План работы методического объединения учителей русского языка и литературы.
материал по теме

Девяткина Инесса Владимировна

План работы методического объединения учителей русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_mo_uchiteley_rus.yazyka_i_literatury_-_kopiya.docx54.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 Аксайского района

План работы

методического объединения

учителей русского языка и литературы

на 2015-2016 учебный год


Методическое объединение русского языка и литературы работает в 2015-2016 учебном году по проблеме: «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования»

Работают над проблемой:

  1. Джунько Надежда Петровна.

Как подготовить учащихся старших классов к итоговому сочинению по литературе.

  1. Девяткина Инесса Владимировна

Развитие общеучебных умений и навыков через современные педтехнологии и УМК на уроках русского языка и литературы.

  1. Заломнова Елена Викторовна

Реализация требований стандарта второго поколения при изучении литературы в рамках УМК под редакцией Г.С. Меркина.

  1. Рецов Василий Вячеславович.

Проблема регионализации литературного образования в условиях общеобразовательной школы.

  1. Шпак Неля Владимировна.

 Современные формы контроля и проверки знаний при изучении литературы а рамках УМК под редакцией Г.С. Меркина

                 


                    Анализ работы МО учителей русского языка и литературы

                                                       за 2014-2015 учебный год.

       В 2014-2015 учебном году учителя русского языка и литературы школы работали над темой: «Особенности работы при подготовке к сочинению по литературе в старших классах (по учебнику Г.С.Меркина)».

      Главная цель работы – повышение уровня компетентности педагогов в использовании современных методов обучения через повышение качества учебно-воспитательного процесса на основе изучения личности учащихся, формирование положительной мотивации учеников в области русского языка и литературы.

      Вся работа, проводимая в 2014-2015 учебном году, была направлена на реализацию поставленных задач:

      1. Продолжить работу по внедрению новых технологий подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА.

      2. Совершенствовать работу с одаренными учащимися через кружки, факультативы, олимпиады, творческие конкурсы.

3. Повысить эффективность и практическую направленность учебных занятий с целью повышения качества знаний обучающихся.

4. Продолжить внедрение  Федеральных образовательных стандартов второго поколения   по предметам русский язык и литература.

     5. В 2014-2015 учебном году приступить к работе над методической темой: «Особенности работы при подготовке к сочинению по литературе в старших классах (по учебнику Г.С.Меркина)».

      Деятельность МО учителей русского языка и литературы в 2014-2015 учебном году строилась в соответствии с нормативными документами ФГОС, с планом работы МО, общешкольной методической темой.

      Поставленные перед МО задачи были реализованы. На уроках русского языка и литературы педагоги формировали коммуникативные способности учащихся, активизируя метапредметные умения, развивая универсальные учебные действия. В своей работе учителя методобъединения успешно сочетали учебную и внеклассную работу для всестороннего развития личности учащихся. Деятельность учителей и учащихся была результативной, разнообразной и эффективной. Применялись технологии, новые методы работы, мультимедийные средства. В течение года учителя МО повышали методический уровень.

      Шпак Н.В. И Заломнова ЕЕ. Прошли профессиональную переподготовку в ИПК и ПРО. Участвовали в  городских и районных конференциях, конкурсах, семинарах и тренингах. Шпак Н.В. стала лауреатом конкурса «Учитель года 2014» в номинации «Самый классный классный». В единый методический день был представлен из опыта работы классный час «Поступки, которые могут изменить меня» (Шпак Н.В.).

      В соответствии с требованиями ФГОС методическая работа МО была направлена на деятельностный подход к обучению, к усилению метапредметной роли русского языка, к отработке УУД (универсальные учебные действия). Рабочие программы по русскому и литературе были составлены в сооветствии с рекомендациями ФГОС, с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ. Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, всем нормам и требованиям.

       Учебные программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва выдачи программного материала блоками.

       В 2013-2014 уч. г. на уроках использовались ТСО , продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.

Создана методическая копилка печатного контрольного и тестового материала (с использованием ИКТ), презентации по предметам.

