«СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА КАК СТИМУЛ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
учебно-методический материал на тему
Главными задачами организации учебно-исследовательской работы в образовательных учреждениях являются:
- выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческого потенциала;
- развитие художественных и научных способностей на основе углубленного изучения предметов гуманитарного цикла;
- развитие аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и проведения исследований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedsovet.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДНИЕ
«ПЕРХЛЯЙСКАЯ ООШ»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА КАК СТИМУЛ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
ПОДГОТОВИЛ УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:
САФРЫГИН Б.Б.
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
В связи с разработкой и поэтапным внедрением в образовательный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, «Концепции федерального компонента государственных стандартов общего образования» (М., Просвещение, 2008 г.), «Фундаментального ядра содержания общего образования», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М., Просвещение, 2009 г.), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897), Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования. В концепции стандартов констатируется, что «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач». Названные документы заложили основу для реализации стратегии развития исторического и обществоведческого образования. Приоритетной задачей современного образования в целом, в том числе и исторического, становится не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания, менять место работы. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения
Применение системно – деятельностного подхода возможно при обучении любому предмету, и заключается в формировании универсальной целостной системы знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.Стандарты нового поколения, новая форма и содержание государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, экзаменационные материалы государственной (итоговой) аттестации для выпускников 11 класса ориентируют ученика и учителя на проверку уровня развития ключевых компетенций. Основным способом развития ключевых компетенций является новое содержание исторического и обществоведческого образования, применение новых образовательных технологий в деятельности учителя среди которых: проектно- исследовательская деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, включение в образовательный процесс медиа- технологий и ресурсов Интернета.
Объективно, что в современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны.
В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни “здесь” и “сейчас” – вот в чем самоценность уроков истории и обществознании. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
Развивая в учениках именно эти качества, акцент делается на результат обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.
Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт. Это вызывало у учащихся определённые трудности: неверие в свои силы, они не умели оперировать фактами, устанавливать причинно–следственные связи, дети оказывались беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни. Выход был найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых вопросов. Наиболее эффективным в решении данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на современном этапе подобный вид деятельности получил широкое распространение и применение. Однако, достаточно много учителей апробировали практику проекта на своих уроках.
Как педагогическая категория, метод проекта представляет собой совокупность исследовательских проблемных методов обучения. Проектные технологии, возможно, применять при изучении практически всех предметов, и они обеспечивают оптимальные условия для продуктивной деятельности учащихся. Это уже неоднократно отмечалось педагогами. Указанный вид деятельности определяется как личностно-ориентированный, реализующий обучение в сотрудничестве.
Что же такое проект? Это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению поставленной перед ними проблемы (под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы).
Работа над проектом проходит при гибкой поддержке учителя. Для достижения необходимого результата вырабатывается четкая структура действий, которая является основой успеха.
Успешность использования проектов в образовательном процессе зависит, прежде всего, от качественного планирования проектной работы, а именно: выделения отдельных этапов проекта и определения языкового, речевого, информационного и методологического содержания этапов. В педагогике выделяют несколько вариантов разделения на этапы проектно-исследовательской деятельности. Здесь можно указать следующих разработчиков: Р. Райбе и Н. Видал, Д.Л. Фрид-Бут, Ф.Л. Столлер, Е.С. Полат. Их отличительными чертами являются определение различного количества этапов и упор на некоторые из них.
Главными задачами организации учебно-исследовательской работы в образовательных учреждениях являются:
- выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческого потенциала;
- развитие художественных и научных способностей на основе углубленного изучения предметов гуманитарного цикла;
- развитие аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и проведения исследований.
Основные задачи исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществоведения:
1) расширить и углубить знания по учебным предметам;
2) привить школьникам навыки научно-исследовательской деятельности;
3) развивать коммуникативные качества личности школьников;
4) находить и анализировать информацию из различных источников;
5)научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты ;
6) помочь учащимся определиться с выбором профессии, подготовить к успешной сдаче экзамена по истории для дальнейшего поступления в ВУЗ.
Актуальность:
Ключевой фигурой современного образовательного процесса является педагог, способный на высоком профессиональном уровне ответственно решать проблемы образования. Современный учитель - это учитель, который владеет арсеналом методических подходов и приемов обучения, использует современные образовательные технологии, в том числе ИКТ. В качестве одного из эффективных методов технологии обучения мы выделяем проектно-исследовательский, который обеспечивает повышение мотивации к обучению.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи ЗУН школьникам. Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, формирования у учащихся умения ставить и решать задачи. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Как показывает практика, выработать единый алгоритм выполнения проектно-исследовательской деятельности, практически невозможно. Этому имеется ряд причин. Во-первых, возраст участников проекта: младшим школьникам достаточно проблематично провести грамотную аналитическую обработку материала с определением вывода. Во-вторых, смысловая нагрузка проводимой работы и желаемого результата: получение чего-то нового или доказательство существующего. В-третьих, количество задействованных учеников в работе над проектом: индивидуальные, групповые, коллективные требуют собственного плана работы. В-четвертых, имеющиеся возможности для выполнения проекта.
