике и информатике. Цель предметной недели – привитие интереса к изучению предмета; расширение рамок учебника; популяризация знаний в области математики, физики и информатики; способствование проявлению и развитию тех или иных наклонностей обучающихся, их творческих способностей; совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.
Проведению недели математики предшествовала серьёзная подготовительная работа. Каждый учитель-предметник проводил одно открытое мероприятие для коллег с целью обмена опытом. При проведении недели использовались различные формы: открытые уроки, викторины, конкурсы компьютерных презентаций и буклетов, творческих работ, стенгазет.
В рамках недели были проведены следующие мероприятия:
Название мероприятия | Дата проведения | Класс | Ответственные за проведение |
Открытие недели Математическая викторина «Эрудит» Игра «КВМ» Выпуск информационной тематической газеты и буклетов Конкурс «Лучшая тетрадь» | 26 января | 5б, 5в 7в 9а, 9б 5-11 | Орлова Е.И. Орлова Е.И. Шаповалова В.Н., Амелина И.В. Чабан М.Н, |
Викторина для пятиклассников «Занимательная информатика» Игра по информатике «Счастливый случай» Конкурс на лучшую тематическую презентацию Калейдоскоп кроссвордов Викторина «Знатоки электричества» Игра «Что? Где? Когда?» Игра для старшеклассников «Информатик – бизнесмен» | 27 января | 5г 8а, 8б, 8в 8а, 8б, 8в 6а, 6б 8а, 8б 9а 10,11 | Амелина И.В. Шаповалова В.Н. Амелина И.В. Чабан М.Н. Шибалкина В.А. Орлова Е.И. Шаповалова В.Н. |
«Своя игра» Игра «Что? Где? Когда?» «Математическое лото» «Физический аукцион» Викторина «Математический поезд» | 28 января | 7а, 8в 8а 7б 7а, 7б 6в | Шаповалова В.Н. Орлова Е.И. Федосеева О.В. Шибалкина В.А. Федосеева О.В. |
Игра «Кто хочет стать отличником?» «Математический калейдоскоп» Парад презентаций «Великие математики» «Математический турнир» | 29 января | 9б 10 11 5а, 5г | Чабан М.Н. Федосеева О.В. Федосеева О.В. Чабан М.Н. |
Итоги конкурса газет и буклетов Итоги конкурса «Лучшая тетрадь» «Угадай мелодию» музыкальная перемена | 30 января | 9а, 9б 5-11 5-11 | Шаповалова В.Н., Амелина И.В. Чабан М.Н. Чабан М.Н. |
Подведение итогов и закрытие недели | 31 января | Шаповалова В.Н. |
Анализируя итоги проведения недели математики, физики и информатики, можно сделать следующие выводы:
- В проведении предметной недели приняли активное участие и проявили высокую творческую активность все учителя нашего МО. На всех открытых мероприятиях присутствовали представители администрации и коллеги-математики.
- Предметная неделя была грамотно спланирована и тщательно подготовлена, что свидетельствует о хорошей постановке внеклассной работы по математике, физики и информатики.
- В проведении предметной недели было вовлечено большое количество обучающихся. Все проведённые мероприятия вызвали живой интерес у школьников и способствовали повышению интереса к предмету.
Проведение предметных недель в школе даёт возможность повысить интерес учащихся к предметам физико-математического цикла, стимулировать их к поиску дополнительных материалов по изучаемым предметам, привлечь талантливых детей к проведению научных исследований и участию в олимпиадах. Материалы, накопленные в рамках проведения предметных недель, можно использовать для самостоятельного создания сценариев различных мероприятий, использовать на уроках, внеклассных мероприятиях и т.д.
В прошедшем учебном году в 5 классах произошел переход на ФГОС второго поколения. Учителя и обучающиеся столкнулись с проблемой обеспечения методическими материалами для реализации этой программы, отсутствия преемственности в обучении. С целью обеспечения преемственности, знакомства с методикой учителей начальных классов посещались уроки математики в 4-х классах учителями–предметниками, работающими в среднем звене.