       В 2014-15 учебном  году было уделено внимание работе с одарёнными детьми по индивидуальным маршрутам, эти учащиеся участвовали

     -  в исследовательской деятельности - учащиеся 9 – го класса получили второе место за проект « Вы легких путей не искали»;          

     -  в творческих конкурсах  - группа учеников нашей школы стали лауреатами муниципального чемпионата «Дебаты», а ученики Оганисян Соник (5 класс) и Коновалова Дарья (6 класс) стали  победителями турнира «Ораторское мастерство» и награждены дипломами первой степени;

      -  в международном конкурсе «Русский медвежонок – 2014» участвовало 210 человек: есть победители и призеры как в районе, так и в школе;

      -  Лысакова Кристина -  призер в областном конкурсе на лучшее сочинение на тему: «Лучшее письмо»;

      -  Иванов Антон – победитель в Сретенских чтениях;

      -  в олимпиадах -  Григорощук Алексей – призер районной олимпиады;  Пантелеева Анастасия – призер районной олимпиады; Харлабо Игорь награжден дипломом третьей степени по ОПК;

      -   школьная газета «Тропы» №7  в районном конкурсе в октябре 2014 года получила 2-е место, а газета «Тропы» № 8 в районном конкурсе к 70 – ти летию Победы получила 1-е место. В создании этих газет принимали участие ученики 7-а и 7-б классов). Для развития способностей учащихся широко использовались в работе внеклассные мероприятия и индивидуальные занятия.

      Учителя русского языка и литературы в течение всего учебного года вместе с учениками активно посещали спектакли Ростовского музыкального театра и театра имени М.Горького, а также принимали участие в мероприятиях, проводимых библиотеками имени Шолохова и имени Пушкина города Аксая.

      Был проведен конкурс чтецов среди учеников 6-х классов. Участником районного конкурса  « Живая классика» была ученица 6-а класса Коновалова Дарья.

      Для учителей русского языка и литературы наиболее актуальной является проблема подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, в связи с чем педагоги школы ведут элективные курсы и элективные предметы, которые способствуют повышению знаний учащихся по предмету.

      На протяжении учебного года осуществлялся контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся по предметам. Применялись различные формы работы: диктанты, тесты, контрольные работы. В декабре были проведены административные контрольные работы в формате ЕГЭ и ОГЭ в 9-11 классах.

      Работа показала сформированность основных знаний, навыков и умений учащихся,

были проанализированы результаты административных контрольных работ, педагоги ознакомлены с наиболее распространенными ошибками, допущенными учащимися. Были актуализированы знания педагогов по нормативно-правовой базе ЕГЭ. Совместно с учителями выявлены наиболее трудные разделы, темы, курсы русского языка, требующие особого внимания учителей не только в 9, 11 классах, но и в процессе всего обучения русскому языку, намечены основные пути предупреждения ошибок.

            Итоги ОГЭ по русскому языку в 9 классах являются результатом напряжённой работы учащихся совместно с учителем в течение всего учебного года и предыдущих лет.

                                   


Анализ результатов  ОГЭ  2015 года

ОО

МБОУ СОШ № 1

Аксайского

района

Ф.И.О.

учителя

Количество

выпусков.

Задания с кратким ответом (2-14) ср. балл из 13 максимальных

Задание с развернутым ответом

Общий средний балл

по ОО

Средняя отметка

Изложение (1)

Ср. балл из 7 максимальных

Сочинение (15)

Ср. балл из 9 максимальных

Грамотность

Ср. балл из 10 максимальных

9 «б»

Заломнова Е.В.

24

11,7

5,6

7

              8

32

4

9 «в»

Заломнова ЕВ

8

6,8

4,5

4,8

              5

22,5

3

       9 «а»

Шпак Н.В.

20

11

5.6

7.5

              8

32

      4

      Всего:

(если несколько учителей)

52

9.8

5.2

6.4

              7

29

4

                                 


Анализ ЕГЭ по русскому языку в 11 А классе  МБОУ  СОШ  №1 Аксайского района (2014-2015 учебный год)

Всего учащихся 15

Часть 1

Допустили

Ошибки

(кол-во)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

СР.БАЛЛ

22

1

1

0

2

3

4

1

2

2

3

2

9

6

10

1

7

2

3

6

6

8

6

9

0

%

6,7

6,7

13

20

26,7

6,7

13

13

20

13

60

40

66,7

6,7

46,7

13

20

40

40

53

40

60

Часть 2

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Ср. балл

Допустили

ошибки

1

1

2

2

0

1

1

3

0

2

0

2

12,7

%

6,7

6,7

13

13

6,7

6,7

20

13

13

Первичный балл

Тестовый балл

Средний балл

38,8

65,5


Анализ ЕГЭ по русскому языку в 11 Б МБОУ  СОШ №1 Аксайского района (2014-2015 учебный год)

Всего уч-ся: 14

Часть 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Ср.б.

18,7

Допустили ошибки (к-во)

0

3

0

6

7

6

1

7

6

5

4

7

8

11

1

9

6

6

8

8

10

7

6

0

%

-

21

-

43

50

43

7

50

43

36

28,5

50

57

78

7

64

43

43

57

57

71

50

43

-

Часть 2

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Ср.б.