Тем не менее, создание проекта на уроке значительно его обогащает, делает совместную работу учеников и учителя интересной, информативной, познавательной. Процесс обучения в данном случае выходит на новый качественный уровень.
Работа над исследовательским проектом проходит по следующей схеме:
1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта я обычно делаю во время изучения большой темы.
2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, поиск информации.
4. Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.
5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
6. Промежуточное обсуждение полученных данных.
7. Презентация проектов.
8. Коллективное обсуждение. Выводы.
При этом основным принципом является — использование исследовательских проектов разных типов, например:
Исследовательские проекты: «Почему падает активность избирателей на выборах?» и т.д.
Творческие проекты (планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, реферат и т.д.) — «Безумству храбрых - поем мы песню…», «Мораль без политики бесполезна, политика без морали безнравственна».
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то событии, явлении, проблеме) — «Память храня» (о Великой Отечественной войне).
По роду деятельности | По содержанию | По количеству участников | По продолжительности |
- - прикладные - информационные - ролевые - творческие - исследовательские | - монопроекты - метапредметные | - индивидуальные - парные - групповые | -долгосрочные - краткосрочные |
Работая над подготовкой проектов, учащиеся заранее знакомятся с критериями оценки или участвуют в их разработке (в сильных классах, например в профильных). Разрабатывается памятка для учащихся по критериям оценки. Работая над проектом, учащиеся проводят социологические опросы, составляют схемы, таблицы, опорные конспекты, работают с историографическими источниками. Все это позволяет формировать критическое и творческое мышление, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально-активной личности.
Одним из основных принципов в преподавании истории и обществознания является диалог с учащимися, в ходе которого достигается глубокое понимание рассматриваемых тем и открываются перспективы для дальнейшего творческого исследования интересующих вопросов.
Одним из важнейших направлений модернизации современного российского образования является предпрофильная подготовка и профильное обучение.
¨ Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов:
Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности
- представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, сборника);
- выполняются в едином стиле, содержат сноски, примечания, указывающие на источник информации;
- рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
- защищаются в присутствии заинтересованной аудитории
- должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
¨ Что нужно иметь в виду при работе над видеопроектом:
- общая продолжительность видеофильма не должна превышать 10 минут;
- в распоряжение участников должна быть предоставлена необходимая видеоаппаратура ;
- на этапе подготовки к презентации проводится не менее двух консультаций с участием учителя.
¨ Каковы требования к мультимедийной презентации результатов проектной работы:
Подготовка мультимедийной презентации включает в себя следующие этапы: практическая работа в библиотеках, моделирование, обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем, разработка структуры презентации (уточняется в процессе работы), использование дополнительных ресурсов и эффектов в презентации, создание презентации (как правило, с применением программы Power point), демонстрация и защита.
Новые информационные технологии, в частности возможности Интернета, для передачи и получения текстовой, графической, видеоинформации, создание мультимедийной презентации, способствуют применению нетрадиционных методик обучения, формирования практических умений и навыков обучающихся в освоении исторического материала.
¨ По каким критериям оценивать проект?
- значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;
- коллективный характер решений;
- творческая самостоятельность авторов проекта;
- использование дополнительной информации: СМИ, материалы интервью, источники и документы;
- доказательность решений, умение аргументировать свои заключения и выводы;
- оформление результатов проекта;
- форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонента.
ПРИМЕРЫ:
1.Элементы проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, возможно, использовать уже в младшем школьном звене. Например – в 5-ом классе при изучении Древнего мира темы Междуречья. Нам известно, что в данном государстве был необычный вид письменности – клинопись. Древние жители писали на глиняных дощечках методом клиновидных отпечатков на не застывшей глине. В связи с этим учитель может предложить ученикам поставить себя на место жителей Междуречья и попытаться использовать различные виды письма. В результате возникает гипотеза: «Никакой другой вид письменности кроме клинописи в Междуречье был невозможен». Ставятся задачи: 1) Создать необходимые условия для работы над проектом; 2) Экспериментальным методом доказать или опровергнуть предложенную гипотезу. Далее определяется план действий и начинается его осуществление:
Подготовительный этап. Ученикам дается задание приготовить дома «глиняную табличку» - на квадратный лист картона нанести пластилин и деревянную заготовку величиной с ручку, один конец которой остро заточен, а второй в виде штампа-треугольника.
