Содержание и формы методической работы в современной школе
статья на тему
" Содержание и формы методической работы современной школы" - под таким названием проходила районная дистанционная конференция УОМПС Пильнинского муниципального района, участником которой стала директор МОУ Озёрской ОШ Дубинина Н.И.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota_v_shkole.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и формы методической работы современной школы
Дубинина Н.И., директор МОУ Озёрской ООШ
Из года в год повышаются требования к качеству подготовки выпускников основных и средних общеобразовательных школ . А это , в свою очередь , требует постоянного совершенствования учителем своих профессиональных качеств как предметника, как мудрого воспитателя и как детского психолога . Ведь не в каждой школе, особенно сельской , есть школьный психолог. И без методической помощи в данной ситуации никак нельзя обойтись ни опытному педагогу , ни начинающему молодому выпускнику ВУЗа или колледжа. Поэтому грамотный , методически подкованный педагог , болеющий душой за качество образования , развития и воспитания своих учеников - необходимое условие управления качеством знаний в школе . А это невозможно без оптимально организованной методической работы в школе . Для того чтобы методическая работа в школе была направлена на повышение профессионального уровня учителя , его компетенции в вопросах педагогики , психологии , возрастной физиологии , она должна вестись логически обоснованно ,чтобы формы соответствовали содержанию , а содержание вытекало из проблем , решаемых школой . Таким образом , необходима логически выстроенная система методической работы .
Содержание методической работы в школе Вполне правомерно рассматривать методическую работу как важный фактор управления учебно – воспитательным процессом . Она является особым и очень важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации педагогических кадров . Именно поэтому содержание методической работы в нашей школе формируется на основе следующих источников : 1) государственно – правительственные документы , постановления и приказы управления образования молодёжной политики и спорта; 2)программа развития школы ; 3)результаты психолого – педагогических исследований , в том числе исследований по проблемам самой методической работы в школе ; 4)информация о передовом ,инновационном опыте работы ; 5)данные диагностики и прогнозирования состояния УВП ; 6)использование передового педагогического опыта; 7)творческий подход к выбору содержания и планирования методической работы .
Работая над содержанием методической работы в школе после проведения небольших микроисследований ( при посещении открытых уроков , внеклассных мероприятий , заседаний школьных методических объединений учителей , посещения классных часов , анкетировании педагогов ) пришли к заключению , что на ближайшую перспективу необходимо решить проблему повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в связи с обновлением содержания образования и требованиями в изменении в сторону совершенствования всего учебно – воспитательного процесса в целом . Поэтому единой методической темой школ была взята тема «Повышения уровня профессиональной компетентности учителя посредством диагностической и самодиагностической деятельности».
В связи с этим были внесены изменения в Положение о методических объединениях учителей – предметников , целью работы которых стало совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров , посредством самоаналитической и аналитической деятельности .
С 2011 – 2012 учебного года началась работа по разработке методов и средств диагностики , а также использование и корректирования уже имеющихся , и рекомендованных к использованию различными методическими журналами . В связи с некоторыми изменениями в содержании методической работы изменилось и содержание персональных папок - накопителей педагогов. В нём акцент был сделан на работу с диагностическими картами , которая теперь ведётся в двух направлениях :
- диагностика и анализ состояния успеваемости и качества знаний .Этот вид диагностики состоит из анализа указанных критериев по предметам, классам , по отдельным учащимся, которым необходимо педагогическое сопровождение . Проводится в режиме четверти (полугодия) ,и делаются выводы в конце учебного года .
- диагностика и самоанализ педагогической деятельности , которая включает прогнозирование успешности и педагогических затруднений , динамику работы учителя по теме самообразования , а также помогает в коррекции методической работы в школе.
При посещении открытых уроков и внеклассных мероприятий , предметных недель акцент был перенесён на самоанализ урока , внеклассного мероприятия , умение учителя увидеть свои успехи и затруднения . Для определения учительских запросов была проведена работа по изучению затруднений и потребностей учителя в учебно-методической деятельности, целями которой было выявление конкретных методических проблем, которые волнуют учителей, уровня владения методической, а также эффективности методической работы в целом. После обработки результатов, выводы были заложены в планы методической работы на новый учебный год.