Допустили ошибки

1

8

3

3

1

1

1

3

1

4

0

0

12,4

%

7

57

21

21

7

7

7

21

7

28,5

ПЕРВИЧНЫЙ БАЛЛ

ТЕСТОВЫЙ БАЛЛ

Средний балл

31,4

55,4


Анализ ЕГЭ по русскому языку в 11 –х классах  МБОУ  СОШ  №1 Аксайского района (2014-2015 учебный год)

Всего учащихся 29

Часть 1

Допустили

Ошибки (кол-во)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

СР.БАЛЛ

20,4

1

4

0

8

10

10

2

9

8

8

6

16

14

21

2

13

8

9

14

14

18

13

15

0

%

3,4

13,8

27,6

34,5

34,5

6,9

31

27,6

27,6

20,7

55,2

48,3

72,4

6,9

44,8

27,6

31

48,3

48,3

62

44,8

51,7

Часть 2

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Ср. балл

Допустили

ошибки

2

9

5

5

1

2

2

6

1

6

0

2

12,5

%

6,9

31

17,2

17,2

3,4

6,9

6,9

20,7

3,4

20,7

6,9

Первичный балл

Тестовый балл

Средний балл

35

61

             

Мероприятия, направленные на  улучшение подготовки учащихся

к ОГЭ и ЕГЭ  по русскому языку.

1. На каждом уроке выделять время для комплексной работы с текстом (с использованием элементов тестирования).

2. Учить сравнительному анализу текстов.

3. При анализе литературных произведений больше внимания уделять изобразительно-выразительным средствам языка.

4. Улучшить работу на уроках по лексике и орфоэпии.

5. Тщательно проработать КИМы по русскому языку и литературе и стараться использовать их на каждом уроке.

6. Большое внимание уделять написанию сочинений – рассуждений и других жанров.

         Итоги  ЕГЭ в 11-х классах,  как и итоги ОГЭ, будут темой первого методического заседания в следующем учебном году.

        Подводя итоги работы МО учителей русского языка и литературы, можно отметить, что в этом году она была чуть более успешной в плане количества открытых уроков и не менее продуктивной с точки зрения творческих и учебных итогов.          

       Это говорит о том, что есть над чем работать в будущем. Следует обратить внимание на такие проблемы:

- больше участвовать во всевозможных районных и  областных конкурсах сочинений, что развивает способности детей;

- подготовку чтецов сделать планомерной работой, отрабатывать сценическое мастерство способных детей;

- повышать успеваемость по русскому языку за счёт проведение различных внеклассных мероприятий, вызывая интерес к предмету;

- поддерживать тесную связь с библиотекой, проводить совместные мероприятия;

- уделять больше внимания дифференцированному обучению учащихся и работе в группах.

                                  Задачи МО на 2015-2016 учебный год

1.  Продолжить работу по внедрению новых технологий подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

2.  Совершенствовать работу с одаренными учащимися через кружки, факультативы, олимпиады, творческие конкурсы. Привлекать школьников к участию в школьных, муниципальных, региональных, федеральных мероприятиях, конкурсах, конференциях.

3.  Повысить эффективность и практическую направленность учебных занятий с целью повышения качества знаний обучающихся.

4.Тиражировать инновационный опыт педагогов в обновлении содержания предметной области «Филология» в контексте ФГОС ООО;

 5. Продолжить внедрение  Федеральных образовательных стандартов второго поколения   по предметам русский язык и литература.

6.Развивать мотивации педагогов к самообразованию, дальнейшему профессиональному росту, к поиску новых подходов преподавания дисциплин гуманитарного цикла;

7. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, их профессионального уровня посредством выступления на методических заседаниях, работы по теме самообразования, творческих отчетов, публикаций в периодической печати, открытых уроков, обучения на курсах повышения квалификации.

                 8. создание комфортной, экологической, психологически здоровой образовательной среды на уроках русского языка и литературы.

                          Руководитель МО                                        / Девяткина И.В./                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


План работы МО учителей русского языка  и  литературы

на 2015 – 2016 учебный год.

   Направление деятельности                            

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Формы проведения

Ответственные

1.

Аналитическая деятельность

1. Анализ работы за учебный год.

Сентябрь

Отчет

Шпак Н.В.

2. Мониторинг профессиональных затруднений и информационных потребностей учителей

В течение года

Совместная работа

Руководитель ШМО

3.Анализ независимых контрольных работ.

Октябрь

Совместная работа

Руководитель ШМО.

4. Анализ результатов инновационных работ коллег.