Информативный этап. Здесь учитель ведет рассказ о жизни людей в древнем Междуречье и делает упор на то, что чернила и бумага ещё не были изобретены, и главным материалом выступала глина.
Практический этап. На данном этапе происходит доказательство практичности и удобства клинописи. Первоначально учитель предлагает острой стороной деревянной заготовке написать на «дощечке» какую-либо фразу. При этом указывается на появление «глиняных» катышков, которые при обжиге заполнят собой письменные бороздки и, тем самым, сотрут надпись. Кроме того, после написания фразы учитель предлагает провести пальчиком по надписи с легким нажимом. Результат показывает, что надпись смазывается и её смысл теряется.
Затем, учитель предлагает использовать другой конец деревянной заготовки - штамп-треугольник. Прямым надавливанием на «табличку» ребята получают четкий отпечаток. Возможно написание какой-либо буквы. Затем повторяется предыдущая процедура проверки надписи на прочность. Оказывается, что надпись незначительно деформируется, но сохраняет смысловое значение. Эксперимент можно повторить несколько раз.
Аналитический этап. После проведения эксперимента подводится итог учащимися об удобстве клинописания.
Таким образом, урок получился интересным, информативным. Результаты проведенного исследования надолго сохранятся в памяти учеников.
2.СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ
3.6-9 КЛАСС
Проектно- исследовательская деятельность на основе использования информационно-коммуникативных технологий и Интернет - ресурсов.
Широкое использование информационно компьютерных технологий, применение компьютерных программ в преподавании истории и обществознания дают преподавателю новые, более гибкие возможности подачи материала, обеспечивают совершенно новый подход к общению с учащимися, активизируют различные виды деятельности учащихся, развивая в них умение, самостоятельно изучать и анализировать материал. Информационно коммуникативные технологии позволяют учителю легко варьировать глубину и сложность изучаемой темы урока. Обеспечивая урок видео, музыкальными, художественными и голосовыми фрагментами, электронные учебники и пособия дают возможность учащимся осуществить погружение в определенную историческую эпоху, а также глубоко и объемно систематизировать знания учащихся по истории России изучаемого периода что, несомненно, приводит к качественному повышению уровня знаний учащихся. Презентации учителя, уроки по темам истории из других школ (из Интернета), презентации-проекты учеников из российских школ позволяют детям наглядно увидеть, как можно использовать Интернет-ресурсы в собственной практике, аргументируя свой мнение, иллюстрируя материал, который можно предложить другим людям.
Учащиеся ориентируются на обязательное использование Интернет-ресурсов на всех этапах подготовки исследовательского проекта, представление результатов исследовательского проекта в виде презентаций.
Применяя в педагогической практике самодиагностику усвоения учебной темы с использованием компьютерного тестирования, консультирование по теме исследования в системе работы электронной почты, так же дает положительные результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таким образом, внедряя метод проектно- исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания удается:
Повысить творческую активность учащихся на уроке;
развивать их логическое и критическое мышление;
повысить уровень их конкурентоспособности;
расширить кругозор школьников.
Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности:
• опыт работы с большим объемом информации;
• опыт проведения презентации;
• умение оценивать ситуацию и принимать решения;
• умение работать в коллективе;
• умение структурировать информацию;
• умение индивидуально планировать работу;
• умение работать в команде.
В ходе проектно- исследовательской работы у учащихся появилась возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Отсюда позитивная динамика учебных достижений обучающихся.
Анализируя методику урока-проекта, приходишь к выводу о целесообразности его проведения в рамках образовательной программы. Данный вид деятельности не только способствует распространению смысловой нагрузки, но и обогащает сам урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практико-ориентированного семинара для педагогов школы по организации исследовательской и проектной деятельности с учащимися
Представленный материал поможет вам провести эффетивную подготовку коллег школы по организации исследовательской деятельности с учащимися 1-11 классов...
методическая разработка - « Здоровое питание» организация исследовательской (либо проектной) деятельности детей (серия классных часов для 1-го ( 2-го) курса НПО)
методическая разработка серии классных часов (проекта, исследовательской работы) на тему "здоровое, правильное питание" направлена на достижение следующих целей:пропаганда здорового образа жизни...
Организация исследовательской и проектной деятельности школьников
Важным принципом развивающего образования в школе является демонстрация учащимся конструктивных путей решения актуальных проблем современного общества.Одним из способов реализации данного принципа мож...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Организация исследовательской и проектной деятельности в учреждении дополнительного образования: проблемы и способы их решения
Из опыта работы....
ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Одной из форм работы с одарёнными детьми является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Я работаю учителем татарского языка и литературы в русских группах начальной школы. С...