Формы методической работы
Методическая работа школы проводится в различных формах . Сгруппируем их следующим образом :
1)Общешкольная работа (работа над единой проблемой школы, педагогические конференции, методические выставки, педагогические чтения ).
2)Групповая работа (школа передового педагогического мастерства , наставничество, методические объединения учителей – предметников , классных руководителей, творческие группы , работающие над актуальной для них проблемой ).
3)Индивидуальная работа ( консультации , самообразование ).
В школе применяются следующие формы методической работы :
- Тематические педагогические советы . В год проводится не менее 3 таких педсоветов.
- Школьные методические объединения учителей – предметников (периодичность проведения заседаний 1 раз в четверть и работа между заседаниями при посещении и анализе уроков и внеклассных мероприятий ) .
- Работа с диагностическими картами , с папками – накопителями , анализ которых проводится на М/О , но конечный итог - аттестация педагогических кадров .
- Психолого – педагогические семинары
- Педагогический консилиум ( обычно по результатам классно - обобщаю-щего контроля ).
- Взаимопосещение и анализ уроков .
- Работа над темами по самообразованию.
- Предметные недели (математики и физики , русского языка и литературы , начальных классов и физической культуры , биологии и химии , истории, экономики и др. ).
- Индивидуальные беседы .
- Методические оперативки ( по новинкам периодических изданий , по ведению документации , по выездам на районные семинары, по выездам в другие школы района , по рекомендациям УОМПС ).
- Курсовая подготовка педагогических кадров .
- Аттестация .
В основном , все формы используются не первый год , но многие из них требуют ещё тщательной отработки , работы над совершенствованием своего содержания .
Педсовет
Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным органом самоуправления педагогических работников школы .Он был и остаётся основной формой проведения методической работы в школе , корректируются только формы его проведения . Распространение получили такие формы как конференция , малый педсовет( про отдельным проблемам), педсовет – круглый стол .
Судить об оптимальности методической работы в школе можно только по показателям результата , которые имеют свои критерии :
1) критерий результативности ( качество образования , развития и воспитания школьников); 2) критерий рациональных затрат времени , экономичности - его наличие стимулирует научный ,оптимизационный подход к организации методической работы; 3) критерий роста удовлетворённости учителей своим трудом .
Поэтому об оптимальности построения методической работы современной школы в условиях системных изменений в образовании можно говорить только тогда, когда она будет удовлетворять всем трём указанным критериям . А для этого ещё нужно много работать над её совершенствованием в условиях своей школы, и чем больше погружаешься в дело , тем больше появляется актуальных проблем , требующих решения , - это как цепная реакция .Ведь всем известно, что учитель живёт , пока учится.
Диагностика затруднений и потребностей учителей
Название диагностируемой позиции | 3 да | 2 отчасти | 1 нет |
Испытываю трудности | |||
1. Моделирование | |||
А) «целеполагания»: | |||
- целей и задач урока | |||
- целей и задач изучения темы (раздела) | |||
- путей мотивации учащихся | |||
Б) «содержания»: | |||
- «порций» подачи материала | |||
- структуры содержания | |||
- формы подачи содержания | |||
В) «организации»: | |||
- адекватно целям, задачам, содержанию | |||
Г) «методики»: | |||
- методов (наблюдения, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый и др.) | |||
- средств (наглядных, технических и др.) | |||
- приемов: - активизации познавательной деятельности - активизации мыслительной деятельности - активизации учебной деятельности | |||
2. Реализация: | |||
А) «целеполагания» | |||
- определение места предъявления целей и задач (начало-конец) урока | |||
- определение способа предъявления целей и задач (учитель-ученик) урока | |||
- «увязывание» целей и задач урока с потребностями учащихся | |||
Б) в преподавании: | |||
- с использованием технологий(элементов): | |||
Коллективного способа обучения | |||
Развивающего обучения | |||
В) в проведении уроков: | |||
- изучения нового материала | |||
- отработки умений и навыков | |||
- обобщения и повторения | |||
- коррекционных | |||
- итоговых | |||
- комбинированных | |||
Г) в организации работы: | |||
- парной | |||
- групповой | |||
- индивидуальной | |||
- фронтальной | |||
- по само- и взаимоконтролю | |||
- по оценке и самооценке | |||
Д) в применении на уроке: | |||
- технических средств обучения (ТСО) | |||
- ЭВТ | |||
- изготовление и применение наглядных средств обучения (НСО) | |||
3. Рефлексия: | |||
А) в выборе: | |||
- оснований для самоанализа | |||
- критериев для анализа деятельности учащихся | |||