Февраль

Совместная работа

Шпак Н.В.

5. Апробация УМК Разумовской М.М. и Меркина Г.С.

Декабрь-май

Консультац

Джунько Н.П.

6. Анализ посещенных уроков.

Март

Совместная работа

Члены ШМО

7. Анализ результатов деятельности ШМО, определение направлений еѐ совершенствования

В течении года

Руководитель ШМО

2.

Информационная деятельность

1. Вести с курсов.

В течение года

Совместная работа

Члены ШМО

2. Новинки методической литературы.

В течение года

Отчет

Джунько Н.П.

3. Изучение стандарта второго поколения по русскому языку и литературе.

Октябрь-апрель

Совместная работа

Руководитель ШМО

4. Информация о новых программах, учебниках.

В течение года

Совместная работа

Рецов В.В.

5. Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, методической).

В течение года

Члены ШМО

6. Информирование учителей по реализации проекта «Внедрение электронных журналов».

В течение года

Руководитель ШМО

3

Организационно -  методическая деятельность

1. Методическая помощь аттестующимся учителям.

В течение года

Совместная работа

Члены ШМО

2. Курсовая переподготовка.

В течение года

 

 

3. Участие в работе районных творческих группах в рамках сетевого взаимодействия:

В течение года

круглый стол

 

- Педагогическая технология «Дебаты» (Шпак Н.В.)

В течение года

отчет

Шпак Н.В.

- Сочинение(эссе)как форма допуска к итоговой государственной аттестации (Девяткина И.В., Джунько Н.П., Шпак Н.В, Рецов В.В.,Щербань Ж.С.).

В течение года

 

 

4. Участие в РМО (урок, выступления, обмен опытом).

В течение года

Отчет

Руководитель ШМО.

6. Проведение заседаний ШМО (сентябрь, ноябрь, январь, март, май)

7. Разработка рабочих программ и программ  элективных курсов.

Октябрь-апрель

Круглый стол

Члены ШМО

8. Методическое сопровождение подготовки к ЕГЭ.

В течение года

совместная работа

Члены ШМО

9.Изучение дидактического банка и методического обеспечения кабинетов русского языка и литературы.

Члены ШМО

10. Методическое сопровождение подготовки к аттестации по русскому языку в 9 – м классе.

В течение года

совместная работа

Члены ШМО

11. Методическое сопровождение  стандартов второго поколения.

ноябрь-март

семинар

 Члены ШМО

12. Работа с одаренными детьми, исследовательские работы учащихся.

Октябрь-апрель

совместная работа

Члены ШМО

13. Адаптация рабочих  программ (коррекционное обучение) в 5 и 8 классах, составленных Рецовым В.В.

В течение года

Отчет

Рецов В.В.

 14. Конкурс на лучшее  ШМО.

В течение года

совместная работа

 Члены ШМО

15.Сотрудничество с библиотекой им. Пушкина.

В течение года

Отчет

 Члены ШМО

16.Посещение уроков коллег.

В течение года

 

Шпак Н.В.

17. Подготовка и проведение предметной недели .

Сентябрь-декабрь

 

 Члены ШМО

18.Участие во Всероссийском конкурсе сочинений

Сентябрь

Члены ШМО

4.

Консультационная деятельность

1. Консультации по составлению программ с учетом требований новых образовательных стандартов , по различным проблемам.

В течение года

Консультац

Руководитель ШМО

2. Консультации аттестующихся учителей (Шпак Н.В.)

В течение года

 

 Руководитель ШМО

3. Распространение опыта работы учителя Шпак Н.В. «Работа с одаренными детьми».

В течение года

круглый стол

Шпак Н.В.

4.Подготовка учащихся к участию в городских конкурсах, школьной, городской олимпиадах

Сентябрь-декабрь

Члены ШМО

5.Консультация по планированию и организации работы ШМО у зам. директора

В течение года

Руководитель ШМО

6.Собеседование по итогам учебного года с педагогами.

май

Руководитель ШМО


План работы ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №1

 по подготовке учащихся 9-х и 11-х классов к итоговой аттестации на 2015-16 учебный год

Содержание работы

Формы работы

сроки

1.

Экспертиза рабочих программ

Обсуждение

Май, июнь

2

Анализ результатов итоговой аттестации учащихся 9-11 классов за 2014-2015учебный год

Обсуждение

Август

3

Анализ результатов мониторинга уровня обученности учащихся по темам, уровня владения учащимися ключевыми образовательными компетенциями за прошедший учебный год. Анализ диагностический контрольных работ.

Обсуждение

Сентябрь

4

Составление планов итогового повторения с учетом тем, вызывающих затруднение у учащихся.