В течение учебного года контролировалась работа с журналами и прохождение программ, при необходимости корректировалось тематическое планирование. По всем предметам нашего МО программа выполнена. С декабря 2014 года велись электронные журналы по предметам, где выставлялись оценки и выдавались домашние работы. Проверки журналов показали, что в текущем году учителя - предметники аккуратно вели классные журналы, вовремя корректировали тематическое планирование.
Анализ работы методического объединения показывает, что была проделана определённая работа по повышению профессионализма и педагогического мастерства членов МО. Педагоги принимали активное участие в деятельности школьного и районного методических объединений, использовали современные образовательные технологии для повышения качества обучения и подготовки учащихся к итоговой аттестации, добивались активного участия детей во внеурочной деятельности по предметам.
Основные проблемы в работе методического объединения, определившиеся на основе анализа полученных результатов деятельности и качества обучения:
1. Проблемы, «идущие от ученика»
- низкий уровень учебной мотивации учащихся;
- низкий уровень развития интеллектуальных способностей части учащихся;
- недостаточный контроль со стороны родителей за самостоятельной работой учащихся при выполнении домашнего задания;
2. Проблемы материально-технической обеспеченности учебного процесса: отсутствие средств, позволяющих использовать в полной мере ИКТ на уроках (малокомплектный кабинет информатики, отсутствие компьютерного обеспечения в кабинетах математики и физики).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель работы ШМО учителей физико-математического цикла достигнута, задачи, поставленные в 2014 – 2015 уч.году, в основном решены. Работу учителей-предметников МО считать удовлетворительной.
Исходя из анализа проделанной работы, можно сформулировать задачи деятельности МО на 2015 – 2016 уч.год:
- повысить профессиональную квалификацию учителей МО путём работы по теме самообразования, прохождения краткосрочных курсов повышения квалификации;
- совершенствовать профессиональное мастерство учителей через взаимопосещение уроков, участие в семинарах различного уровня
- обеспечить высокий методический уровень всех видов урочной и внеурочной деятельности;
- эффективно использовать современные педагогические технологии, которые создают условия для формирования интеллектуальных, креативных и коммуникативных способностей;
- совершенствовать методы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ;
- продолжать работу по освоению ФГОС ООО по математике, физике, информатике;
- совершенствовать методы подготовки к олимпиадам школьного и регионального этапов; усилить работу с одаренными детьми;
- организовывать участие школьников в олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах;
- продолжить формирование электронного банка дидактического материала;
- обобщать и распространять собственный педагогический опыт через публикации в методических изданиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ работы ШМО учителей физико-математического цикла за первое полугодие 2011-2012 учебного года
образец написания анализа работы ШМО за определенный отчетный период...
Анализ работы МО учителей физико-математического цикла и естественных наук за 2010/2011 учебный год.
В статье приведен текстовый анализ результатов деятельности методического объединения учителей физико-математического цикла и естественных наук за 2010/2011 учебный год. Анализ даёт полное предс...
Планирование работы МО учителей физико- математического цикла на 2013-2014 учебный год
Методическое объединение учителей математики, физики и информатики стремится совершенствовать учебный процесс в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира, изучать...
Анализ работы РМО учителей иностранных языков за 2013 - 2014 учебный год
Анализ работы РМО учителей иностранных языков за 2013 - 2014 учебный год....
Анализ работы ШМО учителей физико-математического цикла за 2014-2015 учебный год.
В 2014-2015 учебном году учителя МО работали над проблемой «Личностно-ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности». Вся методическая работа была напр...
Анализ работы ШМО учителей естественно-математического цикла 2016-2017 учебного года
Руководитель ШМО естественно-математического цикла Семёнова Е.Л. предоставила мне анализ работы нашего цикла, в которой отражена и моя работа....
План работы ММО учителей физико-математического цикла на 2019- 2020 учебный год
Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках в рамках образовательной программы и освоения ФГОС основного общего образования»....