- показателей для анализа результатов деятельности учащихся | |||
Б) в проведении: | |||
- анализа | |||
- самоанализа | |||
В) в определении эффективности урока | |||
Есть затруднения: | |||
- знание концепции, новых программ | |||
- знание эффективных методик и технологий преподавания учебного предмета | |||
Хотелось бы: | |||
Послушать: «Подготовка к предметным олимпиадам» | |||
Изучить: - «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе» - «Развитие критического мышления через чтение и письмо» |
Система методической работы в школе – это часть работы с педагогическими кадрами, часть системы повышения квалификации учителей. В главное в методической работе нашей школы - оказание реальной, действенной помощи учителям в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений, а так же необходимых современному педагогу свойств и качеств личности.
Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики преподавания урока индивидуальной работы с учащимися по подготовке к ГИА,ЕГЭ, работе с одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя развитие способностей и природный задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.
Для повышения эффективности функционирования системы методической работы с педагогическими кадрами администрация руководствовалась требованиями практической направленности, научности и конкретности, системной и систематичности оптимального сочетания различных форм и методов работы.
Для определения учительских запросов была проведена работа по заполнению «Индивидуальной карты учебно-методической деятельности», целями которой было выявление конкретных методических проблем, которые волнуют учителей, уровня владения методической, а также эффективности методической работы в целом. После обработки результатов, выводы были заложены в планы методической работы на новый учебный год.
Методические учебы внутри школы была организована целенаправленно для каждого педагога.
Формы задачи методической работы конкретизировались и модифицировались с учетом ситуации ,складывающейся в школе.
В методической работе школы использовались классические и инновационные формы работы.
В своей методической деятельности мы опирались на три деятельности типовых функций. Методической работы в школе:
- функции методической работы по связи « с внешней средой»
- функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу школы
- функции методической работы по отношению к конкретном учителю, классному руководителю, воспитателю, которые реализуют её основную цель – помощь учителю в росте его мастерства, профессиональной компетентности.
В 2011-2012 году коллектив школы работал над следующей методической темой» «Реализация компетентностного, ресурсного и системно-деятельностного подходов как актов совершенствования качества образования, роста результативности и эффективности обучения».
Работа над данной методической темой ведется три года.
Для реализации данной методической темы в школе созданы следующие условия:
- составлен новый учебный план 2004г., позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам и обеспечить уровень, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы. На всех ступенях обучения введена проектная деятельность учащихся
- разработана система(план) мониторинга в основе внутришкольного контроля
- как одно из условий эффективности работы школы, создана система мониторинговое исследования через кластерную модель.
Работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы нашла научный характер и была поставлена на диагностической основе.
В 2013-2014 учебном году перед методической службой школы была поставлена цель: непрерывное совершенствование профессиональной компетентности учителей школы, как условие реализации цели обеспечения изменения в структуре содержаний и организаций образовательного процесса, способствующих совершенствованию качества знаний, росту результативности и эффективности обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении
Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...
из опыта работы "Активные формы методической работы"
Своременные технологии управления образованием: активные формы методической работы"...
Содержание и формы внеурочной работы по истоии
В научно-методической литературе существуют разные термины для обозначения той сферы исторического образования , которая н...
Формы методической работы методических объединений
Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...
Формы организации методической работы в школе
В данной учебно-методическом материале вы найдете рекомендации по организации работы ШМО, используя ее различные формы, которые описаны в данной статье....
анализ методической работы в школе (форма 12)
анализ методической работы в школе...
НОВЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ, АССОЦИАЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Методическая деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Методическая поддержка - это оперативное и перспективное р...