Круглый стол

Сентябрь

5

Изучение демонстрационного варианта контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ и ОГЭ 2016 по русскому языку и литературе. Кодификатора требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений.

Сообщение

Октябрь, ноябрь

6

Включение в систему промежуточного контроля проверочных работ в тестовой форме, включающих различные по форме задания (с выбором ответа, кратким ответом, развернутым ответом), а также задания вызывающие затруднения у учащихся на ЕГЭ и ОГЭ.

Письменные контрольные работы. Компьютерное тестирование

Декабрь, апрель

7

Апробация новых УМК

Семинар

 Сентябрь

8

Проведение учителями ШМО индивидуальных консультаций учащихся и их родителей

Консультация

Еженедельно

9

 Проведение независимого тестирования по типу ЕГЭ и ОГЭ учащихся 9-х,10-х и 11-х классов

 Тестирование

Декабрь, апрель

10

Анализ результатов независимого тестирования по типу ЕГЭ и ОГЭ учащихся 9-10 классов и промежуточного контроля в других классах.

 Обсуждение

Январь, май

11

Разработка и проведение обучения учащихся сочинениям разных жанров

Обсуждение

В течение года

12

Продолжение изучения опыта учителей школы и учителей других школ по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ (в рамках единого методического дня школы, семинаров РМО и ИПК и ПРО)

Сообщение

 В течение года

13

Знакомство с материалами периодических изданий, посвященных качественной подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ, методической литературы и ЭОР

 Круглый стол

В течение года

14

Проведение семинара «Актуальные проблемы и перспективы развития образования в условиях перехода на ФГОС»

семинар

октябрь

15

 Участие в пробном тестировании

По графику УОААР


Темы заседаний ШМО учителей русского языка и литературы на 2015 – 2016 учебный год 

Заседание № 1. Нормативно-правовые документы и учебно-методическая обеспеченность (август):

  • Анализ работы за 2014– 2015 учебный год Утверждение плана работы на год, утверждение рабочих программ.
  • Анализ результатов ЕГЭ и ГИА за 2014 – 2015 учебный год.
  • Внедрение ФГОС основного общего образования второго поколения.
  • Рассмотрение «Положения о системе отметок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся».
  • Проведение диагностических  контрольных работ.
  • Проведение школьных олимпиад по русскому языку и литературе.
  • Участие в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех».

Заседание № 2. Использование современных технологий в целях повышения качества образования в свете введения ФГОС второго поколения (ноябрь): 

  • Использование компьютерных программ для обучения учащихся.
  • Электронные учебные пособия как средство реализации разноуровнего подхода. Применение ИКТ в целях повышения качества о образования.
  • Подведение итогов школьной олимпиады.

Заседание № 3. Приёмы повышения эффективности урока и качества образования (январь):

  • Проектная работа как средство повышения мотивации у учащихся средних и старших классов.
  • Игровая деятельность на уроке как средство формирования познавательной активности у учащихся 5-6 классов.
  • Подведение итогов успеваемости за I полугодие.

Заседание № 4. Современные требования к учебному процессу для повышения качества образования (март).

  • Стратегия и тактика подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ.
  • Подготовка учащихся 9 класса к прохождению обязательного государственного экзамена.

Заседание № 5. Итоговое заседание (май).

  • Подведение итогов успеваемости.
  • Подведение итогов работы ШМО.
  • Анализ выполнения программ.
  • Экспертиза рабочих программ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы Методического объединения учителей русского языка и литературы на 2011/2012 учебный год

Данная разработка окажет неоценимую помощь руководителям ШМО при составлении плана работы  МО учителей русского языка и литературы на учебный год....

План работы методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №85

Этот документ позволяет познакомиться с этапами деятельности нашего м/о в этом учебном году....

План работы методического объединения учителей русского языка и литературы

План работы методического объединения учителей русского языка и литературы...

План работы Методического объединения учителей русского языка и литературы ГБОУ "Инженерно-техническая школа имени П.Р.Поповича"

Иногда не знаешь, с чего начать составление плана работы. Возможно, предложенный материал поможет не заблудиться в океане методических идей!...

План работы методического объединения учителей русского языка и литературы на 2015-2016 учебный год

План работы методического объединения учителей русского языка и литературы на 2015-2016 учебный год...

План работы методического объединения учителей русского языка и литературы

План работы методического объединения учителей русского языка и литературы и протоколы заседаний....

План работы методического объединения учителей русского языка и литературы.

План содержит цели, задачи, основные направления деятельности  методического объединения учителей русского языка и литературы....