Проект "Социальный капитал школы как средство обеспечения развития УУД"
проект (5 класс) на тему

Слабкова Галина Петровна

  В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, поэтому актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей содержания образования. Формирование универсальных учебных действий развивает способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В основной школе формирование и развитие УУД осуществляется в рамках урочной, внеурочной и внешкольной деятельностей. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8.10.2015.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМАТ  ПРОЕКТА

ФИО

Слабкова Галина Петровна

Территория

Пировский район

ОУ

МБОУ «Кириковская  средняя  школа»

Должность

Учитель

Тема проекта

Социальный капитал школы как средство обеспечения  развития УУД

Актуальность

Требования внешней среды

Ссылка (документ, цитата, другое)

  В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, поэтому актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей содержания образования. Формирование универсальных учебных действий развивает способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В основной школе формирование и развитие УУД осуществляется в рамках урочной, внеурочной и внешкольной деятельностей. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

 «Так же, как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий.

Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности».

Серия «Стандарты второго поколения», Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

Проблема

Проявление

Причина

     Учителя, работающие в основной школе, не знакомы с организацией учебного процесса начальной школы по формированию УУД.

 Не созданы условия в ОУ для изменения образовательного процесса.

 Опыт учителей начальной школы на уровне ООО не тиражируется.

Отсутствие анализа мониторинга по развитию УУД в начальной школе  и его результатов.

Цели, задачи

Цель

Задачи

 Создание условий,    для повышения образовательного  и воспитательного потенциала образовательного процесса,   обеспечивающего  развитие умения школьников учиться, способности  к самосовершенствованию,   саморазвитию и самоопределению.

 

 

1.Выявить   социальный капитал школы.

2. Обеспечить преемственность   в организации учебного процесса начальной и основной школы за счет сохранения основных направлений деятельности школы по развитию УУД.

3. Определить систему развития УУД в основной школе. Предусмотреть возможности расширения проектной и исследовательской деятельности как основного условия развития УУД в основной школе.

 4. Внедрить в практику   работы такие педагогические технологии, методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании предметов позволяющий обучающимся из пассивных слушателей и исполнителей превратиться в активных деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов

5. Вести мониторинг по процессу внедрения эффективных методик, способов, приемов организации учебной деятельности   и их влияние на результативность  развития УУД.

 6. Разработать систему диагностики (мониторинг) развития УУД в основной школе.

Задача

Результат

Критерий результата

Мероприятие

Ресурс, источник

  1.Выявить   социальный капитал школы.

Сформированы творческие группы учителей (диады, триады)

Карта социального капитала

школы

1.Анкетирование.

2.Изучение и анализ карты

педагогического капитала

3.Совещание при директоре (ознакомление с картой социального капитала школы)

Кадровый ресурс.

Пед. коллектив.

2. Обеспечить преемственность   в организации учебного процесса начальной и основной школы за счет сохранения основных направлений деятельности школы по развитию УУД.

 

Выявлены уровни сформированности УУД у учащихся 5 класса на начало учебного года

Аналитическая справка по результатам мониторинга.

Предметная таблица

«Развитие УУД школьников 5 класса»

  1. Мониторинг и анализ результатов развития УУД в началь ной школе.
  2. Заседание учителей, работающих в 5 классе.
  3. Информационный семинар «Основные направления деятельности творческих групп(диад, триад) по развитию УУД в 5 классе
  4. Локальный акт

Кадровый, информационный, управленческий

3. Определить систему развития УУД в основной школе. Предусмотреть возможности расширения проектной и исследовательской деятельности как основного условия развития УУД в основной школе.

Все учащиеся 5 класса участвуют по всем учебным предметам в проектной деятельности

Созданы условия,   для повышения   потенциала образовательного процесса, обеспечивающего развитие УУД в 5 классе.

 

Табло учёта (включённость детей в проектную деятельность)

  1. Заседание групп(диад, триад)
  2. Промежуточный мониторинг по развитию УУД учащихся 5 класса.
  3. Проведение открытых уроков с целью обмена опытом.
  4. Проведение мастер-класса по развитию определенного УУД
  5. Деловая игра «Взаимообучение»

Кадровый(учителя начальной школы)

Управленческий  (Зам. директора поУВР)

Стимулирующий.

  4. Внедрить в практику   работы такие педагогические технологии, методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании предметов позволяющий обучающимся из пассивных слушателей и исполнителей превратиться в активных деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов

Выявлены и применяются в  практике работы учителей    педагогические технологии: ИКТ, проектная технология, игровые технологии, традиционные технологии, приёмы развития критического мышления, методики направленные на организацию деятельностного подхода в образовательном процессе.

 

Табло учёта

  1. Обучающий семинар «Современный урок в основной школе»
  2. Анкетирование
  3. Семинар-практикум (отработка отдельных методик, приёмов на разных предметах)
  4. Отчёт групп (диад, триад)
  5. Взаимопосещение уроков

Кадровый, материально-технический, стимулирующие выплаты

 5. Вести мониторинг по процессу внедрения эффективных методик, способов, приемов организации учебной деятельности   и их влияние на результативность  развития УУД.

Уровень  обученности учащихся 5 класса повысился. На результативность учебного процесса положительное влияние оказывают методики и приёмы критического мышления.

Экспертный лист.

Результаты промежуточного контроля

  1. Контрольные срезы
  2. Внешняя экспертиза достигнутых результатов

Кадровый Управленческий, внешний.

6. Разработать систему диагностики (мониторинг) развития УУД в основной школе.

Определена система диагностики развития УУД для учащихся 5 класса.

Диагностическая карта формирования УУД

(5 класс)

1.Создание группы мониторинга.

2.Разработка критериев по диагностике развития УУД учащихся 5 класса.

  1. Создание локального акта

Кадровый, материально-технический, стимулирующие выплаты, управленческий

        

Дополнительные эффекты, полученные в ходе реализации проекта:

 - повысится уровень обученности, качественная успеваемость  учащихся 5 класса;

-  обучающиеся 5 класса из пассивных слушателей и исполнителей превратятся в активных деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов;

Риски:

-  Ни все педагоги осознают необходимость менять учебный процесс (технологичность).

 - Учащиеся 5 класса   не овладели УУД в начальной школе.

Срок реализации: 1 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников

Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....

Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

Дифференциация и индивидуализация обучения английскому языку в школе как средство эффективности развития потенциала школьников

   В данной работе представлен материал о необходимости использования различных подходов к обучению учащихся.          Одной из актуальных проблем препод...

Лабораторный практикум по физике в основной школе как средство формирования коммуникативной компетенции у обучающихся

Статья раскрывает механизм построения педагогического иследования по данной теме. Автор повествует о возможности и необходимости использования всех средств педагогического процесса для формирования ко...

Нестандартные формы проведения уроков математики в школе как средство повышения уровня познавательной активности учащихся

Еще с давних времен существует процесс обучения молодого поколения, т. е. передача опыта старшим поколением младшему. И всегда существовала проблема поддержания у учащихся интереса к изучаемому матери...